Существуют профессии, позволяющие работать удалённо и не требующие специальных навыков. Это не значит, что, не имея опыта, с первого же дня можно полноценно приступать к выполнению обязанностей. Придётся пройти небольшое обучение по специальности. Работодатель должен быть уверен: его сотрудник знает, что делает. Ещё больше придётся учиться по ходу дела – профессиональные навыки всегда нужно нарабатывать.
Почти вся работа осуществляется по телефону. Работодатель предоставляет базу данных с контактами потенциальных клиентов. Их нужно обзванивать и предлагать им приобрести товары или услуги компании. Разговор осуществляется по заранее прописанной схеме (скрипту), результаты беседы заносятся в специальную базу данных. Бывает, что контакты нужно искать самостоятельно – например, через бизнес-справочники.
Клиентская база может быть тёплой или холодной. Тёплая означает, что человек, которому нужно позвонить, уже интересовался продуктами компании. С такими клиентами общаться проще, они более предрасположены к покупке. Холодные клиенты в большинстве случаев не ожидают звонка и могут быть настроены недоброжелательно. В этом случае потребуется большее терпение и спокойное отношение к отказам, в том числе грубым.
Если клиенты компании – юридические лица, то в должностные обязанности менеджера продаж может быть включено оформление договоров с ними, контроль за исполнением заказов.
Зарплата менеджера продаж напрямую зависит от количества проданных товаров или услуг. Это работа для тех, кто любит общаться, умеет внятно и уверенно излагать мысли и убеждать собеседника в своей правоте. Каждая продажа – это маленькая победа, которая должна мотивировать на дальнейшие достижения. Так что неплохо, если менеджер продаж – азартный человек.
Здесь также нужно работать по телефону и в специальной программе. Но суть другая. В основном нужно принимать звонки, а звонить только тем, кто оставил заявку на сайте интернет-магазина. Требуется проверять с помощью программы, есть ли на складе запрашиваемый товар, договариваться по времени его доставки, уточнять адрес, оформлять заказы для курьерской службы.
Вся работа – выполнение чётко прописанных функций. Никаким даром убеждения, в отличие от менеджера продаж, обладать не нужно. Скорее, требуется усидчивость и спокойное отношение к однообразной работе. Зарплата такого специалиста обычно фиксированная.
Это близкие по функционалу профессии, тоже связанные с телефонными разговорами. В общественных и муниципальных структурах организуются горячие линии, справочные службы. В коммерческих организациях (преимущественно в сфере телекоммуникаций) бывают службы поддержки. В справочных службах и на горячей линии нужно принимать звонки, обрабатывать информацию, отвечать на типовые вопросы. В службах поддержки надо помогать клиентам решать проблемы, связанные с сервисами компании, консультировать по вопросам их использования.
Навыки общения здесь пригодятся, хотя сфера их применения достаточно узкая. В этой области за время обучения придётся стать специалистом. Впрочем, если оператор или онлайн-консультант при разговоре понимает свою некомпетентность, всегда есть возможность обратиться к более опытному коллеге или руководителю.