Глава 1. Новое в валютном законодательстве Российской Федерации

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим в настоящее время порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1. Первая редакция Закона датируется 09.10.1992 г., последняя, ныне действующая, – 07.07.2003 г. За более чем десятилетний срок действия Закон претерпел большое количество изменений и дополнений, внесенных девятью федеральными законами, а также Определением Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 г. № 50-О.

Для лучшего понимания «духа» нынешней редакции Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» рассмотрим основные этапы ее создания.

В основу Закона был положен принцип разделения валютных операций на текущие и капитальные, сформулированный в письме Госбанка СССР от 24.05.1991 г. № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» (в соответствии с телеграммой ЦБ РФ от 19.05.1993 г. № 83–93, применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 3615-1).

Данное разделение имело целью определить круг операций, осуществление которых в иностранной валюте не требовало получения специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ, а также сформулировать признаки, отличающие валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляемые исключительно на основании разрешений (лицензий) ЦБ РФ. Согласно положениям указанного документа под текущими валютными операциями понимались:

а) операции, связанные с куплей-продажей валютных ценностей, товаров и услуг, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются без отсрочки платежа и не предполагают предоставления или привлечения заемных средств;

б) переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций;

в) переводы средств неторгового характера, включая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств, и другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включали в себя:

а) инвестиции, в том числе приобретение и продажу ценных бумаг;

б) предоставление и получение кредитов;

в) привлечение и размещение средств на счета и во вклады;

г) финансовые операции, исполнение которых через определенный срок предусматривает платеж или переход права собственности на валютные ценности.

Первым шагом на пути либерализации валютного законодательства Российской Федерации, выразившемся в отказе от принципа «капитальные операции – на основании разрешения» стало издание ЦБ РФ перечня капитальных операций, осуществление которых не требует наличия специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Данный перечень был впервые опубликован в утвержденном приказом ЦБ РФ от 24.04.1996 г. № 02–94 Положении № 39 «Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации» (в настоящее время – Положение «О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций», последняя редакция от 26.08.2003 г.) и с тех пор многократно дополнялся и расширялся.

В настоящее время к текущим валютным операциям Закон № 3615-1 относит следующие:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации (пункт 9 статьи 1 Закона).

К валютным операциям, связанным с движением капитала, согласно ныне действующей редакции пункта 10 статьи 1 Закона относятся:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Несмотря на столь значительные, а в некоторых случаях и кардинальные изменения норм нынешней редакции Закона по сравнению с первоначальным вариантом, следует констатировать, что в настоящее время нормы закона не отражают фактическое состояние действующей системы валютного регулирования и контроля по значительной части валютных операций, в частности:

– предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров;

– предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по расчетам в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности;

– предоставлению и получению финансовых кредитов на срок более 180 дней;

– иным валютным операциям, связанным с движением капитала, для осуществления которых ЦБ РФ установил уведомительный характер.

Банк России как орган валютного контроля, основываясь на полномочиях, предоставленных ему пунктом 2 статьи 9 Закона № 3615-1, устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, установил особый порядок осуществления вышеуказанных валютных операций, связанных с движением капитала.

Например, действующая редакция Положения ЦБ РФ № 39 не накладывает 90-дневное ограничение на осуществление расчетов по экспорту и импорту товаров для случаев получения резидентами авансов под экспорт, а также на срок с момента получения товаров по импорту до момента погашения резидентами задолженности по ним. Согласно пункту 3 Положения, без разрешений Банка России в соответствии с заключенными ими договорами осуществляются следующие расчеты в иностранной валюте:

– перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа (раздел 1, пункт 3, подпункт 3.1 Положения);

– зачисление резидентом сумм, поступающих в оплату экспортируемых им товаров до таможенного оформления этих товаров (раздел 1, пункт 3, подпункт 3.2 Положения).


В настоящее время расчеты между резидентами и нерезидентами по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте за выполнение работ (оказание услуг), в том числе по агентским договорам, договорам комиссии и договорам поручения, регламентируются Положением ЦБ РФ от 24.10.2001 г. № 157-П «О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности» (пункт 1.1 Положения).

Аналогично приведенным выше требованиям пунктов 3.1 и 3.2 Положения ЦБ РФ № 39, не накладывается 90-дневное ограничение на осуществление следующих расчетов по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренных пунктом 2.2 Положения № 157-П:

– зачисление на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в виде предварительной оплаты, независимо от срока между днем зачисления денежных средств на счет и днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности (подпункт 2.2.1 Положения № 157-П);

– перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в оплату ранее выполненных работ, оказанных услуг или переданных результатов интеллектуальной деятельности независимо от срока между днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности и днем списания денежных средств со счета (подпункт 2.2.2 Положения № 157-П);

Среди операций, исполняемых в соответствии с пунктом 2.2 Положения № 157-П без разрешений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, следует отметить также:

– зачисление на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату ранее выполненных за пределами Российской Федерации строительных и подрядных работ, при условии, что срок с даты заключения договора до даты зачисления денежных средств на счет резидента не превышает пять лет (подпункт 2.2.7 Положения № 157-П);

– перевод комиссионером (агентом, поверенным) на счет комитента (принципала, доверителя) иностранной валюты, в счет исполнения договора, а также перевод комитентом (принципалом, доверителем) на счет комиссионера (агента, поверенного) иностранной валюты для совершения сделки, осуществляемой в соответствии с условиями договора (подпункт 2.2.8 Положения № 157-П).

Остановимся на последнем подпункте подробнее.

Исходя из определения понятия «договор», содержащегося в пункте 1.1, Положением ЦБ РФ № 157 наряду с договорами о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, выделяются в отдельную разновидность посреднические договоры (агентские договоры, договоры комиссии и договоры поручения), независимо от предмета основного договора, в отношении которого осуществляется данная посредническая деятельность. При этом, основываясь на содержании подпункта 2.2.8, в отличие от прямых внешнеторговых договоров, Положение № 157-П не устанавливает ограничительный срок для осуществления расчетов по посредническим договорам. Таким образом, расчеты в иностранной валюте в рамках посреднического договора могут осуществляться без ограничений, независимо от величины срока, прошедшего с момента перевода, например, комитентом денежных средств для осуществления договора до момента фактического осуществления комиссионером своих обязанностей по договору. Кроме того, в отношении товаров, приобретенных комиссионером-нерезидентом в рамках договора от своего имени (и за счет комитента-резидента), не применяются процедуры таможенно-банковского контроля.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 статьи 1 Закона РФ № 3615-1, получение резидентами – юридическими лицами кредитов в иностранной валюте у нерезидентов сроком более 180 дней (а также возврат указанных кредитов) относится к валютным операциям, связанным с движением капитала. Вместе с тем, в соответствии с подпунктами 1.1.6, 1.1.9 Положения ЦБ РФ № 39 «О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и предоставлении отчетности по некоторым видам валютных операций», не требует разрешения ЦБ РФ осуществление следующих валютных операций, связанных с движением капитала:

– получение резидентами и нерезидентами валютных кредитов у уполномоченных банков на срок свыше 180 дней;

– возврат кредитов с уплатой процентов;

– уплата неустойки;

– приобретение резидентами у уполномоченных банков за иностранную валюту выписанных ими векселей в иностранной валюте;

– получение резидентами платежа по таким векселям;

– отчуждение таких векселей другим уполномоченным банкам.

Таким образом, валютные операции по привлечению, а также погашению задолженности по кредитному договору, оформленному в уполномоченном банке, не требуют разрешения ЦБ РФ.

Аналогично порядок проведения валютной операции, связанной с привлечением займа в иностранной валюте на срок более 180 дней, в настоящее время регламентируется Указанием ЦБ РФ от 10.09.2001 г. № 1030-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицамирезидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России», а также Указанием ЦБ РФ от 14.02.2002 г. № 1110-У «О применении некоторых нормативных актов Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля». Данные документы Банка России определяют, что валютные операции, связанные с получением юридическими лицами-резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и исполнением обязательств по возврату указанных кредитов (займов), проводятся юридическими лицами-резидентами без ограничений, при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов.

В преамбуле к Указанию ЦБ РФ № 1030-У отмечается, что порядок осуществления таких операций является уведомительным (уведомительный порядок – порядок, в соответствии с которым для проведения кредитной операции заемщику достаточно уведомить уполномоченный банк о подлежащей исполнению валютной операции, то есть предоставить в уполномоченный банк документы, предусмотренные нормативными актами Банка России).

Кроме того, практика арбитражных разбирательств по применению валютного законодательства РФ показывает, что положительно для российских участников валютных операций решались вопросы о допустимости с точки зрения валютного законодательства таких операций в иностранной валюте, как перевод долга по договору займа (кредита), не требующему разрешения ЦБ РФ, а также предоставление резидентом РФ поручительства по договору займа (кредита) в иностранной валюте, привлечение которого не сопровождалось получением разрешения ЦБ РФ.

Перечислим иные валютные операции, связанные с движением капитала, для осуществления которых в настоящее время не требуется получение специального разрешения ЦБ РФ (установлен уведомительный характер):

Положение ЦБ РФ 29.01.2003 г. № 214-П устанавливает порядок проведения расчетов юридических лиц-резидентов с нерезидентами по заключенным между ними внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение у нерезидентов товаров за рубежом без ввоза их на таможенную территорию Российской Федерации и/или продажу указанных товаров нерезидентам за пределами таможенной территории Российской Федерации, и определяет перечень условий, при соблюдении которых расчеты по указанным сделкам проводятся резидентами без разрешений на осуществление валютных операций;

Указание ЦБ РФ от 19.03.1999 г. № 513-У устанавливает, что оплата акций (долей) кредитных организаций в иностранной валюте не требует получения разрешения Банка России;

Указание ЦБ РФ от 21.07.1999 г. № 611-У устанавливает перечень валютных операций, связанных с дарением и прощением долга, на осуществление которых не требуется разрешение Банка России;

Указание ЦБ РФ от 21.07.1999 г. № 612-У устанавливает, что не требуется получение разрешения Банка России для осуществления юридическими лицами расчетов в иностранной валюте при участии в реализации Программы ООН в отношении Ирака;

Указание ЦБ РФ от 08.10.1999 г. № 660-У устанавливает перечень валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций, на осуществление которых не требуется разрешение Банка России;

Положение ЦБ РФ от 15.11.1999 г. № 96-П устанавливает перечень валютных операций, осуществляемых без разрешения Банка России юридическими лицами-резидентами, которые занимаются рыбным промыслом за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Существует и обратная ситуация, когда продекларированные в Законе нормы действующего валютного законодательства не подтверждаются фактическим порядком их реализации на практике. Так, в соответствии с нормами Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции, являются текущими валютными операциями, которые осуществляются резидентами без ограничений.

Однако в соответствии с разъяснениями Департамента валютного регулирования Банка России (№ 12-1-3/3 от 03.01.2001 г.) по вопросу о порядке выплаты юридическим лицом-нерезидентом заработной платы в иностранной валюте физическим лицам-резидентам: «…вне зависимости от места выполнения физическим лицомрезидентом своих трудовых обязанностей (территория Российской Федерации или территория иностранного государства) юридическое лицо-нерезидент не может начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации резиденту заработную плату, премии и любые иные вознаграждения. При этом данные ограничения относятся как к выплатам в наличной форме, так и к выплатам путем перечисления в безналичном порядке с валютных счетов юридических лиц-нерезидентов в уполномоченных банках Российской Федерации иностранной валюты на валютные счета физических лиц-резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации…

Суммы заработной платы в иностранной валюте и иные валютные поступления неторгового характера, причитающиеся физическим лицам (резидентам и нерезидентам) и переводимые в Российскую Федерацию на валютные счета этих лиц в уполномоченных банках, зачисляются на эти счета без ограничений и без специальных разрешений (абзац 4 пункта 12 письма № 107).

Таким образом, выплата юридическим лицом-нерезидентом заработной платы в иностранной валюте сотрудникам-резидентам РФ путем банковского перевода из-за границы на счета сотрудников в уполномоченных банках Российской Федерации (в том числе, на счета пластиковых карт) не противоречит валютному законодательству Российской Федерации».

Из приведенных разъяснений Департамента валютного регулирования Банка России следует, что наличие в действующем Законе специальной нормы, допускающей свободное совершение неторговых операций, в действительности относится лишь к переводам валюты из-за границы и не распространяется на выплаты неторгового характера, осуществляемые непосредственно на территории РФ.

Совокупность приведенных примеров является яркой иллюстрацией несовершенства основного документа российской системы валютного законодательства, его полного «морального износа» и несоответствия требованиям времени. Сложившаяся ситуация, при которой нормы закона оказываются у́же изданных на его основании подзаконных актов, приводит к неясностям и злоупотреблениям как со стороны участников внешнеэкономической деятельности, так и со стороны уполномоченных контролирующих органов.


В конце 2003 г. был сделан важный шаг в сторону либерализации экономики России посредством усовершенствования ее валютного законодательства. На пленарном заседании 21 ноября 2003 г., Государственная Дума окончательно приняла проект нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (приложение 1). 26 ноября проект был одобрен Советом Федерации. В декабре проект Закона был подписан Президентом. Таким образом, процесс согласования данного документа был успешно завершен.

В соответствии со статьей 26 нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ он вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования в порядке, предусмотренном указанной статьей (приложение 1). Это время необходимо Банку России и Правительству для подготовки соответствующих нормативных актов.

В пояснительной записке к проекту[1] Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в качестве одного из главных отличий действующего Закона от законопроекта отмечается: «В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен общеправовой принцип “разрешено, все, что не запрещено”».

Кроме того, в пояснительной записке дана общая характеристика всех вносимых в действующее валютное законодательство изменений с изложением повлекших их причин. Данный документ представляет большой практический интерес, поэтому приводится полностью лишь с некоторыми сокращениями (источник – официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации – http://www.duma.gov.ru, раздел «Законопроекты»).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»
(извлечение)

В настоящее время внесение изменений и дополнений в действующее законодательство продиктовано необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства как фактора развития рыночной экономики в Российской Федерации, устранения имеющихся пробелов и противоречий с положениями других законодательных актов, а также международных договоров Российской Федерации. С учетом процесса интеграции страны в мировую экономику, в том числе с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), все более актуальным становится требование повышения степени «прозрачности» национального валютного законодательства.

Проект Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» разработан с учетом результатов анализа макроэкономических тенденций, связанных с реализацией мер по либерализации валютного законодательства.

Законопроект направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Законопроект состоит из пяти глав: общие положения, валютное регулирование, репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки, валютный контроль, заключительные положения.

В законопроекте (статья 1 «Основные понятия») уточнены понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков.

Введены понятия внешних ценных бумаг и внутренних ценных бумаг, режима счета, резервирования и валютных бирж (статья 1).

Уточнен перечень видов имущества, признаваемых валютными ценностями. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни, обращение которых регулируется иным федеральным законом.

В состав валютных ценностей входят иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Дается новое определение понятия валютной операции (пункт 9 статьи 1). К валютным операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

Вводится разграничение валютных операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и между нерезидентами (пункт 9 статьи 1). Такая классификация валютных операций приведена в соответствие с положениями международных договоров, в том числе со Статьями Соглашения Международного валютного фонда.

Уточняется перечень текущих валютных операций (пункт 11 статьи 1). Так, к текущим валютным операциям относятся расчеты и переводы, связанные с внешнеторговой деятельностью, со сроком платежа, не превышающим 180 дней; расчеты и переводы при выплате процентов, дивидендов и иных доходов по банковским счетам и вкладам, кредитам, ценным бумагам, от участия в инвестиционной деятельности; обязательные платежи государству.

С учетом международных договоров Российской Федерации, в том числе Статей Соглашения Международного валютного фонда, существенно расширен список неторговых операций, также относимых к текущим валютным операциям. Данный список является открытым и может дополняться Правительством Российской Федерации, что оставляет возможность для дальнейшей либерализации валютного законодательства (пункт 11 статьи 1).

Все текущие валютные операции, а также валютные операции движения капитала, за исключением прямо предусмотренных законопроектом случаев, осуществляются без ограничений (статья 7).

Законопроектом установлены сфера действия и отношения, регулируемые федеральным законом (статья 2).

В данном законопроекте, в отличие от действующего Закона, указаны принципы валютного регулирования и валютного контроля (статья 3).

Глава II законопроекта также включает в себя ряд норм, не предусмотренных действующим Законом. Так, в законопроект введена норма, не допускающая установления органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных в пункте 3 статьи 14, пунктах 4 и 5 статьи 17 законопроекта (пункт 3 статьи 6).

Законопроектом предусмотрено разграничение по регулированию операций движения капитала между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации (статьи 8 и 9).

В отличие от действующего Закона, которым предусматривается разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в законопроекте значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

С учетом состояния внутреннего валютного рынка, платежного баланса страны, во избежание расширительного толкования норм о полномочиях органов валютного контроля в проекте предусмотрен исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство Российской Федерации будет устанавливать требования при осуществлении резидентами, за исключением кредитных организаций, валютных операций движения капитала (статья 8):

– к способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования;

– о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции (может применяться исключительно Правительством Российской Федерации);

– о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов от суммы проводимой валютной операции;

– об открытии счета в уполномоченном банке;

– об установлении режима счета.

Центральный банк Российской Федерации также вправе устанавливать порядок, предусматривающий вышеперечисленные временные требования при осуществлении отдельных валютных операций движения капитала, а также требования к формам и условиям расчетов, о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от суммы проводимой валютной операции (статья 9).

Введены нормы о регулировании Банком России операций с внешними ценными бумагами и внутренними ценными бумагами, включая расчеты (переводы), связанные с передачей внешних ценных бумаг и внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами и внутренними ценными бумагами), а также исполнением обязательств по внешним ценным бумагам и внутренним ценным бумагам, за исключением переводов физическими лицами-резидентами на сумму до 75 тысяч долларов США в течение календарного года в целях приобретения или реализации прав на внешние ценные бумаги, которые осуществляются без ограничений (пункты 6–13 статьи 9). Данные нормы направлены на реализацию установленных законодательством положений об ответственности Банка России за денежно-кредитную сферу и стабильность национальной валюты.

Ряд ограничений, предусмотренных законопроектом, вводится Центральным банком Российской Федерации только по согласованию с Правительством Российской Федерации, что будет обеспечивать более эффективную защиту прав резидентов и нерезидентов при введении соответствующих ограничений (пункт 13 статьи 9).

Введение требования о резервировании обусловлено необходимостью обеспечения возврата валютной выручки или товаров по текущим операциям и операциям движения капитала. Вместе с тем законопроектом предоставляется возможность установления обязанности резервирования только на определенный срок (не более 2 лет), а также установлены предельные суммы резервирования (от 20 до 100 процентов от суммы проводимой операции) по отдельным видам валютных операций движения капитала, что создает возможность адресного регулирования отдельных операций и обеспечивает возможность создания благоприятных условий для движения капитала. Данная норма будет применяться с учетом состояния платежного баланса Российской Федерации.

Таким образом, законопроект направлен на построение, прежде всего, информационного контроля за движением капитала, ограничения могут быть введены только в случае действительной необходимости и целесообразности.

В законопроекте содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами (пункт 1 статьи 10).

Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России (пункт 3 статьи 10).

Во избежание коллизий с нормами Федерального закона «О рынке ценных бумаг» устанавливается, что валютные операции по передаче эмиссионных ценных бумаг, относимых к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации (прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами), осуществляются с соблюдением требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах (статья 12).

Согласно законопроекту купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и может предусматривать следующие требования:

– об открытии счета в уполномоченном банке;

– установление режима счета;

– о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;

– о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от суммы покупаемой валюты Российской Федерации (пункт 4 статьи 13).


Вместе с тем законопроектом предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации при установлении порядка купли-продажи иностранной валюты не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование о резервировании 100 процентов от суммы валютной операции и 20 процентов от суммы валютной операции (пункт 4 статьи 13). Кроме того, при установлении порядка купли-продажи наличной иностранной валюты не может вводиться требование об идентификации личности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (сведения об идентификации личности могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже наличной иностранной валюты по просьбе самого физического лица).

Законопроектом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) в уведомительном порядке, в иных случаях – в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать предварительную регистрацию (пункты 1–3 статьи 14).

Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать:

– установление режима счета;

– резервирование суммы в эквиваленте 100 процентов от суммы проводимой валютной операции на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции (пункт 4 статьи 14). При этом переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках в странах – членах ОЭСР и FATF, могут осуществляться только при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления органа валютного контроля об открытии счета с отметкой о принятии, кроме операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия счетов.

В отличие от действующей редакции закона проектом предусмотрено, что расчеты при проведении валютных операций осуществляются юридическими лицами-резидентами исключительно через счета, открытые в уполномоченных банках, а физическими лицами-резидентами через счета в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, указанных в пункте 2 статьи 16 законопроекта.

В законопроекте сохранено требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Указанные меры позволят обеспечить стабильность курса национальной валюты, а также сбалансировать спрос и предложение на внутреннем валютном рынке.

Сохранен размер обязательной продажи части валютной выручки, который не должен превышать 30 процентов ее суммы. Осталась и статья, которая предусматривает, что нормы, касающиеся порядка резервирования и возврата суммы резервирования, устанавливающие обязательную продажу части валютной выручки, а также некоторые другие будут действовать лишь до 1 января 2007 г. Предусмотрено, что льготы по обязательной продаже валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки устанавливаются федеральными законами (пункт 7 статьи 21).

Требование о репатриации валютной выручки и ее обязательной продаже является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Законопроектом предусмотрено создание законодательной основы для обмена информацией между органами и агентами валютного контроля. Закрепляется обязанность органов и агентов валютного контроля передавать информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства органам валютного контроля, уполномоченным применять санкции за такие нарушения (пункт 6 статьи 23).

Законопроектом предусмотрено, что в случае нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрено, что нормы о порядке резервирования и возврата суммы резервирования, регулирование Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала, порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, действуют до 1 января 2007 г. (пункт 2 статьи 26).


В заключительной части пояснительной записки к проекту нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» выражается уверенность в том, что с принятием законопроекта нормы российского законодательства будут приведены в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала, что расширит возможности резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, будет способствовать укреплению и развитию национальной экономики. Принятие данного законопроекта создаст благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международных связей, снятия напряженности в отношениях с иностранными партнерами, а также благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в Российской Федерации.

Загрузка...