(Из интервью с ректором СПбГУ)
Процесс разработки новой системы защит диссертаций в Университете длился многие месяцы. Мы обсуждали разные варианты, учитывали разные мнения и даже после утверждения правил защит не раз их корректировали. Есть лишь два принципа, от которых мы не готовы отказаться, – это качество и открытость, остальное можно пересматривать. Глобальная цель этой работы – повышение уровня доверия к результату.
Такая форма защиты научных работ существовала в России до 1917 г. Санкт-Петербургский университет стал первым, кто начал возрождать эту традицию, предъявляя жесткие требования к соискателям степеней кандидатов и докторов наук. При этом важно понимать, что право проводить собственные защиты – это большая ответственность для вуза. За работами, которые здесь защищаются, в академических кругах следят особенно пристально, а значит, наши диссоветы должны работать лучше, чем другие.
В СПбГУ убеждены – лучшей гарантией качества научной работы и залогом ее эффективной оценки является полная открытость. Все диссертации и отзывы на них заранее публикуют на сайте Университета, защиты транслируются в интернете в онлайн-режиме. Текст работы обязательно представляется на двух языках – русском и английском, чтобы с результатами научных изысканий могли ознакомиться исследователи со всего мира… Имя Университета выступает своего рода гарантией качества работы, ведь именно вуз своей репутацией отвечает за каждое присужденное научное звание.
История вопроса: как проводились защиты в СПбГУ прежде
Опубликовано: 08.08.2017
В XVIII веке ученых степеней в России еще не существовало. Подготовкой научных кадров в России занимались Академия наук и Университет, находящийся в ее составе. Наиболее распространенным способом подготовки высококвалифицированных кадров было отправление наиболее талантливых студентов за границу для завершения образования. Например, М. В. Ломоносов был направлен в Марбургский университет, другие студенты так же посылались преимущественно в немецкие университеты.
20 января 1819 г. Комитет министров утвердил «Положение о производстве в ученые степени», которым устанавливались четыре степени:
• действительного студента – для всех окончивших университет;
• кандидата – для окончивших университет с дипломом первой степени и специальной работой (кандидатской диссертацией, аналогичной современной дипломной работе);
• магистра – для сдавших по окончании университета специальные магистерские экзамены и защитивших магистерскую диссертацию (аналог современной кандидатской диссертации);
• доктора – для защитивших после магистерской также и докторскую диссертацию.
Это положение просуществовало до 1884 г., когда по новому университетскому Уставу были оставлены только две ученые степени: магистра и доктора, которые приобретались последовательно, одна за другой. Вплоть до 1918 г., когда ученые степени были вообще отменены, право их предоставления имели только университеты. Ни Академия наук, ни другие высшие учебные заведения этим правом не обладали.
В Санкт-Петербургском университете первая защита состоялась 8 февраля 1835 г.
Диссертацию на степень доктора права «О философии законодательства у древних» защитил Константин Алексеевич Неволин (1806–1855), вскоре назначенный профессором энциклопедии права во вновь открытый Университет Св. Владимира в Киеве.
По Уставу 1863 г. факультетским советам (они состояли из всех профессоров данного факультета) было предоставлено право выбора лиц для оставления при Университете и посылке за границу для приготовления к профессорскому званию. Обычный срок оставления был 2–3 года, иногда больше, но все это решалось индивидуально, применительно к каждому конкретному случаю. Тем самым была официально создана система подготовки кадров будущих преподавателей, которая без особых изменений действовала вплоть до революции 1917 г. и являлась аналогом современной аспирантуры.
Эта система подготовки высококвалифицированных кадров преподавателей была разрушена в ходе реформы высшей школы 1918 г. и постепенно стала восстанавливаться начиная с середины 1920-х, когда была открыта аспирантура. В 1927 г. во всех университетах СССР числилось 375 аспирантов, а в 1934 г. только в Ленинградском университете было около 300 аспирантов. Итогом деятельности аспирантов в это время была квалификационная работа, выполненная под руководством научного руководителя – одного из преподавателей вуза.
Ученые степени и звания были восстановлены постановлением СНК СССР 13 января 1934 г. и окончательно узаконены постановлением об ученых степенях и званиях от 20 марта 1937 г. В сущности, новая система (кандидат наук и доктор наук) скопировала дореволюционную систему. Из 835 специалистов, окончивших в 1940 г. Ленинградский университет, 90 были оставлены в аспирантуре.
В 2016 г. принят закон, предоставляющий СПбГУ право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидата и доктора наук, признаваемые государством.
Опубликовано: 05.03.2013
На ректорском совещании 04.03.2013 первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что им подписан приказ «О принципах формирования и деятельности диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней СПбГУ».
В этой связи предлагаем для обсуждения проект Положения о присуждении ученой степени доктора наук / Ph. D. Санкт-Петербургского государственного университета, подготовленный профессором К. К. Худолеем.
В течение последних нескольких лет СПбГУ принял ряд шагов, направленных на повышение открытости формирования диссертационных советов и процедур присуждения ученых степеней, а также на повышение прозрачности процедуры защиты диссертаций.
Система присуждения ученых степеней и званий, безусловно, нуждается в реконструкции. Факты, высветившиеся в связи с выявлением липовых диссертаций в МПГУ, – это не более чем частные проявления целого комплекса более сложных проблем, организационных, идеологических, кадровых, методических. И совершенно прав новый руководитель ВАК Владимир Филиппов, говоря о необходимости реформы «не только диссоветов, но и по многим другим направлениям, начиная от работы самих организаций, экспертных советов ВАК и кончая работой самой ВАК». Можно не сомневаться, что у него есть и понимание вопроса, и опыт решения проблем. Однако процесс может затянуться, если к работе активно не подключатся руководители наших научно-образовательных центров – директора институтов РАН, ректоры вузов, другие ответственные администраторы. В связи с этим хочу поделиться некоторыми решениями, которые приняты и реализованы в СПбГУ за последние годы.
1. Ректором СПбГУ было принято решение, основанное на принципе «одна специальность – один диссертационный совет в вузе».
Развитие науки породило великое множество узких направлений в рамках традиционных областей знаний. Проявление этого феномена в сфере ученых степеней привело к тому, что в крупных научно-образовательных центрах в рамках одной научной специальности стали создавать по несколько диссертационных советов, проводивших процедуры защит и присуждавших ученые степени по одной специальности. Создаваемые порой только для удовлетворения чьих-то личных амбиций, такие советы проигрывали в компетентности, имели невысокую загруженность, а их множественность затрудняла контроль за качеством работы со стороны руководителей. В нашем Университете ректор решил, что по одной специальности он не будет запрашивать у ВАК возможности открывать несколько разных советов. В результате были закрыты дублирующие советы по некоторым специальностям в области математики, экономики, филологии, географии, психофизиологии, политологии, физики и химии высокомолекулярных соединений.
2. Для повышения открытости при формировании диссертационных советов на базе СПбГУ ректор ввел правило, согласно которому любой научно-педагогический работник нашего Университета, имеющий степень доктора наук, может направить проректору по научной работе заявление о своем желании войти в состав того или иного совета.