Давайте ознакомимся с классификацией различных видов чтения. Оказывается, чтение может быть различным. Впрочем, этот факт не представляет сомнений. Достаточно сравнить, как судорожно прочитывает студент ночью перед экзаменом учебники и как неторопливо он же читает утренние газеты. Условно все способы чтения можно разделить на следующие виды:
1) углубленное чтение. Его особенность в том, что очень много внимания уделяется деталям. Данный вид чтения необходим в том случае, если вы должны произвести анализ и оценку прочитанного. Углубленное чтение можно также назвать аналитическим или критическим. Данный вид чтения – основополагающий при изучении различных учебных дисциплин. Но для художественной литературы, а также чтения газет и журналов такой способ чтения подходит далеко не всегда;
2) сам термин «быстрое чтение» может использоваться довольно часто. Если вы овладели методами быстрого чтения, то можете читать с его помощью учебную, публицистическую и художественную литературу. При необходимости быстрое чтение всегда может перейти в углубленное;
3) панорамное быстрое чтение становится возможным только если вы в совершенстве овладели техникой быстрого чтения. Для того чтобы получить навыки панорамного быстрого чтения, используются специальные тренировочные упражнения. В результате частых тренировок увеличивается оперативное поле зрения. Зрительные оси глаз в результате будут как бы разведены на определенное расстояние. Это поможет увеличить скорость чтения, а также существенно улучшит усвоение полученной информации;
4) выборочное чтение подразумевает, что внимание обращается на отдельные разделы текста. Метод выборочного чтения часто используется, когда книгу читают не в первый раз. Первичный интерес удовлетворен, теперь необходимо учесть детали;
5) чтение-просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчас поверхностного знакомства с текстом;
6) сканирование текста – это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие детали (слова, факты, цифры, термины и т. д.).
Каждый из нас так или иначе использует вышеуказанные разновидности чтения.
Чтение – это достаточно сложный процесс. Что же мешает нам читать быстро? Сейчас мы рассмотрим возможные препятствия, мешающие скоростному чтению.
1. Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Такой недостаток многими исследователями считается самым распространенным. Многие дважды читают любой текст. При медленном чтении количество регрессий составляет от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения. Большинство людей читают одинаково медленно и сложные, и легкие тексты.
2. Другой недостаток – отсутствие гибкой программы чтения. Многочисленные исследования показывают, что если разработать определенную программу, то можно значительно увеличить скорость чтения. Кроме того, существенно увеличится степень усвоения полученной информации.
3. Одним из особенностей чтения является артикуляция. Именно она существенно тормозит скорость чтения. Артикуляция – это постоянное проговаривание того, что мы читаем. При чтении про себя движение губ, языка и других органов речи затормаживаются лишь внешне. Они находятся в скрытом движении. Привычка проговаривать слова присуща очень и очень многим людям. Она формируется в раннем детства, когда закладываются первые навыки чтения. Сначала ребенок учится произносить слова по буквам, потом по слогам, и, наконец, читает слово вслух целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь, и формируется привычка проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. В детстве такая привычка незаменима, но по мере взросления становится серьезной обузой. Она мешает быстро читать. И мы поневоле остаемся при той скорости чтения, которая была у нас в далеком детстве. Между тем достаточно отказаться от артикуляции, что сделать очень легко благодаря несложным тренировкам, как наша скорость чтения существенно увеличится.
4. Быстрое чтение невозможно при малом поле зрения. Поле зрения – это участок текста, который воспринимается глазами при одной фиксации взгляда (представьте, что вы взглянули на страницу с текстом. То, что есть перед вашим взором, и есть поле зрения). При традиционном чтении воспринимаются буквы и слова, поле зрения в этом случае очень невелико. Если поле зрения незначительно, нам при чтении придется делать много движений глазами (скачков и фиксаций). Но дробление взгляда осложняет чтение. Чем больше у вас будет поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. В результате чтение будет намного более результативным. При традиционном чтении одна фиксация взгляда позволит прочесть несколько слов (всего лишь!). При быстром чтении есть возможность прочитать несколько предложений (!), а иногда даже целый абзац.
Восточный мудрец арабский писатель Аббас Махмуд аль-Аккад писал в своем произведении «Часы, проведенные среди книг»: «Не знаю, откуда у читателей привычка читать книгу один раз. Ведь книга содержит в себе больше таинственных символов и простора для обозрения окружающего, чем вид и голос. Если твой ум развит более, нежели чувства, то тебе лучше всего возвращаться к прочитанному – этим проверяется развитие твоей мысли».
Каждый согласится, что перечитать понравившуюся книгу бывает очень приятно и полезно. Ведь всегда можно найти массу информации, которая первоначально ускользнула от нашего внимания. Но регрессии (возвратные движения глаз) представляют собой нечто иное, чем простое перечитывание понравившейся книги. Регрессии – это стремление (бессознательное) прочитать фразу (предложение, абзац) дважды, даже если нет такой необходимости. Регрессии не только не способствуют лучшему запоминанию, но наоборот, мешают. Обучение быстрому чтению как раз и предполагает отказ от регрессий. Даже если какой-то отрывок текста или абзац кажется непонятным, не следует читать его несколько раз. Наверняка чуть позже вы поймете все, что в данный конкретный момент кажется вам непонятным.
Регрессии могут быть связаны также с отсутствием уверенности. Человек не доверяет своим способностям, боится, что ему недостаточно один раз прочитать текст, и старается выучить его едва ли не наизусть. Причем все это происходит бессознательно. Возможно, сказываются впечатления от общения с учителем в начальной школе. Ведь в раннем возрасте детей часто заставляют практически дословно пересказывать текст. Взрослым, конечно, это ни к чему. Еще одна причина возникновения регрессий – неумение или подсознательное нежелание сконцентрировать свое внимание. Если, читая интересную или неинтересную книгу, думать о чем-то совершенно противоположном, тогда регрессии неизбежны. Значит, для того чтобы научиться быстро читать, нужно прежде всего путем аутогенных тренировок научиться управлять своим вниманием.
Многие читатели при чтении текста думают не о его содержании, а совсем о другом. Тогда возвратные движения глаз неизбежны. Например, у Пушкина есть такие строки:
…По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу: глаза над буквами скользят…
А мысли далеко… Я книгу закрываю…
Для того чтобы преодолеть такие недостатки, придется потрудиться. А для начала следует обратить ваше внимание на простое правило: любой текст читайте только один раз! Не поддавайтесь соблазну вернуться и перечитать непонятную строчку. Безусловно, в некоторых случаях вам придется перечитать текст вторично. Но это следует делать только после того, как вы его прочитаете целиком и как следует осмыслите прочитанное. Тогда вопрос о непонятных моментах будет для вас более понятным. И вы сможете решить, нужно ли перечитывать, или все и так прояснилось. Такое правило должно стать для вас законом. Каким бы сложным ни казался вам текст, глаза должны двигаться только вперед. Не нужно допускать никаких возвратных движений глаз.
Все тексты строятся в строгой логической последовательности. Если вы будете постоянно делать возвратные движения глазами, это создаст путаницу в сознании. Разумеется, вам будет нелегко отказаться от прочно укоренившейся в сознании привычки. Для того чтобы хорошо усвоить данное правило, примите за основу такой порядок его выполнения.
1. Запомните как следует: «Я читаю без регрессий!» Напишите правило большими буквами и прикрепите на рабочем столе. Данная фраза должна стать для вас чем-то обыденным и привычным, как чашка, из которой вы пьете кофе или чай.
Теперь представьте, что вы читаете без регрессий. Глаза бегут по тексту только вперед, нет никаких возвратных движений. Вы должны так всегда читать. Не спешите вторично читать текст даже после необходимого осмысления прочитанного. Лучше потом подумайте, вы вспомните многое. Если в течение 3 мин вам не удалось разобраться в прочитанном, снова читайте. Фиксируйте причины повторного чтения. Старайтесь разобраться, что заставляет вас читать вторично – сложность текста или отсутствие внимания.
2. Тот факт, что правило будет у вас постоянно перед глазами, безусловно, очень важен. Но, помимо него, желательно использовать аутогенную тренировку. О. А. Андреев, Л. Н. Хромов, авторы учебного пособия по технике быстрого чтения, предлагают использовать формулы аутогенной тренировки, которые созданы на основе рекомендаций, изложенные в книге Х. Линдемана «Аутогенная тренировка» (1985 г.).
Аутогенная тренировка – это методика воздействия человека на самого себя посредством формул самовнушения в состоянии полного расслабления (релаксации) с целью влиять на свое настроение, чувства, намерения, волю.
В нашем случае задача АТ – внушение определенных правил и программ, изучаемых в курсе техники быстрого чтения.
Все тренировки, предназначенные для существенного увеличения скорости чтения, требуют специальной подготовки. Аутогенная тренировка – это великолепная разминка, которая поможет настроиться на нужный лад.
Ключевым моментом аутогенной тренировки является умение достигать состояния аутогенного погружения – своего рода полудремы, в котором образные, эмоционально окрашенные представления оказывают влияние на ту часть нервной системы человека, которая не управляется сознательной волей.
Иначе говоря, именно в этой ситуации создаются условия для управления бессознательной психической деятельностью. Вот полная схема занятий АТ, состоящая из последовательности формул для достижения состояния аутогенного погружения:
Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН (1 РАЗ).
ПРАВАЯ РУКА ТЯЖЕЛАЯ (6 РАЗ).
Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН (1 РАЗ).
ПРАВАЯ РУКА ТЕПЛАЯ (6 РАЗ).
Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН (6 РАЗ).
СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ СПОКОЙНО И РОВНО (6 РАЗ).
Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН (1 РАЗ).
ДЫХАНИЕ СПОКОЙНОЕ И РОВНОЕ (6 РАЗ).
МНЕ ЛЕГКО ДЫШИТСЯ (1 РАЗ).
ЛОБ ПРИЯТНО ПРОХЛАДЕН (6 РАЗ).
Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН (1 РАЗ).
Сокращенный вариант достижения этого состояния после тренировок имеет следующий вид.
ПОКОЙ – ТЯЖЕСТЬ – ТЕПЛО.
СЕРДЦЕ И ДЫХАНИЕ СОВЕРШЕННО СПОКОЙНЫ.
СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ ИЗЛУЧАЕТ ТЕПЛО.
ЛОБ ПРИЯТНО ПРОХЛАДНЫЙ.
После достижения состояния аутогенного погружения можно переходить к обучающим формулам внушения.
Для выхода из состояния погружения используются фразы:
РУКИ СЖАТЫ.
ДЫХАНИЕ ГЛУБОКОЕ.
ОТКРЫТЬ ГЛАЗА.
РАССЛАБИТЬ РУКИ.
Как сосредоточиться на чем-либо? Представьте себе такую ситуацию. После напряженного трудового дня вы прилегли на диван с намерением немного поспать (почитать журнал, посмотреть телевизор и т. д.). Вдруг… дальше выбирайте продолжение по своему усмотрению:
1) к вам обращается сын или дочь, чтобы вы помогли написать хорошее сочинение по литературе (по программе 10-го класса школы-лицея);
2) вам звонит начальник и просит припомнить несколько цифр, которые содержались в последнем отчете;
3) скучающая свекровь или теща отгадывают кроссворд и предлагают вам поучаствовать в этом занятии;
4) список ситуаций можете продолжить по своему усмотрению.
В любом случае вам не удастся выполнить просьбу именно потому, что крайне трудно будет сосредоточиться. Вы устали, вам хочется сконцентрировать свое внимание на чем-то легком и приятном. С точки зрения академика В. Бехтерева, рефлексы сосредоточения внимания определяют внешние отношения человека с окружающей средой. Именно рефлексы сосредоточения влияют на точность впечатлений, которые мы получаем, и на точность воспроизведения, когда мы «передаем» полученную ранее информацию. Эти рефлексы имеют огромное значение для внешних отношений человека с окружающим миром, а также для развития нервно-психической сферы личности. Если говорить о механизме концентрации внимания при чтении, то он (т. е. данный механизм) состоит из нескольких элементов. Сокращаются глазные мышцы, что создает оптимальные условия для приема информации. При фиксации взгляда на тексте, сокращается аккомодативная мышца, также сокращаются зрачки. Интересно, что когда мы фиксируем взгляд на тексте, на вдохе происходит задержка дыхания. Кроме того, происходит задержка движении других частей тела. Меняется даже частота сердечных сокращений. Интересно, что при фиксации взгляда на тексте мы непроизвольно перестаем обращать внимание на то, что нас окружает. Мы видим перед собой только текст. Разумеется, тот случай, который мы только что описали, является своего рода идеалом. Вышеуказанные признаки свидетельствуют, что человек полностью отгородился от раздражителей внешнего мира. Если нам это удалось, то в комнате могут разговаривать другие люди; может звонить телефон; работать телевизор и т. д. Нас это не будет интересовать, если мы полностью заняты чтением. Разумеется, точно также сосредоточиться можно на чем угодно, например на компьютерной игре или на работе. И тогда внешние раздражители для нас не будут играть никакой роли. Естественно, что чем лучше мы сосредоточились на какой-либо деятельности, тем лучше будут результаты. Очень трудно читать книгу и «одним глазком» смотреть телевизор или делать что-то еще.
Внимание – это направленность и сосредоточенность человеческого сознания на каком-то предмете, деятельности или явлении. Направленность – это наш выбор этого самого предмета, действия или явления. Поскольку мы сами выбрали определенное действие, предмет или явление, то следует не обращать внимание на все, что к этому не относится.
Аутогенные тренировки подразумевают использование медитации. Медитация помогает переключить внимание с внешних раздражителей на внутренний мир, а также настроиться на нужный лад. Для того чтобы удалось посредством медитации настраивать себя на нужный лад, необходима постоянная практика. На наше сознание влияет абсолютно все – от звуков до запахов. Известно, что некоторые запахи могут придать бодрость. Прекрасный способ – воздействовать на психическую и физическую деятельность с помощью ароматов цитрусовых. Эти ароматы уменьшают выработку адреналина – стрессового гормона.
С помощью ароматерапии можно очень легко снять нервное напряжение. Для этого нужно сделать ароматический компресс. Три капли лавандового масла капните в миску с теплой водой, смочите в ней кусок ткани, отожмите и положите, как обычно располагают марлевую медицинскую повязку, т. е. не закрывая глаза. Держать ароматический компресс нужно 5 мин. Он сделает дыхание глубоким и снимет нервное напряжение. Нелишним будет время от времени принимать ароматическую ванну. Для этого достаточно смешать 10 капель любого эфирного масла с небольшим количеством свежих сливок, затем вылить в ванную, наполненную водой.
Существуют упражнения на растягивание, которые влияют на состояние психики.
1. Сядьте по-турецки, сложите кисти рук в замок. Затем поднимите руки как можно выше над головой ладонями вверх, потянитесь. Опуская руки, сделайте интенсивный выдох. Это упражнение повторите не менее 10 раз.
2. Лягте на спину, поставьте на ширину бедер согнутые в коленях ноги. Затем обхватите обеими руками колено одной ноги и начинайте медленно притягивать его к груди. Выдохните и опустите ногу. Повторите упражнение по 5 раз для каждой ноги.
3. Сядьте, вытянув ноги. Левую ногу согните в колене и перекиньте через правую, поставив стопу одной ноги рядом с другой. Правую руку положите на бедро. И, опираясь на левую руку, поворачивайте туловище влево. Это упражнение проделайте не менее 5 раз в обе стороны.
4. Станьте, спину держите прямо, ноги поставьте на ширину плеч. Делайте глубокие наклоны, старайтесь тянуться при этом всем телом к каждой стопе. Неплохо коснуться земли ладонью. Перед тем как выпрямиться, сделайте выдох. Проделайте упражнение не менее 10 раз к каждой стопе.
Некоторые люди сознают, что не могут сосредоточиться из-за легких или периодических головных болей. В этом случае прекрасным средством будет регулярно проводить массаж головы. Массаж при головокружении не должен быть интенсивным. В качестве массируемой области могут выступать плечевой пояс, так называемый воротник, спина. Массаж головы при данном состоянии проводить не следует. При головокружении процедура включает в себя легкое растирание, поглаживание, разминание.
Для того чтобы научить себя как можно более эффективнее концентрировать внимание на тексте при чтении, необходимы разновидности неактивного отдыха: медитация, релаксационный массаж, правильный сон.
Прекрасным средством, которое напрямую относится к неактивным видам отдыха, является музыка. В данном случае вам следует отдавать предпочтение тем видам музыки, которые больше всего нравятся вам самим. Нельзя обходить вниманием такой чрезвычайно важный элемент, как правильный полноценный сон. Очень многие люди страдают всяческими расстройствами сна, в результате чего испытывают значительные проблемы с нервной системой.
Релаксация – это сброс напряжения. Используется релаксация как раз для того, чтобы напряжение сбросить. Без этого крайне трудно отвлечься от привычных забот и полностью углубиться в текст при чтении. Релаксация может быть непроизвольной, когда после долгого периода перегрузок вдруг наступает безмятежность и расслабление. Такая релаксация многим из нас вряд ли покажется позитивным фактором. Представьте: вместо того чтобы сосредоточиться перед важным делом, например совещанием, вы пребываете в расслабленном состоянии. Только релаксация, которая наступает в результате сознательного импульса, помогает человеку всегда быть в форме. Такая релаксация связана с тем, что человек в определенные моменты позволяет себе отдых.
Отдых позволяет восстановить утраченные силы, а затем приступить вновь к делам, в нашем случае к чтению. Так можно контролировать эмоции и внутренние ресурсы, что положительно отражается на нервной системе.
Релаксация – это очень тонкий инструмент. Его применение должно производиться с осторожностью. Речь в данном случае идет о собственной потребности в отдыхе. Все мы прекрасно знаем выражение: кашу маслом не испортишь. Однако когда речь идет об отдыхе, все обстоит несколько иначе. Обычно мы недовольны, что на отдых отводится слишком мало времени. Иногда нелегко определить продолжительность отдыха, который нам необходим. В результате отдых увеличивается, растягивается, влечет за собой продолжения, несмотря на то что все это совсем не нужно.
Мы нередко оправдываем долгий отдых тем, что совсем недавно много работали. Однако нельзя поесть впрок, точно так же нельзя и отдохнуть впрок.
По мере дальнейшего продолжения релаксации она перестает быть полезной и приобретает противоположные элементы. Чем больше отдыхает человек, тем сложнее ему впоследствии приступить к работе. Кстати, обратите внимание, что периоды напряженной и непрерывной работы, которые редко сменяются длительным отдыхом, опасны, ведь после этого отдыха вновь вернуться в прежний режим очень сложно.
Для релаксации можно использовать массаж. В общих чертах массаж должен состоять из таких известных приемов данной процедуры, как поглаживание, растирание, легкое разминание и пр. Одной из разновидностью является водный массаж, который выполняется с помощью контрастного душа. Прохладные и теплые струи воды с легкостью смывают накопившуюся усталость или напряжение, дарят ощущение безмятежности и ясности, тонизируют и отрезвляют. Непременно стоит взять на заметку данное средство. Да и вообще вода является незаменимым элементом для релаксации. Например, журчание водопада, записанное на кассету, служит великолепным средством для расслабления. Также замечательны записи шума дождя, текущей струи, волн, легкого шторма на море и т. д.
Вообще следует обращать особое внимание на звуки. Для релаксации вы весьма успешно можете использовать записи с пением птиц, шумом морских волн, шумом дождя, леса и т. д. Кроме того, вы можете сами выбрать для себя такие записи, которые будут вашими помощниками. Ведь у каждого из нас есть свои приоритеты, этим и нужно воспользоваться, создавая свой арсенал релаксационных средств. Важным фактором релаксации является сон. Это, пожалуй, самое значительное средство, способное ликвидировать напряжение прожитого дня. Полноценный сон заряжает энергией на целый день. Недостаток сна плохо действует на состояние нервной системы. Если вы страдаете бессонницей, то приступать к тренировкам по методике обучения быстрому чтению бесполезно. Вы просто не сможете сосредоточиться. Поэтому сначала справьтесь с бессонницей с помощью любых средств (травяных настоев, чаев и т. д.). Перед сном никогда не стоит употреблять тонизирующие напитки, особенно кофе, а вместо этого нужно выпить теплого молока или просто воды с медом. Мед на ночь – великолепное средство для релаксации, но в случае аллергии можно использовать какие-то другие сладости. Приведем некоторые упражнения, регулярное применение которых необходимо для того, чтобы наилучшим образом сосредоточиться на тексте.
1. Медленно сожмите руку в кулак, затем разожмите. Повторите не менее 10 раз.
2. Делайте круговые движения большим пальцем сначала в одну, затем в другую сторону. Повторите по 5 раз в каждую сторону.
3. Обопритесь ладонями обеих рук о стол. Не отрывая ладоней и пальцев от поверхности стола, поднимите поочередно каждый палец, затем опустите. Сильно ударяйте пальцами по столу, будто играете на пианино. Повторите 5 раз каждым пальцем.
4. Сожмите руки перед собой, локти держите на высоте плеч, пальцы и ладони должны прикасаться друг к другу. Оттолкните ладони друг от друга, чтобы запястья и локти раздвинулись. Повторите упражнение 10 раз.
5. Обопритесь ладонями о стену, надавить на них. Повторите 10 раз.
6. Кисть руки поднимите вверх и свободно опустите. Повторите 15 раз.
7. Вращайте кистями рук сначала 15 раз по часовой стрелке, затем 15 раз против часовой стрелки.
8. Представьте, что вы пианист, и быстро играйте пальцами по краю стола.
9. Возьмите одной рукой другую за запястье и хорошенько потрясите ее.
Следующий комплекс упражнений – это гимнастика для глаз. Как вы понимаете, в процессе чтения на глаза падает большая нагрузка. Соответственно, упражнения нужно делать регулярно.
1. Зафиксируйте голову в одном положении. Поворачивайте глаза вправо и влево, вверх и вниз. Повторите 5 раз.
2. Теперь сделайте глазами круговое движение сначала в одну, потом в другую сторону. Повторите не менее 5 раз.
3. Повторите первое и второе упражнения, но с закрытыми глазами.
4. Смотрите обоими глазами на кончик носа, пока не устанете.
5. Постарайтесь посмотреть обоими глазами на переносицу.
Смотрите, пока не устанете.
6. Очень широко откройте глаза и смотрите вверх. Сосчитав до десяти, опустите глаза в исходное положение. Закройте глаза. Но во время выполнения этого упражнения нужно следить, чтобы лоб не морщился. Для этого можно положить на него руку.
7. Закройте глаза. Откройте глаза как можно шире и посмотрите вдаль. Задержите взгляд на 5 с. Вернитесь в исходное положение на 5 с. Повторите не менее 5 раз.
8. Закройте глаза и подушечками средних пальцев слегка надавите на глазные яблоки. Повторите несколько раз.
9. Закройте глаза. Зафиксируйте указательными пальцами наружные уголки глаз, средними – середину бровей, а безымянными – внутренние углы глаз. Теперь постарайтесь, преодолевая сопротивление, прищуриться, а потом нахмуриться. Повторите не менее 5 раз.
10. Прикройте веки и поморгайте. Расслабьтесь.
1. МНЕ ЛЕГКО УЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ. Я СПРАВЛЮСЬ. Я ЧИТАЮ БЕЗ РЕГРЕССИЙ (ПОВТОРИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ПРАВИЛА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ).
2. МНЕ ЛЕГКО УЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ. Я СПРАВЛЮСЬ. ПОСТОЯННО ПОМНЮ СЕМЬ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ЧТЕНИЯ.
3. Я ЧИТАЮ БЫСТРО. ВСЕГДА ВИЖУ В ТЕКСТЕ ЕГО ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Я ИЗЛАГАЮ ЕГО СВОИМИ СЛОВАМИ НА ЯЗЫКЕ СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ.
4. Я ЧИТАЮ БЫСТРО. У МЕНЯ НЕТ АРТИКУЛЯЦИИ. Я ЗАПОМНИЛ РИТМ ДЛЯ ЕЕ ПОДАВЛЕНИЯ (ПРОСТУЧАТЬ ЛЕГКО РИТМ).
5. Я ЧИТАЮ ВСЕ БЫСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ. ПОЛЕ МОЕГО ЗРЕНИЯ ПОСТОЯННО РАСШИРЯЕТСЯ. Я ВИЖУ ВСЮ СТРАНИЦУ, ВЕСЬ ТЕКСТ СРАЗУ.
6. Я ЧИТАЮ ОЧЕНЬ БЫСТРО. ГЛАЗА ЛЕГКО И СВОБОДНО СКОЛЬЗЯТ ПО ТЕКСТУ ТОЛЬКО ВЕРТИКАЛЬНО. МНЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО ТАК ЧИТАТЬ.
7. Я ЧИТАЮ УДИВИТЕЛЬНО БЫСТРО. Я ВСЕГДА ВНИМАТЕЛЕН, СОСРЕДОТОЧЕН. МОЕ ВНИМАНИЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ МНЕ.
8. Я ЧИТАЮ УДИВИТЕЛЬНО БЫСТРО. У МЕНЯ ОТЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ. ВСЕ НУЖНОЕ ЗАПОМИНАЕТСЯ САМО СОБОЙ, БЕЗ ВСЯКИХ УСИЛИЙ.
9. Я УМЕЮ БЫСТРО ЧИТАТЬ. Я БУДУ БЫСТРО ЧИТАТЬ ВСЕГДА. ПОСТОЯННО ПОМНЮ ВСЕ ПРАВИЛА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ (ПОВТОРИТЬ ВСЕ ПРАВИЛА).