Эта книга рассказывает обо всех присущих нам страхах, от скоротечной паники и тревожности до самых глубинных страхов, с которыми мы можем столкнуться, касающихся нашей жизни и смерти. Речь в ней также идёт об основных источниках страха и тревоги, свойственных всем нам. Автор предлагает практические советы, но не быстрые решения. Он пытается помочь нам кардинально преобразить нашу жизнь и наше восприятие, чтобы мы могли победить страх, а не просто на время подавить его. Для того чтобы стать по-настоящему бесстрашными, он предлагает нам прекратить бежать от своего страха и подружиться с ним. Мы должны научиться улыбаться страху. Это важная часть процесса его обуздания.
Когда я пишу это предисловие, мы переживаем пик жестокого экономического кризиса, прокатывающегося сокрушительными волнами страха и тревоги по всему миру. И мне думается, что сейчас самое подходящее время для подобной книги о работе со страхом. Однако, учитывая человеческую природу и извечную дисгармонию нашего мира, вероятно, попытки разобраться в вопросах страха и бесстрашия никогда не будут лишними или неактуальными.
Чогьям Трунгпа, один из величайших буддийских учителей ХХ века, умер в 1987 году. Но складывается впечатление, будто эти учения о духовном воине и отваге были написаны именно для настоящего момента. Он чувствовал, что Запад и, по сути, весь мир столкнутся с огромными трудностями в XXI веке, и говорил своим ученикам об этих грядущих трудностях одновременно уверенно и беспристрастно. Трунгпа Ринпоче (Ринпоче – это титул для учителей, достигших просветления, он переводится как «Драгоценный») был уверен в том, что человечество сумеет справиться с возможными вызовами, но вместе с тем ничуть не сомневался в том, что трудности эти будут весьма серьёзными. Я неоднократно принимала участие в откровенных беседах об экономическом и политическом будущем Северной Америки и других частей света, которые проводил Ринпоче.
Сам Ринпоче был человеком, воплощавшим в себе бесстрашие и сострадание. В 1950 году его родной Тибет был оккупирован китайскими коммунистами, и в 1959 году, узнав о том, что за его поимку объявлено вознаграждение, он был вынужден бежать из своей страны. Он отправился пешком из отдалённой местности в Восточном Тибете, чтобы искать убежища в Индии, поведя за собой группу из трёхсот тибетцев в путешествие, которое длилось десять месяцев. Само собой разумеется, что они сталкивались с громадными трудностями и имели много возможностей заглянуть в лицо страху.
Основная часть группы была арестована в последние месяцы пути, когда люди перебирались через реку Брахмапутра в Южном Тибете. Лишь немногим более пятидесяти участников сумели благополучно достичь Индии. На протяжении всего этого пути Трунгпа Ринпоче опирался на медитативное понимание как на основу для своих силы и мужества, и он никогда не переставал рекомендовать людям этот подход.
К сожалению, после побега из Тибета он больше никогда не виделся ни с матерью, ни с остальными членами своей семьи. И всё же много лет спустя он выразил чувства глубокого сострадания к Мао Цзэдуну, вождю китайской революции, отдавшему приказ о вторжении в Тибет. В этой книге он делится буддийскими учениями, ставшими фундаментом такого рода сострадательной отваги.
В наше время каждый человек способен пробудить в себе такое же бесстрашие. Вещи, вселяющие в людей ужас, от десятилетия к десятилетию почти не меняются, оставаясь для всех нас практически одинаковыми. Главный страх, с которым мы должны работать, – это боязнь потерять себя. Когда цитадели эго грозит опасность, страх является одним из наших самых сильных защитных механизмов. Начать разбирать стены этой крепости – вот одно из самых больших благодеяний, которые только можно совершить ради себя или кого-то другого.
В этой книге Чогьям Трунгпа использует образ воина для описания подхода, при помощи которого мы можем взрастить в себе бесстрашие и отвагу, – как в нашей духовной практике, так и в повседневной жизни. Ринпоче понял, что для того, чтобы духовность действительно обеспечивала нужды нашей эпохи, светскому и религиозному аспектам следует взаимодействовать куда теснее и глубже. Здесь это находит своё отражение в том, что он использует образы Шамбалы, мифической страны, населённой просветлёнными подданными, которыми правили милосердные монархи. Шамбала знаменует собой стремление построить добродетельное, благое общество и, как символ, подчёркивает важность полноценной вовлечённости в дела нашей повседневной жизни. Говоря о могуществе мира Шамбалы, он отчасти указывает на то, как взаимодействие с мирскими, будничными сторонами жизни может нести в себе трансцендентные, запредельные измерения, демонстрируя, что мир в его нынешнем виде уже содержит в себе достоинство и красоту.
Чогьям Трунгпа говорит о многочисленных уровнях работы со страхом и, в том числе, о том, как правильно вести себя в самых экстремальных ситуациях – например, когда приходится бороться с настоящим врагом, а не только с внутренними препятствиями в нашем уме. В наши дни назрела необходимость быть отважным в глубине своего существа, чему сам он был ярким примером. Работая с наиболее трудными жизненными ситуациями, он хорошо понимал вызовы реальной жизни в современном мире. Он не уклоняется здесь от обсуждения подобных ситуаций. И в то же время Ринпоче говорит о том, как каждый момент может стать возможностью пробудить уверенность благодаря осознанию святости повседневной жизни. Это также является мощным противоядием от страха и тревоги. Одна из поистине замечательных особенностей его подхода заключается в том, что он решительно отвергает агрессию как линию поведения для преодоления препятствий. Глубокий и полноводный колодец доброты – вот источник и основа храбрости воина Шамбалы, практикующего, стремящегося к полной вовлечённости в жизнь, без какого-либо высокомерия и агрессии. Когда нам угрожают, слишком легко ответить гневом. Когда нас бьют, нам хочется дать сдачи. Ринпоче показывает нам альтернативные варианты реагирования, одновременно мощные и свободные от агрессии и деструктивности. Вот та мудрость, в которой мы нуждаемся.
В то же время эти учения не только бескомпромиссны и решительны, но и проникновенны. Они подчеркивают нашу связь с сердцем учений, которое мы могли бы назвать одновременно и сердцем Будды, и сердцем Шамбалы. Любовь, как все мы знаем, невероятно сильна. Чогьям Трунгпа описывает связь с мягкосердечностью и печалью как энергию, обеспечивающую развитие истинной человеческой отваги или воинского духа, снова и снова возвращаясь к этой теме. Ещё одним ключевым элементом является объединение мягкости и твёрдости как составных частей пути воина. Он снова и снова рекомендует практику медитации в качестве ключа к раскрытию этого потенциала возможностей.
В конце концов эта книга рассказывает о том, как быть настоящим, как быть человеком в истинном смысле этого слова. Если мы готовы стать уязвимыми, то благодаря этой уязвимости мы сможем также открыть в себе подлинную непобедимость. Если нам нечего терять, то нас невозможно победить. Если нам нечего бояться, то что может поставить нас на колени?
Я желаю вам насладиться этим путешествием по путям страха и бесстрашия. Пусть оно приведёт вас к подлинной храбрости, пусть оно научит вас бесстрашно улыбаться, и пусть оно принесёт мир и процветание всему живому.