В современной педагогической науке существует несколько общепринятых видов самостоятельной работы студентов. Среди них важнейшее место занимает познавательно – поисковая работа студентов в процессе профессионального обучения. К ней, в частности, относятся написание курсовых, контрольных работ и рефератов; разработка сообщений, эссе, докладов, докладов с презентациями; подготовка выступлений на практических и семинарских занятиях, проработка литературы по дисциплинарным проблемам и др.
Самостоятельная работа студентов состоит из ряда ключевых этапов ее выполнения, среди которых можно выделить такие как:
• определение цели самостоятельной работы;
• конкретизация познавательных (практических или проблемных) задач;
• оценка собственной готовности к самостоятельной работе по решению познавательных задач;
• выбор оптимального способа действий (технологий, методов и средств), ведущего к достижению поставленной цели через решение конкретных задач;
• планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) программы самостоятельной работы;
• реализация программы самостоятельной работы.
Особое место среди перечисленных этапов играет стадия планирования и контроля преподавателем самостоятельной работы студентов, что является необходимым и достаточным для ее успешного выполнения. В данном случае преподаватель обязан заранее спланировать всю систему самостоятельной работы, максимально учесть все ее цели, формы, подобрать соответствующую учебную и научную информацию, а также необходимые методические средства коммуникаций, обстоятельно продумать свое участие и возможную роль студента в данном процессе.
Сущность и основные характеристики самостоятельной работы определяются содержанием совместной деятельности как преподавателя, так и самого студента (табл. 1).
Таким образом, эффективность обучения возможна только при правильной организации совместной деятельности студентов и преподавателей в процессе профессионального обучения.