Глава 1. Как я стал предпринимателем

* * *

В 1994 году я стал предпринимателем и получил свой первый опыт. Конечно, предпринимателем я стал с очень большой натяжкой. Мне тогда было 12 лет и я учился в пятом классе. Чем мне запомнился этот 1994 год? В стране был полный хаос. Цены росли вверх как на дрожжах, а благосостояние «народа-победителя» катилось под откос в глубокую пропасть уже который год. И света в конце тоннеля не было. От безысходности люди спивались, шли на преступления, и совершали самоубийства. Сейчас про таких вы можете сказать, что это были слабые люди. Но как вы можете понимать этих людей, которые в одночасье лишились всего: работы, сбережений, семьи, будущего и, наконец, страны. Лихие 90-е были своего рода шлифовальной машиной. Кто проходил под бесчисленными жерновами и молотками, тот, кто не ломался становился крепче алмаза. Остальные шли в расход.

Я стал предпринимателем не по своей воле. Отец и мать торговали на рынке чтобы выжить, и им нужны были свои рабочие руки. На рынке кругом рыскали воры и наркоманы. Надо было сторожить товар. Бандиты дважды в день ходили и собирали дань за место на рынке. Тех, кто отказывался платить, избивали и забирали весь товар. Однажды у меня на глазах избили немолодого торгаша и его сына. Торгаш не мог заплатить, а когда ему стали угрожать начал громко кричать, ругаться. Его избили на глазах у всего рынка. Тогда я первый раз увидел, что такое безразличие. Люди расходились в стороны и отводили глаза в сторону, делая вид, что не видят. Милиционеры, которых он так отчаянно звал, курили в стороне, не вмешиваясь, и ждали, когда потерпевшего надо будет увезти с глаз долой. Или вызвать ему скорую помощь. Прочие не хотели вмешиваться. Торгаш был весь в крови. Когда его сын заступился за отца, то избили и его. Они убегали с рынка бросив вещи, все в крови. Бандиты спокойно взяли их вещи в сумках, небрежно покидали в них барахло и ушли с сумками. Их никто не остановил. За оставшиеся на земле вещи началась драка. Другие торгаши, разномастный сброд рынка и посетители набросились на лежавший товар и начали его растаскивать. Когда посетители тащили вещи с земли, воры тащили у ротозеев кошельки из карманов.

Мои родители смотрели на это издалека. Я глядел на это из любопытства. Но времени на развлечения не было. Мы продавали. Торговля в то время была бойкая. Родители интуитивно чувствовали что нужно покупателям и закупали именно тот самый товар. Мы приходили с четырьмя баулами и уходили налегке. Был простой девиз: «Если не продашь ты, то продадут другие». И меня наряжали как куклу-матрешку. Поверх моей одежды, зимой на меня одевался пуховик на продажу, в руки давались вешала с женскими вещами. И я ходил и кричал громко, как в рупор: «Покупайте».

Так продолжалось до тех пор, пока я не встретил на рынке свою учительницу математики. Она была человек советской закалки – настоящий коммунист. И торговать чтобы выжить, для нее было синонимом спекулянт— бездельник. А тут еще и ребенок двенадцати лет. И не могу поклясться, что с ее легкой руки или по воле судьбы, но с этого времени в школе меня начали бить со страшной силой. Школа превратилась в концлагерь. Пять дней в неделю на переменах меня били местные хулиганы. Так они хотели выслужиться в глазах учителей, как псы перед хозяевами. А на уроках учителя унижали за то, что я торгую, выставляли меня перед классом и клеймили позором называя спекулянтом. И только два дня в неделю я был предоставлен сам себе. Я был свободен и независим. Я был на равных с другими, был «свой». Неудивительно, что я быстро повзрослел. Ощутил вкус денег. И не слушайте никого, что деньги не пахнут, или у них нет вкуса. Неправда, есть. Это вкус и запах свободы, финансового благополучия и обеспеченности. Это пьянящий вкус успеха. Со временем недальновидные люди могут упрекнуть моих родителей, что дескать, отправили ребенка на рынок вместо учебы, но я отвечу – это самые интересные годы моей жизни. Годы, когда я развивался быстрее своих сверстников, учился жизни. Я учился не дворовой жизни на улицах, среди шпаны и наркоманов, а взрослой жизни, постоянно работая с деньгами. Это две разные вещи.

Надо отдать должное родителям. Они правильно рассудили, что с каждой продажи мне полагалось вознаграждение, т. е. мой процент. Я стал их партнером. За это я работал на рынке, носил тюки с товаром, делал выкладку и ездил на подтоварки в Иркутск. Расходов у меня не было, и я стал откладывать и копить на будущее. Конечно, накоплениями это назвать сложно, потому что инфляция сжирала все накопления быстрее, чем мы успевали их потратить в магазине. И я начинал по новой. Годы работы дали свои всходы. К окончанию восьмого класса у меня была игровая приставка «Sega». Но это не самое главное. У меня были почти все игры, которые выходили на этой приставке, чему могли позавидовать все понимающие ученики школы. Потому что игры – они же картриджи – стоили очень дорого. И родители могли покупать детям максимум одну игру в месяц. Не чаще. Меня это категорически не устраивало. Тогда я открыл, что для начала бизнеса не нужны большие инвестиции и затраты. Надо думать головой.

И вот мой вам совет № 1: когда хорошие мысли приходят в голову, надо сразу их записывать в записную книжку. Потом перечитывать свои записи, обдумывать и решать возможно ли реализовать эту идею в ближайшее время. Важное правило – надо чтобы идею можно было оформить в течение двадцати четырех часов. Т. е. изложить на бумаге, продумать как ее можно воплотить в жизнь. Если не успел – забудь про нее. Тогда я открыл, что кроме постоянного «думай» надо еще и «делать». Надо действовать, чтобы реализовать идею. У всех предпринимателей за историю человечества есть одна конкретная конечная цель – идею надо превратить в источник дохода.

Первое правило успеха: «Думай, делай и богатей»

Все мы слышали про Наполеона Хилла и его крылатую фразу положившую название его знаменитой книге: «Думай и богатей». Эта книга вышла очень давно, но мы в 90-е годы не могли ее прочитать по причине отсутствия нормальных книжных магазинов в городе. Персонального компьютера у меня не было. Когда по прошествии лет я прочитал эту книгу, мой закон «Думай, делай и богатей» уже работал. Фраза «Думай и богатей» верна лишь отчасти. Почему, спросите вы? Если ей верить буквально, то все мыслители и философы – самые богатые люди на земле. Туда же можно отнести и всех лежебок на диванах. Но это в корне неверно. Без действия не бывает результата. Например, ученый решил сделать изобретение. Он думает, думает. Можно так тридцать лет думать. Без действия нельзя получить результат. Необходимы эксперименты. А эксперименты – это получение конечного результата методом проб и ошибок. Без многочисленных ошибок не получить результат. Ученые проводят сотни и тысячи неудачных экспериментов, чтобы получить изобретение. Мы как конечные потребители слышим только красивые истории. Например, Дмитрию Менделееву его периодическая таблица приснилась во сне, или Томас Эдисон случайно нашел кусочек металла, который валялся около его ног, сделал из него проволоку и приложил к своей лампочке. И о, чудо, как потом написали в газетах, смотрите, она выдержала напряжение. Это все легенда. Но зачем придумывать легенды, спросите вы? Без красивой легенды становится скучно. Человеку нужны эмоции и вера в чудо. Или вера что и ему подвернется такое же счастье. Видимо поэтому люди вместо того чтобы учиться, предпочитают поспать, чтобы увидеть «свою таблицу Менделеева».

Но вернемся к тому, с чего начали. Как я говорил ранее, в восьмом классе я открыл, что для начала бизнеса не нужны большие инвестиции и затраты. Надо думать головой. И я думал. Результатом моей деятельности явились бесплатные объявления о покупке картриджей «Sega» с рук. Это было выгодно. Если новый картридж стоил в магазине двести-двести пятьдесят рублей, я брал его за пятьдесят-семьдесят рублей. Мы встречались с продавцами около моего дома. Я брал картриджи около подъезда и шел их проверять домой. Если меня устраивали: игра, рабочее состояние и внешний вид – сделка состоялась. После покупки я приводил картридж в товарный вид. Это значило, что я его просто чистил, подклеивал, нумеровал и клал в коробку. К окончанию девятого класса школы у меня была самая богатая коллекция игр в городе. И я организовал обмен. Если мне предлагали хорошую игру, которая у меня уже была, я все равно покупал ее. Потом я давал объявление об обмене и выменивал свои хорошие игры на игры попроще и брал доплату. Эта доплата обычно составляла стоимость первоначальной покупки. Так у меня расширялся ассортимент. Вскоре я понял, что просто купить и играть в игры пока они не надоедят – это неверное занятие. Оно не приносило денег, а напротив изымало их из моего кармана. Поэтому увлечение было превращено в доход. Я захотел открыть отдел по продаже картриджей и приставок. Родители меня быстро разубедили: сумасшедшая аренда, налоги, отчетность и расходы на продавца разом свели на «нет» мои замыслы. И я начал думать как пойти другим путем. Забегу вперед – я не изучал экономику, не читал умную бизнес литературу. Просто ее не было в городе. Ровно как и Интернета. Но у меня были навыки торговли. Я уже был первоклассным продавцом с жизненным опытом. Жизнь на рынке заставила меня смотреть на жизнь по-другому, так сказать под другим углом. И я посмотрел на все по-другому. Поменял «розовые очки» на очки без линз. Взглянул серьезно. И возможности открылись сами. Я нашел решение своей задачи и решил – пусть на меня работают другие люди, которые возьмут все мои проблемы на себя. Есть схемы, когда и овцы целы и волки сыты. Не верьте когда говорят, что так не бывает. В предпринимательстве возможно все.

Я организовал сбыт картриджей через имеющиеся магазины города. Выглядело это следующим образом. Я обходил все магазины в городе, которые торговали приставками и картриджами. Ассортимент их был жалок. Была сумасшедшая нехватка игр. Игры в наличии были уже устаревшими, и их никто не хотел брать. Это было потому, что их заказывали продавцы, которые никогда не играли в приставки. Они понятия не имели, какие игры нужны. Я владел информацией, выписывал журналы по играм и знал, что нужно и какие игры в топе. Я подходил и предлагал свои игры на реализацию. Они были б/у. И это было видно сразу. Но цена была привлекательна и ассортимент был тот, какой надо. Я обошел все магазины. Из десяти предложений, три меня обматерили. «Ну, это не страшно», – подумал я. Я был уже закаленным бойцом, прошедшим все стихийные рынки. И к мату я был привыкший. Три усмехнулись и вежливо отказались. Четыре отдела согласились взять картриджи на реализацию. Для них это оказалось очень интересным предложением. Не потратив ни рубля они увеличили ассортимент. И следовательно, продажи. Дети просили родителей купить игру, и когда вставал выбор – купить новую игру за двести пятьдесят рублей или подержанную за сто восемьдесят рублей – выбор был в мою пользу. Люди просили игры на заказ, чтобы было недорого. Продавец в магазине записывал заказ и звонил мне. У меня была большая база с телефонами игроков в городе. Я знал какие игры есть у них, и если поступал заказ, не раздумывая звонил и уговаривал обменять нужную игру на мою с моей доплатой. Тогда я понял, что это были основы бартера. Я до сих пор удивляюсь как я находил эти картриджи. Но результат был. И были довольные клиенты, которые платили деньги. И были хозяева отделов, которые получали накрутку и тоже были довольны.

Я еще доучивался в школе, и уже на меня работало семь отделов (четыре вначале и три присоединились уже потом) в крупнейших магазинах города. Они платили аренду, налоги и зарплаты. Я не вкладывал ни рубля, если не считать копеечные затраты на закупку товара. И я удивился как можно легко, играючи получать деньги. Это были первые деньги.

Было интересно и другое. Те отделы которые не захотели работать со мной, в итоге так и не научились работать по запросам клиентов, закупать товар, который был нужен клиентам, и постепенно закрылись. Когда спрос на картриджи упал и началась эпоха Сони Плэй-Стэйшн, я сделал шаг вперед и перешел на торговлю приставками Сони Плэй-Стэйшн. Тут была уже абсолютно другая стратегия. Нельзя было торговать дисками. Все диски б/у, были царапанные, зависали и восстановлению не подлежали. Новые диски стоили всего семьдесят-сто рублей. И торговля была нерентабельна. Поэтому я, изучив рынок, сделал шаг вперед и перешел на покупку-продажу самих приставок. Если новая приставка стоила до десяти тысяч рублей, я брал их за три тысячи рублей и продавал за пять тысяч рублей. В неделю у меня продавались три-пять приставок. Расходы на рекламу равнялись нулю. Были только бесплатные объявления в местных газетах. Я зарабатывал в среднем двадцать пять тысяч рублей в месяц. Это были хорошие деньги – средняя зарплата квалифицированного рабочего с высшим образованием. И вот так я накопил на институт. Институт, а именно получение высшего образования было для меня заветной мечтой. Изо дня в день я уверенно шел вперед к своей мечте, чтобы стать тем, кто я есть.

Сейчас я тот, кто я есть. Я владелец жилой и коммерческой недвижимости по всей стране. Акционер таких гигантов как Газпром, Лукойл, Роснефть, Сбербанк, ВТБ, Норникель, Аэрофлот. Я владелец акций и долей во множестве компаний. У меня фермы по криптовалюте и несколько инвестиций в перспективные стартапы, которые обещают прибыль в тысячи процентов годовых. Учрежденная мной инвестиционная компания имеет уставной капитал более двадцати одного миллиона рублей, уверенно стоит на ногах и смотрит в будущее. Наконец, я меценат и действительный член Торгово-Промышленной Палаты РФ и Восточной Сибири.

Так зачем я все это рассказываю? Потому что это начало нашего с вами знакомства, дорогие читатели. И я скажу для чего это говорю. Я выполняю волю моего наставника, и я хочу чтобы вы были богатыми, баснословно богатыми. Чтобы деньги всегда лежали в вашем кошельке и на счете в банке.

Моя главная миссия – я хочу, чтобы граждане России стали богатыми. Я хочу чтобы вы, мой друг, мой читатель, стали богатым. Я не вижу порока в большом количестве денег. Деньги – не грех. Деньги – это не плохо. На деньги строятся больницы и хосписы. На деньги проводят исследования для борьбы с раком и СПИДом. На деньги строятся детские дома и отправляются гуманитарные грузы. На деньги талантливые дети едут на чемпионаты и концерты. Это одна сторона медали.

Оборотная сторона медали – я ненавижу нищету. Я ненавижу картины из жизни, когда пенсионеры собирают милостыню, потому что им не хватает на ЖКХ, еду и лекарства. Когда на лечение ребенка скидывается вся страна. Когда пособие на ребенка проедается этим ребенком за один день. Я считаю это позором для страны. Я не хочу, чтобы жители нашей страны жили в долг и считали копейки до зарплаты.

А теперь не менее важное. В богатстве моего народа я вижу священную цель – это восстановление нашей страны силами и за счет средств наших граждан. Я уверен, что каждый богатый человек должен жертвовать часть своих доходов на благотворительность, но только на те цели, которые ему близки и понятны. Мне, например, близки идеи патриотизма и возрождения духовных ценностей нашей страны. Поэтому я учредил общественно патриотическую организацию «Россияне» и стал ее председателем. Члены нашей организации – это в основном предприниматели – меценаты, настоящие патриоты России, готовые бескорыстно помогать на благо общества. Мы помогаем сделать Россию лучше, мы хотим видеть ее процветающей, крепкой и могучей. Мы добровольно готовим и инвестируем общественные проекты, берем на себя дополнительные обязанности в свободное время. Проводим бесплатные лекции для школьников и детей-сирот и постоянно совершенствуемся.

В этом я вижу свою историческую миссию, на которую меня натолкнула одна история. Однажды мой старший сын готовил доклад в гимназии и жена попросила меня найти в Интернете портрет великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Я помнил его портрет только со школьной скамьи. Это был старый убеленный сединами старец. С пышными волосами и глубокими морщинами. Уверен, что вы видели Крылова только таким, ведь его портрет висел в каждом кабинете литературы каждой школы страны. Не долго думая я залез в поисковую систему «Яндекс», сделал запрос и в разделе «картинки» нашел много разных портретов Ивана Андреевича. Я поймал себя на мысли, что никогда не видел его портрета в молодости или в зрелом возрасте. Когда я нашел большую коллекцию портретов, я обратил внимание на молодого Крылова и просто опешил. Сходство с великим баснописцем было просто феноменальное. Конечно мы не были близнецами или копиями. Ведь прошло более двухсот лет. Но если вы вглядитесь получше, тут, как говорил Шерлок Холмс: «И правда поверишь в переселение душ». После этого я стал все сильнее интересоваться биографией Ивана Андреевича и родословной уже своей семьи. В последствии я узнал, что наш род никогда не менял свою фамилию, даже по женской линии. На протяжении более двухсот лет мы были исконно Крыловы. С тех пор я стал пристально изучать себя, пытаясь найти хоть малейшее указание на то, что обладаю качествами баснописца или писателя. Я стал писать, и чем больше писал, тем больше убеждался, что во мне есть скрытый талант и страсть к написанию книг. Главное сходство нашлось само собой. Иван Андреевич Крылов как и я был патриотом России. Он любил Россию и высмеивал на страницах своих басней пустое хвастовство и казнокрадство. Он помогал и жертвовал беднякам в силу своих возможностей в течение всей своей жизни. Поэтому я понимал, что не могу идти другим путем.

И напоследок, еще несколько слов о богатстве. Немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше сказал: «Богатство позволяет выбирать самых красивых женщин, оплачивать лучших учителей, оно дает человеку чистоту, время для физических упражнений и избавляет от отупляющего физического труда. В этом смысле оно дает все условия для того, чтобы через несколько поколений научиться благородно и красиво ступать и даже поступать». Уверен, что после прочтения моей книги вы научитесь любить богатство, откроетесь новому, и деньги будут доставаться вам играючи как мне, торгуя игрушками у себя дома.

На страницах моей книги вы узнаете как правильно инвестировать, стать богатым и сделать богатыми своих родных и близких, научитесь благородно и красиво ступать и даже поступать.

Загрузка...