При индуцированном излучении движению электрона возбужденного атома с более высокого уровня на более низкий уровень предшествует поглощение кванта электроном из окружающей среды. Рассмотрим явление такого поглощения. Квант движется из среды к электрону возбужденного атома. Около атомная среда втягивает в себя квант – осуществляется процесс поглощения. При этом квант переносит свою энергию – осуществляется процесс деятельности. До момента столкновения с электроном квант совершает универсальное движение, осуществляется п. п. д., которое, совокупляясь в момент столкновения, в момент поглощения кванта электроном с универсальным движением электрона на верхнем уровне, переходит скачкообразно в новое универсальное движение электрона, направленное к нижнему уровню. Новое, индуцированное универсальное движение электрона тоже осуществляется п. п. д., аналогично случаю спонтанного излучения. При рассмотрении индуцированного излучения момент поглощения квантом электрона – есть момент, скачок от двух универсальных движений: кванта и электрона к качественно новому универсальному движению электрона на нижний уровень – диалектический момент с четко обозначенной точкой отсчета развития материи в пространстве и времени. Этот диалектический момент, эту точку отсчета, этот переход от двух универсальных движений к новому, третьему универсальному движению тоже можно назвать источником развития или узлом диалектики, в котором две пары п. п. д. двух разных движений сменяются одной парой п. п. д. третьего универсального движения. При этом все три универсальные движения имеют одну и ту же генетическую основу: п. п. д. Само движение электрона на новую орбиту в этих случаях спонтанного и индуцированного перехода электрона на более низкий уровень является поглощением с точки зрения существующих научных понятий. Но собственно акт поглощения, несомненно, является концом универсального движения, началом которого был акт излучения. В описанных случаях и спонтанный, и индуцированный переход электрона на более низкий атомный уровень заканчивается актом излучения кванта, который в свою очередь является началом нового универсального движения электрона на новой, более низкой атомной орбите. А новые универсальные движения имеют ту же генетическую основу – п. п. д. Таким образом, объективным внутренним порядком в физике элементарных частиц являются п. п. д., последовательно взаимосвязанные и переходящие одно в другое или в другие в точках, в узлах диалектики.
Рассмотрим, например, некоторые универсальные движения элементарных частиц и их комплексов (атомов, молекул) при рождении, жизни и смерти звезд. Согласно общеизвестной и общепринятой теории звезды зарождаются из газопылевого комплекса, основным компонентом которого является водород в нейтральном атомном состоянии. Каждая отдельная частичка (пылинка, атом, молекула) газопылевого комплекса совершает движение в сторону центра будущей звезды. Не вдаваясь в конкретные подробности таких движений (время, траектория, причины, параметры), можно с несомненностью отметить, что при этом каждая частичка поглощается космическим пространством одновременно с переносом ее массы и энергии по космическому пространству. То есть каждое универсальное движение каждой частички осуществляется п. п. д. в зависимости от совокупного диалектического состояния и самой частички, и окружающей ее среды. Космическое пространство или, в общем случае, окружающая среда может и не поглощать материальную частичку, ту или иную материальную форму, если последняя находится в состоянии абсолютного покоя. Такое состояние пока не обнаружено в материальном мире, и это одна из объективных причин, дающих право автору предложить введение в научную терминологию понятия – "процесс поглощения" как атрибут универсального движения – одна из его внутренних сущностных сторон. Одновременно автору представляется правомерным предложить введение научного понятия – "процесс деятельности" как атрибут универсального движения – вторая из его внутренних сущностных сторон. Понятие "процесс деятельности" пока отождествляется с понятием "универсальное движение" в существующих научных представлениях. Но, как уже показано автором выше в нескольких примерах универсальных движений, понятия "процесс поглощения" и "процесс деятельности" не являются надуманными, чисто абстрактными или абсурдными, а являются существенными, отражающими внутреннюю суть любого универсального движения. При сжатии газопылевого комплекса в протозвезду существенным в энергетическом аспекте является процесс превращения гравитационной энергии в тепловую в виде инфракрасного излучения. Газопылевое облако, сжимаясь, то есть поглощая часть собственной гравитационной энергии, излучает в инфракрасном диапазоне, становится непрозрачным для собственного же инфракрасного излучения, но, продолжая сжиматься, разогревается и превращается в протозвезду (что является общеизвестным научным фактом). Отмеченное превращение энергии являет собой диалектический скачок, диалектический узел при переходе одних универсальных движений в другие, качественно новые, то есть одни п. п. д. переходят в качественно новые другие п. п. д. При достаточном сжатии и нагреве в центральной части протозвезды начинаются термоядерные реакции, что свидетельствует о превращении ее в звезду.
"…сущность ядерных реакций внутри Солнца и звезд состоит в том, что через ряд промежуточных этапов четыре ядра водорода объединяются в одно ядро гелия, причем избыточная масса выделяется в виде энергии, нагревающей среду, в которой происходят реакции…" протон – протонная реакция"… начинается с таких столкновений между протонами, в результате которых получается ядро тяжелого водорода – дейтерия и испускается позитрон и нейтрино…ядро дейтерия поглощает протон, превращаясь в изотоп гелия, который взаимодействует с подобным себе ядром, в результате чего образуется ядро гелия и два протона"3
При первой реакции встречные универсальные движения двух протонов, осуществляемые п. п. д., переходят в три новые универсальные движения: ядра дейтерия, позитрона и нейтрино, – осуществляемые соответствующими новыми п. п. д. Окружающая среда поглощает каждый протон, который при этом же переносит свою массу и энергию, то есть осуществляются п. п. д. Окружающая среда затем поглощает ядро дейтерия, позитрон и нейтрино, которые при этом же переносят свои массу и энергию, то есть осуществляются уже новые п. п. д. При второй реакции встречные универсальные движения ядра дейтерия и протона, осуществляемые соответствующими п. п. д., переходят в новые универсальные движения ядра изотопа гелия и гамма – кванта, осуществляемые соответствующими новыми п. п. д. При третьей реакции встречные универсальные движения двух ядер изотопов гелия, осуществляемые соответствующими п. п. д., переходят в три новые универсальные движения: ядра гелия и двух протонов, – осуществляемые новыми п. п. д. Все три термоядерные реакции образуют цепочку диалектически взаимосвязанных универсальных движений элементарных частиц с единой по сути генетической основой, являющей собой внутренний порядок физики элементарных частиц, единую закономерность.
Общеизвестно явление химической реакции – процесса преобразования электронных оболочек молекул, сущность которого – универсальные движения ионов и электронов. Рассмотрим, например, простейшую химическую реакцию растворения чистого натрия в воде:
Na + H2O = NaOH + H
Na+ + H+ + OH- = NaOH + H+
Данная химическая реакция осуществляется тремя универсальными движениями. Первое движение – сближение атома натрия с гидроксильной группой воды: анион гидроксильной группы стремится поглотить, притягивает к себе катион натрия – процесс поглощения; катион натрия переносит свою массу и энергию к гидроксильной группе – процесс деятельности. Второе движение – переход валентного электрона атома натрия к гидроксильной группе: атом гидроксильной группы притягивает к себе валентный электрон атома натрия – процесс поглощения; валентный электрон переносит свою энергию и массу на орбиту гидроксильной группы – процесс деятельности. Третье движение – испарение катиона водорода из щелочного раствора: раствор выталкивает катион водорода, который переносит свою энергию в атмосферу – процесс деятельности; атмосфера втягивает в себя, поглощает катион водорода – процесс поглощения. В каждом из трех движений имеют место оригинальные, своеобразные п.п.д., которые являют собой внутреннюю сущностную детерминацию, внутреннюю функциональную диалектику этих движений.
Рассмотрим явление ветра, сущность которого – движение воздушного потока, которое также является разновидностью универсального движения. Обобщенной причиной ветра является более высокое или более низкое атмосферное давление в одной из областей воздушного пространства по сравнению с другой, соседней областью. Область пониженного давления втягивает в себя слои воздушного пространства из области повышенного давления – происходит процесс поглощения. При этом осуществляется работа по перемещению какой-то массы воздуха с его энергетическим содержанием на какое-то расстояние – происходит процесс деятельности. Но мы наблюдаем единое движение воздушного потока с вполне определенными и меняющимися внешними параметрами его: направление, скорость, давление, влажность и т. д. П. п. д. этого универсального движения мы не замечаем, хотя они имеют место и предопределяющее, решающее значение в его саморазвитии как его внутренняя сущность, как его внутренняя функциональная диалектика. Причины данного движения воздушных масс являются внешними по отношению к собственно материальной форме, к воздушным массам. Как правило, это нагрев или охлаждение их другими материальными формами, внешними источниками или поглотителями энергии. Реже это бывают взрывы, колебания земной коры или водной поверхности и т. д. Но эти же причины являются внутренними по отношению к собственно движению, являющими собой собственно п. п. д. В данном случае явления ветра и в описании в целом предполагаемого научного открытия речь идет об осуществлении собственно движения, о самодвижении, об осуществлении движения какими-то процессами, порождающими и развивающими собственно движение, то есть о причинах, факторах этого самодвижения. Парой таких факторов самоорганизации, изъявления, развития и являются п. п. д., универсальные по своей сути, но всякий раз оригинальные по своей конкретике. В явлении ветра – это перенос массы и энергии воздушных слоев, объемов и последовательное поглощение их все новыми и новыми участками воздушного пространства. В явлении ветра можно рассмотреть конкретное движение любой молекулы или любого атома, входящих в состав воздуха. Суть явления и суть универсального движения от этого не может измениться, она универсальна и внутренне присуща. Если упредить изъявление процесса поглощения, например, из-за образования области пониженного давления или изъявление процесса деятельности, например из-за образования области повышенного давления, то есть если уровнять, нормализовать атмосферное давление, то не будет и самого явления ветра с его универсальным движением воздушных слоев, масс, отдельных молекул и атомов. Если мы рассматриваем универсальное движение не само по себе, условно выделенное из связей с другими движениями и явлениями, не его внешне наблюдаемые параметры, не его внешнюю отдельно взятую сущность, а хотим познать его внутренние причины, его внутренние взаимосвязи с окружающей средой, то мы обязательно должны прийти и придем к открытию и раскрытию его внутренней функциональной диалектики, его п. п. д. как внутренней причины самодвижения, как его внутренней сущности.
Рассмотрим явление дождя, сущность которого – универсальные движения капель воды из – под облачного пространства к поверхности земли. Причиной этих движений является гравитация, гравитационное взаимное притяжение между каплями воды и Земным Шаром. Гравитационное поле Земли, притягивая капли воды, создает условие для осуществления процесса поглощения этих капель атмосферой и почвой. Капли дождя проходят через воздушное пространство и проникают в почву, то есть среда поглощает их. Можно сказать, что имеет место процесс поглощения капель дождя окружающей средой. То есть собственно движение каждой капли осуществляется оригинальным процессом поглощения, с одной стороны. При этом же одновременно каждая капля переносит свою массу, преодолевает сопротивление атмосферы, совершает удар по поверхности почвы, переносит свою массу через какой-то слой почвы и т. д. при взаимодействии гравитационных полей каждой капли и Земли, то есть осуществляется процесс деятельности. Оба процесса осуществляются одновременно, диалектически взаимосвязанно и относительно друг друга в едином движении, развивая его как целостное уникально – универсальное явление своим двуфакторным противоречием, своей внутренней функциональной диалектикой.
Рассмотрим явление росы, сущность которого аналогична сущности явления дождя. Оно отличается тем, что движения совершают отдельные молекулы воды в процессе конденсации, заканчивающемся на тех или иных поверхностях предметов, расположенных на почве или близко от нее, в формах капель воды – росы. Сущность движений конденсирующихся молекул воды аналогична сущности движений капель дождя. Рассмотрим явление испарения, например, воды, сущность которого – движение молекул воды с поверхностей водоемов, предметов, почвы и т. д. в атмосферу, то есть универсальные движения. В зависимости от диалектического состояния окружающей среды молекулы воды переходят в парообразное состояние и с той или иной скоростью всасываются, втягиваются атмосферой, то есть атмосфера осуществляет процесс поглощения молекул воды. При этом молекулы воды преодолевают притяжение Земли, сопротивление атмосферы, переносят свою массу и энергию, то есть совершается какая-то работа, то есть процесс деятельности. Этими процессами – п. п. д. совершается единое универсальное движение каждой молекулы воды в рамках явления испарения.
Несколько примеров различных видов универсального движения разных материальных форм обнаруживают в себе единую закономерность, подтверждают единство материального мира и являют установленную закономерность реальным принципом осуществления любого и каждого движения любой материальной формы, являют эту закономерность всеобщим принципом развития и одновременно всеобщим принципом единства материального мира. Можно рассмотреть сколько угодно различных явлений и универсальных движений, и всякий раз мы придем к одному и тому же выводу. Установленная закономерность дает начало для раскрытия законов более высокой организации развивающейся материи. Эта закономерность соответствует первому закону материалистической диалектики – закону единства материального мира, конкретизирует и уточняет его. Конкретизирует, в чем именно состоит единство универсальных движений материи; уточняет, каков именно изначальный принцип развития. Анализ приведенных примеров универсальных движений и любого универсального движения четко показывает и всегда покажет, что ни процесс поглощения, ни процесс деятельности, то есть ни одно универсальное движение не может быть бесконечно длительным без перехода исходной формы материи в новую форму, без перехода исходного универсального движения в новое движение. Эти переходы, скачки и являют собой соответствие установленной закономерности второму закону материалистической диалектики – закону перехода количественных изменений в качественные в процессе развития и подтверждение этому закону. Например: при длительном нагревании атомных ядер с постоянным повышением температуры и давления в ограниченном пространстве, в котором находятся эти атомные ядра, последние превращаются в фотоны и в элементарные частицы, то есть в другие материальные формы, имеющие качественно отличительные универсальные движения, нежели движения самих атомных ядер; при длительном подключении к электросети электронагревателя без его охлаждения он превращается из явно мощного потребителя (с большим электрическим сопротивлением), мощного поглотителя электрической энергии в проводник электрической энергии с маленьким электрическим сопротивлением. Эти же примеры четко показывают, что и до качественного перехода, скачка, и после него структурная сущность универсального движения не изменяется. То есть в основе иерархических ступеней развития материи заложена именно установленная закономерность, которая лежит и в основе решения проблемы иерархии уровней организации, раскрывая объективную субординацию отдельных научных дисциплин и применяемых ими методов, скрепляя иерархические ступени в единую лестницу развития материи, которая являет собой и конкретизацию, и развитие второго закона материалистической диалектики. В приведенных примерах универсальных движений материальных форм показана и доказана реальность процессов поглощения и деятельности, осуществляющих каждое универсальное движение именно одновременно, диалектически взаимосвязанно, являющихся относительными, то есть выявляющими отношение как внутреннюю сущность, необособленными, неабсолютными. Единство этих процессов определено уже тем, что они являют внутреннюю сущностную детерминацию, внутреннюю функциональную диалектику целого, единого движения, то есть являются взаимно предполагающими. Если нет условий для осуществления одного из этих процессов, то нет и конкретного движения конкретной материальной формы. Если активной стороной универсального движения является процесс деятельности (пример движения солнечных лучей), стремящийся к бесконечности, то пассивной, тормозящей стороной, является процесс поглощения. Если активной стороной является процесс поглощения (например питание растений), то пассивной, тормозящей, противоборствующей стороной является процесс деятельности. В.И. Ленин писал:
"В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов…"4
Какова сущность предмета – Солнце? Это генератор и излучатель высокотемпературных радиоактивных лучей широкого светового спектра, образующихся в результате цепных термоядерных реакций, происходящих в нем. Термоядерная реакция – это процесс высвобождения внутриядерной энергии из материи, лишенной тепловой энергии, теплового универсального движения. Материя не может существовать без движения. Теоретически движение материи (движение электрона вокруг ядра, движение электрического заряда по поверхности ядра; внутриядерное движение) должно прекратиться при 0оК, то есть материя должна прекратить свое существование. Но материя неистребима. При нуле градусов по шкале Кельвина наступает момент разрешения противоречия между бытием (существованием) и небытием (не существованием) материи, между тепловым – внешне ядерным движением, которое завершается, и движением за счет внутриядерной энергии, которое начнется (для случая, когда материя – это протоны и нейтроны, не имеющие внешних ядерных связей). Термоядерная реакция – это и есть качественный скачок изменения и формы существования (движения), и формы самой материи. То есть в момент зажжения Солнца разрешилось противоречие между внешними ядерными (около ядерными) и внутриядерными движениями, то есть процессами деятельности и поглощения в виде перехода (скачка) к движениям термоядерной реакции: внешняя среда поглощает внутриядерную энергию и вновь образовавшиеся частицы и осколки ядер, которые осуществляют процесс деятельности. Постоянный процесс деятельности осуществляется одновременно с постоянным процессом поглощения внутриядерной энергии тех материальных форм, из которых состоит Солнце. В момент перехода материи через ноль градусов по шкале Кельвина должны начаться аналогичные термоядерные реакции как новые формы движений новых материальных форм. Но в науке пока нет ни теоретических, ни экспериментальных, ни иных достоверных доказательств этому.
Таким образом, источником самодвижения материи, универсальным противоречием любого универсального движения, реальной диалектикой, ядром, сутью диалектики, сутью движения, развития являются противоречия между одновременными диалектически взаимосвязанными относительными процессами поглощения и деятельности, являющими собой сущностную детерминацию единого универсального движения. Единство и борьба противоположных процессов поглощения и деятельности являют собой реально движущее противоречие, причину любого и каждого универсального движения материи. Установленная закономерность подтверждает, уточняет, конкретизирует и развивает третий, основной закон материалистической диалектики. Развитие материальной формы на изначальном уровне (движение – универсальное движение) – это осуществление п. п. д. Эта же закономерность соответствует сформулированному В.И. Лениным в фрагменте "К вопросу о диалектике" положению о двух основных концепциях развития. Например, при изучении солнечных лучей, проходящих через околоземную атмосферу, мы действительно отвлекаемся от самого движения, а интересуемся количественными и качественными параметрами лучей, эффектами, получаемыми от них, их изменениями в уже имеющемся движении, то есть реализуем первую ленинскую концепцию, которой соответствует установленная закономерность. При изучении Солнца – источника лучей, самого движения, его двигательной силы, мы реализуем вторую ленинскую концепцию, которой тоже соответствует установленная закономерность. Можно предполагать и утверждать, заглядывая несколько вперед, вне рамок данного описания, что в основании развития любой органической сложной (или относительно простой, примитивной) саморазвивающейся системы (биологического организма или любой его части) лежит именно установленная закономерность – исходное противоречие, противоречие между процессом поглощения и процессом деятельности.
"Противоречие, понятое как диалектическое соотношение взаимопредполагающих и взаимоисключающих моментов, безусловно является сущностной, глубинной характеристикой бытия, для выявления которой требуются серьезные усилия теоретической мысли".5
/ Федосеев П.Н. и др. "Материалистическая диалектика", Изд. второе, доп., с.60.Политиздат.1985г./ (Ниже будут указываться сокращенные обозначения данного источника цитат, например: Федосеев П.Н. и др., с.60)./. Если в приведенной научной оценке термин "моментов" заменить на терминологию "процессов поглощения и деятельности", то не изменится ни логический смысл ее, ни ее значение, – что косвенно доказывает и подтверждает существенность и необходимость установленной закономерности для развития науки и мировоззрения вообще. Если в научно – теоретической установке:
"…Признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций, во всех явлениях и процессах", о котором писал В.И. Ленин в фрагменте "К вопросу о диалектике", представляет собой именно открытие, выявление противоречия "в самой сущности предметов", а не только поверхностную фиксацию бросающихся в глаза конфликтов, то противоречие должно быть раскрыто как внутренняя структурная характеристика исследуемого предмета в его сущности. Объект мысли должен быть соответствующим образом осознан для того, чтобы он мог быть представлен как внутренне противоречивый и чтобы его внутренние противоречия могли быть поняты как движущие силы его развития"6
– термин "тенденций" заменить на терминологию "процессов поглощения и "деятельности", а термины "предметов" и "предмета" заменить на термины "движений" и "движения", то, опять же, ни ее логический смысл, ни ее значение не изменятся, – что, хотя и косвенно, но авторитетно, доказывает и подтверждает наличие факта именно научного раскрытия и открытия в сущности установленной закономерности. Если же рассмотреть все явления, процессы, движения, развитие материальных форм и систем, дифференцированно выделив из всего многообразия материального мира хотя бы наиболее интересные универсальные движения, через призму сущности установленной закономерности, то обнаруживается полное соответствие этой сущности приведенной выше научно-теоретической установке, то есть установке марксистско – ленинской философии, что подтверждает именно научное открытие именно всеобщей закономерности в диалектике универсальных движений, конкретизирующее и развивающее и научное понятие универсального движения как категории материалистической диалектики, и третий, основной закон материалистической диалектики. Установленная закономерность органично, естественно и полноправно вписывается во все научно -теоретические положения четвертого закона материалистической диалектики. Например, в положение:
"Таким образом, в законе отрицания отрицания речь идет не о любого рода повторяемости в процессе развития, а о повторяемости особого рода, непосредственно связанной с действием основного источника развития – диалектического противоречия, т. е. взаимоотношения и взаимодействия борющихся противоположностей, которые в то же время находятся в единстве". 7
Даже приведенные примеры универсальных движений материальных форм четко показывают усложняющиеся процессы поглощения и деятельности по мере усложнения степени развитости материи от низших ступеней к высшим, хотя сущность этих процессов остается неизменной и соответствующей ленинскому положению:
" От утверждения к отрицанию – от отрицания к "единству" с утверждаемым, – без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом" 8
/ Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 208/. В момент качественного перехода, скачка, в момент отрицания предыдущего универсального движения последующим сами процессы поглощения и деятельности остаются, усложняясь, совершенствуясь, осуществляя качественно новое универсальное движение, то есть являют собой бесконечное свойство преемственности в развитии материи. При этом на простом круге развития, на простом повторении воспроизведения ранее достигнутого эти процессы вскоре идентично или почти идентично повторяются. Например, при развитии бобового растения – гороха, фасоли или сои. Бобы, созревшие на таком растении, отрицают дальнейшую необходимость этих растений, отделяются от них и начинают новую жизнь, которая повторит жизнь предыдущего растения многообразием все тех же процессов поглощения и деятельности. А вот у кофейного растения, более высокоорганизованного, эволюционно – генетический путь развития более сложен. Можно утверждать, что он был именно спиралевидным. Но все это спиралевидное развитие осуществлялось богатейшим разнообразием процессов поглощения и деятельности. Однако, созревший плод кофейного растения, отделяясь от растения, отрицает его, чтобы в основном повторить отрицаемый путь, то есть чтобы прийти к повторению своего развития, подобному развитию отрицаемого растения.
Предлагаемые, новые для материалистической диалектики категории – процесс поглощения и процесс деятельности – в своем единстве являются стержневыми и непреходящими, как для всей теории материалистической диалектики, так и для любого и каждого явления, движения, процесса развития. Именно эти категории соответствуют предвосхищенным В. И. Лениным требованиям в его положении:
"… бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явления, процессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности", движение познания "от сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей."9
Предлагаемые категории: процесс деятельности и процесс поглощения, – являются именно общими исходными понятиями, определяющими не только основные, но все черты всех картин действительности, независимо от того, касается ли философия конкретной картины или оставляет ее без внимания, что доказывает принадлежность их именно к философским категориям, развивая философию вглубь и вширь. Понятия об известных законах материалистической диалектики можно сформулировать заново с помощью предлагаемых категорий, не изменяя смысла этих понятий. Например. 1. "Материальное единство мира и принципы развития". – Процессы поглощения и деятельности как основа материального единства и развития мира. 2. "Переход количественных изменений в качественные в процессе развития". – Качественные переходы в развитии материи как изменения конкретики в содержании процессов поглощения и деятельности. 3. "Единство и борьба противоположностей как выражение внутреннего механизма развития".– Процессы поглощения и деятельности как источник развития . 4. "Отрицание отрицания как характеристика направленности и основных фаз развития". – Преемственность процессов поглощения и деятельности как генетическая взаимосвязь и направленность в бесконечных фазах развития материи. Иная формализация тех же логических построений с помощью предлагаемых философских категорий показывает и косвенно доказывает, что п. п. д. являются истинным и необходимым стержнем натуральный конкретизации всех сторон теории материалистической диалектики, основным стержнем ее развития и практической, реальной, натуральной внутренней функциональной диалектикой любого движения, развития любой материальной формы в отдельности, любой совокупности взаимосвязанных материальных форм и всей совокупности материи в целом. Явление – это совокупность внешних признаков конкретной материальной формы либо совокупности взаимосвязанных материальных форм, предопределяемых изъявлением п. п. д.. Самое уникальное явление – это диалектическая совокупность внешних признаков всей материи, то есть вселенной – единственного реального вечного двигателя. Сущность – это закон внутреннего развития, отношение внутренних сторон, внутренняя функциональная диалектика движения, совокупности движений, явления, события, которые всякий раз предопределяются конкретикой изъявления п. п. д.
Установленная закономерность – это открытие сущности явления более высокого, изначального и универсально – всеобщего порядка, чем универсальное движение, то есть это открытие сущностной детерминации, диалектики универсального движения. Развитие всех форм материального мира и любых их взаимосвязанных совокупностей осуществляется по этой, в соответствии с этой диалектикой, то есть установленная закономерность является всеобщей в соответствии с теоретическим положением материалистической диалектики о категориях всеобщего, особенного и единичного:
"Реальность всеобщего как конкретно – всеобщего основывается с точки зрения материалистической диалектики на том, что при известных условиях с необходимостью возникает определенная структура, развертывающаяся в системную целостность. Поскольку развитие такой структуры происходит в различных условиях, в различной среде, на различных материалах, то оно с неизбежностью приводит к появлению различных особенных и единичных форм ее существования, выступающая как способы реализации всеобщего, той основополагающей структуры, которая лежит в их фундаменте". / Федосеев П. Н. и др. … с. 92 /.
"Той основополагающей структурой" является именно открытая внутренняя структура любого конкретного (универсального) движения – п. п. д..
"Соответственно конкретно всеобщее … выступает как регулятив, как сознательно намечаемая цель теоретического исследования… Однако реализация такого регулятива, такой цели в конкретном исследовании – дело весьма сложное и трудное. Иными словами, объективная диалектика всеобщего, особенного и единичного обусловливает лишь возможность такого теоретического воспроизведения действительности, при котором конкретно – всеобщие понятия включали бы в себя богатство особенного и единичного … Однако эта возможность должна быть, реализована в конкретном теоретическом мышлении".10
То есть автору данного описания предполагаемого научного открытия предоставляется возможность создания теории для практического коренного усовершенствования подвластного человечеству материального бытия, для уточненного объяснения бытия в ретроспективном плане, в настоящем времени, для предсказания основных направлений развития материального мира и связанного с ним развития духовности человечества. Это очень похоже на божественное провидение, на возможность для автора в некотором смысле теоретически исполнить мессианскую роль.
"Как указывает Ф. Энгельс в "Диалектике природы", познание всеобщего выступает итогом, результатом длительного познавательного процесса… человеческая мысль движется от познания единичных явлений через выработку суждений о закономерностях, касающихся особого круга явлений, к формулировке общих законов о явлениях данного типа: "Форма всеобщности в природе – это закон …"11
"законы диалектики носят всеобщий характер, поскольку они распространяются на все явления природного, социального и духовного мира". 12
А установленная закономерность конкретизирует, уточняет и дает основания для совершенствования формулировок законов материалистической диалектики, ее целостности, для выявления неизвестных законов природы. Этим обнаруживается необходимость отнесения установленной закономерности в разряд всеобщих законов. Установленная закономерность полностью соответствует положению материалистической диалектики:
"Исходным принципом материалистической диалектики в анализе категории закона является признание объективного характера законов как внутренней и необходимой связи между явлениями… Объективные законы, представляющие собой необходимые и существенные связи между явлениями действительности, находят свое отражение в форме законов науки. Отражение объективных законов, как и всякое научное познание реальности, представляет собой сложный многоступенчатый процесс… Диалектическое понимание закона должно учитывать заложенное в законе противоречие… в законе заключена "беспокойная" тенденция беспрерывной подвижности, изменчивости, неизбежно ведущая к преодолению статичности, к преобразованию объектов и систем. Таким образом, сам закон выступает единством противоположностей". /Федосеев П. Н. и др. …с. 95/. "Закон – есть отражение существенного в движении универсума"/Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с.137/. "Следовательно, прочное, устойчивое, существенное в явлениях берется не в застывшем состоянии, а в движении, в развитии. Только так можно отразить многообразие, всесторонность материального процесса и представить его единство"13
Еще одним доказательством наличия именно научного открытия в сущности установленной закономерности – всеобщего закона служат положения диалектико – материалистического детерминизма, который пока дает "позитивное решение проблемы" в форме общей методологии и который собственно является принципиальной основой предполагаемого открытия.
“Существует ли в мире некий внутренне присущий ему объективный порядок..?”14
(см. эту цитату в начале данного описания). Да, этот порядок в мире существует. Эта упорядоченность основана изначальным и непреходяще – вездесущим свойством материи осуществлять гравитационные движения, основана на изначальной и вездесущей технологии осуществления универсальных движений (установленная закономерность) и на диалектических трансформациях этой технологии на всех уровнях организации и развития материи, более высоких, чем уровень универсального движения. П. п. д. – это и есть изначальная и вездесущая технология, внутренняя функциональная диалектика, сущность собственно развития. Эта сущность с ее содержанием – п. п. д. была, есть и будет во всем сущем, мыслимом и духовном. Она не исчезает, но диалектически трансформируется, сохраняя свое принципиальное содержание, свои стороны, свою диалектику, свои два фактора: поглощение и деятельность. Насколько они непримиримы, противоположны, взаимоисключающие, какая в них магия, драма и трагичность борьбы друг против друга в чем – то едином, в какие захватывающие перспективы они увлекают силу мысли и духа человека?! Чтобы понять все правильно и адекватно, чтобы адекватно выстраивать свое поведение как отношение ко всему в каждом конкретном случае и ко всему в тех или иных обобщениях, необходимо увидеть и смотреть на мир через призму этой уникальной сущности. Во всем есть только эта сущность, только это отношение поглощения и деятельности. Это отношение факторов поглощения и деятельности, в каком бы масштабе или на каком бы уровне развития мы ни прослеживали его, являет собой отдельные законы как части, как стороны души или совокупность диалектически взаимосвязанных законов развития материальных форм, их совокупностей, частей мироздания или всего мироздания как целостную душу. Душа природы – это ее Бог, это системная совокупность взаимосвязанных законов развития ее, природы. Так что, диалектика природы вполне конкретна, а не что – то, где – то, как – то, почему – то. И конкретна она не только в наблюдаемых мелочах бытия природы, но и в самом главном – в ее сущностном содержании. Для осуществления универсального движения необходимо обеспечение условий, при которых возможное движение становилось бы действительным движением, то есть при которых могли бы одновременно осуществляться и процесс поглощения, и процесс деятельности. Сама необходимость такого обеспечения может возникнуть и случайно; результат от этого не изменится. При исследовании движений материальных форм под категорию формы подпадает само движение, а процессы поглощения и деятельности подпадают под категорию содержания, хотя фактически, в данном случае это одно и тоже. Диалектическое единство формы и содержания здесь безусловное. Изменения интенсивности, мощности самого движения адекватно изменениям процессов поглощения и деятельности и наоборот. Самостоятельность одного или другого процесса можно предположить только абстрактно и только для того, чтобы убедиться в их именно диалектическом единстве, невозможности отдельного, обособленного и абсолютного их осуществления. Попытки более глубокой детерминации универсального движения, чем детерминация на процессы поглощения и деятельности, (пока) не находят себе адекватной действительности.
Положение материалистической диалектики:
"Однако с точки зрения диалектико-материалистической гносеологии достигнутый нами уровень знания об объекте никогда не может быть абсолютным, он всегда исторически ограничен. Следовательно, исходя из уже познанных нами структурных взаимосвязей и закономерностей, мы можем отделить то, что может происходить в объекте, от того, что невозможно в силу присущих объекту структурных ограничений". 15
подтверждает, что установленная закономерность – всеобщий закон. И именно это подтверждается предположительными положениями:
"Если представить себе, что мы имеем полное, исчерпывающее знание о структурных взаимосвязях и взаимосвязях объекта, то тем самым мы оказываемся в состоянии однозначно определить весь ход и результаты процесса развития… Однозначно определить направление процесса можно лишь после того, как будет показана объективная невозможность всех других мыслимых направлений".16
так как в данном случае речь идет об "объекте" – универсальное движение, которое пока что считается до конца познанным единым и неделимым и потому не вызывающим никаких сомнений на свой счет, не обращающим на себя внимания исследователей – специалистов по проблеме универсального движения. Значит, найден ответ на кардинальный мировоззренческий вопрос, который стоял перед философией. Вопрос решен на уровне изначального развития, на уровне его истока и решен именно по методу материалистической диалектики. Это значит и нужно и должно признать, что К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и их последователи в создании теории материалистической диалектики были правы, не ошиблись в своих намерениях и сделали величайшее добро для всего человечества тем, что создали основы и достаточно хорошо развили на данный исторический момент истинно научную теорию познания материального мира, значение которой невозможно переоценить.
Данное предполагаемое научное открытие может быть использовано, прежде всего, для изменения, развития, совершенствования мировоззрения, в том числе и научного. Это именно то знание на уровне истины в последней инстанции, именно та уникальная информация универсально – всеобщей значимости, которая никому не навредит, но поможет каждому, кто хочет жить, осуществлять свою жизнь и деятельность, особенно при решении трудных и оригинальных проблем, при достижении важных или не обычных, не привычных целей бытового, производственного или научного плана, не просто осознанно, а с точными знаниями о том, чего не может быть вообще или при конкретных обстоятельствах и что может быть в принципе, вообще или в конкретной ситуации. Это открытие как новое научное знание может иметь и будет иметь широчайшее и, может быть, самое широкое поле научного и практического использования в качестве экспресс методологии, как определитель и абсолютно надежный принцип – ориентир при решении вездесущей проблемы выбора. В чем собственно трудность и сложность проблемы выбора? Прежде всего и главным образом, в недостатке истинной информации или в избытке ложной и второстепенной информации о предмете выбора. Истинная информация резко упрощает и гарантирует правильное решение проблемы выбора в желаемом или ожидаемом направлении получения результата ее решения. Просто нужно знать и помнить, что весь мир явлений и событий сплетается, рисуется, определяется и предопределяется сугубо реальными и материальными ингредиентами, определителями сущности (процессами, движениями, явлениями) бытия, абстрактного мышления (анализ, план, мечта, сознательное желание), духовности, имя и суть которых: поглощение и деятельность. И естественно, что при этом еще нужно знать, что и когда подпадает под соответствие одному или другому и что от чего бывает. Нужно помнить, что поглощение – это зло, а деятельность – это добро. Но и нужно знать, что иногда зло бывает полезным, а добро – вредным. Иногда зло – это хорошо и в объективной, и в субъективной оценке. Иногда добро – это плохо и по объективным, и по субъективным критериям. Если человек знает истину о добре и зле, то тогда иногда он радуется проявлениям зла, а иногда печалится проявлениям добра. Зло – это не всегда плохо или вредно, а добро – это не всегда хорошо и полезно. Это нужно знать всем, а такое знание в самом изначальном его виде дает данное открытие. И трудно сказать, кто из людей с сознательным поведением не захочет применять, использовать открытую истину. Поэтому можно утверждать, что данное открытие будет широко использоваться и в науке, и на практике. Да, данное открытие – это только начало раскрытия тайны добра и зла, но это раскрытие на истинном, на научном уровне, а не на уровне созерцательного или интуитивного знания. А есть ли более популярная или более значимая проблема в жизни каждого человека и всего человечества, чем проблема определения, установления, идентификации добра и зла в каждом конкретном случае, в каждой жизненной ситуации и адекватного отношения к объектам и субъектам – носителям или проявителям добра и зла? Есть ли хотя бы один человек, который всегда равнодушен к тому, что именно предложат ему в конкретной ситуации, что ему дадут, навяжут или потребуют от него исполнения, осуществления, реализации: нечто доброе или нечто злое, нечто полезное или нечто вредное? Ответы однозначно очевидны. Очевидна всеобщая значимость и необходимость нового знания. Отсюда и определяются масштабы, области научного и практического использования данного открытия. Если предполагать более конкретно, то появляется возможность и возникает необходимость революционного усовершенствования теории материалистической диалектики, ее упрощения и конкретизации до уровня, позволяющего ей стать более популярной и более значимой при научно – теоретических и научно – прикладных исследованиях.
Данное открытие – это, образно выражаясь, самая первая, самая изначальная ступенька иерархической лестницы, посредством которой человечество выстраивает свой путь ко Всевышнему, к Богу. Это первая ступенька по своему значению и месту, а не по времени ее создания. Первая ступенька – это своеобразный фундамент, основа, опора будущего Колосса Духовности человечества. Она должна быть самой мощной, надежной и правильной, адекватной своему предназначению. Мы должны познать Бога как нечто целостное, завершенное и совершенное, как нечто породившее нас для того, чтобы познать собственные истоки, начала, технологию нашего развития, для того, чтобы понять, кто мы, каково наше высшее предназначение, если оно есть, по какому пути мы должны идти для осуществления возможной самореализации, чтобы мы могли адекватно представить и представлять себе перспективу своего бытия как род человека, как один из родов живых существ. Мы можем и должны развить наш дух до степени полной его адекватности заложенным природой возможностям нашей души, проекцию которой мы можем наблюдать и ощущать через наше поведение, в нашем поведении, через наше бытие и в нашем бытии. И в этом нам поможет первая ступенька иерархической лестницы, устремляющей наш путь к Богу, к познанию Его. Непререкаемый и беспорочный авторитет многих людей, верующих в бога, – Эммануил Иосифович, поименованный Иисусом Христом и считавший себя одновременно сыном Бога и Богом, пытался учить нас тому, чтобы мы познавали Бога не по книгам, а по делам Его, по Его творениям. Автор данного открытия является одним из тех, кто последовал его учению. Что мы имели до сих пор в познании Бога? Некоторые разрозненные фрагменты знаний о Нем. И еще мы, пусть и не все, имеем веру в Него, надеемся на Его помощь и пытаемся любить Его. Но все это получается у нас как – о не совсем хорошо. И это вполне естественно, так как мы слишком мало знаем Его. Если наша проблема состоит в познании Бога, то мы сможем решить ее, воспользовавшись первой, фундаментальной ступенькой. Мы можем и должны признать ее необходимость, обустроить ее должным образом и на нужном месте. Итак, у нас есть возможность, а значит, мы можем решить нашу главную проблему: системно научного познания Бога – Души природы как целостной системы законов развития ее, природы. Мы можем решить все научные проблемы, связанные с познанием материального мира через раскрытие законов его развития, на основе данного открытия и с помощью уже имеющихся и нарабатываемых, накапливаемых научных знаний. Последующие научные открытия автора явят собой примеры доказательства справедливости этого высокомерного вывода о потенциальных возможностях людей, которые признают за истину данное открытие и будут использовать его в своих исследованиях, изысканиях. Например, автором раскрыта сущность явления жизни, сущность человека, сущность общества и теоретически решены наиболее важные проблемы развития общества на уровне философских проектов. А началом всему этому было данное открытие. Давайте вернемся к содержанию начала данного описания. Первым открытием автора в форме догадки (произошло это в 1985 году в г. Одессе, в Украине, в СССР) было признание или отнесение преимущественной склонности одних людей к моногамии и других людей к полигамии к чисто природным, к биологическим задаткам, признакам, проявляющимся и биологически и социально, во всей полноте жизнедеятельности. Проблема любви, сексуальности, склонности к моногамии или к полигамии и всего, связанного с ними, не решена адекватно до сих пор ни одним обществом, ни одной наукой, ни одним ученым, ни одним человеком. А нужно ли решать эту проблему хоть как – то, по наитию, интуитивно, методом проб и ошибок, методом предположений и догадок или строго научно, то есть начиная с истоков бытия материи, с истоков явления жизни? Человек и явление любви остаются загадочными, тайными, наверное, только потому, что исследуются урывками, фрагментарно и как непосредственные данности во всем своем сегодняшнем величии, которое почти полностью, почти абсолютно, приписывается воспитанию, социальным причинам и обстоятельствам, всестороннему влиянию окружающей среды и воле конкретного человека в каждом конкретном случае, воле, которая почти полностью зависит, опять же, от перечисленных факторов. Человечество оказалось в плену, с одной стороны,– у незнания, а с другой стороны, – у знания на основе не совсем правильно понятого тезиса о социальной природе человека – "человек существо социальное". Интерес людей к проблеме человека и к ее части – проблеме любви очень велик. Значит, нужно решать эту проблему на строго научной основе. Но адекватное решение проблемы может быть найдено на основе данного открытия, дающего научное знание о сущности любого явления. Проблема человека вообще включает в себя обширное множество проблем как частей ее. Адекватное решение каждой вторичной проблемы будет связанно с этим новым научным знанием, с открытой сущностью. Некоторые из этих вторичных проблем уже решены автором в форме научных открытий и выводов из них на основе данного открытия и на философском уровне раскрытия их. Это фактически, на уровне практики бытия доказывает научность, истинность данного открытия и показывает возможность его использования. Автор может наперед сообщить для людей, жаждущих самопознания, что каждый человек по своей биологической природе моногамен, то есть сексуальная функция каждого человека, сексуальная функция сама по себе, собственно сексуальная функция однозначно или номинально ориентирована на самореализацию в условиях моногамии. Сексуальная, то есть половая функция или половой процесс человека вообще – это только меньшая часть целого. Другие внутренние организменные функции в своей диалектической совокупности объективно понуждают одних людей сохранять естественную склонность к моногамии, что совпадает с общественным интересом, а других людей – проявлять неестественную склонность (по критерию полового процесса) к полигамии, которая противоречит и вредит общественному интересу. Получается так, что практически и в принципе каждый человек может проявить склонность и к моногамии, и к полигамии. Но у одних людей есть мощное объективирующее организменное табу на полигамный образ жизни. А у других людей это биогенетическое табу слабое или совсем отсутствует, что находит свою самореализацию в той или иной мере при благоприятных социальных условиях. При этом нужно еще раз отметить и подчеркнуть, что носители преимущественной и даже очень сильной склонности к полигамному образу жизни являются по своей биологической природе, по критерию собственно полового процесса моногамными. Их преимущественная склонность к полигамии фактически, в строго научном определении является склонностью к псевдо полигамии. Целое всегда мощнее части его, и поэтому целое задавливает, объективирует и побеждает свою часть, приспосабливая ее для достижения своей цели. Плохо это или хорошо? Для общества это однозначно плохо, так как способствует разрушению его. Отсюда вытекает анти духовная направленность псевдо полигамии. Для самого носителя склонности к псевдо полигамии это тоже плохо в конечном счете, так как усложняет и драматизирует его жизнь, порождает и сохраняет, все более и более развивает в нем чувство неудовлетворенности тем, что уже есть – достигнутым. Драма неудовлетворенности на перспективу иногда перерастает в трагедию для него же или для его очередной жертвы. Это плохо. Но хорошо лично для него тем, что он всегда или почти всегда без лишних проблем удовлетворяет свой сексуальный интерес, минутный, временный интерес души и тела, чем обеспечивает себе нормальный жизненный тонус. Жизненная драма большинства людей, склонных к моногамии, состоит в том, что они не могут реализоваться в любви, в половом процессе настоящим образом, в соответствии с их природой и по вине их же природы, из – за закомплексованности в способах общения между собой. Хотя не все такие люди замечают свою собственную драму. Жизненная драма всех людей, склонных к псевдо полигамии состоит в том, что они избыточно реализуются в любви, в половом процессе из – за полного или почти полного отсутствия комплекса неполноценности в способах общения. Они не замечают свою драму, но чувствуют ее через перспективную, развивающуюся неудовлетворенность своим собственным образом жизни. Проблему отрицания и полного снятия драмы людей, связанной с самореализацией их сексуальности, можно решить, используя данное и последующие научные открытия автора.