Кошка – одно из древнейших животных, одомашненное человеком на заре цивилизации. Маленький пушистый зверек имеет общего предка с такими крупными хищниками из семейства кошачьих, как лев, которого издавна во многих легендах и сказках называют царем зверей, а также тигр, леопард, барс, рысь и др. Но, несмотря на родство с такими грозными и опасными животными, большинство домашних кошек отличается ласковым нравом, за который их любят по всему земному шару.
История кошки полна тайн, а также головокружительных взлетов и падений. Но, как известно, кошка может легко взобраться высоко вверх и потом так же легко спуститься вниз, а может упасть с высоты и при этом не разбиться. Это свойство кошачьей натуры демонстрирует и долгая история совместного существования человека и загадочного животного, о котором народная мудрость говорит, что оно гуляет само по себе.
Никто не знает точно, когда и кем впервые была одомашнена кошка. Вероятно, это произошло тогда, когда люди стали переходить от кочевого образа жизни к оседлому. Охоту и собирательство, прежде являвшиеся источниками пищи для племенной общины, сменил земледельческий труд. Однако важно не только вырастить и собрать зерно, необходимо еще и сохранить его, чтобы в зимнее время род не испытывал недостатка в пище. А между тем крысы и мыши, чьей заботой всегда было то же самое – сохранить свою жизнь, совершали опустошительные набеги на кладовые древних земледельцев, и от них не было никакого спасения. Ловушки и заклинания шаманов не спасали урожай от пожирания грызунами.
И тогда люди обратили внимание на небольших зверьков, которые сновали у их амбаров. Они не похищали зерно, хотя тоже приходили за добычей. Их жертвами были те самые крысы и мыши, которые приносили людям столько убытков и беспокойства.
Люди не прогоняли пушистых животных с маленькими ушками и длинным хвостом, напротив, надеясь, что те останутся возле их домов и истребят грызунов, стали сначала подкармливать, а потом и приручать их. Зверьки, несмотря на обнаружившийся вскоре независимый нрав, легко привыкали к людям и охотно оставались в их домах, после чего мыши либо сами уходили, либо уничтожались маленькими охотниками. Примерно так и была приручена кошка.
Археологами найдено немало египетских изображений кошки: барельефов, статуэток и даже рисунков в гробницах. Египетская богиня любви и плодородия Баст в знаменитом храме в городе Бубастис была представлена в виде женщины с головой кошки. Богиня с зелеными глазами кошки почиталась как покровительница любовных утех, магии и целительства.
Также она покровительствовала душам умерших, так как символизировала два вечных начала – Солнце и Луну, свет и тьму, день и ночь, жизнь и смерть.
В храме богини жили сотни кошек, которым оказывали почти такие же почести, как сыну богов – фараону Верхнего и Нижнего Египта. Держать этих животных дома могли только самые знатные люди. Если кошка умирала, владелец в знак траура сбривал брови и несколько дней не покидал своего дома – точно так же горевали по умершим близким. Тела кошек искусные бальзамировщики превращали в мумии, которые сохранились до наших дней.
Но каким же образом кошка, милый и полезный зверек, стала почти божеством у мудрых египтян, знавших такие тайны мироздания, о которых мы можем лишь догадываться по оставленным ими иероглифическим надписям и монументальным сооружениям?
В 1500 г. до н. э. боги были особенно милостивы к народу Кемет – «Черной земли», как называли свою родину египтяне. Животворный Нил разлился в положенный срок и вновь вернулся в свои берега. Урожай был собран небывалый даже для самых плодородных областей страны. Но великого фараона беспокоило то, что зерно в его амбарах поедают полчища мышей и крыс. Приставленные к царским зернохранилищам кошки не успевали отлавливать многочисленных грызунов, и фараон приказал своим подданным принести в его житницы всех своих кошек.
Однако народ не очень-то охотно исполнял волю сына богов, и тогда фараон вместе со жрецами придумал новую уловку: объявить кошку священным животным, через которое сами боги передают смертным свою волю. Отныне тот, кто не мог похвастать своей родовитостью, не имел права держать дома кошку, а должен был лишь почитать ее в храме, как высшее существо. Во все времена люди с легкостью творили для себя новых богов, и объектом поклонения обычно становилось то, от чего человек в данный период зависел.
С того момента жизнь кошки в Египте стала цениться куда выше, чем человеческая. Тот, кто случайно наступал на хвост кошки, подвергался суровому и жестокому наказанию, а за убийство священного животного полагалась смертная казнь.
Идолопоклонство дорого обошлось египтянам: в 595 г. до н. э. царь персов, не в силах сломить сопротивления жителей приграничного города Пелусии, прибег к хитрости: он приказал своим воинам прикрепить к щитам по кошке. Египтяне, боясь причинить вред божественным животным, сложили оружие, и город был взят.
В античные времена на Западе вместо кошек в домах жили ласки, которые истребляли мышей. Дело в том, что египетские жрецы не позволяли торговать священными животными и вывозить их за пределы владений фараона. Однако ловкие финикийцы, которые славились не только как непревзойденные мореходы, но и как изобретатели, оказавшие влияние на всю дальнейшую человеческую историю (например, они изобрели деньги), сумели похитить ценных животных, не смущаясь тем, что, по меркам египтян, совершают святотатство.
Как известно, кошки отличаются высокой плодовитостью, поэтому уже через несколько лет на любом рынке в государствах античной Европы можно было приобрести этих зверьков.
В те времена возникло одно из поверий относительно кошек. Те, кто привез их в Европу, были моряками и торговцами (может быть, по совместительству еще и пиратами), а кошки принесли им небывалые доходы. Вероятно, из-за этого они предположили, что эти животные приносят удачу в море. Это представление впоследствии прочно укоренилось в умах моряков многих народов, стран и эпох.
Упоминание о кошках можно найти в трудах знаменитых ученых древности. Так, Плиний Старший в своем труде «Естественная история» в числе прочих описывает и это животное.
В результате торговых связей кошки проникли и в восточные страны. В Китае ласковые зверьки чрезвычайно полюбились и простому народу, и императорам, и вскоре кошка стала символом счастья и семейного мира.
Особенно чтили старых кошек, так как бытовало поверье: чем старше животное, тем больше удачи оно приносит.
Для защиты от злых духов изготавливались специальные лампады – скульптурные изображения кошек с пустыми глазницами. Когда зажигали огонь, казалось, что это глаза кошки высматривают зло, и злые духи тотчас в страхе разбегаются под ее взглядом.
Китайцы полагают, что кошка обладает способностью к медитации, и, хотя она и не оказала должного почтения Будде, так как спала во время его похорон, в ином мире он внимает ее душе, просящей помощи и защиты для живущих на земле.
Индуисты также почитают кошек, и по канонам их религии каждый верующий обязан если не содержать дома, то хотя бы кормить
В Японии кошек одно время настолько лелеяли и ублажали, что изнеженные животные почти позабыли о своем охотничьем инстинкте. Лишь нашествие осмелевших мышей заставило японцев изменить отношение к кошкам и дать им возможность проявить самостоятельность.
У арабов существует легенда о том, как пророк Мухаммед, застав на своей молитвенной одежде спящую кошку, не решился ее тревожить и вырезал кусок ткани, на котором она лежала. Как видим, мусульмане также с большим уважением относятся к этому животному.
Эпоха религиозного фанатизма в Европе отмечена не только учреждением инквизиции и судилищами над ведьмами, но и настоящими кошачьими аутодафе. Кошка была объявлена дьявольским животным. Вероятно, это как-то было связано с желанием церкви дискредитировать в сознании народа образы старых богов, которым часто придавались зооморфные черты.
Теперь черная кошка представлялась непременной спутницей ведьмы и пособницей в ее нечестивых магических обрядах. Соответственно, и поступать с кошками следовало таким же образом, как с колдунами, уверяли фанатичные церковники. Сохранились даже картины старых мастеров, на которых можно увидеть орудия пыток и казни, предназначенные для кошек. В Средние века традицией стало проводить массовые казни кошек в день празднования памяти святого Иоанна.
Лишь в монастырях Британии, Ирландии и Шотландии кошки находились в относительной безопасности.
Дело в том, что в этих странах верования древних кельтов, в которых кошкам, да и многим другим животным отводилось достаточно почетное место, причудливым образом переплелись с христианской традицией.
Массовое уничтожение кошек не принесло проповедуемого фанатиками освобождения от сатанинских пут. Вместо этого Европу заполонили полчища крыс.
К ним прибавилось и другое бедствие: крысиные блохи оказались переносчиками чумы, и целые города и цветущие области Европы стали кладбищами для погибших от этой страшной болезни, против которой не знали лекарства.
Реформация и эпоха религиозных войн привели к относительной религиозной терпимости, которая впоследствии получила законодательное закрепление во многих государствах. Это ослабило религиозный фанатизм, отравлявший прежде все сферы жизни народов Европы, и многое из проповедей церковников уже не представлялись непререкаемой истиной. Искоренение ереси и колдовства уже не носило столь чудовищного и всеобъемлющего характера. Прекратились и кошачьи казни, а веселых пушистых зверьков снова стали держать в домах.
Практически у всех народов мира существует множество пословиц и сказок, в которых упоминаются кошки. С этими животными издавна связано множество поверий, некоторые из которых сейчас могут показаться полнейшей нелепостью, а другие, несмотря на то что тоже не отличаются доказательностью, тем не менее прочно бытуют в сознании многих людей.
«Не все коту масленица», гласит русская пословица, в которой отражено представление о том, что беззаботная и привольная жизнь не может длиться вечно. Кот, вероятно, выбран не случайно: обязанности этого животного в доме куда проще, чем у других животных (например, у лошади), поэтому жизнь у него веселая и сытная («масленица»).
«Любопытство кошку сгубило» – примерно так можно перевести на русский язык весьма распространенную английскую поговорку. Это своеобразное предостережение тем, кто часто сует нос не в свои дела: ведь даже такое осторожное и разумное животное, как кошка, неуместное любопытство привела к печальному концу.
Кошки являются персонажами многих сказок, любимых как детьми, так и их родителями. Во многих русских народных сказках кот выступает как хитрец и проныра, не очень обременяющий себя заботами, но в конце концов добивающийся своего. Сходный образ кота мы находим в знаменитой французской сказке, мастерски обработанной Шарлем Перро. Характерно, что зачастую кот, хотя и действует с помощью коварства и хитрости, руководствуется отнюдь не мотивами одной только личной выгоды, но и стремлением помочь хозяину или своим друзьям.
Одна из китайских народных сказок повествует о мифическом происхождении кошек, которые были детьми мужчины-воина и женщины-тигрицы. Эти зверьки помогли своему отцу одержать победу над врагами и стать императором.
Зеленые колдовские глаза кошек когда-то считали окнами в иной мир, а британцы полагали, что у кошки 9 жизней. Это поверье отражено в перебранке Меркуцио и Тибальда в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», в которой Меркуцио называет своего противника кошачьим царем и заявляет, что хочет забрать «одну из его девяти жизней», а затем и все остальные.
Образ кота в фольклоре и литературе достаточно противоречив: он то бескорыстный помощник героя, то мошенник, затевающий различные козни. Иногда в сказках кот становится товарищем лисицы, что указывает на его природную хитрость.
До сих пор бытует поверье, что трехцветная кошка приносит счастье и удачу во всех делах, а вот черных кошек многие считают предвестниками бед. Это один из отголосков средневекового суеверия, утверждавшего, что кошки участвуют в противозаконной деятельности ведьм. Мотив участия кошек в магических обрядах находит отражение и в современной литературе в жанре фэнтези – один из ритуалов темных чародеев заключается в сожжении черной кошки для получения магической силы.
Древние римляне считали кошку символом независимости, и это представление достаточно справедливо, ведь кошке не требуется столько внимания, как собаке, она способна сама себя занять, если у хозяина нет времени на игры с ней. Некоторые кошки не любят, когда их часто берут на руки, хотя большинство животных относится к этому спокойно и даже испытывает удовольствие от общения с человеком.