Истории появились вместе с человечеством. Когда человек стал хоронить мертвых и заботиться о стариках, он перестал быть частью животного мира. Все животные оберегают потомство, а слоны еще и проявляют особое внимание к умирающим и мертвым особям. Но люди не только стали помогать престарелым сородичам, но и назначили их хранителями родовой памяти. Так, старики стали рассказывать истории подрастающим поколениям.
С тех самых пор, когда люди впервые уселись вокруг костра, они рассказывают друг другу истории для создания эмоциональных связей. Во многих сообществах эти истории передавались из поколения в поколение в почти неизменном виде. Самые выдающиеся истории всех времен обрели настолько хорошую повествовательную форму, что сотни неграмотных поколений смогли повторить их.
НЭНСИ ДУАРТЕ «Resonate. Захвати аудиторию своей яркой историей»
У некоторых народов на Земле до сих пор специальные люди хранят истории племени. Например, в Конго у народа Луба члены тайного общества хранят истории, ритуалы и генеалогию правителя. Для этого они пользуются специальным приспособлением – лукаса (памятной доской).
Лукаса – доска памяти
Цветные бисерины и ракушки, определенным образом помещенные на резной деревянной доске, помогают посвященным рассказывать истории.
Со временем истории стали записывать. 2 тысячи лет назад у индейцев навахо появились так называемые газетные камни. На них индейцы вырезали не только важные для племени события, но и простые бытовые сюжеты.
Газетный камень
У других народов появились книги. Некоторые из них стали священными. В них содержались истории о жизни и деятельности абсолютных моральных авторитетов.
С появлением науки истории стали отходить на второй план. А с изобретением кинематографа, казалось, окончательно перешли в сферу развлечения. Но историям не только не суждено было превратиться в чистое развлечение, но и пережить новый расцвет.
Еще в первой половине ХХ в. Владимир Пропп показал, что мотивы и функции персонажей в сказках многих народов похожи. Он пришел к выводу, что именно в сказках хранятся наиболее важные для общества образцы поведения. Джозеф Кеппбелл, исследуя мифы, пришел к подобным выводам. Он показал, что большинство из них имеют общую сюжетную структуру путешествия героя.
Во второй половине ХХ в. идеи о схожести сказок и мифов нашли новое применение. Появилась идея использовать повествовательную структуру историй в коммерческих целях: для создания рекламы, раскрутки бренда и т. д. Так появился сторителлинг.