Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок ТРУ, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Законом контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).
– открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
– обеспечение конкуренции;
– профессионализм заказчиков;
– стимулирование инноваций;
– единство контрактной системы в сфере закупок;
– ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
ЕИС – совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств и включающей:
1) планы-графики;
2) информацию о реализации планов-графиков;
3) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
4) информацию о закупках, предусмотренную Законом, об исполнении контрактов;
5) реестр контрактов, заключенных заказчиками;
6) единый реестр участников закупок;
7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
9) реестр банковских гарантий;
10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
11) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации;
12) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
13) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
14) отчеты заказчиков, предусмотренные Законом;
15) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
16) нормативные правовые акты в сфере закупок;
17) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах ТРУ, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен ТРУ;
18) иные информацию и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено Законом, Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать в том числе:
1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;
3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено Законом.
Между участниками контрактной системы в сфере закупок допускается обмен электронными документами, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки.
Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года №N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к формированию и размещению в ЕИС, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных Законом.
Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В планы-графики включаются:
1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23 Закона;
2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;
3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;
4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 Закона;
6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 статьи 16 Закона.
Правительством РФ принято Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации», которым установлены:
1) требования к форме планов-графиков;
2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;
3) порядок размещения планов-графиков в ЕИС.
Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Планы-графики подлежат изменению при необходимости:
1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 Закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;
2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 Закона;
4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;
5) в иных случаях, установленных Правительством:
а) уточнение информации об объекте закупки;
б) исполнение предписания органов контроля, указанных в части 1 статьи 99 Закона;
в) признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся;
г) расторжение контракта;
д) возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно.
Внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона – не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты необходимо заключать в соответствии с планом-графиком.
Обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона.
Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.
По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
В случае признания планируемой закупки необоснованной органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Нормирование – установление требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок ТРУ для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее – правила нормирования).
В соответствии с правилами нормирования государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с БК РФ наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
Правила нормирования, требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в ЕИС.
Правовые акты, регулирующие отношения в сфере нормирования:
1. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 «Об общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения».
2. Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения». Письмо Министерства финансов РФ от 23.04.2015 № 02-02-06/23321 «О применении Постановления Правительства России от 20.10.2014 № 1084».
3. Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
4. Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
5. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».
6. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».
7. Постановление КМ РТ от 28.06.2017 № 442 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Республики Татарстан, органов управления государственными внебюджетными фондами Республики Татарстан и их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений и внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.04.2016 № 242 «Об утверждении Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Татарстан, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
8. Постановление КМ РТ от 28.06.2017 № 443 «Об утверждении Правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг, перечней и нормативов количества товаров, работ, услуг, их потребительских свойств и иных характеристик, применяемых при расчете нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Республики Татарстан, органов управления государственными внебюджетными фондами Республики Татарстан и их территориальных органов, подведомственных казенных и бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий при закупке ими отдельных видов товаров, работ и услуг».
Случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок устанавливаются Правительством РФ.
Согласно Правилам проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 года № 835, обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при НМЦК, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:
а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
б) в рамках государственного оборонного заказа;
в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Закона без изменения объекта закупки), запроса предложений;
г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Закона.
Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.
В связи с принятием постановления КМ РТ от 24.03.2015 года № 184 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан» на уровне Республики Татарстан принято решение «не устанавливать региональные особенности, касающиеся порядка и случаев общественного обсуждения закупок».
НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод;
6) иные методы в случае невозможности применения вышеуказанных.
Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации.
МЭР РФ издан приказ от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии со статьей 22 Закона цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона, касающиеся применения НМЦК, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом не установлено иное.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами являются:
– конкурсы (открытый конкурс, открытый конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс, двухэтапный конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
– аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион);
– запрос котировок, запрос котировок в электронной форме;
– запрос предложений, запрос предложений в электронной форме.
С 1 января 2019 года заказчик обязан проводить только электронные процедуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 44 статьи 112 Закона.
В электронной форме также проводится закупка товара у ЕП на сумму, не превышающую трех миллионов рублей, в соответствии с требованиями статьи 93 Закона (с 01.10.2020г.).
С учетом особенностей, установленных Законом, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион проводятся в электронной форме (далее – закрытые электронные процедуры).
Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур регламентированы статьей 24.1 Закона. Проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено Законом. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же ТРУ такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон.
Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их соответствующими полномочиями либо один из заказчиков.
Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088 «Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов».
В целях централизации закупок создаются УО (государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение).
Закон выделяет 2 вида УО:
1) органы, учреждения, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков. В обязанности таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений не входят функции по:
– обоснованию закупок;
– определению условий контракта;
– определению НМЦК;
– подписанию контракта.
Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
2) органы, учреждения, уполномоченные на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов их исполнение, в том числе прием поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.
УО, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов РФ, на основании соглашений между субъектами РФ и муниципальными образованиями вправе осуществлять полномочия УО муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с Законом при осуществлении закупок предоставляются преимущества:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (до +15 % к цене контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки). Порядок предоставления преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и перечень ТРУ установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»;
2) организациям инвалидов (до +15 % к цене контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки). Порядок предоставления преимущества организациям инвалидов и перечень ТРУ установлен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта»);
3) СМП;
4) СОНКО.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем 15% СГОЗ.
К СМП относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К СОНКО относятся некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
CГОЗ определяется как общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок по Закону, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в этом году (пункт 16 части 1 статьи 3 Закона). Неправомерно рассчитывать его с учетом денежных средств, фактически затраченных на оплату контрактов в текущем финансовом году (пункт 1 Письма МЭР РФ от 31.12.2014 № Д28и-2898). При определении объема закупок у СМП, СОНКО в СГОЗ не учитываются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 части 1.1 статьи 30 Закона);
2) услуг по предоставлению кредитов (пункт 2 части 1.1 статьи 30 Закона);
3) у ЕП в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона (пункт 3 части 1.1 статьи 30 Закона);
4) работ в области использования атомной энергии (пункт 4 части 1.1 статьи 30 Закона);
5) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 5 части 1.1 статьи 30 Закона).
Требование об осуществлении закупок у СМП, СОНКО может быть выполнено двумя способами:
1. Заказчик может ограничить участие в закупке, указав в извещении, что ее участниками могут выступать только указанные субъекты (част 3 статьи 30 Закона). При этом НМЦК не должна превышать двадцать миллионов рублей.
2. Заказчик может установить в извещении об осуществлении закупки требование к участникам, не являющимися СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта таких субъектов в качестве субподрядчиков (соисполнителей) (часть 5 статьи 30 Закона). Условие о привлечении этих субподрядчиков (соисполнителей) должно быть включено в контракт с указанием объема привлечения в процентах от цены контракта (часть 6 статьи 30 Закона).
Примечание: если в закупке победителем становится лицо, являющееся СМП или СОНКО, то к нему не применяется требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП или СОНКО (Письмо МЭР РФ от 28.04.2017 №Д28и-1929).
В Законе не ограничена НМЦК для закупок, в отношении которых заказчиком установлено указанное требование, и объем привлечения СМП, СОНКО. НМЦК в таких случаях может превышать 20 млн руб. Аналогичный вывод содержится в Письме МЭР РФ от 09.12.2014 № Д28и-2740.
Согласно Типовым условиям контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466, объем привлечения СМП, СОНКО не должен быть менее 5 % от цены контракта.
Примечание: согласно письму МЭР РФ от 22.06.2015 № Д28и-1714 в объем привлекаемых к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО можно также включить издержки подрядчика на приобретение у СМП и СОНКО строительных материалов, необходимых, для исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ.
К участникам закупки заказчик обязан установить следующие единые требования:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Например, наличие лицензии на осуществление определённого вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
2) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1) участник закупки – юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией;
9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
Также заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.
Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов ТРУ, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов ТРУ, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона.
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Сумма величин значимости всех критериев, должна составлять сто процентов. При этом величина критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование работ» не должна превышать величину критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке является надлежащим исполнением требований пунктов 1 – 3 части 1 статьи 33 Закона.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ потребностям заказчика. В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее – гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Наиболее распространенные ошибки при описании объекта закупки:
отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;
использование при описании объекта закупки слов «не хуже», «лучше», «аналогично»;
неясность документации в том, является ли установленное заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности в отношении диапазонных значений;
запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;
ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;
использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/»);
слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;
установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСТами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.
Пример: средство чистящее с активным хлором. Массовая концентрация или массовая доля щелочных компонентов не более 75% или 220 г/дм3. Соответствует «ГОСТ 32478-2013 Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии. Общие технические требования».
Вместе с тем, в соответствии с «ГОСТ 32478-2013 Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии. Общие технические требования» массовая концентрация или массовая доля щелочных компонентов не более 75% или 220 г/дм3;
при описании требований к товарам используются нестандартные единицы измерения значений показателей товаров.
Пример: в техническом задании температура размягчения указана в градусах Кельвина, в то время как в «ГОСТ 32997-2014. Межгосударственный стандарт. Стекло листовое, окрашенное в массе. Общие технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 15.04.2015 № 258-ст температура размягчения указана в градусах Цельсия, что вводит участника закупки в заблуждение;
указание нескольких значений в отношении одной характеристики;
неполное описание объекта закупки, требование от исполнителя изготовления оригинал-макетов, не являющихся предметом контракта;
указание в техническом задании характеристик, подходящих только под конкретный товар;
закупка несуществующего в действительности товара.
Контракт заключается на объявленных условиях закупки, на условиях заявки, окончательного предложения участника закупки, с которым заключается контракт.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта. Правительством РФ могут быть предусмотрены случаи, когда в контракте указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. Формула цены и максимальное значение цены контракта указывается в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом:
– основная форма ответственности неустойка в виде пени и (или) штрафа;
– пени начисляются за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом. Размер пени определяется Законом (одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, отдельного этапа контракта);
– штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа определяется в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042;
– сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Обязательные условия контракта:
– источник финансирования;
– идентификационный код закупки в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона;
– о порядке и сроках оплаты ТРУ, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона (по общему правилу, не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона, то не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке). В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
– о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;
– о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
– о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона требования обеспечения гарантийных обязательств;
– об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком;
– о порядке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона, такой срок не должен превышать 15 дней;
– о порядке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств, в случае установления таких обязательств. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать 30 дней с даты окончания гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона, такой срок не должен превышать 15 дней;
– график исполнения контракта (при цене > 100 млн. руб. и сроке > 3 лет);
– победитель процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан привлекать СМП, СОНКО при установлении в извещении требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО);
– место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
– срок поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
– в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 775, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанная информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства;
– если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона – малые закупки в электронной форме), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 – 53 части 1 статьи 93 Закона, требования частей 4 – 9, 11 – 13 статьи 34 Закона заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 – 25 статьи 95 Закона.
При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК, если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Изменение существенных условий контракта по общему правилу не допускается, за исключением случаев:
– если возможность внесения изменений предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения количества и качества поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг);
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренное контрактом количество ТРУ не более чем на 10 % или уменьшаются предусмотренное контрактом количество ТРУ не более чем на 10 %;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
– если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд (нужд субъекта РФ) на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
– если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
– изменение регулируемых цен (тарифов) на ТРУ;
– при уменьшении лимитов бюджетных обязательств (только для казенных учреждений);
– в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;
– если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;
– если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
– в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона.
При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
В 2020 г. допускается изменение срока исполнения контракта, цены контракта и (или) единицы товара, работы, услуг в случае если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Расторжение контракта допускается:
– по соглашению сторон;
– по решению суда;
– в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик обязан установить ОИК, за исключением случаев, установленных в части 2 статьи 96 Закона.
Виды обеспечения: банковская гарантия и внесение денежных средства.
В случае установления ОИК размер такого обеспечения устанавливается в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Требования к размеру ОИК:
одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. При этом:
– при наличии аванса размер ОИК составляет не менее чем в размере аванса;
– аванс > 30 % НМЦК, размер ОИК = размеру аванса;
– в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер ОИК устанавливается заказчиком от НМЦК (от цены контракта), уменьшенной на размер такого аванса.
В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона предусмотренный размер ОИК устанавливается от цены контракта, по которой заключается контракт.
Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи Закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 % НМЦК.
До 31.12.2020 при закупках в соответствии со ст. 30 Закона заказчик вправе не устанавливать требование ОИК и требование обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке и (или) в проекте контракта, не предусматривающем авансирование.
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ ОИК и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного ОИК новое ОИК, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование ОИК, в ходе исполнения данного контракта размер ОИК подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона.
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона (СМП, СОНКО), освобождается от предоставления ОИК, от обеспечения гарантийных обязательств, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.