Существование Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) является важным фактом признания государством высокой значимости вопроса продовольственной безопасности, а сам документ можно охарактеризовать как правильный и разумный. Однако содержание информационного пространства, формирующее не только массовое общественное сознание, но и в известной мере поведение государственных чиновников, с положениями Доктрины почти не перекликается. В этом пространстве можно выделить два основных потока. Первый, положительный – это победные реляции о создании новых современных сельскохозяйственных предприятий, что в принципе хорошо, но не должно создавать иллюзий того, что все проблемы и задачи, поставленные в Доктрине, успешно решены. На самом деле проблем и задач еще очень много. Второй, негативный и гораздо более мощный информационный поток, наоборот, настойчиво запугивает население и государственных чиновников (а поскольку СМИ в большей части контролируются государством, выходит, что оно запугивает само себя) некими угрозами. Эти угрозы, как правило, не содержат научно обоснованного пояснения, но носят резко выраженный эмоциональный характер, часто превращаясь просто в категорические фанатичные утверждения: «Это плохо, это страх и ужас, это очень опасно! Бойтесь!» Причем даже не предлагается никаких разумных решений для борьбы с преподносимыми страхами и ужасами – просто запретить. Детальное же рассмотрение этих угроз в подавляющем большинстве случаев показывает, что они представляют собой в худшем варианте специфические отраслевые проблемы, которые должны обсуждаться только в узком кругу специалистов.
«Ты есть то, что ты ешь» – эта простая фраза Гиппократа подчеркивает исключительную важность наших знаний о пище. Однако знания подавляющего большинства обывателей в лучшем случае ограничены кулинарией и диетами. А представления среднестатистического гражданина о сельском хозяйстве – отрасли, которая, собственно, и производит то, что превращается в нас, – весьма и весьма смутные, не всегда имеющие отношение к реальности. В современном обществе, где информационные потоки множатся в геометрической прогрессии, играя уже не образовательную, а дезориентирующую роль, отсутствие или недостаток знаний порождают страхи, неуверенность и неадекватную реакцию. Мало нам проблем в политике, экономике и других областях жизни – так еще и с регулярной частотой появляются «сенсационные» сообщения о безумных ученых, зачем-то пересадивших ген скорпиона в пшеницу, о заговорах международных корпораций, пытающихся сжить со свету человечество ради высокой прибыли, и прочих ужасах. В качестве ответной реакции на «девятый вал» дезинформации уже возникают полурелигиозные секты и общественные организации, отважно сражающиеся с несуществующим врагом и призывающие вернуться в «лоно природы», т. е. уйти в леса собирать орехи и ягоды. А далее в игру включаются и более серьезные силы: правительственные чиновники с большим удовольствием начинают «регулировать» то, о чем они не имеют ни малейшего понятия.
Недостаток знаний – вот это действительно реальная проблема, и недаром в Доктрине совершенно справедливо указано, что для противодействия угрозам продовольственной безопасности в числе прочего необходимо «преодоление <…> дефицита квалифицированных кадров».
Основной задачей при подготовке данного обзора стала попытка внести в информационное поле немного здравого смысла, пояснить сущность наиболее популярных в общественной пропаганде угроз, показать, что они не являются тем, за что выдаются. Кроме того, вкратце затронуты некоторые важные вопросы, имеющие непосредственное отношение к продовольственной безопасности. Все обсуждаемые здесь темы касаются только производства в сельском хозяйстве. Состояние же пищевой промышленности и угрозы, возникающие в процессе переработки сельскохозяйственной продукции в пищу, должны оценивать специалисты в этой отрасли, медики. А обсудить здесь есть очень много чего.
Трезвая, объективная оценка реальной ситуации поможет высвободить внимание и время для действительно важных задач, которых стоит немало перед каждым человеком.