Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство Конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о правах гражданина.
Считается, что права человека – это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.
К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколений, например, право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.
В наше время естественные права человека закреплены в конституциях и стали позитивными правами. Они отчуждаются и ограничиваются государственной властью на основе закона, что допускается международным правом (есть естественное право на жизнь и смертная казнь, неприкосновенность личности и политическое задержание, «священная и неприкосновенная» частная собственность и национализация и т. д.
Права гражданина вытекают из факта гражданства, юридической связи лица с определенным государством, политическим сообществом. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение (в т. ч. в политические партии), право на участие в управлении делами государства и т. д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина нет, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно философский, общетеоретический характер.
В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию – правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в Конституции КНР отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избирательных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья закреплялись только за трудящимися).
Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или также обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в т. ч. судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в Конституции КНР). Во многих капиталистических странах моральными считаются основные социально-экономические права (например, право на труд).
Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например, право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность – с 18–19 лет, некоторые с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследователя.
В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, ратифицированные государством могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые конституции устанавливают примат (верховенство) международного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение относится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут действовать и через внутреннее право, если они включены в законодательство страны (в ряде случаев международное право предусматривает такую обязанность для государств, подписавших и ратифицировавших соответствующие международные документы).
Международное право устанавливает:
1) внутреннее конституционное законодательство, учитывая условия своей страны, должно включить тот объем основных прав и свобод человека и гражданина, который соответствует международным стандартам и принятым на себя государством обязательствам перед международным сообществом;
2) внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;
3) нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях (обеспечение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т. д.);
4) запрещается злоупотребление правами, т. е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;
5) права личности ограничены правами других лиц;
6) права и свободы должны быть обеспечены гарантиями, юридическими, а также материальными в той мере, как это позволяют условия страны. Наконец, все шире утверждается положение, что правам и свободам должны соответствовать обязанности человека и гражданина перед обществом, государством, коллективом, другими людьми.
В некоторых странах есть законы, позволяющие преследовать в судебном порядке иностранных должностных лиц за нарушение прав человека в их государствах. Таким образом, в Испании в конце 90-х гг. был начат судебный процесс против генерала Пиночета – чилийского диктатора в прошлом. В Бельгии по такому закону 1996 г. трижды возбуждались уголовные дела против иранского президента, того же Пиночета (оба раза неудачно) и в 2000 г. против министра иностранных дел Гонго, призывавшего уничтожать племя путан.
Хотя принципиальные положения международного права о правах человека приняты большей частью государств мира, конкретно правовое положение личности в обществе зависит от существующей в данной стране правовой системы, от соответствующего правового регулирования. В условиях западной, капиталистической демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской («правовой семьи») преобладает индивидуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам уделяется меньше внимания. Хотя в новейших конституциях (бразильской, итальянской, перуанской и др.) перечень социально-экономических прав довольно широк, они сформулированы скорее как пожелания. В одних конституциях (индийской и др.) эти права рассматриваются лишь как ориентация для деятельности правительств, в других (например, в США) многие социально-экономические права (кроме права собственности и некоторых других) вообще не упоминаются. Они не рассматриваются как права в подлинном смысле, поскольку, как считается, их невозможно обеспечить путем судебных исков и решений.
Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитарного социализма) исходит из коллективистских принципов, отдавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сторонники считают, что человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в обществе и обеспечены государством. Основная роль в наделении личности (гражданина) правами относится к государству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмечалось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан, и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.
Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существуют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами (например, по Конституции Сирии 1973 г. Президентом Республики может быть только мусульманин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. Женщинам иногда не предоставляются избирательные права (в 1999 г. эмир Кувейта даровал их своим декретом, но для следующего избрания парламента, что должно состояться в 2004 г., 2/3 мужчин, избранных в парламент в 1999 г., являются сторонниками предоставления избирательных прав женщинам, и предполагается, что они примут соответствующие поправки к законам). Женщины-наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде показания двух женщин приравниваются к показанию одного мужчины и т. д. Акцент в мусульманском праве делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной «правоверных» (перед мусульманской ушмой). Правда классическое мусульманское право предусматривает некоторые имущественные гарантии для женщин, например, в случае развода бывший супруг должен обеспечить ее и детей. Если он не платит алименты, ему в Иране грозит тюремное заключение (до пяти месяцев). К тому же классическое мусульманское право применяется только к мусульманам, в отношениях их между собой. Остальные руководствуются законами государства и в частных отношениях могут использовать нормы своей «правовой семьи». Классическое мусульманское право действует в своем прежнем виде лишь в немногих мусульманских государствах, в большинстве же стран оно подверглось влиянию общечеловеческих норм и принципов, воздействию международного права, но тем не менее по конституциям большинства мусульманских стран источником законодательства является шариат.
В обычном праве (например, система устных правовых обычаев племен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин (некоторые европейские последователи пытались их записывать и даже кодифицировать) и распространяются только на соплеменников. Согласно представлениям, господствующим среди толкователей обычного права, лицо может реализовывать свои права и выполнять свои обязанности, вытекающие из его племенного статуса, только в данном племени. Человек – лишь часть, «клеточка» племени, он не имеет по существу отдельных от племени прав. На деле сфера действия племенного обычного права весьма ограничена. Обычное право не применяется для регулирования уголовных, административных отношений, в сфере финансового и многих других отраслей права, распространяясь только на земельные, семейные отношения (порядок обработки общинной земли, распределение выпасов для скота, обрядовые ритуалы при вступлении в брак и др.). Однако там, где оно действует, большинство населения руководствуется именно его правилами, а не писанными законами (в т. ч. и из-за незнания государственного языка, на котором публикуются законы, а это обычно язык прежней метрономии). Правда, некоторые нормы обычного права включены в тексты законов. На практике рядовые соплеменники выполняют также натуральные повинности по отношению к старейшинам и вождям (например, обрабатывают их семейные земельные участки).
Основные (конституционные права и обязанности и юридические лица. Хотя в конституциях речь идет о физических лицах (человеке и гражданине), во многих странах считается, что основные права и обязанности (например, свобода выражения мнений, обязанность платить налоги) могут быть распространены и на юридические лица, если могут быть отнесены к ним по своему существу.
Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном внутренним законодательством отдельно взятой страны. Для определения статуса личности важнейшее значение имеет понятие гражданства. Это взаимосвязь лица и государства, порождающая с обеих сторон определенные права и обязанности. Граждане данного государства пользуются наиболее широкими правами (включая, политические, в т. ч. избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе), они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например, в Германии, Израиле или КНР). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя во всех странах Европейского Союза они участвуют в выборах органов местного самоуправления в стране постоянного проживания, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности – ив выборах в парламент. Они обладают правом собственности, могут получать, в т. ч. бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами морских судов, командирами экипажей воздушных судов, работать в эфире на радио, телевидении, телеграфе и т. д. (в Латвии, например, существует около 50 ограничений, связанных с работой, для неграждан), во многих странах не имеют права приобретать землю в собственность. Для въезда в страну с целью проживания иностранцу необходимо разрешение (обычно Министерства внутренних дел) с указанием срока, места жительства, занятия, необходимо зарегистрироваться в полиции. Есть квота для постоянного проживания иностранцев (например, в Австрии на 1998 г. квота для приема иностранцев в целях постоянного проживания составляла 866 человек). Предприниматели обязаны согласовывать прием иностранцев на работу с государственными или муниципальными учреждениями, на работу они принимаются в том случае, если на данное место не претендует соотечественник. Их передвижение по стране может быть ограничено. Социальные пособия и льготы от государства во многих странах могут получать только граждане (например, в США с 90-х гг.). Иностранец может быть депортирован за нарушение законодательства. С другой стороны, иностранцы не обязаны служить в армии страны пребывания, не платят налоги (если между государствами, такими, как, например, США и Россия, есть соглашения об исключении двойного налогообложения). Иностранцы имеют паспорт (удостоверение личности) своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ – вид на жительство. Сказанное относится к «рядовым» иностранцам. На дипломатических представителей, на персонал миссий распространяется действие особых правил в соответствии с международным правом и соглашениями, заключенными между государствами.
Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Поэтому в современном международном праве господствует тенденция к принятию мер, сокращающих состояние без гражданства. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны.
Лица с множественным (в частности, с двойным) гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. В 1995 г. в Польше, в 1997 г. в Литве, в 1999 г. в Латвии лица соответственно с множественным и двойным гражданством баллотировались на выборах президента республики, и в последних случаях такое лицо одержало победу (после избрания Президент Литвы В. Адамиус отказался от второго гражданства США; после избрания в июне 1999 г. Президентом Латвии В. Вике-Дрейберги отказалась от канадского гражданства). В некоторых странах двойное гражданство не допускается (например, в Италии, хотя и в ней есть теперь единое гражданство для всех стран Европейского Союза). Если двойное гражданство приобретается без участия в этом процессе государства первоначального гражданства лица, то такое состояние, хотя оно фактически существует, официально не признается. В большинстве стран двойное гражданство может приобретаться лицом только на основе международных договоров, при участии государства и оформляется особым образом. В этом случае обычно используется иное, слитное название: двухгражданство, многогражданство. Коллизии разрешаются по дипломатическим каналам.
Иностранцы, лица без гражданства, с множественным гражданством, равно как и граждане данной страны, обязаны знать и соблюдать законы страны пребывания. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.
Граждане и подданные. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Первый характеризует устойчивую правовую связь лица со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой – права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать гражданам массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двусторонние связи, двусторонние права и обязанности и личности и государства. Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает качества принадлежности, личную связь человека с монархом («подданный Ее величества»).
В развитых странах различие подданства и гражданства имеет лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях (Испания, Бельгия, Нидерланды), в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.
Большинство населения в странах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, обычно занятой на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередко более половины численности населения страны (в Объединенных Арабских Эмиратах в начале 80-х гг. их численность достигала 80 %). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены.
Хотя во многих странах действует принцип равного гражданства, граждане также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализированные граждане, т. е. принятие в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализированные граждане не могут быть избранными президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализированных в ряде стран – можно. В отдельных странах (например, в Мьянме) существует понятие «ассоциированных граждан». Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие в правовом положении граждан – мужчин и граждан – женщин. После заключения Маахстрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское Сообщество в европейский Союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского Союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избирают Европейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европейскому парламенту и его омбудсману. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.
Существует два основных способы приобретения гражданства: по рождению и натурализация (укоренение) – прием в гражданство уполномоченными на это органами государства: обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха), хотя в США гражданство по натурализации предоставляется на основе решений окружных федеральных судов. В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеют два основания: право крови и право почвы. Первое означает приобретение ребенком гражданства родителей независимо от места его рождения. Проблема возникает лишь тогда, когда родители ребенка имеют разное гражданство (например, мать итальянская гражданка, отец – гражданин Франции). Этот вопрос в большинстве стран решается только на основании письменного согласия родителей о выборе гражданства ребенка. До этого он может оставаться лицом без гражданства или (что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения. Принцип права почвы применяется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем, гражданство родителей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родившимся на территории данной страны детям граждан другого государства, если только родители не находились в данной стране по службе (например, дипломаты), не были в служебной командировке или туристами. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и право крови и право почвы.
Натурализация возможна по закону (усыновление, в редчайших случаях при вступлении в брак при соблюдении ряда условий), но обычно она осуществляется по заявлению. Заявление подается лицом в компетентные органы того государства, гражданство которого оно желает приобрести. В ряде случаев необходима также подача заявления в органы государства той страны, из гражданства которой лицо желает выйти. Оба эти заявления обычно подаются в местные органы Министерства внутренних дел или юстиции, но чаще всего они должны быть написаны на имя главы государства (иногда вопрос об изменении гражданства решает Министр внутренних дел). Прием в гражданство возможен при соблюдении ряда условий: до этого необходимо несколько лет жить в стране, гражданство которой лицо желает получить (в Венгрии – 3 года, в Алжире и Великобритании – 7 лет, в Германии – 8 (до 1999 г. было 15 лет), Испании и Норвегии —10 лет, в Швеции —12 лет, во Франции и Республике Чад – 15 лет); знать язык этой страны (довольно сложный экзамен предусмотрен законодательством Латвии и Эстонии); быть психически здоровым и не иметь некоторых болезней (например, СПИДа); не быть зарегистрированным – в частности, в документах Интерпола – в качестве террориста; не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изменение конституционного строя; в ряде стран – иметь жилище (Германия), средства к существованию (Австрия), «хороший характер» (Великобритания) и др. В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в т. ч. супруги, для приема в гражданство должны изменить свою религию. Законодательство о гражданстве отдельных стран Тропической Африки требует, чтобы натурализующийся «укоренился» в общине, соблюдал те обычаи, которыми руководствуются окружающие.
Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства (выдается вид на жительство, во Франции и Италии на 5 лет), хотя и облегчает его получение. Предоставление права убежища лицам, преследуемым по политическим мотивам, за их научную, общественную, культурную деятельность, также не влечет автоматического предоставления гражданства.
Наряду с рассмотренными существуют и другие, менее распространенные способы приобретения гражданства. Самый массовый из них – признание гражданства (все жители территории, если они не отказываются от этого, на день образования нового государства признаются его гражданами); оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством); трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после Второй мировой войны); регистрация гражданства, например, если родители данного лица были или являются гражданами страны или лицо служит в вооруженных силах, занимает государственную должность; восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства).
Гражданство детей при изменении гражданства родителей изменяется в зависимости от возраста детей. Обычно дети до 14-летнего возраста (в некоторых странах установлен более низкий возраст) автоматически следуют за родителями, приобретая без дополнительных формальностей новое гражданство. Сложности возникают, если гражданство меняет один из родителей. В таком случае гражданство малолетнего ребенка сохраняется или изменяется по письменному соглашению родителей. При изменении гражданства детей в возрасте 12–14—18 лет (иногда до 21 года) обычно спрашивают их согласия в присутствии представителя судебного ведомства, нотариуса, иного представителя государственных органов, а также педагога. Дети старше 18 лет (в некоторых странах старше 20, 21 года) изменяют свое гражданство на общих основаниях, хотя если они делают это вместе с родителями, то процедура несколько упрощается.
Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства (отказ от гражданства) осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Как отмечалось, заявление обычно подается в местный орган Министерства внутренних дел (юстиция, но разрешение дает глава государства. Иногда разрешение дается, если лицо приобретает другое гражданство (Турция). Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается лишать гражданства только натурализованных граждан и лиц, получивших гражданство по регистрации, за преступления, указанные в законе (например, приобретение гражданства незаконным путем, проявление нелояльности к государству, связи с врагом во время войны), но иногда в течение лишь определенного срока после натурализации (шесть лет в Австрии). В отдельных странах закон предусматривает возможность лишения гражданства и урожденных граждан, но только за действия в пользу иностранного государства, которые причинили ущерб государству гражданина, за умышленное уклонение от военной службы, за поступление на военную службу другого государства без разрешения (Испания, Италия). В странах Латинской Америки лишение гражданстве (в отношении как натурализованных, так и урожденных граждан) используется в качестве дополнительного наказания назначаемого судом за некоторые преступления (шпионаж и др.). Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства.
Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся в некоторых государствах тоталитарного социализма, в большинстве стран запрещена. В отношении иностранцев она может быть осуществлена, но только по постановлению суда.
Экстрадиция (выдача иностранному государству лиц, нарушивших закон этого государства, для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан – таких лиц судит свой суд. Экстрадиция иностранцев не разрешается, если соответствующие деяния в стране пребывания иностранца не считаются преступлениями.
Существуют различные классификации индивидуальных прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие – только к гражданам, третьи – к определенной группе граждан, например, достигших определенного возраста для обладания политическими правами). Чаще всего конституционные права и свободы подразделяются на четыре группы:
1) права и свободы, выражающие принцип равноправия (например, равноправие граждан перед законом);
2) личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности;
3) политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть;
4) экономические, социальные и культурные права (для кратности – социально-экономические), создающие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры).
Помимо индивидуальных, выделяют также коллективные конституционные права, о которых будет сказано ниже. Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений.
К первому традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях.
Ко второму – социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движением широких масс, в частности, с выступлением рабочего класса и опытом конституционного строительства в странах тоталитарного социализма.
К третьему – права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права.
К четвертому – группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).
Следует, однако, учитывать, что любая классификация имеет условный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры – это социальное право и одновременно право личности, гуманитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации. Это право может приобрести и политический характер (вспомним преследования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов). Право наций, народов на самоопределение – коллективное и политическое, право на забастовку – индивидуальное и социально-экономическое. Такие примеры можно умножить.
Следует различать понятия «равенство» и «равноправие». Люди не равны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция предоставляет прежде всего равные права, т. е. одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими, а также устанавливает равные для всех обязанности, хотя в современном социальном государстве основной закон, иные законы дают некоторые льготы (юридические и фактические преимущества) определенным категориям населения (ветеранам, молодежи и т. д.). Несмотря на такой подход неравенство в использовании прав не ликвидируется. Например, один из самых богатых людей планеты Б. Гейтс (его состояние в 1999 г. превысило 100 млрд долл. США, а его компьютерная компания «Майкрософт» впервые в истории оценивается в 500 млрд долл.) имеет неизмеримо большие возможности использовать для себя конституционные (и вытекающие из конституции) права, чем инвалиды, пенсионеры или «трудящиеся», об особой защите прав которых говорится в некоторых новейших конституциях. Даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей (как отмечалось, определенные ограничения возможны для иностранцев, конституции говорят об особых правах молодежи, не все граждане имеют избирательные права и т. д.), но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковы для всех ее членов.
Равноправие может быть осуществлено в условиях социального неравенства до определенного предела, поскольку социальное неравенство оказывает огромное влияние на равноправие людей (например, при освобождении обвиняемого под залог, что практикуется во многих капиталистических государствах, богатый выходит на свободу, а бедный, который не в состоянии внести залог, остается в тюрьме).
Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией – ущемление в правах. В фашистской Германии существовало неравенство в правах так называемых лиц арийской расы и других граждан (особому притеснению и даже массовому истреблению подвергались евреи), в ЮАР до принятия в 1994 г. временной конституции существовал апартеид, коренные африканцы, другие категории небелого населения не имели прав граждан (постепенный демонтаж системы апартеида начался за несколько лет до 1994 г.).
Большинство конституций (особенно старых) говорят о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равноправие независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины (более поздние конституции содержат более широкий перечень аспектов равноправия). Равенство перед законом означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, образования лица, каких-либо заслуг и иных качеств личности и все должны нести равную ответственность перед судом. Какие-то изъятия могут быть установлены только законом, если конституция допускает это.
Равенство независимо от расы и национальности означает, что права граждан не могут зависеть от цвета их кожи или национальности.
Ликвидированы человеконенавистнические режимы (практика «высшей расы», апартеид), решениями Верховного Суда запрещена расовая сегрегация в США (разделение белых и цветных в местах общественного пользования). Тем не менее, расовая и национальная дискриминация существует.
Формой национальной дискриминации является языковая дискриминация, направленная против русскоязычного населения (в некоторых прибалтийских республиках, ряде государств СНГ). Обязательный государственный язык (например, английский, французский), на котором публикуются законы в некоторых странах Африки, может стать формой национальной дискриминации для той части населения, которая говорит только на племенных языках и не знает языка прежней метрополии. В ряде стран существуют резервации для коренного населения (в Канаде, Колумбии, США, в Австралии, Новой Зеландии). Резервации ограничивают свободу племен, закрепляя их на определенных землях, хотя отдельные члены племени могут покинуть резервацию в любое время. На бытовом уровне в некоторых странах (в т. ч. в Чехии) сегрегации (разделение граждан различных рас, национальностей в местах проживания, учреждениях общественного пользования) подвергаются цыгане, во многих государствах – выходцы из стран Азии и Африки.
Равноправие женщины и мужчины предполагает юридические условия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье. Однако до сих пор в отдельных мусульманских странах женщины лишены избирательных прав. До 1946 г. они были лишены избирательных прав во Франции, до 1971 г. – в Швейцарии (и сейчас там в некоторых кантонах женщины не участвуют в местных выборах), лишь в 1999 г. им обещали в будущем избирательные права в Кувейте. Их представительство в парламенте невелико) в США 2 % в Сенате и 5 % – в Палате представителей), впрочем, ни в одной стране нет соответствия представительства женщин в органах государства в пропорции с их численностью. Лишь в некоторых Скандинавских странах существуют законы, согласно которым число женщин и мужчин в правительстве должно быть равным, но среди депутатов парламента женщин все-таки меньше, хотя по закону в списках кандидатов должно быть равное количество женщин и мужчин. В Норвегии есть закон, согласно которому ни один пол не может занимать более 60 % мест в Стортинге. Впрочем, против таких мер в этих странах есть и возражения: заявляют, что они стесняют свободу выбора. В ряде государств в последние десятилетия избирались или в настоящее время женщины являются президентами (Аргентина, Филиппины, Ирландия, Исландия, Латвия, Финляндия и Шри-Ланка). Есть женщины-монархи (Великобритания, Нидерланды и др.), в некоторых странах женщины занимают или до недавнего времени занимали пост премьер-министра (Норвегия, Пакистан, Турция и др.). Тем не менее существует дискриминация в трудовых отношениях, на бытовом уровне. Особенно сильно она распространена в мусульманских странах.
Требования равноправия со стороны некоторых женских феминистских организаций иногда принимало причудливые формы. Так, во Франции в 2000 г. армия только через суд добилась отклонения требования во имя равенства с мужчинами посылать женщин на передовые позиции во время военных действий.
Наряду с тремя принципами равноправия в конституциях употребляются и более широкие формулировки. Например, в конституциях ряда развивающихся стран говорится о равноправии независимо от племени (в некоторых странах различаются «благородные и иные племена), от географического места рождения (есть местности, к уроженцам которых относятся недоброжелательно). Во многих конституциях говорится о равноправии независимо от происхождения, социального положения, образования и т. д.
В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает, что человек вообще не может быть лишен жизни государством (смертная казнь конституциями запрещена) или может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. В настоящее время во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например, применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия – лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных, которым жизнь причиняет тяжелейшие страдания. Это осуществляется после медицинского консилиума, по просьбе больного, а в отношении детей – с согласия родителей (в 1996 г. такие законы были приняты в некоторых штатах и территориях Австралии. Эвтаназия легализирована законом 2000 г. в Нидерландах, ее практиковали в США, в Великобритании (врачи понесли ответственность). Моментом смерти считается полное прекращение работы мозга. С этого момента можно брать для трансплантации органы умершего. Аборт не считается лишением жизни, хотя в некоторых странах из конституционного права на жизнь сделали выводы о запрещении абортов и об охране жизни еще до рождения (Словакия).
С правом на жизнь тесно связана проблема клонирования – воссоздания из клетки тела точной копии живого существа, что ведет к бесконечности жизни данной особи (во многих странах такие работы официально запрещены, до тех пор пока человечество не сумеет правильно оценить все последствия такого клонирования.
Важнейшие права личности – свобода и личная неприкосновенность, физическая или психическая. Лишение свободы (тюремное заключение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшим международным преступлением. Правда, у некоторых племен в отдельных развивающихся странах еще встречается домашнее рабство, хотя законом оно запрещено.
Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай в некоторых странах возможен административный арест по единоличному решению судьи (обычно не более двух недель) за грубые административные правонарушения и дисциплинарный арест – содержание военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).
Полицейское задержание с доставкой в участок может быть осуществлено полицейским служащим при нарушении лицом общественного порядка; возможно задержание подозреваемого в преступлении, в терроризме, в подготовке преступления. Срок задержания ограничен: оно составляет обычно 48–72 ч (в ряде развивающихся стран установлены более длительные сроки – до 180 дней в Индии по закону о террористах). В некоторых случаях возможны другие основания для длительного задержания (например, для установления личности нарушителя границы, бродяг), но всегда с санкции судьи. В Иране возможно бессрочное задержание преступника, застигнутого на месте преступления.