Примечания

1

Конопля – это парусина и канаты для кораблей. Строевой лес и дёготь – для них же.

2

Кормило – руль. Отсюда «кормчий» – рулевой.

3

Потурченцы – на Балканах одно из названий людей, принявших ислам и стремящихся слиться с завоевателями.

4

Это не голословное обвинение, законы Турции и всех (известных мне) мусульманских государств всегда «давили» христиан. Полуторные и двойные налоги по сравнению с мусульманами, специальные налоги на случай войны, огромное количество запретов и ограничений, порой весьма оскорбительных.

5

Вопрос архиважный – до «Зелёной революции» было ещё далеко и недоедание было нормой даже в дворянских семьях. Некоторые нищие дворяне питались крайне скудно, причём даже не каждый день.

6

Триарии – ветераны римской армии.

7

Девширме – «налог кровью», когда отбирали мальчиков из христианских семей для последующего воспитания их мусульманами и «слугами Порты». В РИ набор девширме официально прекратился в начале 18-го века, но в описываемое время таких людей было ещё предостаточно.

8

Бащибузук – «Больной на голову, отмороженный». Османы формировали отряды или скорее – оформляли уже существующие разбойничьи шайки, в основном из Албании и Малой Азии. Жалование им не платили, но обеспечивали продовольствием и оружием. Такие части славились крайней жестокостью, отсутствием дисциплины и патологическим неумением воевать в составе регулярной армии или против таковой.

9

Заводом в то время могли называть и мыловаренную мастерскую, где работало двое рабочих, да и те – в сезон.

10

Объединённый Мекленбург – был Мекленбур-Шверин и Мекленбург-Стрелиц.

11

Гайдуки – телохранители.

12

Брандер – корабль или лодка с взрывчатыми и горючими веществами. Его старались подвести к кораблям противника и чаще всего – стоящим в порту или хотя бы на якоре.

13

Наёмные отряды – в то время они почти ушли в прошлое на территории Европы, но неофициально были. Вариантов маскировки хватало – ну вот хотя бы как у Померанского, который состоит на службе у Петра. Мелких владетелей, имеющих право держать армию, было предостаточно и многие из них жили только тем, что сдавали свои полки/батальоны/роты в аренду.

14

Родовые владения английского короля – так называемая «Ганноверская династия» на английском престоле. Личная уния у Ганновера и Англии была до 1837 года.

15

Диван – турецкое правительство.

16

Адвокатом дьявола – в современной интерпретации означает человека, который «играет» как бы за противную сторону собирая аргументы, которые могут развалить дело. Такой подход помогает выстроить дело так, что у противника просто не остаётся (теоретически) шансов на победу.

17

Плебисцит – референдум, опрос населения.

18

В Европе того времени, да и значительно позднее, в армию нередко набирали прямо из тюрем, а схваченным преступникам могли предложить службу как альтернативу КАТОРГИ (в США и сейчас в некоторых случаях человек может выбрать армейскую службу вместо тюремной отсидки). Хватали людей прямо на дорогах и проводили облавы, после чего в армии появлялись солдаты.

19

Август Сильный – король Саксонии и Польши в начале восемнадцатого века. Совершенно развалил экономику, а прозвище «Сильный» получил как неутомимый бабник и отец огромного количества внебрачных детей – по слухам, до трёхсот.

20

Железный крест – прошу прощения у тех, кого это покоробило, но в РИ орден берёт начало в эпоху Наполеоновских войн, ещё в 1813 г. и символизирует освободительную войну. Тем более учтите, что мой ГГ КРАЙНЕ далёк от истории и для него эпизоды Второй Мировой, Первой и Крымской можно охарактеризовать словами «Очень давно».

21

«Перстни лучника» – на Востоке и на Руси тетиву лука оттягивали, цепляя её перстнем на большом пальце, прижимая его указательным и средним. Такой хват был необходим для дорогого пластинчатого лука, которым пользовались люди знатные. То есть перстень лучника в старину был показателем статуса – что-то вроде аналога рыцарского пояса в Европе.

22

Феод – в отличии от поместья, которое являлось наследственным владением семьи, феод принадлежал сюзерену и рыцарь/дворянин только «держал» его (на Руси «кормился»), служа взамен на военной или административной службе. «Держали» его нередко поколениями и обычно это постепенно «забывалось», после чего феод становился уже не просто наследственным, а полноценным поместьем.

23

Бывший Аничков.

24

Реально. Ещё в конце 19-го, начале 20-го века язычество в России было живо. Не «чистое», а так называемое «двоеверие», когда человек может молиться у икон и одновременно поминать Перуна, праздновать какие-то языческие обряды. Причём в некоторых местах были даже своеобразные обряды посвящения языческим богам, были жрецы (скорее, некое подобие, но тем не менее)… Отголоски двоеверия есть и сейчас – все эти блюдечки для домовых и прочее. Желающие могут вспомнить сами или порыться в сети – тема очень интересная.

25

Их и в самом деле было очень много. И кстати – старообрядцы не «православные», а «правоверные». Но понятно, буду писать «как положено», чтобы не путать вас.

26

Темляк – шнур-петля на рукояти оружия, чтобы не потерять это самое оружие.

27

Голубиная книга – сборник восточно-славянских духовных стихов, дающий ответ на космогонические вопросы. Этакая смесь язычества и христианства.

28

Так назывались парадные меховые шубы, невероятно тяжёлые, тёплые и дорогие.

29

В РИ пару десятилетий спустя Котляревский «перевёл» Энеиду Вергилия на украинский (не современный суржик, читать его можно без перевода на русский – именно малороссийский диалект). На деле это было самостоятельное произведение – очень добротное и невероятно юморное даже по нынешним временам. Так что Суворов, с его несомненным литературным даром (вспомните знаменитые афоризмы) вполне мог развлечься подобным образом.

30

Аманат – знатный заложник. Часто находился в достаточно привилегированных условиях и в РИ такие заложники нередко делали нешуточную карьеру при русских императорах. Нередко выходец из нищего стойбища/аула становился полковником и генералом, даже не имея особых дарований, просто по политической необходимости – показать, что с Россией выгодно дружить. Так что большинство аманатов свой «плен» воспринимали с восторгом.

31

Я могу быть толерантным и писать о «дружбе народов» и взаимном «лобызании в дёсны». Однако стоит быть честным и писать не «как положено», а так, как действовали бы конкретные исторические персонажи в конкретных условиях. Понятно, что на истину в последней инстанции не претендую, но такие вещи обдумываю достаточно тщательно и на серьёзных логических ляпах меня пока не ловили.

Загрузка...