Жалею очень, что упоминаемый Вами учитель не проявил терпимости и широты взгляда, подобающих такому большому духу, каким он является в глазах его последователей. Говорю это на основании полученных мною сообщений о запрещении этим учителем своим ученикам печатать перевод книг серии «Агни Йога», и вообще что-либо писать о книгах Живой Этики. Также примечательно его необдуманное изречение, что книга «Агни Йога»[8]опасна. В чем и какую именно опасность усмотрели в этой книге упомянутый учитель и еще некто, произнесший еще раньше ту же самую формулу? Видно, придется этим учителям самим еще изжить нетерпимость, и может быть, и некоторую долю зависти. Ну, да Бог с ними. Каждый избирает и творит свой путь. Время, этот великий просеиватель, сделает свой отбор.
Так как я нередко получаю письма с запросами, кому следовать из современных духовных вождей, а также, нельзя ли объединить последователей, скажем, Петра Донова или Кришнамурти с последователями Учения Живой Этики, то считаю полезным привести Вам мой ответ одному из таких вопрошателей.
«Истинно, разны эти пути, одни – легче и длиннее, другие – труднее, но зато короче. Свобода убеждений есть первое правило каждого истинного Учения. Потому, если учение говорит об улучшении жизни и самоусовершенствовании, то и прекрасно, и пусть каждое такое Учение имеет своих последователей. Но зачем же всех их, непременно, сажать за один стол?
Люди так различны, и не лучше ли им предоставить объединиться свободно на той ступени сознания, которая им ближе. Зачем их насильно тащить на свою сторону. Ведь если даже прекрасные цветы должны быть подобраны и рассажены по их оккультным свойствам, иначе они друг друга разрушают, если даже пестрый букет цветов, собранный без этого знания, может явиться в наших руках взрывателем и источником заболевания, то насколько же больше приложимо это к людям, и как осторожны должны быть они в своем приближении к Источнику Учения и собираясь в кружки.
Духовное единение есть прежде всего допущение множества и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание своей. Желание какого-то примирения уже есть такое навязывание. В основу всего должен быть положен пример Природы, все в себе вмещающей и гармонично подбирающей свои соседства. Потому примем выражение жизни во всем ее многообразии, ибо в этом вся мощь и красота. Потому то, что ближе нашему сердцу, и есть наша настоящая ступень. Придет время, и дух наш укажет следующую. Итак, мой совет – не стремиться к насильственному примирению, но в благостном допущении искренно следуйте тому, кто Вам ближе».