Глава 1. «Динамо» – дом родной

Вера Югова-Кузнецова – первая пермская участница Олимпийских игр в далеком 1956 г. в Мельбурне. С тех пор немало воды утекло, но события той давности до сих пор памятны не увядающей женщине. Она выигрывала чемпионаты города, области, РСФСР, СССР (кстати, рекорд Пермской области, установленной Юговой, был побит лишь в 1989 г.). А дебютировала она на Олимпиаде, когда ей было всего 18 лет.

Справка. Вера Югова родилась 25 июня 1937 г. в селе Шабурово Свердловской области. Мастер спорта по легкой атлетике (1956 г.). Выступала за сборную СССР с 1956 по 1958 гг. Победительница эстафеты 4X100 метров, двукратный серебряный призер (на дистанциях 100 и 200 метров) Спартакиады народов СССР (1956 г.), двукратный серебряный призер (100 и 200 метров) чемпионата СССР (1958 г.), участница Олимпийских игр в Мельбурне (1956 г., дошла до полуфинала), участница чемпионата Европы, международных матчевых встреч в составе сборной СССР.


Атаманша во дворе


Семья Веры Юговой приехала в Пермь в 1945 г. Мама Агафья Савельевна, брат Гена, сестра Люся и младшая Вера. Время было тяжелое, послевоенное. Не хватало денег, одолевал голод. Полуграмотная Агафья Савельевна, тем не менее, была очень мудрая в жизни человек, тянула на своих лямках семью, как могла. Она была очень доброй женщиной, учила своих детей всему: личной гигиене, правилам поведения. Оттого семья Юговых была дружная, все стояли друг за друга горой. Мама устроилась уборщицей в техникуме, ей выделили крохотную комнатку в общежитии. Две кровати, две табуретки, этажерка, два сундука – все что имелось и помещалось в этой комнате. На одном из сундуков и спала будущая участница Олимпийских игр.

Приходилось есть и картофельные очистки, предварительно отваренные. В общежитии жили разные люди, было много детей. Вера среди них была словно атаманша. Она была заступницей во всем, в ограде была гроза всех мальчишек, организатором многих игр. Устремившись за ней, летом ребята играли в лунки, «чижика», прыгали, скакали, играли в футбол. И как вы думаете, кто стоял в воротах? Конечно же, Вера. Зимой заливали каток. При этом девочка не забывала помогать маме по хозяйству: дрова колола, воду из ключа носила.



На фото: Югова-Кузнецова в первом ряду пятая слева


Бог одарил Югову выносливостью. Пацанкой она не признавала обувь. Выходя на улицу, мама заставляла одевать туфли. Вера не спорила, но как только переступала порог дома, туфли складывала в крапиву, и носилась целый день босиком по двору. Пальцы у нее были постоянно сбиты, ноги в цыпушках. Зато бегала так, что никто не мог догнать. В детстве у Веры никогда не было кукол, зато как она играла в ножички! С братом Генкой такие баталии устраивала, что в их комнате весь пол истыкан ножом был, конечно же, к неудовольствию матери.


В гимнастике «потухла», но бег затянул


Училась Вера в школе №6, оценки были средние, но вот за поведение каждую неделю появлялась надпись учителей – не удовлетворительное. Однако удивительное дело, на родительских собраниях учителя не жаловались на Югову, ведь по большому счету ничего плохого она не вытворяла. Вероятно, понимали, что детской энергии нужно было куда-то выплеснуться, и поэтому наоборот, хвалили неугомонную и подвижную девочку.

В этой школе занятия физкультурой вела Анна Ивановна Земцова. Именно она заприметила способности Веры к занятиям спортом, и в дальнейшем направила ее на спортивную стезю.


Правда, сначала педагог заинтересовал Веру к занятиям спортивной гимнастикой. Вот только школьница как-то быстро «потухла». Выступая на школьных соревнованиях в вольных упражнениях, на брусьях, Югова побеждала, получала грамоты, вот только радости ей это доставляло мало. Да и учитель замечала, что у её подопечной нет гибкости, никак не могла сесть на шпагат. Ну, какая из нее гимнастка? Тогда Анна Ивановна заприметила у Юговой тягу к бегу, и предложила той заниматься легкой атлетикой. И совсем другое дело! Перед занятиями у Веры горели глаза, все упражнения она выполняла с удовольствием.

Учась в 6 классе она пробегала 100-метровку за 14 секунд, прыгала в длину 4 метра, очень неплохой результат. И продолжала бегать босиком. Однажды, на соревнованиях на стадионе «Динамо» во время бега пяткой наступила на ржавый гвоздь. Конечно, было больно, но рана зажила быстро, как на кошке. Выделявшуюся среди ровесников девочку заметили тренеры спортобщества «Динамо», пригласили регулярно заниматься у них.


Махнутин и Файнгерц


Она обрела уверенность в себе, когда почувствовала поддержку старших товарищей, сильных в то время легкоатлетов Евы Головиной, Бронислава Вяткина и др. Видя, что Вера испытывает материальные трудности, динамовское руководство установило перспективной спортсменке небольшую стипендию. Все деньги она отдавала маме. А тут и старший брат устроился работать на мясокомбинат. Семье стало полегче. Тепло, ласку и доброту Вера чувствовала в «Динамо» и в последующие годы. Потом она будет говорить, что «Динамо» – это ее дом.


Первым тренером Юговой в «Динамо» был Георгий Махнутин, мастер спорта по лыжным гонкам. Придя на свою первую тренировку, она никого не увидела. Разразилась гроза, шел дождь, и Вера стояла одна на беговой дорожке. Ее увидел Махнутин, подошел, и предложил индивидуальное занятие. Несмотря на непогоду, тренировка состоялась, что называется, по полной программе. В дальнейшем, на соревнованиях Вера бегала дистанцию и 100 метров, и 200 метров, и 400 метров, прыгала в длину и высоту.

Тренер хотел, чтобы его воспитанники были разносторонние спортсмены, пробовали себя во всем. В 1949 г. она дебютировала в соревнованиях среди взрослых спортсменов, и победила в своей дисциплине. Ну а когда Югова стала побеждать на всех стартах, Махнутин понял, что он довел спортсменку до того уровня, выше которого он ничего дать не может. И большое достоинство тренера признать это перед своим воспитанником. Стала Вера тренироваться под руководством другого тренера – опытнейшего Михаила Файнгерца. Шел 1953 г.


На фото: Югова-Кузнецова с тренером М. Файнгерцем


Вспоминает Вера Югова-Кузнецова:

Михаил Яковлевич учил нас не только премудростям легкой атлетики, но и прививал человеческие качества. Он был галантным мужчиной. Всегда делал замечания мальчишкам, которые, выходя из трамвая, не подавали руки спускающимися за ними по лесенке девушкам. Он старался до своих воспитанников донести чувства товарищества, дружбы. Он умел убеждать, заставлял верить в свои силы.

Помню, как мы в 1956 году приехали в Сочи на зимнее первенство страны. Я к тому времени пробегала 100-метровую дистанцию с одним и тем же результатом – 12,3 секунды, и никак не могла его улучшить. Тогда Файнгерц посмотрел мне в глаза, и сказал: «Это не предел, ты можешь бегать быстрее». Это внушение засело у меня в голове, и уже скоро на официальных соревнованиях выбегала на этой дистанции сначала за 11, 9 секунд, потом за 11,6 секунд.


Урожайный 56-й и… боль в спине


1956 г. получился для пермской легкоатлетки самым урожайным в ее карьере на медали. И не было ничего удивительного в том, что она попала в состав сборной страны для участия в Олимпийских играх. А конкуренция в том году за попадание в состав была огромная, за место в сборную СССР спортсмены бились, что называется кровь из носа. В сборной СССР Вера была самой молодой.

За месяц до начала Олимпиады наши легкоатлеты тренировались в Ташкенте. В Австралии ведь жара, вот тренеры и готовили спортсменов в приближенных условиях. А тренировки проходили в самое пекло, но все спортсмены выдержали это испытание, и благополучно отправились в Мельбурн.

Самолет Ту-134 следовал в Австралию с посадкой в индийском городе Рангун, советская команда должна была там переночевать. Наш коллектив разместили в скромной гостинице, которая больше напоминала общежитие. В большом помещении в три ряда были расставлены кровати, между ними стояли тумбочки с вращающимися вентиляторами.

На потолке установлены еще несколько больших вентиляторов. Но, не смотря на это, никакого комфорта не было. На улице стояла жара, как в сауне, а в гостинице вентиляторы только разгоняли теплый воздух. Спортсмены пытались смачивать простыни, но и это не помогало. Когда Вера утром проснулась, то увидела, что вентилятор на ее тумбочке дул только в ее сторону. Тогда она этому значения не придала.



Прибыв в Мельбурн, и разместившись в олимпийской деревне, вечером команда отправилась на разминку. Югова стала надевать шиповки, наклонилась, чтобы завязать шнурки, и… ее пронзила резкая боль в пояснице, она не могла разогнуться. Девушку кое-как доставили до кровати. Вот тут-то Вера и вспомнила про тот злосчастный вентилятор. Позднее врачи определят, что у Веры сильное простудное обострение спины. И тренеры стали ломать голову: заявлять спортсменку на старт или нет.

А девушке было очень обидно, столько пота пролито на тренировках, столько километров преодолено, и все напрасно? Со слезами на глазах она уговорила тренеров включить ее на спринтерскую дистанцию. Врачи сделали блокаду спины, массаж, и боль несколько утихла. У легкоатлетов путь к финалу долгий, многоэтапный. Югова пробежала первый забег соревнований ничего не чувствуя, сказывалось действие уколов. Удачно она пробежала и следующий забег, опять на уколах. И дошла до полуфинала.

Но вот тут врачи наотрез отказались вводить лекарство Вере, считая, что это может повлечь за собой серьезные последствия ее здоровья. Вера неплохо стартовала, но когда до финиша осталось метров 30, спина так «стрельнула», что спортсменка вынуждена была остановиться, и пешком со слезами на глазах дойти до финиша. Почти год понадобился Юговой, чтобы восстановиться от той травмы.


Тренер, учитель, заместитель декана, пенсионерка


Вера окончила факультет физвоспитания пермского педагогического института. Позже, заочно – химико-биологический факультете этого же института. Два года проработала тренером в родном «Динамо», а затем около 40 лет – в Пермском сельскохозяйственном институте заместителем декана агрономического факультета по спортивно-массовой работе. Некоторое время преподавала химию в общеобразовательной школе №21.

С мужем Николаем Кузнецовым Вера Ефимовна прожила душа в душу 40 лет. В свое время он активно занимался баскетболом, работал заместителем председателя областного спорткомитета, начальником хоккейной команды «Молот». За его добрые дела его знала вся спортивная общественность Перми.

Интересное увлечение было у Николая. Несмотря на то, что он не пил, коллекционировал маленькие бутылочки со спиртными напитками. Супруга по возможности помогала мужу в пополнении коллекции, привозила из разных городов. За несколько лет накопилось большое количество бутылочек.

А однажды, Николай поспорил со своим товарищем о чем-то, касающемся баскетбола. Он так был уверен в своей правоте, что на кон поставил всю свою коллекцию, и… проиграл пари. А он был человек слова, сдержал уговор, отдал всю коллекцию. К сожалению, уже много лет Вера Ефимовна вдова, у нее сын, два внука, правнучка Арина.

Загрузка...