Новый Уголовный кодекс Литовской республики утвержден законом от 26 сентября 2000 г. Однако этим же законом определено, что УК вступит в силу, когда будут приняты согласованные с ним новые Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс исполнения наказаний и Кодекс административных правонарушений. Поскольку работа над подготовкой Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса исполнения наказаний завершена, Уголовно-процессуальный кодекс уже принят, в ближайшее время будет принят Кодекс исполнения наказаний, можно предположить, что закончится vacatio legis и УК вступит в силу с 1 января 2003 г.
Рабочая группа по подготовке нового УК была создана 16 июля 1990 г. и в несколько изменившемся составе завершила работу в 1999 г. Рабочая группа определила свои задачи в двух направлениях: 1) разработать на основе принципов демократического государства и права УК Литовской республики; 2) по мере необходимости готовить предложения для изменения действующего УК, принятого еще в 1961 г. Причем изменения предлагались с учетом той или иной степени подготовленности статей нового УК. Таким образом, УК Литовской республики 1961 г. был изменен примерно на 90 %, а некоторые разработанные новеллы УК практически применяются с 1994 г. Тем не менее УК 1961 г., хотя и с существенными изменениями, уже не соответствует потребностям общества, поскольку существенно изменились не только экономические условия и правовая база, но и определились новые потребности общества. Важнейшими среди них можно было бы отметить следующие: 1) в 1992 г. принята Конституция Литовской республики, которая определила новые демократические принципы общества, основные права и свободы граждан, которые в значительной мере коснулись и уголовного законодательства. Реализация основных конституционных положений в полном объеме стала возможной только в новом, разработанном на этих принципах УК; 2) Литовская республика присоединилась к целому ряду международно-правовых договоров и конвенций, в частности Европейской конвенции по правам и свободам человека, которые существенно влияют на уголовное законодательство в целом; 3) после обретения независимости в Литве значительно выросла преступность, в том числе наиболее агрессивная ее форма – организованная преступность. Причем зачастую борьба с преступностью определилась лишь ужесточением мер наказаний, что в свою очередь привело к значительному дисбалансу не только отдельных норм, но и системы наказаний в целом; 4) несмотря на внесение значительных изменений, в УК по-прежнему имеется ряд существенных пробелов, а вся система норм УК 1961 г. в определенной части потеряла четкую взаимосвязь.
Концепция нового УК разрабатывалась с таким расчетом, чтобы не только четко построить всю систему уголовно-правовых норм и согласовать их как по структуре, так и по содержанию с уже действующей системой права демократической республики. Защита прав граждан, в том числе законных интересов преступника, является стержневым положением всего нового УК.
При разработке УК Литовской республики был учтен не только собственный опыт уголовно-правовой борьбы с преступностью, но и определенные достижения в этой области мировой науки и практики. Поэтому есть основания полагать, что представленный УК Литвы отражает определенные достижения современной уголовно-правовой науки.
Прежде чем перейти к характеристике отдельных институтов УК, необходимо высказать несколько более общих положений, относящихся к уголовно-правовым нормам, включенным в УК.
По законодательному описанию норм Особенной части УК Литовской республики отказался от понятия наказуемости самого деяния. Вместо этого делается акцент на его запрещенность. В то же время наказуемость связывается с исполнителем преступного деяния и санкция адресуется к правонарушителю. Поэтому в целом структура нормы построена следующим образом: тот, кто совершил определенного рода преступное деяние, наказывается.
В то же время запрещенность деяния означает, что законодатель включил его в УК как опасное в список преступлений.
Наказуемость же взаимосвязана с виновным нарушением уголовного запрета. Поэтому законодатель положил виновность нарушения запрета как главенствующее положение уголовной ответственности в целом. Это подтверждает и ст. 2 УК, устанавливающая, что к ответственности может быть привлечено лицо, если во время совершения деяния от него можно было требовать законопослушного поведения. В статьях УК Особенной части по-новому строятся составы преступлений. Законодатель отказался от ранее известных УК признаков квалифицированного состава – группы лиц и повторности преступления. Это значит, что количество совершенных преступлений прямо не влияет на опасность совершенного деяния. Лицо подлежит ответственности за все совершенные преступления и с учетом совокупности преступлений может быть наказан более строго. В то же время отдельные формы групповой преступности (преступное сообщество и др.) выделены в качестве самостоятельных составов преступлений.
Введение в УК наряду с преступлением уголовного проступка позволило исключить административную, дисциплинарную преюдицию в качестве признаков преступлений.
Характерно также и то, что законодатель практически в каждой конкретной статье дает основную необходимую информацию (например, о наказуемости неосторожных деяний, о возможности возбуждения уголовного дела по частной жалобе, о наличии уголовного проступка и т. д.).
Представляет интерес и характеристика диспозиций статей УК. Так, по конструкции состава в определенной степени доминируют формальные составы. Они составляют около 57 %, а материальные составы – 43 %. Законодатель по мере возможности сократил количество бланкетных норм. Всего их в УК 28 (7,6 %).
Что касается санкций, то ситуация в определенной степени неоднозначна. Следует признать положительным моментом, что около 80 % санкций устанавливает лишь верхний предел наказания, и только 20 % имеют нижнюю и верхнюю границы.
В то же время можно признать не совсем приемлемым то, что в 103 случаях (28 %) предусмотрено лишь одно наказание, а альтернативные санкции составляют 72 %. Более того, в ряде случаев, где указано только одно наказание, оно связано с лишением свободы. Правда, это, как правило, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Определенную направленность УК можно заметить из его понятийного аппарата. Термины «ребенок», «человек», «здоровье», «отец», «мать», «жизнь» в диспозиции статей в новом УК употребляются значительно чаще, чем в УК 1961 г. Таким образом, ясно, что законодатель уделяет внимание основным ценностям, связанным с человеком.
В соответствии с законодательной традицией УК Литовской республики состоит из Общей части, имеющей в 14 главах 98 статей, и Специальной части, имеющей в 32 главах 232 статьи. В первую очередь существенно увеличилось количество глав и статей в Общей части УК.
Это объясняется тем, что в УК появились две новые главы: «Средства уголовного воздействия и их назначение» и «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних». Кроме того, выделены как самостоятельные такие институты, как давность уголовной ответственности, судимость и др. Вместе с тем традиционные главы УК пополнились новыми нормами.
Специальная часть по количеству статей серьезно не изменилась, однако увеличение числа глав показывает стремление законодателя более четко группировать составы преступлений по родовому признаку. Следует также учесть существенную перегруппировку составов преступлений в этих главах с учетом изменения их содержания.
В гл. I Общей части определено назначение УК, а также основные положения, определяющие уголовную ответственность. В этой связи кодексом, как уже указывалось, не только определено, какие деяния являются преступными, но прямо указано на их запрет, а также определено, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если совершено деяние виновно и оно соответствует составу преступления или уголовного проступка, определенного в уголовном законе.
В гл. II определено действие уголовного закона. В нем наряду с общепризнанными положениями о действии закона во времени, уточнено, что обратная сила более мягкого закона распространяется не только на лиц, совершавших преступление до вступления в силу этого закона (нормы уголовного права) и на осужденных, но что этот закон действует и в отношении лиц, отбывающих наказание или имеющих судимость. Следует отметить, что эти положения уже были и в ранее действовавшем УК. Одновременно в законе определен список преступлений из главы “Преступления против человечности и военные преступления» (геноцид, убийства людей, охраняемыми международным гуманитарным правом и др.), по которым в виде исключения признается обратная сила действия уголовного закона и в случае установления им ужесточения уголовной ответственности.
Действие УК в пространстве определено с учетом основных положений уголовно-правовой науки – территориальным принципом (ст. 4 УК), принципом гражданства (ст. 5 УК), а также реального (ст. 6 УК) и универсального (ст. 7 УК) принципов. Так, в ст. 7 УК определен список преступлений, ответственность за которых может наступить по УК Литовской республики, независимо от места их совершения, гражданства и места жительства (преступления против человечности и военные преступления, торговля людьми, террористический акт и др.).
Иностранные граждане, не имеющие постоянного места жительства в Литве и совершившие преступления против Литовского государства за границей (ст. 114–128), могут быть привлечены к уголовной ответственности по УК Литвы (ст. 6 УК).
В УК определены основные положения, относящиеся к экстрадиции. В нем сохранено общее положение, что Литовское государство не выдает иностранным государствам своих граждан. Однако в связи с ратификацией Европейской конвенции об экстрадиции и ее дополнительных протоколов появилось в УК положение, что если есть международное соглашение, гражданин Литвы, а также иностранец, совершивший преступление как в Литве, так и в иностранном государстве, может быть выдан Международному Уголовному суду или иностранному государству (ст. 9, ч. 2 УК).
В гл. III «Преступление и уголовный проступок» заложен целый ряд существенно новых принципов уголовного законодательства Литвы. Впервые в УК дано общее понятие преступного деяния, которое включает два понятия: преступление и уголовный проступок.
Преступлением признается опасное и в этом кодексе запрещенное деяние, за которое в уголовном законе предусмотрена мера наказания – лишение свободы. Это значит, что УК полностью не отказался от материального признака преступления, но главное внимание обращает на наказуемость деяния определенной мерой наказания.
Соответственно к уголовному проступку отнесены опасные деяния, за которые предусмотрены более мягкие меры наказания, чем лишение свободы, за исключением ареста.
Только умышленные преступления законодатель, в свою очередь, делит по своей тяжести на 4 группы с учетом предусмотренного за них наказания:
1) преступления небольшой тяжести (если наказание за эти преступления составляет до 3 лет лишения свободы). Их в УК предусмотрен 131 состав или 40 % от общего числа составов преступлений.
2) менее тяжкие преступления (если наказание за эти преступления составляет от 3 до 6 лет лишения свободы). В УК их насчитывается 63 или 19 % от общего числа.
3) тяжкие преступления (если наказание за эти преступления составляет от 6 до 10 лет лишения свободы). В УК их насчитывается 44 или 13 % от общего числа.
4) особо тяжкие преступления (если наказание за эти преступления превышает 10 лет лишения свободы). В УК их насчитывается 25 или 7 % от общего числа.
Кроме того, в УК проступков включено 41 или 16 % от общего числа и неосторожных преступлений – 21 или 6 %.
Таким образом, уголовные проступки, неосторожные преступления, а также преступления небольшой тяжести, менее тяжкие преступления составляют примерно 80 % от общего количества составов преступлений и только 20 % относится к тяжким и особо тяжким.
Одновременно следует подчеркнуть, что неосторожные преступления в классификацию по их тяжести ни в какие группы не включены и, следовательно, независимо от установленной за них меры наказания признаются не относящимися к тяжким или особо тяжким преступлениям.
Статья 16 УК устанавливает, что по общему правилу уголовная ответственность наступает лишь за преступления, совершенные умышленно. Ответственность за неосторожное преступление наступает лишь в случае, если об этом прямо указано в законе. Поэтому статьи Специальной части УК, в которых предусмотрена ответственность за неосторожное преступление, содержит соответствующее положение. В УК предусмотрено 41 такое преступление.
Наряду с невменяемостью в УК дано понятие и определены последствия совершения преступления лицом, признанным ограниченно вменяемым. Такие лица, совершившие уголовные проступки, преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления, могут быть наказаны более мягкой мерой наказания, либо вообще освобождены от уголовной ответственности с применением к ним принудительных медицинских мер.
Ограниченно вменяемому лицу, совершившему тяжкое либо особо тяжкое преступление, может быть назначено лишь более мягкое наказание.
Существенной новеллой УК является определение уголовной ответственности юридического лица, в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом.
Юридическое лицо несет ответственность за преступные деяния физических лиц лишь в том случае, если преступное деяние в пользу или в интересах юридического лица совершило физическое лицо, которое действовало индивидуально или по поручению юридического лица, либо если это физическое лицо исполняло руководящие функции и, находясь на службе у юридического лица имело право:
1) представлять юридическое лицо, либо
2) принимать решения от имени юридического лица, либо
3) контролировать деятельность юридического лица.
Юридическое лицо может быть уголовно ответственно за преступные деяния и в тех случаях, если эти деяния в пользу юридического лица совершил его работник или доверенное лицо из-за недостаточного надзора или контроля за действиями лиц, выступавших от имени или по поручению юридического лица.
Одновременно законом определено, что уголовная ответственность юридического лица не устраняет уголовной ответственности конкретного физического лица, который организовал, подстрекал или иным образом способствовал совершению преступления.
В гл. IV УК определены формы и стадии совершения преступления. Важно подчеркнуть, что законом определены не только виды соучастников, но и формы соучастия. К формам соучастия отнесены: а) группа соучастников, б) организованная группа и в) преступное объединение (преступное сообщество). Законом определены также основные положения, относящиеся к определению ответственности соучастников.
Причем участие в преступном объединении, независимо от конкретных действий в нем, признается как самостоятельное преступление. Таким образом, преступления, совершенные преступным объединением, всегда составляют совокупность и должны квалифицироваться по двум статьям УК – за участие в преступном объединении и за совершение конкретных преступлений.
Совершение преступления при соучастии отнесено лишь к отягчающим ответственность обстоятельствам.
УК дает понятие рецидива и рецидивиста. Рецидивом преступления признается совершение лицом, осужденным за умышленное преступление и имеющим судимость, нового умышленного преступления. Такое лицо является рецидивистом.
В рецидиве преступлений выделен опасный рецидив, а лицо, его совершившее, может быть признано опасным рецидивистом. В законе определены условия признания лица опасным рецидивистом. Последствием при совершении преступления лицом, признанным опасным рецидивистом, установлен особый порядок назначения меры уголовного наказания.
В гл. V определены обстоятельства, исключающие ответственность. Как по содержанию, так и по количеству они значительно расширены. Уже в изменениях УК 1961 г. была введена новелла, что не является превышением пределов необходимой обороны причинение любого вреда нападавшему (в том числе смерти), если это совершено из-за большого смущения либо испуга, возникшего в связи с нападением, либо защиты при проникновении нападавшего в жилое помещение. Данное положение включено и в новый УК.
В действующий УК также была введена новелла, согласно которой не отвечает за совершенные деяния лицо, если оно выполняло задание правоохранительных органов. Положение о совершении преступного деяния, имитированного правоохранительным органом, было предметом рассмотрения в Конституционном суде Литвы по поводу его конституционности. Решением Конституционного суда оно признано не противоречащим Конституции Литвы, если правоохранительные органы не подстрекали к совершению преступления.
Среди обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, установлено также: 1) исполнение профессионального долга; 2) исполнение приказа; 3) обоснованный профессиональный или хозяйственный риск; 4) научный эксперимент.
В гл. VI также введен целый ряд новелл. УК устанавливает, что суд может освободить от уголовной ответственности лицо, совершившее деяние, формально имевшее признаки преступления, если эти действия являются малозначительными, и по этому не представляют опасности.
Сохранена также норма со значительным расширением пределов действия, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности в случае примирения преступника с потерпевшим. Примирение виновного лица с потерпевшим допустимо при совершении уголовного проступка, неосторожных преступлений и умышленных преступлений небольшой и средней тяже сти. Таким образом, количество преступлений, по которым допустимо примирение, значительно расширено по сравнению с предыдущим УК.
УК предусматривает освобождение от уголовной ответственности с применением уголовно-правовых мер воздействия (см. об этом специальную главу IX «Средства уголовного воздействия и их назначение»). Такое освобождение допустимо в отношении лица, совершившего уголовный проступок, неосторожное преступление, а также умышленное преступление небольшой тяжести и менее тяжкие преступления в случае, если они совершены впервые, а также при наличии не менее двух обстоятельств, смягчающих ответственность, и отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность.
Освобождение от уголовной ответственности возможно в случае совершения уголовного проступка и указанных выше видов преступлений в связи с передачей лица на поруки. Существенным моментом в данном виде освобождения является то, что суд обязан оценить не только лицо, совершившее преступление, но также личные качества и характер деятельности поручителя, его возможность положительно влиять на виновника. Кроме того, для лица, выступающего поручителем, может быть установлен денежный залог, который переходит в собственность государства в случае совершения подопечным нового преступления.
Указанные и другие положения УК дают возможность отметить, что уголовная ответственность по новому УК определяется следующими основными положениями:
1) при определении ответственности разграничено лицо, совершившее деяние, и само деяние «Тот, кто совершил…» Ему и адресована санкция нормы – «наказывается…»;
2) в специально предусмотренных случаях в норме УК в качестве самостоятельного состава указывается уголовный проступок;
3) наличие неосторожной вины указывается конкретно по отношению к каждому составу преступления или уголовного проступка;
4) в УК отсутствуют квалифицированные составы с признаком повторности. Каждое конкретно совершенное деяние и наказуемость за него определяется самостоятельно;
5) отсутствуют квалифицированные составы с признаком группы;
6) признак группы или организованной группы установлен лишь как обстоятельство, отягчающее ответственность;
7) ответственность юридического лица специально указывается в конкретных нормах, определяющих составы преступлений;
8) законодатель отказался от преюдициальных норм, в том числе административной преюдиции. Это в свою очередь дало возможность провести более четкую грань между уголовной и административной ответственностью, так как часть административных проступков включена в УК как уголовные проступки, остальные без какого-либо дублирования перешли в Кодекс административных правонарушений;
9) в случае возможности возбуждения уголовного преследования по частной жалобе это обстоятельство указывается в каждой конкретной норме.
Глава VII УК Литовской республики содержит нормы, относящиеся к институту наказания. В этих нормах раскрывается понятие и предназначение наказания, система и виды наказаний, их характеристика.
Обращает на себя внимание то, что наряду с целями, предусмотренными в действующем УК, такими как удержание лица от совершения преступлений, наказание виновного за совершенное преступное деяние, отнятие или ограничение осужденному лицу возможностей совершения новых преступных деяний, воздействование на лиц, отбывших наказание так, чтобы они соблюдали законы и не совершали новых преступлений, в ст. 41 УК указывается на необходимость соблюдения принципа справедливости.
По сравнению с ранее действующей редакцией УК значительно изменилась и сама система наказаний. В основном это произошло за счет отказа от дополнительных наказаний и появления новых видов основных наказаний (например, лишение публичных прав, ограничение свободы и т. д.), а также подразделения лишения свободы на срочное и пожизненное.
В ст. 42 УК Литвы по-новому сформулирована система наказаний. В ее основу положен принцип: от более мягкого наказания к более суровому. В данной статье предусматривается восемь видов наказания: лишение публичных прав, лишение права на определенную работу или заниматься определенной деятельностью; публичные работы, штраф, ограничение свободы; арест, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. В системе наказаний смертная казнь отсутствует, так как 9 декабря 1998 г. Конституционный Суд Литовской республики подчеркнул, что человеческая жизнь и достоинство, выражающие целостность и уникальную суть человеческого существа, стоят выше права. С учетом этого человеческая жизнь и достоинство должны признаваться исключительными ценностями. Защита общих интересов в демократическом правовом государстве не может в целом отрицать право на жизнь человека. Конституционный Суд постановил, что смертная казнь за убийство при отягчающих обстоятельствах противоречит Конституции Литовской республики. В связи с этим смертная казнь в Литве еще в 1998 г. была отменена. Данное положение свидетельствует о предпочтении гуманистических принципов в уголовном праве и соответствии международным обязательствам Литовской республики.
К лицам, совершившим уголовный проступок, могут быть применены следующие меры наказаний: лишение публичных прав, лишение права на определенную работу или заниматься определенной деятельностью, публичные работы, штраф, ограничение свободы и арест. В УК устанавливается, что лицу, совершившему одно преступление или один уголовный проступок, может быть назначено только одно наказание. Однако, назначая наказание по совокупности преступлений и совокупности приговоров, суд может назначить и два вида наказаний. Если за несколько совершенных преступлений назначается несколько видов наказаний, то назначая окончательное наказание суд оставляет лишь два из них: одно – строжайшее, а другое выбирает по своему усмотрению. Следует отметить, что наряду с наказанием лицу, совершившему уголовное деяние, может быть назначена такая мера уголовно-правового воздействия, как конфискация имущества.
Особое место в системе наказаний УК занимают наказания, которые могут быть применены к юридическим лицам. Каждый отдельный вид наказания содержит в себе средство воздействия на юридическое лицо в целом. Суд может юридическим лицам назначить следующие виды наказаний: 1) штраф; 2) ограничение деятельности юридического лица; 3) ликвидация юридического лица. Кроме того, назначая этим лицам наказание, суд может решить вопрос о необходимости оглашения приговора в печати или других средствах массовой информации.
Установленные физическим лицам виды наказаний вкратце можно охарактеризовать следующим образом:
Лишение публичных прав заключается в лишении права быть избранным или назначенным на должности в государственные органы, институции местного самоуправления, а также лишение права занимать избираемые или назначаемые должности на предприятиях, учреждениях или неправительственных организациях (общественные и др.). Этот вид наказания может быть назначен судом сроком от одного до пяти лет. Лишение публичных прав как вид наказания не был известен ранее действующему уголовному законодательству.
Лишение права на определенную работу или заниматься определенной деятельностью сроком от 1 года до 5 лет назначается в тех случаях, когда виновный преступное деяние совершает в сфере служебной или профессиональной деятельности, а также и в тех случаях, когда в ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу, что осужденному далее нельзя позволить заниматься определенной деятельностью или работать на определенной работе. Необходимо отметить, что данный вид наказания оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, при этом ограничивает его права и возможности пользоваться государственной службой или иным видом деятельности для удовлетворения корыстных или других намерений.
Публичные работы также являются одной из законодательных новелл. Они могут быть назначены лишь с согласия осужденного. Публичные работы назначаются судом на срок от 1 месяца до 1 года. Суть данного вида наказания в том, что осужденный обязывается в пользу общественности безвозмездно работать от 10 до 40 часов ежемесячно. В совокупности эти работы за совершение преступления не могут превышать 480 часов, а за уголовный проступок – 240 часов.
Следует отметить, что сохранившиеся виды наказания, в сущности, претерпели существенные изменения. Так, штраф (ст. 47 УК) есть денежное взыскание, размеры которого в основном зависят от тяжести совершенного деяния и имущественного положения субъекта преступления. За уголовный проступок физическому лицу может быть назначен штраф в пределах от 1 до 50 установленных в Литовской республике минимальных прожиточных минимумов (МПМ)[1], за преступления небольшой тяжести – до 100 МПМ, менее тяжкие преступления – до 200 МПМ, тяжкие преступления – до 300 МПМ. В отношении юридического лица штраф может достигать 10 000 МПМ.
Ограничение свободы является совершенно новым видом наказания в уголовном законодательстве Литовской Республики, который может быть назначен судом лишь физическому лицу сроком от 3 месяцев до 2 лет. От лишения свободы он отличается тем, что не предусматривает изоляции осужденного от общества. Лица, осужденные к этой мере наказания, обязаны не менять определенное место жительства, исполнять назначенные им судом обязательства, соблюдать запреты и в установленном порядке отчитываться, как они выполняются. Назначая этот вид наказания, суд может запретить лицу: посещать определенные места, общаться с определенными лицами или группами лиц, иметь, пользоваться, хранить, приобретать или передавать другим лицам определенные вещи. Наряду с этим суд может обязать осужденного: в определенное время быть дома, возместить преступным деянием причиненный ущерб или его часть, или загладить его собственным трудом, регистрироваться на бирже труда или начать работать, учиться, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания (с согласия осужденного), безвозмездно отработать до 200 часов в органах здравоохранения, опеки и попечительства или в неправительственных организациях, деятельность которых направлена на уход за инвалидами, престарелыми и нуждающимися в посторонней помощи людьми.
По сравнению с ранее действующим УК 1961 г. арест также является новым видом наказания. Однако в истории уголовного законодательства подобное или чрезвычайно близкое к нему наказание встречалось и ранее в уголовном законодательстве независимого государства Литвы 1918–1940 гг. В сущности, арест является краткосрочным лишением свободы. За совершенное преступление арест может быть назначен судом от 15 до 90 суток, а за уголовный проступок – от 10 до 45 суток.
Лишение свободы на определенный срок может быть назначено на срок от 3 месяцев до 20 лет. Если наказание назначается по совокупности приговоров, то суд имеет право назначить наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет.
За совершение особо тяжких преступлений, например, посягающих на жизнь, виновному лицу может быть назначено пожизненное лишение свободы. Оно отличается от лишения свободы на определенный срок тем, что полностью лишает осужденного возможности освобождения. Необходимо отметить, что в регламентации пожизненного заключения есть интересная по своей конструкции и содержанию норма, предусматривающая, каким образом законодатель может в будущем изменить данную регламентацию. Так, согласно ч. 2 ст. 51 УК, если законодателем будет предусмотрена возможность смягчения наказания пожизненного лишения свободы, то в этом случае срок смягченного пожизненного заключения не может составлять менее 25 лет лишения свободы. Однако законодатель пока не предусматривает условно-досрочного освобождения этих лиц. Нужно подчеркнуть, что в УК этот вид наказания установлен как альтернатива лишению свободы на определенный срок. Вопрос о его назначении возникает только тогда, если суд не сочтет возможным применить виновному за совершенное преступление более мягкого наказания.
Подробнейшим образом в гл. VIII УК регламентируются вопросы назначения наказания. Суду предоставляется широкая возможность индивидуализации наказания. Предпосылкой тому является не только сама регламентация назначения наказания, но и система альтернативных в основном относительно определенных санкций, предусмотренных в большинстве статей Особенной части УК.
Отличительная черта данного УК состоит в том, что в нем установлено принципиальное правило – каждое совершенное преступное деяние оценивается самостоятельно, учитывая его характер и степень общественной опасности. Поэтому за каждое преступное деяние, с соблюдением всех принципов уголовной ответственности, назначается определенное наказание. На основании принципов поглощения, частичного или полного сложения назначается окончательное наказание.
В ст. 54 УК законодателем установлена совершенно новая норма, не имеющая аналогов в раннее действующем УК – если назначение наказания в пределах санкции соответствующей статьи УК может явно не соответствовать принципу справедливости, то суд, исходя из установленных целей наказания, имеет право выйти за пределы санкции конкретной статьи и назначить лицу более мягкое наказание.
За преступление небольшой тяжести или менее тяжкое преступление впервые осуждаемому лицу, как правило, должно быть назначено наказание, не связанное с лишением свободы (ст. 55). Однако за умышленное преступление рецидивиста суд, как правило, обязан назначить лишение свободы (ст. 56). За приготовление к преступлению и покушение на преступление наказание назначается по общим правилам, учитывая опасность совершенных действий, реализацию намерений и причины, из-за которых преступление не было оконченным (ст. 57). Соучастникам преступного деяния наказание назначается в общем порядке, учитывая при этом вид, форму, роль и характер фактического участия лица в его совершении.
Соучастникам организованной группы (преступной организации) наказание обычно должно назначаться более строгое, чем совершившим преступление в группе (ст. 58).
Как и в ранее действующем УК, в новом УК, также установлены смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, однако в последнем предусмотрена их конкретная роль для индивидуализации наказания (ст. 61). В ст. 59 и 60 специально оговорено, что как смягчающим, так и отягчающим ответственность не признается такое обстоятельство, которое предусмотрено как признак состава преступного деяния.
Оригинальной является гл. IX Литовской республики «Меры уголовно-правового воздействия и их назначение». Данные меры в основном предназначены для взрослых лиц, которые освобождены от уголовной ответственности или наказания. Особенностью назначения мер уголовно-правового воздействия является то, что они не могут назначаться совместно с наказанием. Исключение составляет лишь конфискация имущества. При назначении окончательного наказания эти меры не складываются и не поглощаются, а присоединяются к окончательному наказанию и выполняются отдельно.
Мерами уголовно-правового воздействия являются:
1. Запрет пользоваться специальным (определенным) правом. Суд может запретить лицу пользоваться специальным правом, которое не связано с его профессиональной деятельностью, в тех случаях, когда, пользуясь этим правом, оно совершило преступное деяние. Например, право управления дорожным, воздушным или водным транспортом, право держания и ношения оружия, право на охоту, рыбную ловлю и т. д. Срок такого запрета может продолжаться от 1 до 3 лет.
2. Возмещение причиненного ущерба или его заглаживание может назначаться судом в тех случаях, когда совершенным преступным деянием причинен ущерб лицу, имуществу или природе.
3. Безвозмездные работы с согласия виновного лица могут быть назначены судом от 20 до 100 часов. В отличие от публичных работ, которые, как правило, непрестижные и исполнение которых не регламентируется в УК, характер неоплачиваемых работ установлен законодателем в ст. 70 УК – они исполняются в государственных и негосударственных учреждениях и организациях здравоохранения, опеки и попечительства.
4. Взнос в фонд потерпевших от преступления может быть назначен судом размером от 5 до 25 МПМ.
5. Конфискация имущества по ст. 72 УК есть принудительное изъятие в собственность государства имущества в любом его образе, которое находится у виновного, его сообщника или у других лиц. Следует заметить, что прежнее законодательство предусматривало конфискацию имущества как дополнительное наказание, суть которого принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осужденного. Это была одна из самых суровых дополнительных мер. Ныне законодателем установлено положение, что конфискации подлежит только то имущество, которое послужило орудием, средством преступления или явилось результатом преступной деятельности, например, суд обязан применить конфискацию имущества в тех случаях, когда деньги или другие имеющие материальную ценность вещи переданы виновному лицу для совершения преступного деяния, или они использованы при совершении преступления, или были результатом преступной деятельности. Переданное другим физическим или юридическим лицам имущество подлежит конфискации в тех случаях, когда оно передано им для преступной деятельности, а также когда, приобретая имущество, эти лица знали, были обязаны или могли знать, что имущество, деньги или за эти деньги приобретенные ценности добыты преступным путем. Вместе с тем законодателем установлено, что в тех случаях, когда подлежащее конфискации имущество спрятано, использовано, передано или пропало из-за других обстоятельств и нет возможности изъять его натурой, суд виновнику, его сообщникам или другим лицам заменяет конфискацию имущества на взыскание суммы, соответствующей стоимости подлежащего конфискации имущества.
Глава Х УК посвящена вопросам отсрочки исполнения, наказания и освобождению от наказания. Законодатель в новом УК не только сохранил нормы, регламентирующие отсрочку исполнения наказания (пробацию), но и усовершенствовал их в том смысле, что расширил круг лиц, к которым они могут быть применены. Так, ст. 75 УК закреплено, что лицам, осужденным штрафом, арестом или лишением свободы за один или несколько уголовных проступков, преступления небольшой тяжести или менее тяжкие умышленные преступления сроком не более чем 3 года или не более 6 лет за преступления, совершенные по неосторожности, суд может отстрочить исполнение назначенного наказания от 1 до 3 лет. При этом суд должен убедиться, что есть все основания для достижения целей наказания без реального его исполнения. Вместе с тем суд вменяет осужденному в течение определенного срока исполнения конкретных обязанностей. К таким обязанностям относятся: 1) возмещение или заглаживание причиненного преступлением ущерба; 2) извинение перед потерпевшим; 3) оказывание потерпевшему помощи в период его лечения; 4) поступление на работу или регистрация на бирже труда, невозможность менять место работы без согласия суда; 5) приступить или продолжать учебу или получить специальность;
6) прохождение курса лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания (с предварительного согласия осужденного);
7) невозможность менять место жительства без согласия органов, исполняющих отсрочку наказания;
8) бесплатная работа до 300 часов обязательных работ (с предварительного согласия осужденного). Если во время отсрочки исполнения наказания осужденный выполнил все обязательства, не совершал правонарушений и есть основания предполагать, что лицо вновь не совершит преступных деяний, то суд, после истечения срока отсрочки наказания, может вообще освободить его от наказания. Законодательной новеллой является и предписание законодателя, что в тех случаях, когда осужденный исполняет возложенные на него обязательства, но при этом совершает правонарушения, за которые ему назначались административные или дисциплинарные меры воздействия, суд может продлить срок отсрочки исполнения наказания до 1 года. Согласно ч. 4 ст. 75 УК, если лицо без уважительных причин не выполняет возложенных на него обязанностей или нарушает общественный порядок, пьянствует или совершает другие правонарушения, за которые ему не менее двух раз назначались административные или дисциплинарные взыскания, суд предупреждает осужденного, что отсрочка наказания может быть аннулирована. Если и после этого осужденный не меняет своего поведения, то суд выносит решение об отмене отсрочки исполнения наказания.
По новому УК освобождение от наказания возможно и в связи с болезнью, условно-досрочным освобождением от отбывания лишения свободы и заменой неотбытой части наказания более мягким, а также в связи с амнистией и помилованием.
Отличается своеобразием и новизной гл. XI УК, посвященная особенностям ответственности несовершеннолетних. Такой раздел ранее не был включен в УК Литвы.
Особое внимание уделено проблемам несовершеннолетних, что соответствует требованиям Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Руководящим принципам ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы Эр-Рияда, 1990 г.) и другим международным документам.
Законодателем установлены специальные цели уголовной ответственности несовершеннолетних (ст. 80 УК): 1) обеспечить, чтобы ответственность несовершеннолетних соответствовала их возрасту и социальной зрелости, 2) повысить возможности более широкого применения воспитательных мер и снизить роль (возможности широкого применения) лишения свободы в отправлении правосудия несовершеннолетним, 3) необходимость не только наказывать, но и воспитывать несовершеннолетних, сочетая кару за совершенное деяние и возможности развития личности, помогая им изменить свой образ жизни и поведение, а также устранение причин подобного поведения, 4) удержать несовершеннолетних от новых преступных деяний.
Основные особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в новом УК заключаются в том, что: 1) ограничены виды наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетним; 2) установлена специфика назначения наказания с учетом возрастных особенностей и обстоятельств, способствующих совершению преступного деяния; 3) расширены возможности применения мер воспитательного воздействия; 4) расширены возможности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Заслуживает внимания положение, что установленные в этой главе меры воспитательного воздействия и наказания могут быть применены не только к лицам, совершившим уголовное деяние до достижения 18-летнего возраста, но и к лицам от 18 до 20 лет, если суд, учитывая опасность и характер совершенного деяния, другие обстоятельства дела, а также оценки и выводы специалистов (при необходимости), решит, что данное лицо по своему социальному развитию приравнено к несовершеннолетнему.
Особой мерой государственного принуждения, применяемой к несовершеннолетним, совершившим уголовный проступок или освобожденным от уголовной ответственности и наказания, являются меры воспитательного воздействия. Они не влекут за собой судимости и назначаются на основе данных о личности, условиях его жизни и воспитания.
В ст. 82 УК установлены следующие меры воспитательного воздействия: 1) предупреждение; 2) возмещение или заглаживание материального ущерба; 3) бесплатные работы воспитательного характера; 4) передача под надзор и воспитание родителям или другим физическим или юридическим лицам, которые заботятся о детях; 5) ограничение их поведения; 6) передача в специальное воспитательное учреждение.
Необходимо отметить, что суд может назначить несовершеннолетнему не более чем три не противоречащие друг другу меры воздействия. Если несовершеннолетний, которому назначена одна мера воспитательного воздействия, ее не выполняет или выполняет ее ненадлежащим образом и поэтому 2 раза он был соответствующими органами предупрежден, то суд может изменить эту меру воздействия на любую другую, кроме помещения в специальное учреждение. Если несовершеннолетний, которому назначены две или три меры воспитательного воздействия, их не выполняет или выполняет их ненадлежащим образом, суд может изменить их на любые другие меры, в том числе и помещение в специальное воспитательное учреждение.
Уголовный кодекс не предусматривает специальных видов наказаний, применяемых только к несовершеннолетним. Однако они представляют собой крайнюю меру в отношении несовершеннолетних. Минимальные и максимальные пределы этих наказаний существенно понижены. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним в соответствии со ст. 90 УК, являются:
1) публичные работы (не более 240 часов) представляют собой новый вид уголовного наказания как для взрослых, так и для несовершеннолетних;
2) штраф, который может быть назначен только работающему или имеющему имущество несовершеннолетнему, на которое может быть обращено взыскание, в размере от 3 до 50 МПМ;
3) арест на срок от 5 до 45 суток. Эта мера может быть назначена за преступления небольшой и средней тяжести в случаях, если ранее лицо уже подвергалось мерам уголовно-правового воздействия, не связанным с изоляцией от общества.
4) лишение свободы на определенный срок, не превышающий 10 лет. Эта мера ultima ratio применяется лишь в тех случаях, когда несовершеннолетний совершил тяжкое или особо тяжкое преступление и суд приходит к выводу, что другие меры не дадут желаемого результата.
Данный перечень является исчерпывающим и никакие другие виды наказаний к несовершеннолетним неприменимы. Все они ориентированы на специфику их личности и возраста.
Следует обратить внимание на то, что для осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, предусмотрены более льготные, чем для взрослых, условия применения отсрочки исполнения наказания, уголовно-досрочного освобождения от срочного лишения свободы или изменение этого наказания более мягким. В соответствии со ст. 93 несовершеннолетний, впервые совершивший неосторожное, небольшой тяжести или менее тяжкое преступление, может быть судом освобожден от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия. Такое освобождение возможно при следующих условиях: 1) если несовершеннолетний извинился перед потерпевшим и возместил или собственным трудом загладил весь или часть причиненного ущерба, или 2) он признан ограниченно вменяемым, или 3) несовершеннолетний признал свою вину, сожалеет о содеянном или есть другие основания прийти к убеждению, что в будущем он будет соблюдать закон.
Введение специальной главы, посвященной особенностям ответственности несовершеннолетних, не исключает необходимости применения к ним некоторых статей Общей части УК, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и назначения наказания. Например, по вопросам соучастия в преступлении, обстоятельств, исключающих преступность деяния, правила назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров и т. д.
Глава XII УК регламентирует давность принятия обвинительного приговора (ст. 95 УК) и давность исполнения обвинительного приговора (ст. 96 УК). Новеллой УК является и то, что институту судимости и регламентации принудительных мер медицинского характера посвящены отдельные главы (гл. XIII и XIV). Особенная часть нового УК Литовской республики состоит из тридцати двух глав (с XV по XLVI).
Система Особенной части в новом УК по сравнению с УК 1961 г. была коренным образом изменена. В Особенной части нового УК Литовской республики появилось очень много новых глав, и общее их число, как уже отмечалось, составляет тридцать две. Для сравнения – Особенная часть УК 1961 г. включает лишь тринадцать. Увеличение количества глав в Особенной части нового УК было обусловлено желанием законодателя как можно детальнее, точнее выделить отдельные группы преступлений на основании их родового объекта. В большинстве случаев эти новые главы возникли в результате выделения из глав УК 1961 г. более конкретных групп преступлений. Так, допустим, гл. III Особенной части УК 1961 г. «Преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» в новом УК разделена на шесть глав (см. гл. XVII–XXII); гл. X «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» – на восемь глав (см. гл. XXXV–XL, в том числе гл. XLIV и XLV) и т. п. Это положение нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, такая детальная конкретизация родового объекта преступлений при построении системы Особенной части нового УК помогает более точно определить объект преступления, его место в системе других преступлений, облегчает поиск и подбор нужной уголовно-правовой нормы. Но, с другой стороны, вряд ли можно считать обоснованными те случаи, когда глава Особенной части нового УК Литовской республики состоит из трех или даже двух статей (напр., гл. XXII, XXVII и т. д.).
При конструировании конкретных составов преступлений, как уже отмечалось, законодатель Литовской республики отказался от административной преюдиции как условия уголовной наказуемости деяния. Эта позиция, по нашему мнению, является вполне обоснованной. Повторное совершение противоправного деяния после наложения административного взыскания не может влиять на перерастание правонарушения из одного качества в другое (в нашем случае – из административного правонарушения в преступление). Это обстоятельство должно учитываться при индивидуализации наказания. В новом УК законодатель отказался также от повторности, неоднократности как обстоятельств, квалифицирующих преступления. Среди обстоятельств, квалифицирующих преступления, чаще всего встречаются: совершение преступления с применением насилия, с причинением значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий, группой соучастников, совершение преступления в отношении имущества, имеющего большую ценность, и т. д.
Одна из новелл Особенной части нового УК заключается в том, что в ряде статей прямо указано, что уголовная ответственность наступает лишь при наличии жалобы потерпевшего. Как уже отмечалось, по новому УК за совершение определенных преступлений к уголовной ответственности могут быть привлечены юридические лица.
Надо заметить, что очередность глав в Особенной части нового УК предопределялась значимостью общественных отношений, охраняемых уголовно-правовыми нормами. Система Особенной части нового УК строилась по принципу – от самых опасных групп преступлений к менее опасным. Далее и рассмотрим отдельные группы преступлений, уголовная ответственность за которые предусмотрена в главах Особенной части нового УК.
Как уже отмечалось, Особенная часть нового УК начинается с гл. XV «Преступления против человечности и военные преступления». Надо отметить, что в связи со своими международными обязательствами Литовская республика уже в июне 1998 г. дополнила Особенную часть УК 1961 г. новой гл. XVIII «Военные преступления». Эта глава включала в себя составы таких преступлений, как убийство лиц, охраняемых международным гуманитарным правом (ст. 333), ссылка гражданских лиц оккупированного государства (ст. 334), причинение увечья, пытки или иное нечеловечное обращение с лицами, охраняемыми международным гуманитарным правом (ст. 335), нарушение норм международного гуманитарного права по поводу охраны во время войны гражданских лиц и их прав (ст. 336), запрещенная военная атака (ст. 337), насильственное использование в вооруженных силах врага гражданских лиц или военнопленных (ст. 338), уничтожение охраняемых объектов или расхищение национальных ценностей (ст. 339), применение запрещенных средств ведения войны (ст. 340), мародерство (ст. 341), задержка с репатриированием военнопленных (ст. 342), задержка с отпуском интернированных гражданских лиц или неразрешение репатриировать другим гражданским лицам (ст. 343), незаконное пользование знаками Красного Креста, Красного Полумесяца и эмблемой Организации Объединенных Наций (ст. 344). В гл. XV нового УК сохранились все вышеуказанные составы преступлений. Вместе с тем в этой главе появились новые статьи, предусматривающие уголовную ответственность за запрещаемое международным правом обращение с людьми (ст. 100 УК), за агрессию (ст. 110 УК). Из гл. I УК 1961 г. «Государственные преступления» в гл. XV нового УК был перенесен состав геноцида. То обстоятельство, что гл. XV является первой в системе Особенной части нового УК, говорит о повышенной опасности преступлений, предусмотренных в этой главе. На особую опасность и исключительную тяжесть этих преступлений указывают и санкции, предусмотренные за их совершение. За все преступления против человечности и военные преступления предусмотрено наказание лишь в виде лишения свободы. Во многих случаях это лишение свободы до 10, 15, 20 лет, а в некоторых статьях предусмотрено и пожизненное заключение.
Глава XVI нового УК включает в себя 15 статей. В основном она охватывает часть составов преступлений, которые по УК 1961 г. были отнесены к особо опасным государственным преступлениям. Например, посягательство на жизнь Президента Литовской республики (ст. 115), посягательство на жизнь представителя другого государства или представителя международной общественной организации (ст. 116 нового УК), шпионаж (ст. 119 нового УК), колаборирование (ст. 120), создание и деятельность антиконституционных групп или организаций (ст. 121), публичные призывы к насильственному нарушению суверенитета Литовской республики (ст. 122). В этой главе также есть часть составов преступлений, которые по УК 1961 г. признавались иными государственными преступлениями: злоупотребление официальными полномочиями (ст. 123 нового УК), незаконное обращение с информацией, которая является государственной тайной (ст. 124), разглашение государственной тайны (ст. 125), утрата государственной тайны (ст. 126), и два со става перенесены из преступлений против порядка управления: надругательство над символами государства (ст. 127) и надругательство над символами иностранного государства или международной общественной организации (ст. 128).
Новыми по содержанию в гл. XVI являются составы таких преступлений, как государственный переворот (ст. 114), измена (ст. 117), содействие другому государству в деятельности против Литовской республики (ст. 118). В то же время в этой главе уже нет таких отдельных составов преступлений, которые были в УК 1961 г., как диверсия и вредительство.
В гл. XVII «Преступления против жизни человека» ответственность практически установлена за те же самые посягательства на жизнь другого человека, что и в УК 1961 г. – умышленное убийство, убийство новорожденного ребенка, убийство в состоянии сильного душевного волнения, неосторожное лишение жизни, доведения до самоубийства. Правда, надо отметить, что в данную главу был включен и новый состав преступления – пособничество при самоубийстве (ст. 134 нового УК). По ст. 134 нового УК наказывается тот, кто по просьбе безнадежно больного человека помог ему в самоубийстве, с одной стороны. Но с другой стороны, в данной статье объективная сторона преступления сконцентрирована так, что уголовная ответственность наступает даже за предоставление лицу орудий, предметов самоубийства. Вряд ли это обоснованно. Эта статья является одним из первых шагов, ведущих к отмене уголовной ответственности за эвтаназию. В этой же главе уголовная ответственность за простое умышленное и квалифицированное умышленное убийство предусмотрена в одной статье: в ч. 1 ст. 129 – за простое умышленное, а в ч. 2 ст. 129 – за квалифицированное умышленное убийство. Среди признаков, квалифицирующих умышленное убийство, появился новый – убийство с целью получения для трансплантации органов или тканей потерпевшего. К сожалению, в данной главе нового УК, как и в УК 1961 г., нет состава убийства при превышении пределов необходимой обороны. Этот состав преступления был исключен из УК в июле 1994 г. Практика применения уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за убийство, говорит о необходимости еще раз вернуться к этому вопросу.
В гл. XVIII нового УК «Преступления против здоровья» уголовная ответственность предусмотрена лишь за два вида причинения вреда здоровью – тяжкие и нетяжкие. Расширен круг признаков, квалифицирующих причинение тяжкого или нетяжкого вреда здоровью. Данные признаки аналогичны признакам, квалифицирующим умышленное убийство. В этой главе уголовная ответственность также регламентирована за причинение физической боли или незначительного телесного повреждения (ст. 140). В данной главе отдельно не предусмотрена уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. От такого состава законодатель отказался в процессе изменений УК 1961 г., хотя, по нашему мнению, подобное решение спорно.
В гл. XIX, состоящей из четырех статей, предусмотрены составы таких преступлений, как незаконный аборт (ст. 142), принуждение к незаконному производству аборта (ст. 143), оставление без помощи, когда опасность угрожает жизни человека (ст. 144), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью или терроризирование человека (ст. 145).
Глава XX «Преступления против свободы человека» включает в себя три статьи. В ней предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления – незаконное лишение свободы (ст. 146), торговля людьми (ст. 147), ограничение свободы действий человека[2] (ст. 148). По ч. 2 и 3 ст. 146 нового УК незаконное лишение свободы квалифицируют насилие, угроза жизни или здоровью потерпевшего, содержание потерпевшего в неволе более 48 часов и незаконное помещение потерпевшего в психиатрическую больницу.
В новом УК кардинально были изменены содержание и система уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за половые преступления. Так, из предусмотренных в УК 1961 г. составов половых преступлений в новом УК (гл. XXI) остались лишь два – изнасилование (ст. 149) и развратные действия в отношении малолетнего лица (ст. 153). В ст. 149 нового УК уголовная ответственность предусмотрена не только за половое сношение с женщиной против ее воли, но и за насильственное половое сношение с любым человеком независимо от его пола. По данной статье уголовная ответственность не наступает за насильственное удовлетворение половой страсти в извращенной форме. За такое преступное деяние ответственность установлена в ст. 150 нового УК, которая называется сексуальное вымогательство. По данной статье уголовной ответственности подлежит лицо, которое насильственно удовлетворяло свою половую страсть с другим человеком анальным, оральным способом или способом другого физического соприкосновения. Новыми в этой главе являются также составы понуждения к половому сношению (ст. 151 нового УК) и сексуального преследования (ст. 152 нового УК). Понуждением к половому сношению признаются действия виновного, когда он, угрожая применить насилие, применяет психическое воздействие или, используя зависимость лица, принуждает его совершить половое сношение или по-другому удовлетворить половую страсть с обвиняемым или иным лицом. Сексуальное преследование – это случаи, когда виновное лицо с целью сексуального общения или удовлетворения страсти вульгарными или подобными действиями домогается лица, по службе или иначе от него зависимого. Сексуальное домогательство признается не преступлением, а уголовным проступком.
Глава XXII “Преступления и уголовные проступки против чести и достоинства лица» содержит лишь две статьи, в которых уголовная ответственность установлена за клевету (ст. 154) и оскорбление (ст. 155). По ч. 2 ст. 155 уголовная ответственность установлена за непубличное оскорбление лица.
Особое внимание уделено регламентации вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка. Особенная часть нового УК включает гл. XXIII, предусматривающую уголовную ответственность за преступные деяния, посягающие на нормальное развитие и воспитание ребенка: похищение или подмена ребенка (ст. 156), покупка или продажа ребенка (ст. 157), оставление ребенка (ст. 158), вовлечение ребенка в преступное деяние (ст. 159), вовлечение ребенка в употребление лекарств или других одурманивающих (но не наркотических) средств (ст. 160), вовлечение ребенка в пьянство (ст. 161), использование ребенка для порнографии (ст. 162), злоупотребление правами и обязанностями отца, опекуна, попечителя или иного законного представителя ребенка (ст. 163), уклонение от содержания ребенка (ст. 164). Из выше указанных преступных деяний самые строгие наказания предусмотрены за торговлю малолетними детьми (ч. 2 ст. 157) – лишение свободы от 2 до 8 лет и за похищение чужого малолетнего ребенка или подмену новорожденных (ч. 1 ст. 156) – лишение свободы до 8 лет или арест.
В гл. XXIV–XXVII установлена уголовная ответственность за преступные деяния, нарушающие конституционные права и свободы человека и гражданина. Эти нарушения могут касаться самых разнообразных прав и свобод: социальных, трудовых, политических прав, связанных с равноправием лиц, с неприкосновенностью частной жизни, со свободой совести и т. п. Например, в вышеуказанных главах содержатся составы таких преступлений, как незаконное нарушение неприкосновенности жилища (ст. 165), незаконный сбор информации о частной жизни лица, а также незаконное разглашение или использование такой информации (ст. 167 и 168), дискриминация по признаку национальности, расы, пола, происхождения, религии или иной групповой принадлежности (ст. 169), воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст. 171), во спрепятствование осуществлению избирательных прав или права участвовать в референдуме (ст. 172), неправильный подсчет голосов избирателей (ст. 174), нарушение правил охраны труда и здоровья (ст. 176) и т. д.
Глава XXVIII «Преступления и уголовные проступки против собственности, имущественных прав и имущественных интересов» состоит из тринадцати статей. В ней сохранены все составы преступлений из гл. XII «Преступления против собственности» УК 1961 г. Это кража (ст. 178), незаконное пользование энергией и услугами связи (ст. 179), разбой (ст. 180), вымогательство имущества (ст. 182), мошенничество (ст. 182), присвоение имущества (ст. 183), растрата имущества (ст. 184), присвоение находки (ст. 185), причинение имущественного ущерба путем обмана (ст. 186), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 188), приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем (ст. 189). Обусловлено это тем, что система норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против собственности, основательно была изменена уже в июле 1994 г. В это время были приняты поправки к УК 1961 г. Литовской республики, которые упразднили гл. II Особенной части УК «Преступления против государственной и общественной собственности» и гл. V «Преступления против личной собственности граждан», а Особенную часть УК дополнили уже нами упомянутой гл. XII «Преступления против собственности». В это же время законодатель отказался и от состава грабежа. Открытое ненасильственное похищение чужого имущества наряду с тайным было признано кражей, а любое насильственное завладение чужим имуществом – разбоем. Такую позицию законодатель занял и при создании гл. XXVIII нового УК, хотя часть криминалистов – теоретиков и практиков – предлагали вернуться к составу грабежа.
Еще надо отметить, что кража, мошенничество, присвоение или растрата имущества, уничтожение или повреждение имущества, совершенные в отношении имущества небольшой ценности, признается не преступлением, а уголовным проступком. Вышеуказанные действия в отношении имущества большой ценности являются данные преступления квалифицирующим обстоятельством. Что такое имущество большой или небольшой ценности, регламентирует ст. 190 нового УК.
В гл. XXIX законодатель установил уголовную ответственность за посягательство на интеллектуальную и промышленную собственность. Так, в данной главе нового УК имеются такие составы преступлений, как присвоение авторства (ст. 191), незаконное воспроизводство произведения литературы, науки, искусства или другого произведения, а также распространение, перевозка или хранение незаконных копий (ст. 192), уничтожение или замена (подмена) информации об управлении авторских и смежных прав (ст. 193), незаконное устранение мер по технической охране авторских и смежных прав (ст. 194), нарушение прав промышленной собственности (ст. 195).
Глава XXX «Преступления против информатики» является вообще новой в уголовном законодательстве Литовской Республики. Она содержит такие составы преступлений, как уничтожение или изменение компьютерной информации (ст. 196), уничтожение или изменение компьютерной программы (ст. 197), присвоение или разглашение компьютерной информации (ст. 198).
В гл. XXXI «Преступления и уголовные проступки в сфере экономической деятельности и предпринимательства» в основном остались составы преступлений из гл. XV «Преступления против порядка хозяйствования» УК 1961 г. Надо заметить, что за двенадцать лет независимости Литовского государства нормы, регулирующие ответственность за хозяйственные преступления, были существенно изменены. Возникновение новых видов и форм предпринимательства, смена административно-командной плановой системы хозяйствования на рыночную обусловили необходимость создать и новую систему уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за посягательство на складывающиеся новые экономические отношения. В начале уголовные законы отставали от экономических и других законов, регламентирующих основные положения рыночной экономики, а некоторые из них даже им противоречили. Так, ст. 161 УК 1961 г. об ответственности за занятие частнопредпринимательской деятельностью или коммерческим посредничеством, действовала до конца 1991 г., а ст. 164 УК об ответственности за спекуляцию – до июня 1993 г. Система хозяйственных преступлений частично была изменена поправками от января 1993 г. Но существенные изменения были внесены в июле 1994 г.: вместо упраздненной гл. VI «Хозяйственные преступления» в УК была введена новая гл. XV – «Преступления против порядка хозяйствования». В данной главе были предусмотрены различные составы преступлений, посягающих на порядок занятия хозяйственной деятельностью, принципы частного предпринимательства: занятие незаконной коммерческой, хозяйственной, финансовой деятельностью (ст. 306), занятие незаконной ядерной деятельностью (ст. 3061), незаконная деятельность предприятия (ст. 307), незаконное пользование товарным знаком или знаком услуг (ст. 308), производство, сбыт или хранение фальсифицированных товаров (ст. 309), производство, хранение, перевозка и сбыт крепких алкогольных напитков домашней выработки и других алкогольных продуктов (спирт, технический спирт) (ст. 310), незаконное хранение, перевозка или сбыт товаров, подлежащих налогообложению (ст. 3101), обман потребителей (ст. 311), контрабанда (ст. 312), незаконный невывоз товаров или продукции из Литовской республики (ст. 3121), ложные заявления об деятельности предприятия (ст. 313), использование займа не по назначению (ст. 314), доведение до банкротства (ст. 315), составные действия должника (ст. 316), промышленный шпионаж (ст. 317), разглашение промышленной, коммерческой или банковской тайны (ст. 318), коммерческий подкуп (ст. 319), получение необоснованного вознаграждения (ст. 320), злоупотребление доверием в коммерческой, хозяйственной или финансовой деятельности (ст. 321), халатность в коммерческой, хозяйственной деятельности (ст. 3211), нарушение порядка публичных закупок (ст. 3213). Большинство из указанных составов преступлений вошли и в гл. XXXI нового УК. К сожалению, законодатель в новом УК отказался от так называемых «должностных преступлений в предпринимательской деятельности» (см. ст. 319–321, 3211). Вряд ли можно согласиться с таким решением.
В новом УК появился состав кредитного мошенничества (ст. 207). За некоторые из указанных в гл. XXXI преступных деяний уголовной ответственности могут подлежать и юридические лица.
Глава XXXII нового УК состоит из двенадцати статей, в которых предусмотрена уголовная ответственность за преступные деяния против финансовой системы. Это очень разные преступные деяния, посягающие на нормальный оборот, циркуляцию денег, ценных бумаг или платежных документов, не являющихся ценными бумагами: изготовление, хранение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 213), производство или незаконное диспонирование поддельными кредитными либо расчетными картами (ст. 214), незаконное использование кредитных либо расчетных карт или их данных (ст. 215), легализация денег или имущества, добытых преступным путем (ст. 216), торговля ценными бумагами, используя неразглашенную информацию (ст. 217), манипуляция стоимостью ценных бумаг (ст. 218). В данной главе также есть составы преступлений, связанных с неуплатой налогов: уклонение от уплаты налогов (ст. 219), предъявление неверных данных о доходах, прибыли или имуществе (ст. 220 УК), непредъявление декларации (ст. 221), нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 222), халатное ведение учета (ст. 223), изготовление, хранение или сбыт поддельных или фальсифицированных почтовых знаков, проездных либо иных билетов или других официальных печатных знаков (ст. 224).
В главе XXXIII «Преступления и уголовные проступки против государственной службы и публичных интересов» установлена уголовная ответственность государственных служащих и к ним приравненных лиц за взяточничество и злоупотребление служебным положением. По ст. 230 этой главы государственные служащие – это лица, работающие на государственной службе, – политики государства, служащие публичного администрирования по Закону о государственной службе, а также другие лица, которые, работая в государственных инстанциях или учреждениях местного самоуправления, в судебных, правоохранительных, надзорных институциях, институциях государственного контроля или в приравненных к ним инстанциях, осуществляют функции представителя власти или наделены административными полномочиями, а также официальные кандидаты на такие должности. К государственным служащим приравниваются лица, имеющие определенные полномочия в международных организациях. Также к государственным служащим приравниваются лица, которые работают в любом из государственных, негосударственных или частных учреждений, предприятий или организаций и наделены определенными публично-административными полномочиями или оказывают публичные услуги обществу, за исключением лиц, исполняющих хозяйственные или технические функции. Спорной является позиция законодателя, по которой субъектами данной группы преступлений признана и часть лиц, работающих в частных предприятиях, организациях. В гл. XXXIII содержатся составы следующих преступлений: взяточничество (ст. 225), взяточничество посредника (ст. 226), подкуп (ст. 227), злоупотребление (ст. 228), невыполнение служебных обязанностей (ст. 229). В указанной главе мы не встречаем составов превышения служебных полномочий (ст. 287 УК), незаконного участия должностного лица в коммерческой, хозяйственной или финансовой деятельности предприятия (ст. 286 УК) и служебного подлога (ст. 289 УК) (эти составы преступлений были в УК 1961 г.). Хотя надо отметить, что по ст. 228 нового УК в число составов злоупотребления входит превышение служебных полномочий.