Целевая установка модуля предполагает, прежде всего, фокусирование внимания на попытках формирования партийной системы в ходе легализации общенациональной оппозиции в условиях революционного кризиса (1905–1907 гг.) и в межреволюционный период. Обращается внимание на то, что данный процесс в России проходил не просто в ходе противоборства двух политических сил, как это было на Западе (реформаторов и консерваторов), отождествляемых с борьбой между либеральным движением и различными ветвями государственной власти. Для России с ее специфическими циклами развития было характерно постоянное присовокупление к вышеназванным силам третьей – революционной [экстремистской]. Тем более, что власть, даже проводя реформы «сверху», чаще всего действовала как сила маргинальная, не умевшая корректировать их ход в соответствии с импульсами, шедшими «снизу», и не улавливавшая своевременно настроения критической массы населения, тем самым революционизируя его.Исходя из данной целевой установки, раскрытие содержания модуля предполагает анализ следующих проблем:
– общенациональная оппозиция авторитарному режиму и ее легализация;
– либеральные партии на путях реформистской альтернативы;
– леворадикальные партии. Наступление на власть;
– власть и оппозиция в годы первой мировой войны. Прогрессивный блок.
В начале ХХ в. Россия вступила в полосу широкомасштабных социально-политических потрясений, радикально изменивших весь складывавшийся столетиями облик державы, направление ее дальнейшего развития. Неравномерный и противоречивый характер развития страны, ее многонациональный характер превратили российское общество к началу ХХ в. в чрезвычайно пеструю структуру, отдельные элементы которой являлись воплощением по существу различных исторических эпох. Как писал Н. А. Бердяев, «ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XX века». Все это очень затрудняло поиск оптимальных с точки зрения обеспечения социальной стабильности и эффективности управления форм обновления российской государственности, ибо каждая их «эпох», которые одновременно «переживались» страной, предъявляла во многом противоположные требования к принципам построения власти.