Отрицание величия России – есть страшное ограбление человечества.
Милая Родина моя и моих дремучих предков казаков, Родина – часть Великой Руси, перетекшей с годами в огромное человеческое море под названием Россия. Малая Родина, которую кто-то и когда-то из-за окраинного расположения нарекли УкрАйной. В этом понятии слышится другое однокоренное слово «окраина». Какая же ты окраина, если стоишь почти что в центре Европы. Не ты ли являла собой великую общечеловеческую государственность под названием – древнерусское государство Киевская Русь, зарождение которой представляется одной из величайших тайн в истории человечества.
Что касается истории ее столицы Киева – крупнейшего и красивейшего города, то его возраст перевалил за 1200 лет. Согласно летописям Киев был основан тремя братьями: Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью. Город назван в честь старшего брата.
Появление громадного со временем города на холмистых берегах полноводной реки Днепр – Славутича было предсказано апостолом Андреем Первозванным, о чем говорится в летописном повествовании – «Повести временных лет». Он посетил не только Киев, но и Новгород. Правда, точная дата основания города историками не установлена, однако косвенные данные, в том числе с результатами археологических раскопок, дают основания предполагать, что городское поселение здесь стояло еще в шестом веке.
Об этом не раз говорил и писал в своих работах известный археолог, реставратор, музеевед и художник, земляк автора академик Российской Императорской Академии Николай Емельянович Макаренко, которому он посвятил свою книгу «Прометей и власть», изданную в Киеве в 2013 году.
Ученый, в результате необоснованных наветов и обвинений в период «ежовщины», к сожалению, был арестован и расстрелян 4 января 1938 года.
Академик разделял существование и другой версии, появившейся в свое время из так называемой народной этимологии. Суть ее такова – первыми жителями поселения были рабочие (кияне, кияны), обслуживавшие мостовую переправу через Днепр. Она была настлана деревянными брусками, тесаными досками и бревнами, стоящими на вбитых в дно реки столбиках (киях). Не исключено, что их забивали не камнями, а киянками, чтобы не размочалить верхних концов опорных столбов.
По словам историка К. Н. Бестужева-Рюмина:
«Повесть временных лет» является архивом, в котором хранятся следы погибших для нас первоначальной нашей литературы». Ведь в своем заглавии говорится:
«Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля ито в Киеве нача перве княжити, и откуда русская земля стала есть».
Не твои ли князья водили победоносные рати против половцев, крымчаков и турок. Не о тебе ли слагали славянские саги при правлениях легендарных князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира и других видных воителей Киевской Руси.
На Западе придерживаются версии, что история этих земель датируется с середины восьмисотых годов появлением в Киеве Руссика Рюрика. Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» в 862 году варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором по приглашению некоторых местных племен был призван княжить в Новгород.
Это событие считается началом правления династии Рюриковичей, объединившей Новгородскую и Киевскую Руси в единое государство. Это явление в истории названо «Призвание варягов на престол».
Сегодняшние доморощенные либералы как и западные недоброжелатели считают восточных славян, и в первую очередь россиян, «неумейками», «неспособными», «ленивыми». Гитлер и его пропагандисты называли славян «унтерменшами», «быдлотой», «сорняками» и призывали этих «полудиких существ» уничтожать всеми способами. Подобные выводы они выстраивали на основании известных летописных фактов, что эти племена были неспособны управлять, а поэтому вынужденно обратились к гостям-незнакомцам, которых попросили научить их уму-разуму.
А разве до Рюрика не было народа, который построил массу городов, сел, станиц, разве наши предки не брали дважды штурмом Византию?
Взять хотя бы тот же Великий Новгород. Именно по преданию в VI веке здесь правил легендарный русский князь Гостомысл, основавший этот город и правивший в нем до «призвания варягов». Об этом хорошо сказал граф А. К. Толстой в поэтическом творении, – «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». А кем же был Тимашев? Оказался он соотечественником поэта – А. К. Тимашев – начальник штаба корпуса жандармов и Третьего отделения собственной его величества канцелярии, а с 1868–1877 годы – министр внутренних дел России. Эпиграфом к произведению он взял слова из летописи Нестора: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». Впервые опубликована «История…» была в 1883 году в газете «Русская старина»
Начиналась поэма А. К. Толстого такими словами:
Послушайте ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить…
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят – земля богата,
Порядка ж вовсе нет…
Как он наводил порядок в Киевской Руси, и как создавалась династия Рюриковичей, и пойдет речь дальше.
Почему Рюрика в исторических документах называют Руссиком? Думается, потому что он пришел в Новгородское княжество со своим родом под названием «Русь».
Так вот в «Повести временных лет» читаем:
«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
Что же мы видим из летописи?
Рюрик расширяет свои владения. Его власть простирается не только на Новгородские земли, но и на территории западно-двинских кривичей со стольным городом Полоцком, на финно-угорские племена мери с главным городом Ростовым и на племена мурома с городом Муромом во главе.
При любой власти случаются ее взлеты и падения, которые естественно влияют на поведение властителей и народные массы. У Рюрика тоже правление государством не шло ровно.
Так, в более поздней Никоновской летописи, относящей к семнадцатому столетию, сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны его правлением. Этот взрыв недовольства новгородцев случился примерно после 864 года. Рюрик быстро подавил смуту, убив некого Вадима Храброго, призывавшего сместить владыку, так как «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его».
Итак, мы видим, Храбрый говорит о стремлении варяжского князя превратить вольных и свободолюбивых новгородцев в подневольных граждан – в рабов.
В памятнике древнерусской литературы конца XIV–XV веков «Задонщина», посвященном победе русских войск, возглавляемым великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Дмитрием Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, есть добрые слова и о первом русском князе Рюрике:
«Той бо вещий боян, воскладая свои златые персты на живые струны, пояше славу русским князьям: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»
В дальнейшем, к сожалению, скупы данные в летописях о деяниях Рюрика, известно только, что он умирает в 879 году. Версии о происхождении Рюрика менялись в течение веков. В XVIII и первой половине XIX столетия признавалась нормандская версия его скандинавском или финском происхождении. Поэтому и называют его и родню князя варягами – викингами из Скандинавии. Несколько позже и до настоящего времени утвердилась гипотеза его происхождения из северян – помор.
М. В. Ломоносов считал Рюрика априори выходцем из славян-северян. Так в своей работе «Возражения на диссертацию Миллера» он писал:
«…варяги и Рюрик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною…имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано…
В наших летописцах упоминается, что Рюрик с родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии…
Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны реки, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе…И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов…»
А вот что читаем в Казанской истории:
«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет».
Неизвестно, сколько было у Рюрика жен и детей. Из летописи мы знаем только о сыне Игоре, матерью которого являлась урманская (норвежская) княжна Ефанда.
С другой стороны, когда мы говорим «Киевская Русь», то в наших представлениях роятся мысли о существовании централизованного государства со столицей в Киеве. Однако некоторые историки до сих пор отвергают утверждение, что Киевская Русь была государством на основании того, что в летописях и вообще в древнерусской литературе отсутствуют моменты, когда жители тех мест называли себя гражданами Киевской Руси. Они же утверждают, что до начала XIX столетия термина «Киевская Русь» не существовало. Первым его использовал украинский историк и ученый Михаил Александрович Максимович (1804–1873) в своем труде «Откуда идет русская земля», написанном им в год смерти А. С. Пушкина.
В другой своей работе по этому поводу «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси» он писал:
«Не очень давно было толкование о том, будто Киевская или вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединению ее с Русью Великой или Московской.
Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западнорусских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века…»
Основанием такого ответа служат письменные акты того времени и книги, печатанные в разных областях Русских…
Приведу свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве в типографии Печерской Лавры – «Часослов» 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано:
«Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския»…
Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозькина в своей записи 1615 года, говорит, что она учреждает его – «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим…»
Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так:
«Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…»
А теперь давайте обратимся к Николаю Ивановичу Костомарову (1817-1885) – историку и общественному деятелю России, глубокому исследователю социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, одного из руководителей Кирилло-Мефодиевского братства. Панславистская его ориентация призывала к «взаимности славянских народов» через федеративный строй, от которого сегодня открещивается, как черт от ладана, весь майданный истеблишмент, незаконно пришедший к власти в ходе государственного переворота в начале 2014 года.
В одной из лекций, прочитанных в Харькове, он подвел черту под формой правления российского общества, – а вернее империи:
«Вступая на кафедру, я задался мыслью в своих лекция выдвинуть на первый план народную жизнь во всех ее частных проявлениях…
Русское государство складывалось из частей, которые прежде жили собственной независимой жизнью, и долго после того жизнь частей высказывалась отличными стремлениями в общем, государственном строе. Найти и уловить эти особенности народной жизни частей русского государства составляло для меня задачу моих занятий истории…Оказывается, что русская народность не едина…»
Костомаров как сторонник федерализма, всегда верный малороссийской народности своей матери, – писал историк Иван Лаппо, – без всяких оговорок признавал эту народность органической частью единого русского народа…совокупности шести главных народностей, именно:
1) Южнорусской,
2) Северской,
3) Великорусской,
4) Белорусской,
5) Псковской и
6) Новгородской.
При этом Костомаров считал своим долгом указать на те начала, которые обуславливали между ними связь и служили поводом, что все они вместе носили и должны были носить название общей Русской Земли.
Этими началами Костомаров считал:
– происхождение, быт и языки,
– единый княжеский род,
– христианская вера и единая Церковь.
Выходит, он уже тогда советовал идею мягкой децентрализации не только всей России, но и ее частям – губерниям, особенно в составе Малороссии. К сожалению, власти нынешней «незалежной» видно не читали знатока Украины, а если и читали, то проигнорировали его советы. А коль бы пошли по пути его рекомендациям, то и «Крым был бы ваш», и в Донбассе не надо было убивать десятки тысяч ни в чем не повинных своих граждан, и экономика была бы сохранена, и газа было бы достаточно.
Как видит читатель, и тогда ничего не говорилось о понятии Украина.
Но автор решил разобраться в другом – как и когда произошло название Украины, которое осколком легло на первоначальном названии Киевская Русь. Кто открестился от этого святого для восточных славян названия?
Давайте разбираться…