Введение

Говори – может, послушаю;

объясни – может, запомню;

вовлеки – сделаю!»

(Китайская пословица)

Уголовно-процессуальное право – одна из важнейших отраслей российского права. Учебный курс «Уголовный процесс РФ» представляет собой одну из профилирующих дисциплин по учебному плану юридических вузов по специальности «юриспруденция».

Его написание обусловлено тем, что изучение данного курса актуально не только с точки зрения теоретической, но и практической подготовки будущих следователей, прокуроров, судей, адвокатов и других представителей различных направлений профессиональной правоприменительной деятельности.

Величайшая цель образования – не столько знания, сколько действия.

Г. Спенсер

Студент должен не только знать положения закона, но и уметь их применять, разрешать сложные практические ситуации (казусы), обладать навыками составления процессуальных документов, производства отельных процессуальных действий и т. д.

Широко известна так называемая пирамида обучения, достаточно наглядно иллюстрирующая связь между применяемым педагогическим приемом и результатом обучения.



Очевидна эффективность интерактивных методик в обучении студентов, на применение которых направлен настоящий практикум. Они апробированы его авторами в ходе многолетнего опыта использования в педагогической практике.


Настоящий практикум состоит из трех разделов.

Раздел I «Рабочие материалы к практическим занятиям» включает в себя материалы для проведения занятий по 28 темам курса.

Рабочие материалы дают возможность преподавателю организовать работу студентов на практическом занятии, а также их самостоятельную работу по подготовке к нему и по последующему углублению соответствующих знаний и навыков.

Рабочие материалы делятся на две категории.

1. Задачи и учебные задания.

В начале каждой темы изложены компетенции, на приобретение которых направлен соответствующий раздел практикума.

В рабочие материалы входят:

вопросы для подготовки к занятию – включают в себя вопросы на знание положений действующего законодательства, вводят студентов на уровень нормативного и понятийного знаний о предмете;

аналитические вопросы — вопросы, имеющие спорный, дискуссионный характер, требующие анализа, обобщения и т. д. Данные вопросы могут быть использованы как студентами для углубленной подготовки к семинарскому занятию, так и педагогом для проведения мозговых штурмов, организации работы в малых группах и пр.;

темы для дебатов — содержат тезисы для организации и проведения дискуссии в учебной группе в формате дебатов, для защиты или опровержения командами;

♦ задания – творческие задания по работе с полученной при изучении темы информацией – предполагают выполнение студентами следующих видов работ:

♦ составление таблиц;

♦ составление схем;

♦ составление классификаций;

♦ составление алгоритма проведения процессуальных действий и т. д.

2. Практические материалы содержат протоколы процессуальных действий, процессуальные решения, которые могут быть использованы в учебном процессе при изучении соответствующих тем. Все материалы взяты из реальных уголовных дел, адаптированы к учебному процессу, фамилии должностных лиц и фигурантов дел изменены.

Практические материалы сопровождаются соответствующими заданиями: найти допущенные процессуальные нарушения, принять и составить процессуальное решение и пр.


Раздел II «Материалы для промежуточного и итогового контроля знаний. Тематика отчетных работ» содержит инструментарий текущего и итогового контроля знаний студентов.

В него входят:

♦ тесты по темам практикума;

♦ тематика для рефератов и эссе;

♦ вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену.


Раздел III «Методические материалы для проведения семинарских занятий, организации и выполнения самостоятельной работы студентов» включает в себя теоретическую информацию и практические авторские наработки, которые позволят преподавателям использовать описываемую методику проведения занятия.

Среди педагогических приемов и методов, получивших освещение в данном разделе:

♦ презентация;

♦ синквейн;

♦ пакетограмма или метод Стока;

♦ организация и проведение эмпирического исследования;

♦ тестирование;

♦ дебаты.

Особо выделена деловая игра «Учебный уголовный процесс». Глава 6 практикума посвящена организации и проведению учебного уголовного процесса: дается информация о понятии, сущности данной деловой игры, раскрываются этапы ее проведения, представлены практические рекомендации как преподавателям, ее курирующим, так и студентам, принимающим в ней участие.

Впервые в СамГУ деловая игра «Учебный уголовный процесс» была организована в 1973 г. со студентами третьего курса первого набора. С тех пор она стала ежегодно проводиться кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Большая заслуга в поддержании этого начинания, в том, что данная деловая игра стола традицией и своего рода визитной карточкой кафедры, принадлежит почетному заведующему кафедрой, доктору юридических наук, профессору С.А. Шейферу.

Материал и задания практикума согласованы с позициями Конституционного Суда РФ, учитывают рекомендации Пленума Верховного

Суда РФ. В качестве приложения к практикуму включен перечень нормативных источников, список общих для всего курса учебников и учебных пособий, а также рекомендуемой литературы по отдельным темам.

Настоящий практикум рекомендован для изучения дисциплины «Уголовный процесс РФ», входящей в образовательную программу направления 40.03.01 «Юриспруденция», базовую часть профессионального цикла прикладного БАКАЛАВРИАТА.

Изучение курса «Уголовный процесс РФ» опирается на те общекультурные и профессиональные компетенции, которые ранее уже были выработаны у студентов при усвоении курсов «Суд и правоохранительные органы в РФ», «Конституционное право РФ», «Теория государства и права», «История государства и права России», «Профессиональная этика».

Освоение уголовно-процессуального права РФ служит базой для формирования других общекультурных и профессиональных компетенций в ходе изучения дисциплин «Криминалистика», «Юридическая психология», «Прокурорский надзор», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия», а также профильных дисциплин, включенных в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ООП.

Настоящий практикум может быть использован в дополнение и развитие учебника «Уголовно-процессуальное право РФ», подготовленного авторским коллективом кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета для студентов специальности «Юриспруденция» направления «Бакалавриат».


По результатам изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право РФ» студент должен:


♦ знать:

– основные положения действующего уголовно-процессуального права,

– источники уголовно-процессуального права, основные правовые позиции Конституционного Суда РФ, положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ,

– тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства,

– требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности и ее результатам,

– права и обязанности участников уголовного судопроизводства,

– особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел,

– типичные ошибки практики расследования и рассмотрения уголовных дел;


♦ уметь:

– анализировать уголовно-процессуальные нормы, применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации,

– использовать знание закона для защиты прав и законных интересов граждан,

– аргументировать (устно и письменно) свою позицию по спорным вопросам теории и практики уголовного судопроизводства,

– обоснованно формулировать претензии к качеству нормативно-правовых актов.

– составлять процессуальные документы;


♦ владеть:

– представлением о теоретических и практических проблемах, касающихся нормативной регламентации уголовно-процессуальной деятельности, перспективах развития российского законодательства об уголовном судопроизводстве,

– навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применимых к ней правовых норм,

– приемами ведения полемики (доказывания и опровержения),

– навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу,

– способностями оценки с точки зрения требований УПК РФ законности и обоснованности основных процессуальных решений, процессуальных действий (бездействия) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство.

Загрузка...