Уже в течение многих лет Украина не может определиться с выбором. Один вариант – ориентация на Россию и другие страны СНГ, участие в Таможенном союзе и евразийской экономической интеграции. Второй вариант – сближение с западными соседями, попытка инкорпорироваться в Европейский Союз.
Объективно, с учетом реальных торговых отношений и кооперационных связей предприятий Украина оказывается развернутой на восток. В 2012 году доля стран СНГ в экспорте Украины составила 36,8 %. При этом доля стран – участниц Таможенного союза была следующей (%): Россия – 26,5; Белоруссия – 3,3; Казахстан – 3,6. Между прочим, на все стран Европы (без стран СНГ) пришлось лишь 25,3 %, в том числе на страны ЕС – 24,8 %. В импорте Украины доля стран СНГ в 2012 г. была еще выше – 40,7 %. При этом доля стран – участниц Таможенного союза была следующей (%): Россия – 32,4; Белоруссия – 6,0; Казахстан – 2,2. Доля всех стран Европы (без стран СНГ) в импорте Украины составила 32,5 %, в том числе стран ЕС – 30,9 %.
Главным партнером Украины была и остается Российская Федерация. Все остальные страны, в том числе Германия и другие европейские страны, отстают во много раз по объемам внешнеторгового оборота. Так на Германию в 2012 г. пришлось лишь 8 % импорта Украины, т. е. в 4 раза меньше, чем на Россию. Примечательно, что, несмотря на часто произносившиеся заявления руководства Киева о сближении с Европейским Союзом, доля России во внешнеторговом обороте страны Украины не только не снижалась, но продолжала расти. За 2009–2012 гг. доля России в экспорте Украины выросла с 21,4 % до 26,5 %, а в импорте – с 29,1 % до 32,4 %.
Очевидно, что если бы соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом было подписано, то Украина потеряла бы значительную часть рынков на востоке, но при этом не получила бы доступа на рынок Европейского Союза. Сторонники сближения с Евросоюзом не могли отрицать этого очевидного факта. Тем более, что его не отрицал даже Брюссель, заявляя сквозь зубы, что в кратко— и среднесрочной перспективе Украина не получит никаких «пряников» от подписания соглашения с ЕС. Получалось, что решение Киева об ассоциации с ЕС программировало национальную катастрофу? Я попытался найти логику в политической линии Киева или, по крайней мере, какое – то оправдание и обоснование этой линии. Про реальные движущие силы и мотивы сторонников западного вектора политики Украины я говорить не буду. А вот об обосновании этого вектора хочу кое – что сказать. Главным аргументом защитников курса на Европу оказались иностранные инвестиции, которые якобы должны были прийти из Европы и «вдохнуть жизнь» в умирающую экономику Украины.
Аргумент об иностранных инвестициях более чем странный. Во – первых, потому, что и так уже на протяжении многих лет иностранные инвесторы не имеют почти никаких формальных ограничений для прихода в экономику Украины. Если бы соглашение об ассоциации Украины с ЕС в Вильнюсе было подписано, оно мало повлияло бы на поведение иностранных инвесторов. Может быть, даже ослабило бы стимулы компаний из Европы вкладывать свои капиталы в предприятия украинской экономики, поскольку никаких таможенных барьеров для европейских товаров уже не было бы. Украину было бы легче завоевывать с помощью товаров, чем инвестиций. Во – вторых, потому, что политика привлечения иностранных инвестиций, которую проводил Киев до этого, как минимум не улучшила экономического положения страны. А, может быть, даже его ухудшила. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Для начала обратимся к официальной статистике. Наиболее обобщенную картину участия Украины в международном инвестиционном обмене (экспорт и импорт капитала) можно найти в платежном балансе страны, который составляется и публикуется Национальным банком Украины. В приведенных в табл. 1.1. данных отражаются все виды трансграничных инвестиций: прямые, портфельные и прочие. Напомним, что под прямыми инвестициями понимаются те вложения, которые обеспечивают инвестору контроль над объектом инвестиций (приобретение доли в акционерном капитале не менее 10 %). Портфельные инвестиции дают лишь право на получение инвестиционных доходов (дивидендов, процентов, ренты) без эффективного контроля над объектом инвестиций (менее 10 %). Прочие инвестиции – разного рода кредиты и займы (ссудный капитал).
На протяжении многих лет власти Украины постоянно провозглашали курс на всяческое стимулирование иностранных инвестиций. При этом принимали решения, которые действительно способствовали приходу иностранного капитала в страну. Прежде всего, были отменены всякие валютные ограничения на трансграничное движение капитала. Кроме того, Национальный банк Украины проводил и продолжает проводить курс на поддержание заниженного курса национальной денежной единицы – гривны. По некоторым оценкам, валютный курс гривны по сравнению с паритетом покупательной способности занижен в 2 раза. При заниженном курсе национальной денежной единицы инвесторам, располагающим резервными валютами типа доллара США или евро, приобретение активов в стране инвестирования обходится дешевле.
Табл. 1.1. Участие Украины в международном инвестиционном обмене (импорт и экспорт капитала), млн. долл.
Анализ данных табл. 1.1. позволяет сделать следующие выводы.
1. Объем иностранных инвестиций, начиная с середины прошлого десятилетия, резко возрос по сравнению с началом прошлого десятилетия. При этом колебания годовых объемов притока иностранного капитала в Украину были весьма значительными. Например, приток всех видов иностранных инвестиций в 2012 году был в 2,4 раза ниже, чем в 2008 г. При этом объем прочих инвестиций (ссудный капитал) в 2012 году оказался ниже уровня 2008 г. в 9 раз. Очевидно, что такие резкие перепады отрицательно отражались на состоянии платежного баланса, валютном курсе национальной денежной единицы (гривны), общем экономическом положении страны.
2. Менялась структура импорта капитала по видам инвестиций. Попеременно первое место среди иностранных инвестиций занимали прямые и прочие инвестиции. Всего за пятилетний период 2008–2012 гг. в украинскую экономику пришло инвестиций на сумму 97,3 млрд. долл. Суммарно за период 2008–2012 гг. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины составил 37,3 млрд. долл. (38 % всех иностранных инвестиций), портфельных инвестиций – 7,9 млрд. долл. (8 %), прочих инвестиций – 52,1 млрд. долл. (54 %).
3. В некоторые годы по некоторым видам инвестиций наблюдалась репатриация иностранного капитала из Украины. Иногда эта репатриация приобретала вид бегства капитала из страны. Например, во время мирового финансового кризиса никакого притока портфельных инвестиций в страну не было, наоборот, иностранные портфельные инвесторы выводили свои капиталы из страны. За два года было репатриировано 2,84 млрд. долл, портфельных инвестиций.
4. В отдельные годы даже временное положительное влияние притока иностранного капитала на платежный баланс нейтрализовалось экспортом капитала из украинской экономики. За период 2008–2012 гг. вывоз капитала из Украины составил 66,7 млрд. долл., что составило более 2/3 по отношению к объему ввоза иностранного капитала за тот же период. В 2009 году вывоз капитала даже превысил его импорт, что обусловило отрицательное сальдо по операциям с капиталом (минус 4,9 млрд. долл.). На самом деле вывоз капитала из Украины превышает те объемы, которые отражаются в разделе капитальных операций платежного баланса страны (речь идет о различных формах контрабандного вывоза капитала). Особенно активно экспорт капитала из страны осуществляется в форме прочих инвестиций (40,5 млрд. долл, за период 2008–2012 гг.). Не вдаваясь в подробности, можем сказать, что за официальными цифрами зарубежных инвестиций Украины стоит банальное бегство капитала из страны. Значительная часть вывозимого капитала направлялась в оффшоры или страны, имевшие признаки оффшорных территорий (Кипр, Швейцария, Лихтенштейн, Нидерланды и др.). Очевидно, что если бы руководство Украины сумело перекрыть каналы бегства капитала из страны, то Украина имела бы положительное сальдо платежного баланса и задача привлечения иностранных инвестиций не стояла бы так остро.
Особенностью ссудного капитала («прочие инвестиции») является то, что он приходит в страну на время; присутствие инвестора в стране прекращается после погашения обязательств Должником. Исключение составляют случаи, когда должник не в состоянии погасить свои денежные обязательства, в этом случае кредитор может стать собственником активов, которые выступали в качестве обеспечения обязательств (акции – наиболее часто используемый залог). В том числе кредитор может стать совладельцем кредитуемого предприятия. Таких случаев в Украине за последние годы было много. Кредиторы становились совладельцами или даже полными владельцами украинских предприятий. Что касается прямых инвестиций, то они по определению предполагают полное или частичное право собственности инвестора на активы предприятия. Госкомстат Украины осуществляет учет прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в экономику страны за период (квартал, год), а также учет накопленных прямых инвестиций за все предыдущие периоды. Как следует из табл. 2.1., накопленные прямые инвестиции в виде участия в акционерном капитале украинских компаний и организаций постоянно увеличивались. За 1995–2013 гг. (19 лет) их объем вырос в 113 раз. Накопленные на конец 2012 г. инвестиции в объеме 50,3 млрд. долл, представляют собой достаточно внушительную сумму. Для сравнения отметим, что по данным Госкомстата Украины в 2012 г. валовой внутренний продукт (ВВП) в валютном эквиваленте был равен 176 млрд. долл. То есть накопленные прямые инвестиции составили 28,5 % ВВП.
Рост прямых иностранных инвестиций продолжился и в 2013 году. По состоянию на 1 октября 2013 г. накопленные прямые инвестиции в виде вложений в акционерные капиталы составили 56,6 млрд. долл., прирост с начала года составил 2,1 млрд. долл., или 3,8 %.
Правда, не следует думать, что приобретение иностранными инвесторами активов украинской экономики обязательно происходит за счет перевода из – за границы валютных средств. Сегодня все большая часть приобретений иностранные инвесторы осуществляют с помощью реинвестиций доходов, которые они получают от ранее сделанных в украинскую экономику вложений. Такие иностранные инвестиции состояния платежного баланса Украины не улучшают.
Табл. 2.1. Прямые накопленные инвестиции в Украину и из Украины (на начало года; млн. долл. США)
Интересно узнать: каковы отраслевые приоритеты прямых инвесторов в украинской экономике? Периодически Госкомстат Украины публикует такие данные. Как видно из табл. 3.1., на отрасли, относящиеся к реальному сектору экономики, приходится примерно 40 % накопленных прямых иностранных инвестиций. Наиболее приоритетным направлением прямых инвестиций оказывается финансовый сектор, на него пришлась 1/3 всех инвестиций. На финансовую деятельность, торговлю, операции с недвижимостью пришлось 55,2 % всех накопленных прямых инвестиций. Эти виды деятельности, по сути, не создают общественного богатства, а лишь его перераспределяют. Скорость оборачиваемости капитала и рентабельность там намного выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве. Высокотехнологические виды производства интересовали в какой – то мере иностранный капитал в 1990–е годы. Инвесторы покупали по дешевке фактически не предприятия, а те передовые технологии, которые были созданы или внедрены на этих предприятиях еще в советское время. Стимулы инвестировать в предприятия промышленности резко упали после того, когда Украина присоединилась к ВТО. Таможенные барьеры были резко снижены. В Украину стало выгоднее поставлять продукцию промышленности из более конкурентоспособных стран, чем экспортировать капитал для организации производства таких товаров в самой Украине.
Табл. 3.1. Структура накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Украины по отраслям и видам деятельности, на 01.01.2012
О том, какова доля присутствия иностранных инвесторов в акционерных капиталах отдельных отраслей и секторов экономики Украины, Госкомстат Украины и другие организации информации не дают. Исключение представляет банковский сектор экономики. Национальный банк Украины регулярно сообщает о доле иностранного капитала в банковском секторе. По его данным, доля иностранного капитала в уставном капитале банков выросла с 19,5 % в 2006 году до 41,9 % в 2012. По данным НБУ, на начало 2012 года в Украине функционировало 176 банков, среди которых 53 банка с иностранным капиталом, причем 21 из них находились в полной собственности иностранных инвесторов, а в 20 банках инвесторам принадлежало более 90 % капитала.
Теперь о географической структуре прямых инвестиций в экономику Украины. Как видно из табл. 4.1., на первом месте среди стран происхождения иностранных инвестиций находится Кипр. Ситуация очень похожая на российскую картину. Скорее всего, за «кипрскими» инвесторами скрываются физические и юридические лица Украины. «Кипрские» инвестиции – составная часть запутанного и непрозрачного механизма легализации доходов сомнительного происхождения, способ снизить инвестиционные риски, уйти от налогов и т. п. Впрочем, после известных событий на Кипре (конфискация депозитов в банках острова в марте 2013 г.) можно предположить, что позиции Кипра как страны происхождения иностранных инвестиций будут снижаться. В списке стран – экспортеров капитала в Украину мы видим еще ряд юрисдикций, имеющих признаки оффшорных зон: Нидерланды, Виргинские острова, Белиз.
Россия по объему накопленных вложений в акционерные капиталы украинских компаний на сегодняшний день занимает четвертое место после Кипра, Германии и Нидерландов. В отличие от Кипра и Нидерландов Россия представляет реальных российских экспортеров капитала. В первую очередь, это российские компании, которые поставляют в Украину природный газ, нефть и нефтепродукты. Кроме того, это российские предприятия, имеющие с Украиной традиционные кооперационные и производственные связи с советских времен (в том числе предприятия оборонно – промышленного комплекса). Также на Украине имеют достаточно прочные позиции российские банки. Иностранный капитал в банковской системе Украины представлен 26 странами. Крупнейшими иностранными инвесторами (в виде участия в уставном капитале) банков Украины является Россия (19 %), Кипр (14 %), Нидерланды (12 %), Австрия (9 %), Франция (7 %).
Табл. 4.1. Структура накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Украины по странам происхождения (на 01.10.2013)
Сторонники привлечения иностранных инвестиций не любят вспоминать о том, что привлечение капитала в страну – «палка о двух концах». За иностранные инвестиции приходится расплачиваться. Во – первых, потому, что иностранные инвесторы устанавливают контроль над отдельными предприятиями и целыми отраслями, страна постепенно утрачивает свой экономический суверенитет. Во – вторых, потому, что иностранные инвестиции через некоторое время превращаются в «насос», который выкачивает из страны финансовые ресурсы. Речь идет о доходах иностранных инвесторов, которые либо реинвестируются на месте, усиливая контроль над экономикой страны, либо вывозятся из страны, ухудшая состояние платежного баланса страны со всеми отсюда вытекающими негативными последствиями.
Опять обратимся к статистике платежного баланса (ПБ) Украины. В разделе текущих операций ПБ приводятся данные о доходах иностранных инвесторов в экономике Украины и доходов, получаемых украинскими инвесторами за границей. Как видно из табл. 5.1., доходы иностранных инвесторов почти на порядок превышают доходы украинских инвесторов за границей. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины является устойчиво отрицательным с тенденцией к росту.
Вывоз инвестиционных доходов из страны за период 2008–2012 гг. составил 39 991 млн. долл. Украинские экспортеры капитала за это время получили 5 857 млн. долл, от своих зарубежных инвестиций. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины за пятилетний период составило:
– 39, 99 млрд. долл. + 5,86 млрд. долл. = = —34,13 млрд. долл.
Округленно получается минус 34,1 млрд. долл.
Табл. 5.1. Баланс инвестиционных доходов Украины (млрд. долл.)
Теперь проведем несложные расчеты. Сальдо международного движения капитала Украины за период 2008–2012 гг. составило 30,6 млрд. долл.
Чтобы оценить чистый эффект от участия Украины в международном инвестиционном обмене за пятилетний период, нам необходимо сложить сальдо международного движения капитала и сальдо инвестиционных доходов (млрд. долл.):
30,6–34,1 =-3,5
Итак, чистый эффект Украины от участия в Международных капитальных операциях за период 2008–2012 гг. равен минус 3,5 млрд. долларов. Это тот результат, который мы получили на основе официальной статистики платежного баланса Украины. А если учесть «серый» (контрабандный) отток капитала, то чистый отрицательный результат будет неизмеримо больше.
Приведенный выше расчет показывает только текущие потери страны. Но можно и нужно говорить также о средне— и долгосрочных последствиях прихода и присутствия иностранных инвесторов в экономике Украины. Прежде всего, еще раз подчеркну, что никакого зримого положительного эффекта на развитие реального сектора экономики иностранные инвестиции не оказывали и не оказывают. Опять обратимся к официальной статистике Украины. На этот раз воспользуемся данными Госкомстата Украины (табл. 6.1.).
Табл. 6.1. Капитальные вложения в экономику Украины и участие иностранных инвесторов в их финансировании (млрд. грив.)
Как видно, за счет иностранных инвестиций обеспечивается лишь 2–3 процента капитальных вложений в экономику страны (подавляющая часть источников финансирования капитальных вложений приходится на собственные средства предприятий – около 60 %; остальное – кредиты банков, средства государственного и региональных бюджетов и др.). Можно предположить, что валютные средства, которые притекают в украинскую экономику под видом прямых инвестиций, используются не для приобретения, создания, наращивания или реконструкции основных фондов украинской экономики, а для формирования оборотного капитала. Экономика Украины испытывает достаточно ярко выраженный «денежный голод», валютные средства в первую очередь идут на приобретение энергоносителей и сырья, заработные платы, закупки товаров (в розничной и оптовой торговле) и комплектующих (в промышленности) и т. п. Капитальное строительство, закупки машин и оборудования, научные исследования и разработки мало интересуют иностранных инвесторов в силу длительных сроков окупаемости и высоких рисков.
За рассматриваемый нами пятилетний период 2008–2012 гг. относительное благополучие экономика Украины поддерживалось за счет иностранных инвесторов, которые не только выкачивали ресурсы из страны, но также все туже затягивали петлю долговой и инвестиционной зависимости на шее Украины.
Опять же обратимся к официальной статистике Украины, относящейся к государственному и внешнему долгу страны. Кроме данных НБУ и Госкомстата это также статистика Минфина Украины. На начало 2008 г. государственный долг Украины был равен 12,3 % ВВП. В этот показатель включается прямой долг правительства и государственные гарантии под кредиты и займы, которые получали украинские компании и организации. К началу 2013 года государственный долг Украины поднялся до планки 38,8 % ВВП, а уже в начале 2014 года может достичь отметки 40 % ВВП.
Согласно последним данным Минфина Украины, на 1 ноября 2013 г. общий государственный долг в национальных денежных единицах (гривнах) был равен 550,2 млрд., в том числе внутренний – 260,6 млрд., внешний – 289,6 млрд. Таким образом, государственный долг Украины на 53 % является внешним долгом.
Что касается всей внешней задолженности Украины, то на начало 2008 г. ее уровень был равен 56,7 % ВВП, а к середине 2013 года внешний долг вырос до 75,7 % ВВП. Приведем последние данные о структуре внешней задолженности страны (табл. 7.1.). Как видно, почти ¾ общего объема внешней задолженности приходится на негосударственный сектор экономики.
Табл. 7.1. Внешний долг Украины и его основные элементы, на 01.07.2013
Может быть, по европейским меркам уровень государственного и общего внешнего долга Украины не столь уж велик. И власти Украины призывают общественность не волноваться по поводу задолженности страны. Мол, Украина на фоне таких стран, как Греция, выглядит очень прилично (напомню, что у Греции государственный долг варьирует в диапазоне 160–170 % ВВП). Однако следует иметь в виду, что инвестиционные и кредитные рейтинги Украины являются запредельно низкими. Даже ниже, чем у Греции. Это ведет к тому, что процентные ставки по долговым обязательствам правительства, компаний и организаций Украины намного выше среднерыночных значений. Следовательно, очень высокими являются расходы по обслуживанию долгов.
Аналитики компании Standard & Poor's увеличили шансы украинского дефолта с 34,8 % летом 2012 года до 44,25 % летом 2013 года. Еще в феврале 2013 года агентство Блумберг опубликовало свои оценки возможного дефолта Украины. Вероятность дефолта была определена на уровне таких «проблемных» стран, как Аргентина и Венесуэла.
После провала переговоров в Вильнюсе и беспорядков в Киеве в первых числах декабря 2013 г. оценки рисков были пересмотрены в сторону повышения. Чутким индикатором рисков являются котировки бумаг, которые называются «кредитными дефолтными свопами» (CDS – credit default swaps). Чем выше котировки (цены) этих рыночных инструментов страхования от рисков дефолтов, тем выше риски. И наоборот. Котировки CDS по Украине всегда были высокими. Нов конце ноября – начале декабря они подскочили сразу на 100 проц. пунктов и достигли значения 1071. Что означает такая котировка? Она означает, что при покупке пятилетних долговых бумаг правительства Украины на 10 млн. долл, инвестор должен еще доплатить за страховку CDS 1,071 млн. долл. Это только в первый год. А за 5 лет (период до погашения бумаги) страховые выплаты составят 5,4 млн. долл. Т. е. бумага для инвестора оказывается более, чем в полтора раза более дорогой по сравнению с ее номиналом. Выше котировки по страхованию рисков дефолтов только в Аргентине и Венесуэле. Для сравнения: для России на 02.12.2013 котировки CDS были равны 173,8. Согласно принятым методикам, вероятность дефолта в Украине в течение ближайших 5 лет оценивается в 53,3 %. Инвесторы могут быть готовы на такой шаг, как покупка долговых бумаг Украины лишь при условии крайне высоких процентов по займам. Доходность государственных облигаций сегодня просто «зашкаливает». Ставки по новым выпускам десятилетних облигаций, номинированных в долларах США, в начале декабря подскочили до 10,6 %. Ставки по некоторым бумагам, срок погашения которых наступает в 2014 году, подскочили до 19 %. Это уже откровенно ростовщические проценты. Они сигнализируют о том, что Украине придется тратить значительную часть своего бюджета на обслуживание уже имеющихся долгов.
В конце 2013 года долговая петля на шее Украины затянулась до предела. По разным оценкам, в 2014 году Киеву предстоит погасить от 8 до 10 млрд. долл, внешнего долга. Денег у правительства для такого погашения нет. А ведь надо еще обслуживать те долги, по которым срок погашения не наступил. За кадром нашего анализа мы оставляем корпоративный сектор украинской экономики, в котором каждое второе предприятие, по сути, является банкротом. Картину суверенного дефолта, таким образом, надо дополнять картиной возможных массовых корпоративных дефолтов.
Хиреющая экономика Украины приводит к тому, что платежный баланс по текущим операциям сводится со все большим дефицитом (см. табл. 8.1.).
Табл. 8.1. Сальдо платежного баланса Украины по текущим операциям (млрд. долл.)
Как видно из приведенной таблицы, дефицит платежного баланса по текущим операциям образуется, прежде всего, за счет дефицита баланса торговли товарами. Торговый баланс Украины стал резко дефицитным после того, как страна присоединилась к ВТО, открыв свой внутренний рынок. В то же время доступа на рынки других стран Украина так и не получила в силу низкой конкурентоспособности своей продукции. Частично дефицит торговли товарами компенсируется положительным сальдо баланса торговли услугами. Значительная часть положительного сальдо образуется благодаря платежам, которые Украина получает за транзит природного газа и нефти. Ситуация для Киева осложнилась тем, что Россия, главный торговый партнер Украины, с конца лета стала вводить ограничения нетарифного характера на ввоз товаров из Украины. Торговый баланс Украины стал еще больше ухудшаться.
И до того невысокая инвестиционная привлекательность Украины резко упала после начал беспорядков в Киеве. Некоторые западные кредиторы, которые ранее практиковали для украинских компаний возобновляемые кредиты (кредитные линии), в настоящее время начинают требовать окончательного погашения кредитов, а кредитные линии закрывают. Важным индикатором того, что на страну надвигается дефолт, является то, что иностранный капитал начинает уходить из банковского сектора Украины. НБУ сообщает, что началось снижение доли иностранного капитала в банковском секторе Украины. Если 1 января 2012 г. эта доля была равна 41,9 %, то к 1 сентября нынешнего года она снизилась до 33,8 %. К концу года, согласно прогнозам, она упадет ниже планки в 30 %. Только что прошло сообщение о том, что австрийский банк Raiffeisen International (RBI) выставил на продажу свою украинскую «дочку» – четвертый по величине банк на Украине.
Международные резервы Украины еще два – три года назад демонстрировали бодрый рост. Если в начале 2010 г. в резервах было 26,5 млрд. долл., то к началу 2011 г. – уже 34,6. Отметим, что в этот период времени рост резервов был обусловлен не улучшением торгового баланса страны, а значительным притоком иностранного капитала (как видно из табл. 1, в 2010 г. импорт всех видов капитала составил 21,4 млрд. долл.; чистое положительное сальдо по капитальным операциям – 9,9 млрд. долл.). В течение 2011 года валютные резервы снизились до 31,8 млрд. долл. Затем в течение 2012 года резервы «похудели» сразу на 7,3 млрд. долл. Их «таяние» продолжилось и в текущем году: за 11 месяцев они сократились еще на 5.7 млрд. долл., причем за один лишь ноябрь – на 1.8 млрд. долл. В начале декабря в валютных закромах Национального банка Украины осталось лишь 18,8 млрд. долл. Это эквивалентно импорту товаров в течение 2–2,5 месяцев. НБУ также продолжает тратить валюту из резервов на поддержание падающего курса гривны. Только в ноябре на эти цели было потрачено 800 млн. долл. На поддержание курса гривны, по оценкам, ЦБ страны, в ближайшие несколько месяцев может потратить как минимум 2–2,5 млрд. долл.
Чтобы предотвратить дефолт, правительству надо срочно изыскать, по крайней мере, 10 млрд. долл. Переговоры с МВФ о новом займе зашли в тупик, поскольку условия Фонда абсолютно неприемлемы для Киева. Речь идет о дальнейшем сокращении бюджетных расходов, в том числе на социальные цели. Кроме того, Фонд требует повысить цены и тарифы на энергоносители для компаний и населения. Все это чревато обострением социальной обстановки в стране.
Еще меньше перспектив получить необходимые деньги у Брюсселя. Даже до встречи в Вильнюсе Европейский Союз не обещал Киеву кредитов больше чем на 1 млрд. евро. А после отказа от подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС, Брюссель вообще не обещает ничего определенного. Это и не удивительно, поскольку Евросоюз крайне обижен на Киев. Кроме того, Европейский Союз сам находится в состоянии долгового кризиса, дефолт по государственному долгу в любой момент может быть объявлен не только в Греции, но и в ряде других стран ЕС. Тогда возникнет «эффект домино», и Европа окажется в еще менее завидном положении, чем Украина.
Остается вариант договариваться с Россией. Этот вариант логично предполагает вступление Украины в Таможенный союз. Надо иметь в виду, что дефицит торгового баланса Украины образуется в основном на «восточном фронте». Членство в Таможенном союзе позволило бы Киеву восстановить свой торговый и платежный баланс. Во – первых, за счет дополнительных таможенных преференций для экспорта украинских товаров на рынки восточных соседей. Во – вторых, за счет получения Киевом льготных цен по природному газу. Сегодня, с учетом скидки в рамках соглашения по Черноморскому флоту, украинцы покупают газ у России по цене 410 долл, за 1 тыс. куб. м. Президент Украины Виктор Янукович недавно вновь высказался за достижение справедливой цены на газ, примерно, в 300 долл, за тысячу кубов. Находясь в Таможенном союзе, Украина, вероятно, могла бы рассчитывать даже на более низкую цену. Между прочим, для Армении, выразившей намерение войти в Таможенный союз, Москва пообещала снизить цену до 189 долл, за 1 тыс. куб. м.
Уже не приходится говорить о том, что Москва в случае разворота Киева на восток готова обсуждать вопрос о предоставлении Украине кредитов, как банковских, так и коммерческих. В том числе в виде отсрочек платежей по поставкам природного газа. Не следует забывать, что Россия – не только главный торгово – экономический партнер Украины, но и ее главный кредитор. В конце ноября Президент РФ В. Путин, выступая перед журналистами по поводу российско – украинских отношений, сказал, что задолженность по кредитам, которые предоставили Газпромбанк, Сбербанк, ВЭБ, ВТБ украинским банкам, составила в общей сложности 20 млрд. долл, и 280 млрд. руб. Кроме того, Россия внесла предоплату за транзит природного газа по территории Украины до января 2015 года в размере 4 млрд. долларов. Российская Федерация, как неоднократно заявлял Президент РФ, готова обсуждать вопрос о членстве Украины в Таможенном союзе и в Евразийском экономическом союзе и в дальнейшем предоставлять ей как члену этих союзов новые кредиты.
Реальные и быстро достижимые выгоды, получаемые Украиной в результате интеграции с Россией и другими восточными партнерами, для Киева очевидны. Украинскому народу остается надеяться на то, что экономические соображения при поиске властями Украины выхода из нынешнего тупика окажутся сильнее политических интриг.
Практически в любой публикации и информации, посвященной событиям на Украине и вокруг Украины, используются какие – то цифры, отражающие ее текущее и возможное будущее экономическое и финансовое положение.
Это цифры валютных резервов, иностранных инвестиций, зарубежных активов, валютного курса гривны, займов и кредитов (как полученных, так и обещаемых), внешнеторгового оборота Украины, внешнего долга страны и т. п. Все многообразие этой числовой (количественной) информации можно свести воедино и представить в виде таблиц международной инвестиционной позиции страны (соотношение зарубежных активов и международных обязательств) и платежного баланса (соотношение валютных поступлений и платежей страны). Сведение статистической информации в такие таблицы позволяет более наглядно оценивать, анализировать и прогнозировать тенденции развития страны. Рассмотрим, что происходит в экономике Украины на основе ее платежного баланса, который разрабатывается и публикуется Национальным банком Украины (НБУ). Пока полного баланса за весь 2013 года еще не опубликовано. Имеются данные за три квартала 2013 года (табл.9.1).
Табл. 9.1. Основные позиции платежного баланса Украины (млрд. долл.)
Итоговое сальдо платежного баланса за три квартала 2013 года составило минус 2,5 млрд. долл. Отрицательное сальдо любого платежного баланса закрывается с помощью золотовалютных резервов. Украина также его закрывала с помощью валюты и золота. Резервы Национального банка Украины «таяли» на глазах. Согласно заявлениям нынешнего «временного» правительства, сегодня они составляют лишь 15 млрд. долл, (данные на середину февраля).
Надолго ли хватит этих резервов? Если подойти формально, математически, то ответ путем деления нынешнего объема золотовалютных резервов Украины на отрицательное сальдо платежного баланса в 2013 году (моя оценка)
15,0: 3,3 = 4,5 года.
Но самое интересное на Украине началось в 4 квартале 2013 года. А именно, началась «раскачка» страны накануне саммита в Вильнюсе, где планировалось «присоединить» Украину к ЕС на правах «ассоциированного члена». Поэтому вряд ли моя оценка годовых значений платежного баланса Украины отражает реальное положение дел. По данным НБУ, на конец 3 квартала 2013 года золотовалютные резервы Украины были равны 21,6 млрд. долл., а на 1 января 2014 года они упали до 18,0 млрд. долл. Получается, что за последний квартал прошлого года было истрачено 3,6 млрд. долл, резервов. На начало прошлого года резервы были равны 24,5 млрд. долл. Следовательно, Украина за год потеряла 6,5 млрд. долл, своих золотовалютных резервов. То есть отрицательное сальдо платежного баланса Украины де – факто оказалось равным 6,5 млрд. долл. Еще раз пересчитаем сегодняшние золотовалютные запасы Украины с учетом этой цифры:
15,0: 6,5 = 2,3 года.
Но и приведенный подход к оценке «валютного запаса прочности» Украины не вполне корректен. В последнем квартале начались новые тенденции, связанные с «Майданом». Эти тенденции могут действовать на протяжении всего нынешнего 2014 года. Тогда отрицательное сальдо платежного баланса Украины в расчете на весь нынешний год составит:
3,6 х 4 = 14,4 млрд. долл.
Иначе говоря, золотовалютных резервов Украине может хватить примерно на 1 год той жизни, которая наблюдалась в 4 квартале 2013 года.
После произошедшего переворота на Украине в феврале нынешнего года картинка платежного баланса Украины может кардинально поменяться. И отличаться невыгодно даже от той не очень приятной картинки, которую я привел выше. Пойдем по отдельным позициям платежного баланса.
1. Внешняя торговля товарами и услугами. Очевидно, что отрицательное сальдо по этой позиции вырастет даже не на проценты, а в разы. Почему? – Потому что от импорта нашего газа Украина отказаться не сможет. А это в расчете на 1 месяц валютные расходы, равные почти 1 млрд. долл. А вот украинский экспорт в Россию, которая является основным внешним рынком сбыта, снизится в разы. 25 % экспорта товаров и услуг Украины в 2012 году приходилось на Российскую Федерацию. В абсолютном выражении это больше 20 млрд. долл, в год. Даже если взять консервативную оценку и «уполовинить» цифру украинского экспорта в Россию, то «дыра» в платежном балансе Украины составит 10 млрд. долл. А. Яценюк на днях заявил, что Европа «облегчит» доступ украинских товаров на свои рынки, в результате чего экспорт Украины в западном направлении возрастет на 400 млн. долл, в год. Ради этой символической суммы Украине предлагается пойти на добровольный отказ от валютной выручки на многие миллиарды.
2. Сальдо движения инвестиционных доходов. Неизбежно отток валюты из страны в виде процентов по кредитам, займам, ссудам, а также в виде дивидендов, роялти и других видов доходов от иностранных инвестиций возрастет. В СМИ обычно концентрируется внимание на способности украинского государства обслуживать суверенный долг. Этот долг (округленно) составляет сегодня 60 млрд. долл. Хотя лишь половина этого долга является внешним долгом, но надо иметь в виду, что часть внутреннего долга также номинирована в иностранной валюте (округленно – 1/2). Если предположить, что 45 млрд. долл, долга должны обслуживаться валютой, а годовая ставка равна 10 %, то получается 4,5 млрд. долл. Но надо иметь в виду, что государственный внешний долг – лишь верхняя часть айсберга. Общая сумма внешнего долга Украины превысила 140 млрд. долл, (данные Минфина Украины). Чтобы обслуживать такой долг исходя из ставки 10 %, необходима валюта на сумму 14 млрд. долл, в расчете на год. Можно ожидать, что иностранные инвесторы в условиях нынешней нестабильности на Украине откажутся от практики реинвестирования доходов в экономику страны (или присоединения процентов к сумме основного долга) и будут стремиться вывести все инвестиционные доходы за пределы страны.
3. Сальдо движения трудовых доходов. Речь идет о доходах украинских гастарбайтеров за границей, переводимых на родину. Это важная статья, которая на протяжении последних лет помогала стабилизировать платежный баланс Украины. На 70 % это поступления от украинских граждан, работающих на территории Российской Федерации. Поступления шли как в рублях РФ, так и резервных валютах (доллары, евро). Обострение отношений России с нынешним нелегитимным режимом на Украине может привести к ограничениям на перемещение граждан двух стран через государственную границу. Неизбежно это уменьшит, положительное сальдо по данной позиции (а при неблагоприятном сценарии развития событий оно даже окажется нулевым).
4. Сальдо движения капитала. До недавнего времени правительству Украины удавалось затыкать «дыры» в платежном балансе и бюджете за счет привлечения иностранного капитала. Конечно, это были в основном «короткие» деньги, с помощью которых отчасти закрывался дефицит торговых операций и происходила оплата очередных процентных платежей и других инвестиционных доходов нерезидентов. Сегодня привлечь новые займы, кредиты, портфельные и прямые инвестиции на Украину крайне сложно. Несмотря на всяческую политическую поддержку Западом «временного» правительства на Украине, иностранные инвесторы рисковать не желают. Рейтинговые агентства оценивают ситуацию как преддефолтную. Что касается ожидаемого кредита Международного валютного фонда на сумму 15 млрд. долл., то «временное» правительство Украины выдает желаемое за действительное. Да, действительно, группа экспертов Фонда прибыла в Киев для «подготовки вопроса». Но, сдается мне, приехали они не для того, чтобы что – то дать, а для того, чтобы обеспечить погашение обязательств Украины перед Фондом (в 2014 году Киев должен вернуть Фонду более 3 млрд. долл.). Слишком много сегодня претендентов на остатки недоеденного украинского «пирога». Фонд (как и другие кредиторы) опасается, что ему ничего не достанется. Обещание Европейского Союза дать Украине 15 млрд. евро выглядят просто смехотворно. Это уши дохлого осла! ЕС сам оказался в долговой яме и делает хорошую мину при плохой игре. Безнадежный должник, играющий роль «кредитора». Хлестаковщина! Никто ничего Украине давать не собирается. Более того, иностранные инвесторы уже сейчас хотят побыстрее вывести из страны не только причитающиеся им доходы, но и сами активы. А к ним могут присоединиться и украинские олигархи. Начнется «бегство капитала». Поэтому я не удивлюсь, если позиция «сальдо движения капитала» вообще в конце 2014 года окажется со знаком «минус». Напомню, что на начало 2013 года, поданным НБУ, накопленные иностранные инвестиции в украинской экономике составили 210,5 млрд. долл. В том числе (млрд. долл.): прямые – 75,7; портфельные – 32,6; прочие – 102,2. Даже если за пределы Украины будет выведено 10 % активов, принадлежащих иностранному капиталу, то в абсолютном выражении это составит 21 млрд. долл.
С учетом приведенных выше соображений картинка платежного баланса Украины на конец 2014 года может выглядеть следующим образом (табл. 10.1.).
Табл. 10.1. Основные позиции платежного баланса Украины в 2014 году (прогноз)
Еще раз подсчитаем, каков «валютный резерв прочности» Украины с учетом оценок, приведенных в табл. 10.1.:
15,0: 59,0 = 0,25.
Проще говоря, Украина может просуществовать лишь один квартал. Если отсчитывать от 1 февраля 2014 года (когда Украина полностью «проглотила» российский заем на 3 млрд. долл.), то к 1 мая украинской экономики и, соответственно, страны не будет. Будет просто территория, на которой не будет ни электричества, ни газа, ни продовольствия, ни действующих предприятий, ни транспорта, ни даже государственных учреждений. Что там будет, – предлагаю обсудить политологам, социологам и военным. В заключение хочу сказать, что нарисованная мною картинка является условной, ее можно отнести к разряду учебных пособий или материалов, которые используются в имитационных играх. Анализ платежного баланса страны позволяет лучше высветить и оценить те политические события, которые сегодня происходят на Украине и вокруг Украины.
Журналисты и политологи, освещающие события на Украине и вокруг Украины крайне редко заглядывают в официальную статистику этой страны. Отчасти потому, что нет доверия к официальной статистике. Но вот международная статистика, которую готовит и публикует Национальный банк Украины (центральный банк страны) заслуживает внимания.
Конечно, и она искажается. Но не потому, что чиновники и сотрудники НБУ сознательно идут на подтасовки. Вряд ли. За составлением такой статистики следит Международный валютный фонд, который не раз давал деньги Украине и, соответственно, желает иметь максимально объективную картину о финансовом и экономическом положении своего «клиента». Другое дело, что НБУ не всегда располагает полной информацией из – за того, что значительная часть экономики Украины, включая ее внешнеэкономический сектор, находится в «тени». А «тень» потому и «тень», что предпочитает о себе ничего не сообщать. Как бы там ни было, но международная статистика НБУ полезна для первого, предварительного знакомства с экономической ситуацией на Украине
Среди статистических отчетов НБУ особое место занимают платежный баланс (ПБ) и международная инвестиционная позиция (МИП). Второй из этих документов представляет собой соотношение зарубежных активов Украины и ее пассивов (международных обязательств). МИП составляется на определенный момент времени. Это аналог баланса компании, только в качестве «компании» выступает целое государство, а его контрагентами являются другие государства.
Последние данные о МИП Украины – по состоянию на 1 октября 2013 года. Поданным НБУ, зарубежные активы Украины на этот момент времени были равны 140,5 млрд. долл. Активы нерезидентов (иностранцев) в украинской экономике (т. е. международные обязательства Украины перед нерезидентами) составили 210,5 млрд. долл. Превышение международных обязательств над зарубежными активами Украины составило 70 млрд. долл. Этот показатель еще можно назвать «чистые иностранные активы в украинской экономике». Конечно, это свидетельствует об ассиметричных отношениях Украины с остальным миром, что ведет к превращению страны в объект эксплуатации со стороны иностранного капитала. Отчасти об этом свидетельствуют цифры платежного баланса Украины. Из него мы узнаем, в частности, что иностранные инвесторы получили на Украине за три квартала 2013 года (последние данные НБУ) доходы в размере 7,6 млрд. долл. А украинские инвесторы за рубежом – лишь 0,4 млрд. долл. Таким образом, инвестиционный обмен Украины с остальным миром оборачивается чистыми потерями в 7,2 млрд. долл. Это лишь за три квартала. А в пересчете на год это почти 10 млрд. долл. В то же время Украина, начиная с 2010 года, ползает на коленях перед Международным валютным фондом, клянча у нее кредит в несколько миллиардов долларов.
Согласно предварительным оценкам, ВВП Украины в 2013 году в валютном эквиваленте составил 175–180 млрд. долл, (пересчет по официальному курсу НБУ). Получается, что иностранные активы в экономике Украины в прошлом году находились примерно на уровне 120 % ВВП. Сравним с Россией. ВВП России составил в 2012 г. 2,014 трлн. долл, (пересчет в доллары по официальному курсу Банка России). Активы нерезидентов в экономике России, по данным Банка России, на начало 2013 г. были равны 1,22 трлн. долл. Таким образом, уровень присутствия иностранных инвесторов в экономике России был равен примерно 60 %. Этот показатель весьма высок для России, а на Украине он оказывается в 2 раза выше, чем в России.
Приведем раскладку международных обязательств Украины (млрд. долл.): прямые инвестиции – 75,7; портфельные инвестиции – 32,6; прочие инвестиции – 102,2. Как видно, последняя позиция является самой крупной. Это различные кредиты, займы и ссуды. Напомню, что это данные по состоянию на 1 октября 2013 года. На сегодняшний день сумма уже больше. Например, в конце прошлого года Россия перевела на Украину первый транш займа на сумму 3 млрд. долл. Фактически «прочие инвестиции» формируют внешний долг страны. Он складывается из основной суммы долга плюс ожидаемые проценты по кредитам, займам, ссудам. Согласно последним данным Минфина Украины, внешний долг страны перевалил за 140 млрд. долл.
Рассмотрим теперь подробнее зарубежные активы Украины (табл. 11.1.). Бросается в глаза, что основным видом зарубежных инвестиций украинской экономики являются валюта и депозиты. На эту позицию пришлось почти 70 % зарубежных активов Украины.
Табл. 11.1. Зарубежные активы Украины (по состоянию на 01.10.2013). Источник: данные Национального банка Украины.
К сожалению, НБУ не дает подробной раскладки этой позиции. Немного более 10 % – валюта и депозиты банков, остальное приходится на «прочие сектора экономики». Про банки можно сказать, что часть валюты и депозитов – их корсчета в зарубежных банках. Прочие сектора экономики – это валюта на счетах украинских компаний в иностранных банках, а также иностранная валюта физических лиц. Часть этой валюты размещается на валютных счетах украинских банков (конечно, граждане Украины размещают валюту и на счетах зарубежных банков, но значительная часть таких активов просто не попадает в поле зрения НБУ). Но, наверное, самая большая часть позиции «валюта и депозиты» приходится на наличную валюту, которую население хранит под матрасом. НБУ не дает статистики наличной валюты на руках граждан. Но имеются интересные оценки. Например, известный на Украине аналитик Александр Охрименко дал следующие свои расчеты по состоянию на 2012 год. Наличной валюты у населения было 79 млрд. долл.[2]. Много это или мало? – Справедливости ради признаем, что в России на руках населения валюты также немало. Данные Банка России позволяют сделать примерную оценку. Так вот, в конце прошлого года валютного кэша у нас было немного более 20 млрд. долл. То есть на Украине с экономикой на порядок меньшей, чем российская, наличной валюты в разы больше. Что свидетельствует о крайне высокой степени долларизации украинской экономики. Кстати, в 2012 году объем национальных денежных знаков, обращавшихся в экономике Украины, составил 192 млрд. гривен. В валютном эквиваленте это 24 млрд. долл. Таким образом, иностранной валюты на Украине было почти в 3 раза больше, чем законных платежных средств (гривны). Это важнейший признак утраты страной своего национального суверенитета, отличительное свойство колониальной экономики.
Второй по значимости позицией зарубежных активов Украины являются ее международные резервы (резервные активы). Эти резервы, находящиеся под управлением НБУ, тают прямо на глазах. Еще в начале прошлого года они были 24,5 млрд. долл. А к 1 октября они сократились до 21,6 млрд. долл., что составило 15,4 % всех зарубежных активов Украины. Для сравнения: у России международные резервы составляют основную позицию зарубежных активов, на них приходится 40 %.
К началу нынешнего года международные резервы Украины упали до 18 млрд. долл., а, согласно последним данным «временного правительства», их объем сократился до 15 млрд. долл, (середина февраля). Это свидетельствует о том, что платежный баланс страны имеет большие дефициты, которые резко возросли в последние месяцы, когда в стране начались беспорядки. По нашим оценкам, резервов при существующих тенденциях Украине хватит лишь на три месяца. После чего наступит не просто дефолт, а самый настоящий экономический и политический коллапс страны.
На третьем месте среди зарубежных активов Украины торговые кредиты (7,5 %). По мнению некоторых экспертов, это удобный канал, по которому украинские олигархи полулегально выводят свои капиталы за рубеж. Через определенный период времени часть требований по таким торговым кредитам списываются как «безнадежные долги», а выведенные капиталы постепенно легализуются в экономиках других стран. Кстати, из – за подобного рода махинаций НБУ не отражает в полном объеме зарубежные активы физических и юридических лиц Украины. Существенная часть зарубежных активов оказывается вне поля зрения не только НБУ, но также налоговой службы Украины.
Четвертой позицией оказываются прямые зарубежные инвестиции (накопленные активы). Украинские СМИ достаточно подробно описывают содержание этой позиции. Это различные активы, размещенные украинскими олигархами в разных отраслях экономик других стран. Это зарубежные металлургические предприятия группы «Метинвест», контролируемой олигархом Р. Ахметовым. Активы группы расположены на Украине, в России, США, Европе (Италия, Швейцария, Великобритания). Только в Европе насчитывается 25 предприятий. Также крупными являются зарубежные активы группы «Индустриальный союз Донбасса» (совладельцы Сергей Тарута и Виталий Гайдук), группы «Приват» (совладельцы Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов), корпорации «Рошен» (Петр Порошенко, кум Виктора Ющенко), группы «Ferrexpo» (Константин Жеваго, Блок Юлии Тимошенко), группы «Group DF» (Дмитрий Фирташ).
Еще раз подчеркнем, что официальные данные НБУ о зарубежных активах Украины не дают полной картины. Цифры оказываются заниженными. За последние годы выявлялись неучтенные активы украинских олигархов в разных оффшорах. А. Яценюк в запале разоблачений «режима» В. Януковича заявил, что за годы его президентства из страны было выведено в оффшоры 70 млрд. долл. Но о том, сколько было выведено при «режимах» В. Ющенко и Ю. Тимошенко, новоиспеченный премьер умолчал. По оценкам американского аналитического центра Tax Justice Network, за годы «незалежности» из Украины в оффшоры было выведено 167 млрд. долл. Заявленная сумма чуть меньше объема валового внутреннего продукта за 2012 год. Так что цифра зарубежных активов Украины, содержащаяся в официальной статистике НБУ (140 млрд. долл.), отражает лишь верхнюю часть айсберга – зарубежных владений украинского олигархата.
После финансового кризиса на Кипре любимым оффшором украинских компаний стал Белиз, до 1973 года носивший название Британский Гондурас. Об этом говорится в квартальном экономическом прогнозе «Ukrainian Economic Trends Forecast» на III квартал 2013 года, подготовленном аналитической группой Da Vinci AG. Экспорт товаров в эту страну, как отмечается в отчете группы, вырос за несколько месяцев в 1324 раза! «Его объем уже превысил экспорт
Украины в такие европейские страны как Германия, Великобритания, Испания», – отмечается в отчете. Другими направлениями вывода капитала из Украины после известных событий на Кипре в марте прошлого года стали Маршалловы острова, Сейшельские острова, Панама.
Новоиспеченный премьер Арсений Яценюк каждый день как заклинание произносит слова «казна пуста». А затем следует другая заученная фраза: «Мы готовы на получение кредитов МВФ на любых условиях». Даже судя по официальным данным НБУ «Международная инвестиционная позиция Украины», видно, что у страны имеются достаточные резервы для того, чтобы выходить из нынешних экономических тупиков. Главная позиция зарубежных активов Украины «валюта и депозиты» составляет почти 100 миллиардов долларов. Но, судя по всему, «временное правительство» А. Яценюка приведено к власти украинскими олигархами, которым и принадлежит значительная часть этих зарубежных активов. Поэтому об этих активах Яценюк даже не заикается, а клянчит несколько жалких миллиардов в МВФ.
У некоторых олигархов Украины, согласно экспертным оценкам, зарубежные активы превышают активы, которые размещены в украинской экономике. Украинские олигархи – типичная «оффшорная аристократия», зарубежные активы которой находятся под жестким контролем
Запада. Запад в начале нынешнего года пригрозил украинским олигархам арестом их зарубежных активов. Все мы помним, как чиновница из Госдепа США Викторя Нуланд отчитывала самого главного олигарха Украины Рината Ахметова и требовала от него «наведения порядка». Поэтому не возникает никакого сомнения, что «наведение порядка» (февральский «Майдан») профинансировала и организовала именно «оффшорная аристократия». Кстати, российскому руководству это также надо помнить и извлекать уроки и событий на Украине.
Одним из важных индикаторов экономического и финансового положения Украины являются ее официальные международные резервы. Сейчас происходит их стремительное «таяние».
Под официальными международными резервами понимаются накопленные запасы валюты и золота, которые находятся под управлением денежных властей страны. Применительно к Украине это Национальный банк Украины (НБУ) и министерство финансов. Размещение международных резервов осуществляется в трех основных формах: а) иностранные ценные бумаги (на 1 ноября 2013 г. 76,39 % всех резервов Украины было размещено в ценных бумагах); б) наличная валюта и валютные депозиты в банках (14,87 %); в) золото в монетарной форме (8,74 %). Статистический учет международных резервов Украины ведется в долларах США, информацию о резервах на месячной основе дает НБУ.
В первые годы существования Украины как независимого государства ее международные резервы не дотягивали даже до 1 млрд. долл. После выхода страны из кризиса 2008–2009 гг. начался период активного наращивания международных резервов. Пополнение происходило за счет экспортной выручки украинских предприятий и притока иностранного капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, кредитов и займов. В середине 2011 года резервы достигли максимального за всю историю существования независимой Украины значения – 38 млрд. долл. Затем стало наблюдаться снижение резервов, которые за два года (2011–2013 гг.) «похудели» на 10 млрд. долл. (табл. 12.1.). Основная причина такого процесса – ухудшение платежного баланса, увеличение дефицита торгового баланса. «Таяние» резервов происходило бы еще быстрее, но частично валютные потери компенсировались притоком иностранного капитала, прежде всего в ссудной форме (кредиты и займы).
Табл. 12.1. Официальные международные резервы Украины с 2010 по 2013 годы (на начало года)
Денежные власти пытались принимать некоторые специальные меры по обеспечения притока валюты в кубышку под названием «международные резервы». Например, была восстановлена норма об обязательной продаже 50 % экспортной выручки Национальному банку Украины. Также в случае перевода крупных сумм валюты из – за рубежа украинским гражданам от последних требуется конвертация валюты в гривны. Однако ушлые юридические и физические лица Украины вполне спокойно обходят эти требования.
Присмотримся к динамике международных резервов Украины в 2013 году.
Табл. 13.1. Официальные международные резервы Украины в 2013 году.
В первые четыре месяца 2013 г. наблюдался некоторый прирост резервов, который суммарно составил около 700 млн. долл. Этот прирост был обусловлен не улучшением торгового баланса Украины, а тем, что Минфину Украины удалось привлечь займы на международном рынке. В начале февраля Минфин разместил
10–летние еврооблигации на сумму 1 млрд. долл
, под 7,625 % годовых; в апреле были проданы 10–летние еврооблигации на сумму 1.25 млрд
. долл, под 7,5 % годовых. Итого, за первые месяцы года Минфин привлек 2,25 млрд. долл, внешний займов.
На этом «сладкая жизнь» денежных властей Украины закончилась. Началась фаза тяжелого «похмелья». Некоторые авторитетные информационные агентства (Блумберг, Рейтер), а затем и «большая тройка» рейтинговых агентств весной опубликовали неприятные оценки кредитных и инвестиционных рисков Украины. Из этих оценок вытекало, что вероятность возникновения дефолта по обязательствам государства у Украины в ближайшие год – два очень высокая. Выше, чем в африканских странах и немного меньше, чем в самых «безнадежных» странах, к коим отнесены Аргентина и Венесуэла. А дальше началось быстрое «таяние» международных резервов Украины, поскольку новых международных займов и кредитов страна не получала, а внешнеторговый баланс продолжал ухудшаться.
За каких – то семь месяцев (с 1 мая по 1 декабря) Украина потеряла резервов на сумму почти в 6,5 млрд. долл. Наиболее крупные потери (в июле, сентябре и ноябре) были связаны с погашениями долга Украины перед МВФ. Рассмотрим в качестве примера, что происходило с резервами Украины в ноябре. Как видно из табл. 13.1., в этом месяце потери резервов были максимальными, они составили 1,84 млрд. долл. В этот период времени произошли следующие наиболее важные операции:
– оплата долга Международному валютному фонду (по программе stand – by) – 955 млн. долл.;
– чистые расходы на осуществление валютных интервенций – почти 800 млн. долл.;
– выплаты по облигациям внутреннего государственного займа – 578 млн. долл.;
– поступления от размещения облигаций внутреннего государственного займа – 822 млн. долл.
Возникает вопрос: какое отношение международные резервы имеют к операциям по облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ), выпускаемым Минфином Украины? Прежде всего, следует отметить, что уже на протяжении нескольких лет денежные власти пытаются изменить структуру государственного долга путем сокращения внешнего долга и замещения его внутренним (табл. 14.1.).
Табл. 14.1. Государственный и гарантированный государством долг Украины с 2010 по 2013 годы (в млн. долл. США)
Как видно, за неполные пять лет доля внутреннего долга в общем объеме государственного долга Украины повысилась с 33,2 % до 48,8 %. Примечательно, что особенно быстрый рост доли внутреннего долга был зафиксирован в нынешнем году (за первые десять месяцев). Следует также обратить внимание на то, что внешний государственный долг даже сократился на 4,34 млрд. долл, при одновременном росте внутреннего государственного долга на 6,77 млрд. долл. Т. е. в 2013 году имел место эффект замещения внешнего государственного долга внутренним государственным долгом. Подавляющая часть внутреннего государственного долга Украины образуется за счет размещения Минфином облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), лишь небольшая часть этого долга – кредиты НБУ правительству. ОВГЗ давно уже выпускаются Минфином, большая часть этих бумаг имеет срок погашения 5 лет и более, наблюдается постоянный процесс погашения одних бумаг и выпуска новых партий, непрерывная ротация бумаг с общей тенденцией к росту их объема. Но в конце 2011 года в долговой политике Минфина произошло одно весьма существенное событие. Он получил законодательное право выпускать не только традиционные бумаги, номинированные в гривнах, но также облигации, номинированные в валюте, прежде всего, долларах США. С этого момента часть внутреннего долга стала долларовой, покрытие обязательств Минфина Украины перед держателями ОВГЗ стало осуществляться не только в гривнах, но также американской валюте. Такие валютные ОВГЗ выпускались и в 2012, и в 2013 годах, но особенно активно их размещение стало осуществляться после того, когда Украина лишилась доступа к новым международным займам и кредитам, т. е. начиная с лета этого года. По экспертным оценкам, на руках у граждан Украины от 40 до 50 млрд. долл, валюты в виде долларов и евро. Некоторые аналитики склонны считать, что в условиях необъявленной кредитной «блокады» Западом Украины власти страны сделали ставку на валютные сбережения своих граждан. Согласно официальным сообщениям, в ноябре Минфин продал облигаций внутреннего государственного займа на 9,782 млрд. гривен. Это примерно эквивалентно 1,2 млрд. долл. Также были размещены пятилетние и трехлетние валютные облигации. Выше мы называли цифру: за счет валютных облигаций в ноябре были получены доходы в размере 822 млн. долл. Таким образом, доходы от валютных облигаций составили примерно 40 % совокупных доходов Минфина от внутренних заимствований в ноябре с. г.
Валютным облигациям сегодня уделяется большое внимание в СМИ. Это интересный финансовый инструмент, который привлекает инвесторов двумя достоинствами. Во – первых, государство выдает 100–процентные гарантии по обязательствам, связанным с валютными облигациями. Во – вторых, эти бумаги могут принести инвесторам большой «навар» в случае дефолта, резкого падения курса гривны и на этом фоне резкого взлета покупательной способности доллара, особенно на украинском рынке, где все будет стоить копейки. СМИ обращают внимание на то, что покупка валютных облигаций простыми гражданами затруднена, к этим бумагам имеют доступ лишь «избранные». Особый интерес к валютным бумагам проявляют люди богатые, которые несут высокие риски, размещая свои миллионы на депозитных счетах украинских банков (хотя в стране действует система страхования депозитов, однако лимиты страхования невелики). НБУ сообщил, что в ноябре большую часть новых выпусков валютных облигаций скупили нерезиденты. Однако более конкретной информации о покупателях ЦБ не предоставляет. В СМИ довольно активно циркулирует версия, что большую часть выпуска валютных облигаций скупили физические и юридические лица из России. Есть также версия, что такие бумаги украинская верхушка выпустили исключительно для самой себя «любимой», чтобы пережить тяжелые времена грядущего дефолта и даже на нем заработать. А покупка бумаг могла вестись через посредников и подставных лиц, в том числе резидентов Российской Федерации. Такая версия совсем не лишена оснований, учитывая, что НБУ держит в секрете информацию о конкретных покупателях валютных облигаций. Также в СМИ проводится параллель с событиями лета 1998 года в России, когда незадолго до дефолта, вызванного «пирамидой» ГКО, Минфин России выпустил новый транш валютных облигаций, который скупался через подставных лиц высокопоставленными чиновниками правительства и ЦБ.
Большая часть валютных облигаций Минфина Украины (на сумму 500 млн. долл.) была скуплена неизвестными лицами в третью декаду нынешнего ноября. Почти все покупки пришлись на два дня месяца – 21 ноября, когда Янукович и Азаров объявили об отказе подписать соглашение об ассоциации Украины с ЕС (покупки на 300 млн. долл.), и 28 ноября, в день проведения саммита в Вильнюсе (200 млн. долл.). Неплохо прошла еще одна продажа валютных облигаций под шумок «протестного» карнавала на майдане в начале нынешнего месяца. Согласно сообщениям СМИ, по состоянию на 4 декабря на руках у нерезидентов находилось бумаг внутреннего займа на сумму 9,3 млрд. гривен, т. е. в валютном эквиваленте примерно 1,1 млрд. долл. Ряд комментаторов полагает, что именно эти анонимные держатели валютных облигаций стали объективно заинтересованы в том, чтобы дефолт на Украине состоялся. Даже если валюты в казне государства не будет, оно должно будет расплатиться с держателями валютных облигаций. Расплачиваться ведь можно не только деньгами, но и «натурой» – землей или акциями украинских предприятий. Или выставить государственные активы на продажу (приватизация), а вырученные деньги направить на погашение обязательств. Покупательная способность нынешних валютных облигаций будет высокой, ведь активы украинской экономики в условиях дефолта будут стоить гроши.
Почему – то все внимание СМИ и экспертов сосредоточено на вопросе: состоится или не состоится государственный дефолт Украины. Вопрос, конечно, крайне важный, но он является лишь частью более широкого вопроса – «большого» дефолта Украины. «Большой» дефолт – отказ от своих долговых обязательств не только государства, но также частных компаний. О второй составляющей говорят редко, поскольку в частном секторе экономики имеет место «ползучий» и «перманентный» дефолт, который проявляется в банкротствах частных компаний. К такому «ползучему» дефолту привыкли и порой его не замечают. Но если произойдет дефолт по обязательствам государства, тогда резко активизируется дефолт субъектов частного сектора, это уже будет не «ползучий», а «шоковый» всеобъемлющий дефолт всей украинской экономики.
О том, что дамоклов меч дефолта навис не только над государством, но и над всей экономикой страны свидетельствует, в частности, таблица 15.1., дающая представление об общем внешнем долге Украины. Оказывается общий внешний долг страны почти в 4 раза превышает внешний государственный долг. 73,4 % внешнего долга Украины приходится на частный сектор экономики, в абсолютном выражении это 104 млрд. долл. Внешний долг частного сектора складывается из обязательств по банковским кредитам и корпоративным евробондам. Сейчас рыночная стоимость таких бондов резко снизилась при одновременном росте доходности (плата за возросший риск).
Табл. 15.1. Внешний долг Украины и его основные элементы, на 01.07.2013
Для оценки общей международной кредитоспособности национальной экономики и вероятности «большого» дефолта целесообразно сравнивать сумму внешнего долга страны с ее международными резервами. В табл. 16.1. дается расчет такого показателя, а для наглядности кредитоспособность украинской экономики сравнивается с российской экономикой. У Украины покрытие внешнего долга международными резервами на середину текущего года в 4,2 раза ниже, чем в России.
Табл. 16.1. Внешний долг и международные резервы Украины и России, на 01.07.2013 (млрд. долл.)
Посмотрим, как выглядит этот показатель в других странах. Вот картина по состоянию на 2011 год (%): Китай – 464; Япония – 48; Саудовская Аравия – 551; Тайвань – 361; Бразилия – 87; Южная Корея – 77; Сингапур – 1008; Алжир – 4205; Таиланд – 151; Индонезия – 86; Малайзия – 186; Таиланд – 151; Гонконг – 77; Мексика – 70. Кстати, у России в 2011 году показатель покрытия внешнего долга был равен 99.
Конечно, есть ряд стран, у которых данный показатель находится на низком уровне. Речь идет, прежде всего, о странах «золотого миллиарда». Вот данные за 2011 год по некоторым из них (%): Германия – 4; Франция – 3; Италия – 7; Швейцария – 24. Только у Швейцарии показатель оказался выше, чем у Украины. Но богатым странам Запада нет необходимости поддерживать высокое покрытие внешнего долга своими международными резервами, поскольку их центральные банки выпускают валюты, которые имеют статус резервных. Они могут позволить себе покрывать свои внешние обязательства с помощью «печатного станка». Украина, как и другие страны периферии мирового капитализма (ПМК), такими возможностями не располагают. Поэтому любые внешние заимствования страны ПМК должны делать с учетом имеющихся международных резервов и принимать необходимые меры по их поддержанию и накоплению. Учитывая, что Украина относится к странам ПМК, показатель покрытия внешнего долга международными резервами Украины имеет очень низкие значения на фоне многих других стран ПМК.
Давайте сделаем грубую прикидку. Предположим, что средний процент по внешним займам и кредитам государства равен 7,5 %. Тогда годовые расходы на обслуживание государственного долга составят:
30,4 млрд. долл, х 0,075 = 2,3 млрд. долл.
В частном секторе условия жестче (может быть, исключение составляют лишь те кредиты и займы, по которым государство выступило гарантом). Я бы заложил ставку по долгам частного сектора на уровне 9,5 %. Тогда мы получим следующую оценку расходов на обслуживание частного внешнего долга:
104 млрд. долл, х 0,095 = 9,9 млрд. долл.
Оценка суммарных годовых расходов на обслуживание внешнего долга Украины, таким образом, составляет 12,2 млрд. долл. Впрочем, с учетом ухудшающегося финансово – экономического положения расходы могут быть еще выше. Доходность украинских 10–летних казначейских облигаций с погашением в апреле 2023 г. составила в первой декаде декабря 10,35 %; в прошлом месяце, когда власти еще говорили о готовности пойти на сближение с ЕС (середина ноября), она была 9,8 %. По данным Markit, средняя доходность украинских корпоративных облигаций на закрытие торгов 9 декабря составила 15,25 % – почти на 2 процентных пункта выше, чем в конце ноября; это рекордный показатель за два года. В марте, между прочим, доходность составляла 7,5 %. В СМИ уже встречаются оценки обслуживания совокупного внешнего долга Украины на следующий 2014 год, равные 15–17 млрд. долл, и даже выше. А это уже сопоставимо с той суммой международных резервов, которые Украина может иметь в начале следующего года.
Трудно сказать, сколько резервов будет у Украины через год или даже несколько месяцев. Так, рейтинговое агентство Fitch еще в сентябре прогнозировало сокращение резервов Украины до 17,8 млрд. долл, в конце 2013 года и до 12,9 млрд. долл, в конце 2014 году. Аналитики американского банка Morgan Stanley с учетом событий конца ноября – начала декабря считают: если экономические процессы на Украине будут развиваться «самотеком», то к марту 2015 года в международных резервах страны не останется ничего. Отсюда они делают вывод: для поддержания существующего в конце 2013 года уровня резервов Украине в период с января 2014 г. по март 2015 г. необходимо изыскать не менее 18 млрд. долларов. Вероятных источников этих средств всего три: МВФ, Евросоюз, Россия. На данный момент Украина своего выбора не сделала.
Целый ряд факторов оказывает сегодня понижательное влияние на курс национальной денежной единицы – гривны. А это осложняет жизнь многим компаниям и целым отраслям экономики. Прежде всего, это удорожает импорт энергоносителей. Кроме того, затрудняет погашение и обслуживание внешних долгов. Бенефициаров заниженного курса гривны сегодня в Украине меньше. Национальный банк Украины в 2013 году приступил к валютным интервенциям для поддержания гривны. Ежемесячно на эти цели НБУ тратит по несколько сот миллионов долларов. Летом он был равен 8,0 грн., а сейчас 8,3 грн. (1 грн. = 0,12 долл.). Тем не менее, аналитики предсказывают, что в следующем году курс может быть таким: 1 доллар = 9,2–9,4 грн. Но это, пожалуй, «мягкий» прогноз, исходящий из того, что дефолта не будет. О том, каким может быть курс гривны в случае дефолта, даже трудно говорить. Напомню, что после дефолта 1998 года в России курс рубля за короткое время понизился в 4,5 раза по отношению к доллару. Можно также вспомнить финансовый кризис в странах Юго – восточной Азии в 1998 году. Тогда мировые спекулянты типа Сороса организовали обвал национальных валют и последующую скупку подешевевших активов стран региона.
Резкое обесценение гривны может привести к массовым банкротствам предприятий в Украине, причем крупных, которые имели возможность заимствовать средства на внешних рынках в валюте. У Украины, в отличие от России, нет таких крупных суверенных фондов, как Резервный фонд или Фонд национального благосостояния, которые могли бы прийти на помощь тонущим предприятиям. Для того чтобы процесс повальных банкротств на Украине начался, не нужно даже таких сильных потрясений, как суверенный дефолт. Многие предприятия буквально «дышат на ладан». Только что Государственная служба статистики Украины опубликовала данные об финансовых результатах работы экономики страны за три квартала 2013 г. Общий объем прибыли до уплаты налогов, полученной предприятиями страны, оказался равным 130,27 млрд. грн. Однако далеко не все предприятия имели за три квартала положительный результат. 40, 2 % общего числа предприятий завершили этот период с убытками. Каждые два из пяти предприятий балансируют между жизнью и смертью! Согласно официальным данным, общий убыток таких предприятий составил 107,43 млрд. грн. Таким образом, чистое сальдо общего финансового результата деятельности украинской экономики за 9 месяцев текущего года оказалось равным всего 22,84 млрд. грн., т. е. в валютном эквиваленте около 2,8 млрд. долл. Косвенным признаком того, что частный сектор Украины находится в преддефолтном состоянии является то, что каждый день появляются десятки и сотни объявлений о продаже предприятий, от самых мелких ларьков до гигантов тяжелой промышленности. Однако покупателей нет. Серьезные инвесторы, располагающие валютными ресурсами, ждут своего момента. Схема стара как мир: инвесторы приходят тогда, когда национальная валюта обваливается, и активы можно покупать за копейки.
Физические активы экономики Украины, оцененные по их реальной стоимости во много раз превышают международные резервы Украины (даже те рекордные, которые страна имела в середине 2011 года). Несмотря на ту разруху, которая сегодня царит в украинской науке, за последние несколько лет в Украине было опубликовано несколько работ, посвященных оценке национального богатства этой страны. Привожу одну из таких оценок. По состоянию на 2005 г. национальное богатство Украины оценивалось примерно в 2 трлн. долл. При этом примерно половина приходилась на нематериальные компоненты («человеческий капитал» и финансовые ресурсы). А примерно 1 трлн. долл, приходился на материальную составляющую – основные фонды (около 300 млрд. долл.) и природные ресурсы (около 700 млрд. долл.)[3]. Вот вокруг этих «физических резервов» Украины и разворачивается сегодня борьба между разными группами интересов: иностранным капиталом, украинскими чиновниками и олигархами, украинским народом.
Впрочем, в случае дефолта на продажу будут выставлены не только многие частные предприятия Украины, но также остатки государственных активов. В начале текущего десятилетия была принята программа приватизации государственной собственности, которая была рассчитана на четыре года (до 2014 года) и которая была должна пополнить государственную казну в общей сложности на 5 млрд. долл. Программа несколько раз пересматривалась. Расширился круг предприятий, запланированных для приватизации за счет сокращения списка так называемых стратегических государственных предприятий. Первоначально был согласован список предприятий, запрещенных к приватизации, который включал 1492 предприятия. Постепенно его сократили в 5 раз – до 296 предприятий. Из списка неприватизируемых объектов исключили такие гиганты, как НАК «Нафтогаз Украины», «Черноморнефтегаз», «Укринтерэнерго» и «Укрспецтрансгаз» (транспортировка сжиженного газа), ГАО «Магистральные трубопроводы «Дружба»». Никакого фискального смысла приватизация не имеет. Доля поступлений от приватизации в общих бюджетных доходах была и остается мизерной (табл. 17.1.). Более того, после приватизации предприятия вообще перестают платить налоги или платят их по минимуму, используя оффшоры и разные хитроумные схемы. План приватизации срывается каждый год. По итогам 2012 года поступления от приватизации составили 6 млрд. 763 млн. грн. или 67,6 % годового плана. И это был самый успешный год.