Тёплый по-настоящему летний день. Мне девятнадцать, и сегодня я сдала свой первый экзамен в эту сессию. Сдала на «отлично»! А впереди ещё три других, и к ним надо основательно подготовиться. Я, вообще, хорошо учусь. Прогуливаю редко, и то по уважительной причине. Например, месяц назад меня попросили выйти на работу не в свою смену. Обещали за это премию. Конечно, я согласилась. Деньги этим летом мне точно понадобятся. Общежитие закроется на два месяца. Там будут делать капитальный ремонт. Студентов до сентября выселяют. А у меня работа. Значит, придётся искать жильё. Мой родной поселок далеко, и ездить каждый день на автобусе – не вариант. Поэтому снять квартиру или хотя бы комнату – самое то. Родители зовут домой. «Зачем, – говорят, – тебе это надо? Лучше бы эти два месяца отдохнула».
Не хочу. Дома скучно. А здесь – город, большой, красивый. Здесь шумно и оживлённо. Кроме того, работа моя мне нравится. Я устроилась продавцом в книжный магазин. С детства любила много читать. А теперь столько возможностей для этого! Покупатели не каждую минуту бегут, очереди бывают редко. И я всё успеваю – и книги почитать, и к экзаменам подготовиться, и товар продать. Ещё и выручку собрать, кассу закрыть, потом отчитаться перед руководством. Вернее, его замом. Начальница моя Ольга Ивановна сюда редко заглядывает. А Игорь, её зам, чуть ли не каждый день приходит. Мне он не нравится. Мутный тип. И то, как он меня глазами сверлит, неприятно. У него рыжие волосы, рыжая борода, он высокий с большим круглым животом. Старше меня лет на двадцать. Но с самого первого дня, как я устроилась в книжный, он крутится рядом. Интересуется, чем я увлекаюсь, есть ли у меня парень, знаю ли я, что такое секс. Мне неприятно с ним разговаривать, но избежать этого не получается. Каждый раз в мою смену он приходит, чтобы получить отчёт о проделанной за день работе. Он же выдаёт мне зарплату. Еженедельно – как в договоре.
Если бы не Игорь, в книжном мне бы работалось отлично. Но идеального, наверное, ничего нет. Поэтому терплю.
А парня у меня, и правда, нет. Были знакомства, были свидания. Были поцелуи «под луной» и при дневном свете. Прикосновения тоже были. Робкие, но жаждущие продолжения. И всё. Дальше не позволяла моя природная скромность. И неуверенность в потенциальном кавалере. С каждым всё шло по одному и тому же сценарию. Два первых свидания – знакомство, стандартные вопросы: где учишься, чем занимаешься, какие планы в жизни. На третьем – поцелуй. А потом – желание получить что-то больше. То есть желание это было с самого начала. Но если сразу об этом заявить, девушку можно спугнуть. Особенно, такую, как я.
Повстречавшись так с несколькими парнями, я сделала вывод, что пока ничего интересного мне не светит. И почувствовала разочарование. Почти все мои однокурсницы давно в парах, но я всё ещё одна. И как объяснить им это? А ведь они задают вопросы.
Работа в книжном позволила мне отвлечься. Действительно, какая разница, есть у меня парень или нет. Всему своё время. Так говорила мне мама. Наверное, она права. Хотя сама замуж вышла в двадцать лет. А у меня ещё год в запасе.
И так, сегодня я работаю до вечера. И закрывать магазин тоже придётся мне. Игорь уже звонил и сообщил, что придёт к восьми. Хорошо, если так. Он может и опоздать. А ждать его совсем не хочется. В девять с подругами договорилась встретиться у кинотеатра. Сегодня сеанс какой-то мелодрамы. Название не помню, но что-то очень трогательное и слезливое. Как раз то, чего мне не хватает. Книжки хороши, но реальные эмоции, пусть даже через экран, действуют сильнее.
* * *
Половина девятого. Игоря нет. И он даже не позвонил. Я злюсь, потому что рискую опоздать в кино. В это время маршрутки ходят не так хорошо, как днём. А ехать мне минут десять, не меньше. И неизвестно, сколько придется стоять на остановке. Ну, что с ним сегодня случилось? Забыл про меня? Нет, на Игоря это не похоже. Значит, что-то его задержало.
Девчонки уже звонят. Я беру телефон и сообщаю им, что, скорее всего, опоздаю. Сама в это время стою возле склада. И слышу, как за спиной открывается дверь. Ну, наконец-то!
– Игорь… – я оборачиваюсь, чтобы поздороваться, и замираю.
– Ну, привет, – говорит мне совершенно незнакомый человек. – Что, язык проглотила?
Лицо его скрыто под маской. Видны только глаза в узких прорезях. Сзади него стоит второй. Одеты они в обычные чёрные футболки и спортивные штаны. Ничего примечательного. Если не считать того, что в руках у первого самый настоящий пистолет. И он направлен на меня.
– Как… как вы сюда вошли? – пролепетала я.
– Ты забыла закрыть дверь, девочка. Что, не ждала гостей в такой час?
– Нет.
Мелькает мысль: где же Игорь? И впервые мне очень хочется, чтобы он пришёл именно сейчас. Не знаю, чем мне это поможет. Но с ним было бы спокойнее.
Тот, кто второй, запирает дверь. Потом поворачивается ко мне. Вот и всё, думаю я, путь отрезан. Бежать некуда. Если только через окно. Но на нём решётка, и её так просто не открыть. В любом случае я не успею. Они перехватят меня раньше, чем я добегу до окна. Или просто выстрелят. Боже мой, какой ужас!.. Я первый раз попала в такую ситуацию. И не знаю, как из неё выпутываться.
Мне подсказал первый – тот, что с оружием.
– Открывай кассу, – потребовал он. – И давай сюда всю выручку.
Я послушно иду к кассовому аппарату. Коленки дрожат, руки плохо слушаются. Открываю кассу и начинаю вытаскивать деньги.
– И мелочь тоже выгребай, – говорит грабитель.
– Зачем мелочь? – подал голос второй. – В карманах звенеть будет.
– Ничего, нам всё сгодится. Потом обменяем на бумажки.
Я послушно выгребаю мелочь. Её так много, что она не помещается в ладонях. Монеты падают на пол и рассыпаются. Второй орёт благим матом.
– Вот чёрт! Нахрен тебе понадобилась эта мелочь?! Только время тянем.
– Да эта девчонка безрукая! – отвечает ему первый. И тут же приказывает мне. – Давай быстрее! – а для убедительности взводит курок. – Если не хочешь, чтобы я тебя продырявил.
От его слов мне становится совсем страшно, и я рассыпаю даже ту мелочь, что уже успела собрать. Он подходит ко мне, по-прежнему целясь.
– Давай сюда бумажные, а мелочь оставь себе. Будем мы с тобой возиться!
– Подожди, – вмешивается второй. – Так не пойдёт. Монетами там тоже кое-что наберётся.
– Ты же сам говорил: побыстрее, – напоминает ему первый.
– Ну, говорил, – признаёт он. – А теперь передумал. Денег мало. Надо ещё что-нибудь взять.
– Что ты тут возьмёшь? – усмехается первый. – Книги?
– Нет уж. Их с меня хватит. Ещё в школе надоели. Давай лучше девчонку возьмём.
Я замираю на месте, держа в руке пачку купюр. Не смею поднять на них глаз. Если они ещё что-то задумали, то… Я не знаю, что мне делать… Господи, только бы ничего не произошло!.. Я же не справлюсь с ними двумя.
А на складе звонит телефон. Это или Игорь или кто-то из моих подруг. Но я не могу ответить. Любое моё действие теперь зависит от этих двух грабителей.
Они приближаются ко мне. Я отступаю назад. Совсем скоро уткнусь спиной в стену. Или, споткнувшись о пачку запечатанных книг, упаду на пол. На складе, вообще, нет окон. Там есть только запасной выход. Но он закрыт.
Или нет?
Мне чудится, что за спиной у меня кто-то есть. Может быть, Игорь прокрался незаметно?
Внезапно открывается дверь, и чьи-то руки хватают меня и тянут на себя. Потом отшвыривают в сторону. Я падаю прямо на землю, но эта земля – моё спасение. Слышу выстрелы вслед, но они летят мимо меня. Я за пределами магазина. Кто-то открыл запасную дверь и успел вытащить меня, прежде чем грабители сообразили, что происходит. Я поднимаюсь на колени. Встать в полный рост боюсь. Медленно пробираюсь к ближайшим кустам и прячусь там. Надо бежать, срочно вызывать полицию. Но телефон у меня в сумке, а сумка на складе. Я просто сижу и жду. А если грабители станут искать меня? Если они уже убили того, кто стал моим спасителем? Надо бежать, Полина! Еле-еле поднимаюсь, делаю несколько шагов и спотыкаюсь. Коленом ударяюсь о ствол дерева. Ссадина небольшая, но идёт кровь. Выстрелов больше не слышно. Значит, там всё уже кончилось.
И тут распахивается дверь. Я поднимаю испуганные глаза и вижу человека. Высокого, большого, в серой толстовке с капюшоном, частично скрывающим лицо. На ногах джинсы. Нет, это точно не грабитель. Это тот, кто меня спас.