Разминочная игра.
Именно эту игру я рекомендую использовать в начале каждого вашего занятия.
Она помогает настроиться на нужный лад преподавателям после всех перепитий нашей обычной жизни, а детямплавно погрузиться в формат занятия и научиться слышать друг друга и взаимодействовать.
Игроки становятся в круг.
Преподаватель является в этой игре таким же игроком как и все остальные и так же становится со всеми в круг.
При необходимости, в последующих кругах, из круга можно будет выйти, чтобы наблюдать.
Первый игрок (в первом круге это ведущий) поворачивается ко второму и глядя в глаза должен с ним одновременно хлопнуть в ладоши.
Затем второй игрок поворачивается к третьему и должен сделать то же самое.
Третий к четвертому и так по кругу.
Визуально это выглядит так, что игроки по кругу передают хлопочек.
С новичками вы пройдете все стадии: будут ребята, которые не успевают потому что витают в облаках. Будут дети, которые будут пытаться обмануть партнера имитируя хлопок, хотя ведущий ничего не говорил об этом. Вот просто так его мозг устроен по дефолту – надо побеждать. Он любую игру воспринимает как возможность доминировать, обыгрывать, потому и выбирает такую стратегию интуитивно.
Будут те, которые будут стремиться все сделать слишком быстро и не глядя в глаза «принимающему». Как бы отбрасывая от себя хлопочек вместе с ответственностью.
Однако, пройдя через все это, со временем вы синхронизируетесь и превратитесь в команду.
Про психо-философскую важность игры «Хлопочек»
Да. Эта игра очень простая. С нее надо начинать каждое занятие. Использовать как разминку, разогрев. Она позволяет запустить физические процессы. Перейти от раздумий к действиям.
Связать нейронными цепочками ваш голос, разъясняющий правила игры и физические движения, напряжения мышц. А затем и звук хлопка.
Прокрутите несколько кругов, пока игра не станет слишком простой для команды.
Да, иногда будет такое, что кому-то в первый день так и не удастся синхронизироваться со своим партнером – иногда для создания новых нейронных связей необходим крепкий сон.
Поменяйте направление круга. Обсудите с учениками: с кем им проще хлопнуть одновременно и почему.
Если пока еще эта игра тяжело дается всей группе, то чередуйте ее с такими играми как «Телохранитель» и «Вжух», которые описаны дальше. Не стесняйтесь перечитать эту главу книги после того, как первый раз попробуете поиграть в нее в реальном мире. Потому что нередко мы искаженно понимаем что-то с первого раза, а вот попробовав и перечитав – картина будет становиться яснее и яснее с каждым разом.
Дети полюбят проводить время друг с другом. Тут работают некоторые простые тригеры: издавать громкие звуки это весело. Делать это вместе – вообще прикольно.
Эта игра как раз этому и учит: ты не можешь выиграть в одиночку. Об этом весь гуманизм и вся эта книга.
Вы играете с партнерами. Сначала с одним, а по мере развития партнеров становится много. Выиграть можно только всем вместе.
Сколько бы раз нам не повторяли: «Очень важно уметь слышать».
Трудно сказать, какая игра лучше этой может показать, как это можно потренировать. Как измерить, кто лучше слышит других, а кто хуже. Эта игра подходит и для взрослых и вы удивитесь, если проведите ее во взрослом коллективе (например в учительской или вожатской), как четко она покажет: люди более конфликтные, с которыми больше проблем справляются с ней хуже.
Для детей активных, экспрессивных, лидеров эта игра продемонстрирует, как важно уметь быть услышанным.
Да, да, да.
Не просто хлопнуть в ладоши хорошо громко и четко, но и сделать так, чтобы твой партнер успел хлопнуть вместе с тобой. Иначе «хлопочек» не двинется дальше и нам нужно будет «перехлопывать».
Не будьте слишком строгими на первых кругах, однако на пятом шестом круге, если вы видите, что кто-то все время торопится или все время остается и не хлопает одновременно, то разъясните, что теперь «уровень сложности игры» поднимается, и вы будете переделывать плохие хлопки, пока не получится.
Об умении быть услышанным, в отличии от «активного слушания» пишут мало, поэтому остановимся отдельно, так у меня огромный опыт подготовки стендап комиков и недооценка умения быть услышанным часто тормозит развитие артистов, об этом я говорю в другой своей книге, посвященной подготовке людей к выходу на сцену.
А что если среди ваших ребят, подопечных есть будущие артисты?
Певец, писатель, танцор, музыкант, тиктокер, – любой артист должен просчитывать за зрителя, как «его слово отзовется». Он подбирает звуки, слова и жесты так, чтобы в головах его слушателей складывались правильные схемы, нужное понимание и появлялись смех, грусть, мотивация.
Это сложнейшая интеллектуальная задача: думать за других, предугадывать их реакцию на ваши слова. Но талантливые и тренированные люди с этим справляются.
Потому чувство юмора и ценится так высоко. Оно сравни шаманству: вы говорите слова, а я физически реагирую на них. Иногда даже «не могу не реагировать» – смеюсь, хоть и пытался сдержаться. В этом есть элемент магии.
Из чего же складывается умение быть услышанным:
1)
Проверка слушают ли тебя
2)
Формулирование послания под зрителя
3)
Высказывание послания
4)
Проверка понимания
5)
Корректировка
Умение быть услышанным состоит из нескольких важных компонентов. Во-первых, это проверка того, слушают ли нас. Мы можем обратить внимание на реакцию собеседника, его невербальные жесты, направление взгляда и выражение лица, чтобы оценить, насколько внимательно он нас слушает. Если мы видим, что наше сообщение не доходит до него или вызывает недоумение, то необходимо предпринять меры для улучшения коммуникации.
Например, если ребенок не смотрит на вас, а смотрит в экран телефона, на игрушку, в окно, на двигающегося другого ребенка, – имеет смысл дождаться, пока он вернёт свое внимание вам или попытаться сфокусировать его, например голосом или прикосновением.
В игре хлопочек – у вас может быть высокий эмоциональный интеллект, вы вовлечены в игру, но ваш партнёр – отвлекся. Стоит ли хлопать в такой момент? Или лучше взять секундную паузу, чтобы партнер вспомнил где он и чем занят?
Умение дождаться нужного момента для хлопка – тоже проявление эмоционального интеллекта.
Во-вторых, важно уметь формулировать своё послание под зрителя. Каждый человек имеет свой уникальный набор опыта, знаний и предпочтений, поэтому необходимо настроить свою коммуникацию таким образом, чтобы она была понятна и значима для слушателя.
«Говорить со зрителем на одном языке». Это может включать выбор правильных слов, жестов, отсылок и примеров из актуальных ему фильмов, адаптацию стиля и тонуса голоса под аудиторию, а также учет особенностей его восприятия и понимания информации.
В игре хлопочек это проявляется, когда кто-то из участников хлопает слишком вяло, или чрезмерно резко, нервно. По сути его партнер может просто не распознать язык, не распознать начало жеста, чтобы понять, что вот это вот и есть уже начало хлопка и надо хлопать и самому. Вы удивитесь, но это случается чаще, чем кажется, когда я описываю это словами на бумаге.
Третий шаг – высказывание послания само по себе. Здесь важно быть ясным, последовательным и четким в своей речи. Структурированные мысли и умение излагать идеи логично помогут убедительно донести свою точку зрения и вызвать интерес у слушателя. В случае с музыкой то, о чем мы говорим это скорее саунддизайн, оформление мелодии, ее звучание в колонках. Любая песня может быть испорчена плохими колонками.
После высказывания послания необходимо провести проверку понимания. Важно убедиться, что слушатель правильно понял информацию, которую мы хотели передать. Это можно сделать путем задания вопросов, просьбы повторить или резюмировать ключевые моменты разговора. В танцах – это необходимость проверить, попадает ли ученик в ритм. Если возникают несоответствия или непонимание, мы можем объяснить и уточнить информацию, чтобы обеспечить более эффективное взаимодействие.
В игре хлопочек роль этого этапа выполняет слуховая проверка: а мы одновременно хлопнули?
И, наконец, последний этап – корректировка. Умение быть услышанным включает готовность к корректировке нашего сообщения в зависимости от реакции слушателя. Если мы видим, что наше послание не доходит до него или вызывает недоумение, мы можем изменить подход, подобрать другие аргументы или примеры, чтобы улучшить эффективность нашей коммуникации и быть услышанными.
В нашей игре вы увидите, как дети с лидерскими качествами будут самостоятельно «перештопывать» неудачные «дубли». Это и есть корректировка: «Давай еще раз», и их глаза будут устремлены друг на друга.
К сожалению иногда мы встречаем людей, которые говорят «А что тебе обидело?», а потом вместо того, чтобы извиниться – оправдывают свое грубое поведение. Это признак низкого эмоционального интеллекта. Подделки под «стимулирование обратной связи». Потому что человек явно демонстрирует, что меняться он не собирается и спросил обратную связь для галочки.
Настоящий же мастер игры в хлопочки анализирует насколько слаженно хлопочек переходит от него к партнеру и в следующем круге уже сделает еще ярче этот переход. Как опытный музыкант, который обожает свою аудиторию, после каждого выступления расставляет акценты в своих треках все лучше и лучше и к финальному концерту гастрольного тура его живое звучание достигает своего пика.
Дети интуитивно все поймут. Кому-то может показаться, что мы сейчас говорили про взрослых, но дети – это просто маленькие взрослые, которые еще об этом не знают. Уже сейчас вы закладываете в них основы поведения, паттерны, которые невидимыми ангелами хранителями будут помогать им выходить победителями из самых неудобных ситуаций в жизни.
Вы удивитесь, но эти игры отобраны в этот сборник именно потому, что они позволяют понять и почувствовать то, что невозможно передать теорией, словами. Поэтому не обольщайтесь, если вам понравилась эта глава – идите и попробуйте.
И вы как тренер заметите, насколько многое заложено в этой простейшей игре «Хлопочки» про человеческое общение.
Если вы школьная учительница, репетитор, воспитательница в детском саду или вожатый пионер отряда, даже если вы работаете со взрослыми и впервые берёте группу начинающих актеров для занятий комедийной импровизацией вас ждет множество лирических моментов.
Когда вы невольно начнёте замечать и предугадывать как сложатся жизни и карьеры этих маленьких людей.
Как они сами того не зная уже сейчас закладывают фундамент своего умения коммуницировать на всю жизнь.
Вернемся к процессу коммуникации:
Коммуникация отчасти похожа на педагогический процесс:
1)
Если вы спиной к классу что-то объясняете, у вас никогда нет уверенности, что они в принципе вас слушают, как бы понятно вы не объясняли.
О зрительном контакте у меня на канале есть отдельное видео с разбором видеопримеров знаменитостей. Зайдите и посмотрите, если вам интересны техники лучших.
2) Допустим, вы контролируете, что вас слушают, но совершенно не подумали о том, понятны ли термины и язык, на котором вы говорите – тоже риски вырастут.
3) Допустим, вы контролируете зрительный контакт, вы сформулировали послание на языке слушателя, но промямлили и пробубнили себе под нос.
4) Допустим, вы всё рассказали четко и внятно, но не задали проверочного вопроса, не дали задания, чтобы посмотреть, чему научился ученик.
Тогда у вас нет уверенности, что ученик понял все правильно.