Как видно из описания жизни и трудов святителя Григория Нисского, в своей молодости он иногда поддавался соблазнам и искушениям диавола, пытавшегося отвлечь его от служения Богу. Одно из них связано с тем, что в молодости Григорий Нисский изучал Оригена, у которого были некоторые искаженные взгляды на Святую Троицу. Так Ориген придерживался субординационизма: хотя он и признавал Сына Богом, но умалял его достоинство. По его представлениям, Бог Отец есть свет непостижимый. Христос в сравнении с Отцом есть слабое сияние, которое нам, по слабости нашей, кажется великим. Также Ориген смешивал понятия сущность и ипостась: «Спаситель есть образ сущности и ипостаси Бога»[35]. Кроме того, во время жизни святителя Василия Великого происходили тринитарные споры и соборно еще не был утвержден догмат о Божестве Духа. Поэтому как любящий брат, святитель Василий Великий старался оградить Григория Нисского от заблуждений.
В своем письме «Григорию брату о различии сущности и ипостаси» (369 или 370 г.) святитель Василий Великий критикует тех, кто «не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] сущности, от смысла ипостаси, путаются вследствие одинакового [их] понимания и полагают, что нет никакой разницы, употребить ли [слово] «сущность» или «ипостась», то есть, в том числе и Оригена, и пишет: «…поэтому, дабы и ты не впал в подобное [заблуждение], составил я тебе для памяти краткое сочинение об этом»[36]. Святитель Василий в этом письме объясняет различие этих понятий и доказывает, что в Троице одна сущность и три Ипостаси, объясняя догмат о Святой Троице, в пример чего представляет подобие радуги.
Избрание святителя Василия Великого в епископы, было нежелательным для части кесарийского духовенства. Это послужило причиной его разрыва с дядей, епископом Григорием, который был человеком очень близким и уважаемым в семье святителя Василия Великого. Неопытный в житейских делах Григорий Нисский, желая примирить родственников, написал два подложных письма святителю Василию от имени дяди, пытаясь за него и вопреки его воле сделать первый шаг к примирению. Вскоре подлог открылся, дядя-епископ отрекся от писем, а святитель Василий Великий оказался в крайне неловком положении[37].
Поэтому он письменно выговаривает Григорию Нисскому (371 г.) за два подложных письма от имени дяди епископа и изъявляет свое подозрение в подлоге и третьего подобного же письма: «Как мне препираться с тобою письмами? Как побранить тебя надлежащим образом за твое во всем простодушие? Скажи мне, кто три раза попадает в те же сети? Кто три раза попадает в одну петлю? И с бессловесными нелегко случиться этому. Ты принес мне одно письмо под вымышленным именем, будто бы от достопочтеннейшего и общего нашего дяди, обманывая меня, не знаю для чего. Я принял письмо как принесенное тобою от епископа. Да как было не принять? От радости показывал его многим из друзей и благодарил Бога. Подлог открылся, потому что сам епископ из собственных уст своих отрекся от письма. Этим приведен я был в стыд; подавленный упреком в подлоге и обмане, желал, чтобы подо мною расступилась земля… И сие пишу, чтобы побранить тебя за простоту, которую нахожу и в другое время неприличной христианам, а тем более несообразною с настоящими обстоятельствами; по крайней мере, вперед и себя побереги, и меня пощади, потому что (надобно же мне поговорить с тобою свободно) ты в подобных делах служитель, не стоящий доверия»[38]