Глава 1 Заряжайся

Мечтай

Тезис первый. Вера в себя – главная опора для развития личного бренда, а мечты – двигатель. Делайте, что умеете, отдавайтесь на максимум, а каждый жизненный экзамен принимайте как последний, – это приведет вас к Олимпу.

На пороге взрослой жизни в мою мечту о журналистике поверил папа. Идея вести собственную программу на ТВ или писать авторские колонки зажигала меня в 17. Стоимость обучения была заоблачной, а шанс поступить на бюджет мизерный. В руках синица – психологический факультет, на который я уже прошла по баллам, но журавль в небе – журфак – манил и не отпускал… За 15 минут до объявления результатов папа, волнуясь, сказал, что, даже если меня не будет в списках на бюджет, они с мамой приняли решение оплачивать мое обучение, как бы трудно им это не далось.

Заветную строчку с моей фамилией в списках мы нашли, а поддержка папы, его готовность верить в мечту и идти за ней придали мне уверенности – если цель истинная, к ней нужно стремиться, чего бы это ни стоило.

Родителям решение поддержать мой выбор далось непросто, позже узнала, что мама была беременна, и если бы я поступила на платный, третьего ребенка в нашей семье могло не быть. Так в 17 лет у меня появились младший брат и бесконечная вера в свои силы.

Эта история повлияла на становление меня сегодняшней. А начав изучать тему личного бренда вплотную, я поняла, что именно тогда состоялся мой выбор профессиональной ниши на всю жизнь, который многие не могут сделать годами.

Упростить и ускорить путь к своему призванию помогут вопросы, которые стоит задать себе в самом начале пути, чтобы не потеряться на перекрестке с множеством направлений. О них и поговорим далее.

Знакомься с собой

Прежде чем стать экспертом в теме личного бренда, я изучила и протестировала на себе множество подходов к распаковке личности. Но самым фундаментальным и основополагающим считаю понятие «Я-концепции» разработанно американским психологом Уильямом Джеймсом в начале XX века.

Суть концепции – осознание и фиксация представления о себе.

Проработка «Я-концепции» иногда дает неожиданные результаты, вы можете заниматься всю жизнь одним делом, а в итоге понять, что нравится совершенно другое.

Так однажды, ко мне на консультацию пришла Мария (@maria.pusen), владелица страховой компании, с запросом на продвижение коммерческого аккаунта. Мы обсудили все нюансы и различия ведения коммерческих и личных аккаунтов. Девушка выбрала идти путем личного бренда, то есть транслировать себя как эксперта, вызывая тем самым большее доверие и лояльность аудитории.

Следующим этапом нашей работы стал список 100 фактов о себе, в ходе написания которого Мария поняла, что ей на самом деле интересна сфера SMM. Это стало большим открытием, и она решилась следовать за интересом. Обучившись новой профессии с нуля, начала внедрять полученные знания и вести личный аккаунт, транслируя весь путь изменений, эмоции, истории из жизни. Так появились первые клиенты, которых она вела уже как SMM-агент. За год с момента нашей встречи девушка смогла стать востребованным специалистом в новой нише. При том что цены на ее услуги выше среднего, а очереди на сопровождение только растут. Поэтому она стала организовывать обучающие проекты и через них делиться своим опытом.

Если посмотреть на этот пример, как на картинку до/после. Если посмотреть на этот пример как на картинку до и после, то с одной стороны мы увидим безликий аккаунт страховой компании с заумными непривлекательными постами, которые только отталкивают потенциальных клиентов, а с другой – личный блог эксперта, за которым интересно наблюдать и есть чему поучиться. Мария за короткий промежуток времени смогла выйти на новый уровень бизнеса в кардинально другой сфере, и способствовали этому факты, почерпнутые из анализа «Я-концепции».

Когда я только познакомилась с этим методом, он вызвал сопротивление. Ведь с детства мы слышим фразы «Не высовывайся», «Ты что, самый умный?». А «Я-концепция» предполагает игнорировать эти установки, чтобы позволить сказать себе «Я офигенный специалист в этой области», «Я эксперт», «Я красивый», «Я коммуникабельный».

При формировании личного бренда это незаменимый инструмент. Если объяснить просто, то «Я-концепция» – это набор фактов о себе: «Я психолог», «Я люблю яичницу», «Я плохой повар» и т. д.

Для того чтобы транслировать свой образ, нужно сначала его сформулировать. Не отдавайтесь порыву писать и делать что-то интуитивно – выработайте стратегию. Иначе и подписчики не смогут считать вас, запомнить, понять. Распространенная ошибка большинства – делать «как пойдет». Конечно, есть случаи, когда личный бренд «выстреливает» и без такого подхода, но это скорее везение и исключение, чем общая практика.


3 ЭЛЕМЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ

1. КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Набор убеждений о себе, то есть буквально все характеристики: будь то социально-ролевые – мама, жена, блогер; атрибутивные – добрая, смелая, пунктуальная; психологические – стрессоустойчивая или ранимая; описание навыков – классно вожу машину или готовлю вкуснейшие тортики; жизненные цели, к которым тянетесь, и те, которых уже достигли, – создать семью, прыгнула с парашютом. Эти характеристики помогут понять вашу самобытность, которую и составляют самые разнообразные комбинации свойств и особенностей.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИЛИ ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Рассмотрим пример. Как вы относитесь к одной из этих характеристик: нравится то, что умная, но бесит, что завистливая? Здесь ваша шкала будет колебаться между позитивным и негативным отношением к собственным проявлениям. Ведь разные люди один и тот же показатель могут воспринимать прямо противоположно. Например, для кого-то в 40 жизнь только начинается, расцвет сил и ощущение себя на гребне волны. Для другого же молодость прошла, а значит, здравствуй, старость, уныние и грусть. Этот показатель дополнит вашу картину представлений о себе.

3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как вы на самом деле себя ведете: считаете смелой, но ведете скромно! Сталкиваясь с социумом, мы не всегда ведем себя исходя из собственных убеждений, порой нам приходится стать гибкими и в разных ролях проявляться в зависимости от окружающей ситуации.

Прямо сейчас откройте блокнот или заметки в телефоне и выпишите от 70 до 100 фактов о себе. Не сдавайтесь, если вы наберете всего 30 пунктов, идите дальше. Напишите родным, друзьям, коллегам.

Так я и поступила, когда в списке числилось только 34 пункта. Разослала во все чаты – семейные, с подругами и коллегами – вопросы. Как они могут меня охарактеризовать? В чем моя экспертность? За каким советом они придут ко мне? С помощью этого смогла добить список до ста.

На первый взгляд, это простое задание, но я настоятельно рекомендую выполнить его прямо сейчас и только потом переходить к следующим главам этой книги. За тем пунктом, когда кажется, что больше и сказать нечего, вы познакомитесь с собой заново, поверьте. Нет, лучше – проверьте.

Формируй экспертность

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ К ЛИЧНОМУ БРЕНДУ: из всех фактов отметьте свои суперспособности – то, что любите, и в чем разбираетесь лучше других. В случае если экспертность еще не сформирована, выделите то, чем вы интересуетесь на данный момент, что нравится, и какие дела заставляют встать пораньше или задержаться допоздна? В этом случае вашу экспертность только предстоит сформировать, для этого есть два основных сценария:

ИЗ ТОЧКИ А. Когда только начинаете развитие в новой области, кардинально сменили сферу и обучаетесь, например, на дизайнера. Расскажите о своем пути другим: этот опыт будет полезен и интересен не только тем, кто находится на этом же этапе, но и тем, кто уже чего-то достиг и хочет вспомнить, как это было, дать совет и направить.

Трансляция из начальной точки помогла взрастить блог и личный бренд Петру Куликову (@petr_kulikov_). Его мама Ольга моя коллега и первый слушатель курса про Instagram, в перерывах между основной работой просматривала мои презентации и лекции. От нее я получала обратную связь и советы что где улучшить, добавить или убрать. В свою очередь, Ольга тестировала все полученные знания из моего курса и тестировала их на блоге 14-летнего сына. Он увлекся кондитерским делом и пробовал себя в этом. Отсюда они и стали простраивать блог юного кондитера Тюмени, транслируя самые первые шаги – покупка оборудования, как учился создавать торты, смешивать ингредиенты, пробовать различные дизайны. На сегодняшний день в блоге Петра более 8 тысяч подписчиков, продвижение шло через блогеров, которым он дарил торты, а также им заинтересовались СМИ: известная радиостанция брала интервью, а региональные порталы размещали заметки. Сейчас он учится на кондитера, а практику проходит в лучших кондитерских города, в которые его приглашают владельцы заведений, так как личный бренд Петра раскручен в рамках региона. Также я приглашала его спикером на воркшоп по ведению блога для школьников, где он делился историей развития аккаунта. Но есть и другой вариант, когда экспертность уже сформирована, вам можно двигаться.

ИЗ ТОЧКИ Б. Если же вы уже добились каких-либо результатов в нише, то тем более пора рассказывать и делиться своим опытом. В этом случае вы привлечете и экспертов, и тех, кто только начинает путь и сможет перенять опыт или вдохновиться историей.

Так развивала свой аккаунт моя мама (@olga-terenya). Потеряв должность руководителя прямо перед пандемией, она никак не могла найти подходящее место для работы. Тогда я предложила ей монетизировать хобби, которым она горит всю жизнь, – вязание. Мама не поддерживала мою блогерскую деятельность и не считала чем-то серьезным, но жизнь повернулась так, что именно Instagram дал ей возможность за полгода выйти на доход, который она получала в качестве руководителя. Сначала она монетизировала аккаунт через продажу изделий, а сегодня проводит обучающие курсы по вязанию, и ее ученики также зарабатывают благодаря хобби.

Если бы в 17 я знала о таком методе, то начала бы еще тогда повестование о пути героя со своими взлетами и падениями, ошибками и победами. Все это видели только те, кто шел отрезки пути бок о бок и гордится за меня сейчас, они знают мою историю и видят, чего я смогла добиться.

Уверена, что и в вашей жизни есть такие примеры. Подумайте о близких или знакомых, которые выросли на ваших глазах. А может быть, вы и сами для кого-то такой пример?

Эти чувства сродни восхищению тем, как быстро растут дети. Вот Вы видите малыша, расплывающегося в улыбке, а вот он же высокий парень, шагающий с аттестатом во взрослую жизнь. В этот момент вы непременно воскликнете – «Я же тебя еще малышом помню!» Так же и с продвижением личного бренда. Люди, наблюдающие ваш рост, будут также приятно удивлены тому, как далеко вам удалось зайти на этом пути.

Поэтому не ждите. Лучшее, что вы можете сделать прямо сейчас, – действовать!

Действуй сейчас

Вывод второй: действуйте сейчас, нет смысла ждать лучшего момента или когда появятся нужные инструменты, техника и прочее. Здесь и сейчас у вас есть вы, и этого достаточно чтобы работать, создавать что-то новое и любить то, чем занимаешься. Уметь использовать обстановку вокруг в свою пользу – важный навык, который отличаетуспешных от неудачников.

В студенческие годы мы с будущим мужем сняли свою первую квартиру. Три тысячи рублей в месяц, окраина города, скрипящий пол, и стойкий запах старости. Это было лучшим нашим жильем, потом что, кроме ворчливых стариков по соседству и тысячи кошек, там жила юная любовь.

Рядом находился кинотеатр, и практически каждый день мы бегали туда на на «Нон-стоп» – это такая ночная акция, когда по цене одного фильма тебе включают сразу три или даже четыре. Мы часто засыпали в кинотеатре или на парах с утра. Не хватало денег, а любимым ужином были лапша быстрого приготовления и хлеб с майонезом.

В этой квартире с тусклой лампой я писала первые материалы по учебе, без ноутбука, от руки. Переписывала полностью, если где-то совершала ошибку, но мои блокноты с домашками вызывали восхищение у преподавателей, они принимали их, даже если было сложно разобрать почерк. Любовь к писательству, кстати, не пропала, именно поэтому сейчас вы держите в руках мою книгу, хоть и написана она уже не в спартанских условиях, а на ноутбуке с возможностью нажать delete, если что-то пошло не так. А стройный шрифт позволит вам прочесть все, что я хочу донести.

В самом начале развития личного бренда и ведения блога невероятно тяжело. Я знаю, о чем пишу, ведь когда-то и сама тратила огромное количество времени на подборку фото, написание текста, выбор ракурса для сторис и поиск тем, на которые буду вещать. Но это такой же навык, как и ходить или кататься на велосипеде: сначала сложно, и без шишек и ссадин не обойтись, но они пройдут, а вы будете делать это уже на автомате. Нужно просто день за днем механически выполнять одни и те же действия, и через пару-тройку недель время на создание контента сократится в разы, а мотивации в виде реальных продаж и ободряющих слов в директе станет столько, что дополнительно она вам не потребуется.

Всегда теряюсь, когда у меня спрашивают «А почему ты решила стать блогером?» Так случилось, что я экстраверт и общаться с максимальным количеством человек – моя стихия. Еще в 10 классе, в 2006 году, вела личный портал на Mail, ru. Разбиралась со всеми техническими нюансами типа и , выравнивала шрифты, добавляла к текстам картинки и фото. Потом были миллионы фотоальбомов ВКонтакте. Те самые, которые назывались «Я», «Семья», «День рождения Саши». Большие тексты в LiveJournal. Учеба на журфаке вдохновляла писать много и часто. Ежедневные заметки из США в 2010 году, которые заняли призовое место на конкурсе InterExchange, обновлялись каждый день и были практически полноценным блогом.

Начав работать в 2011, каждый день желала доброго утра тюменской молодежи от лица Молодежного центра, мутила мемы и уже тогда создавала «годный контент». Первую «сторис» в сегодняшнем понимании этого слова сняла на цифровой фотоаппарат в зеркало. Тогда я пела песню и танцевала локтями, держа гаджет в руке. Своевременно осваивала и Periscope, и Nimses. А с появлением Instagram, как вы понимаете, поменялся формат этого безумства, и уже только потом это стало мейнстримом.

Но ежедневно я слышу вопрос «Где найти столько времени?» и на 100 % знаю, что нехватка времени – понятие относительное. Ведь здесь, скорее, вопрос в приоритетах. Если вы замотивированны, время найдется.

Когда писала от руки очерки и интервью, переписывая их при любой ошибке, мне не хватало времени. Я вышла замуж, налаживала быт, работала в офисе, параллельно писала диплом и готовилась к госам: мне очень не хватало времени. Когда активно начала вести блог – родила сына, который напрочь отказывался спать даже в самом раннем возрасте, – и тут катастрофически не хватало времени. Потом садик, офис, дополнительные секции, собственные курсы и рекламные контракты, – никто не отсыпал мне времени больше, чем 24 часа в сутки. И я не знаю человека, которому на все хватает времени с лихвой. Но вам будет его достаточно, если правильно расставлены приоритеты и есть навык планирования. Заметьте, планировать – это тоже навык, который можно и нужно наработать.

Пользуйтесь этим решением для распределения времени, особенно в самом начале. В план вносим время на создание контента, на публикацию, на делегирование и контроль исполнителей. В начале вы можете засекать, сколько времени уходит на каждую задачу, чтобы планирование было еще более эффективным. Но! Ставьте себе столько задач, сколько сможете сделать.


3 КЛЮЧЕВЫХ СОВЕТА В ПЛАНИРОВАНИИ:

1. Не врите себе, если знаете, что не справитесь, уменьшайте количество задач.

2. Пишите задачи более конкретно: делите одну большую на много маленьких. Задача «Написать книгу» пугает, и ее можно бесконечно откладывать на потом, а вот задачи: «Составить концепцию книги», «Начать писать первую главу», «продумать название» вполне реальны и исполнимы, но все они маленькие шажки к одной большой и главной цели.

3. Планируйте отдых: если не высыпаться, глупо ждать от себя эффективности. Сон, прогулку, время для себя, массаж, горячую ванну, даже просто сериал по телевизору или чтение книги включайте в план, иначе расслабляться вы будете по остаточному принципу, так недалеко и до выгорания.

И, кстати, необязательно пытаться успеть все самому. Открою вам главный секрет все успевающих – делегирование.

Как только я стала делегировать, начался рост. Попав в стагнацию и тотальную нехватку времени на все свои идеи, решилась на помощницу, искала среди выпускниц своих курсов, в итоге путем тестирования выбрала Марину Якубовскую (@in-staimarina). Смотрела, как она ведет консультации и какими знаниями обладает. Поняв, что Марина также горит этой темой, как и я, смогла доверить часть дел. Когда у меня появилось время на творчество, блог и проекты начали расти, через 3 месяца мы поняли, что нужно расширяться дальше. Сейчас в моей команде есть дизайнер, продюсер, таргетолог, кураторы на курсе, технический отдел и разработчик сайтов. А эта книга издана в сотрудничестве с литературным агентством. Вложив деньги в команду, я смогла многократно увеличить свой доход и поняла, что к ведению блога и развитию личного бренда надо подходить как к инвестиции. Позже с Мариной в соавторстве мы провели два потока курса по SMM, выпустив востребованных специалистов.

Набирайте команду для рутинных задач, тем самым освобождая себе как можно больше времени на творчество и создание нового и уникального.

Вы будете работать и развивать бренд в удовольствие. Без стресса и состояния загнанной лошади, которая составляет контент-план на коленке, тут же редактирует фото и пишет текст. Частая ошибка начинающих экспертов – тащить все самому. Вы вкладываетесь в разные курсы по написанию текстов, обработке фото, созданию презентаций и настраиванию рекламы, и в итоге все ваше время уходит на то, что вам не нравится и не интересно делать. Но для этого есть другие люди, специалисты, которые наоборот получают удовольствие от составления визуала или написания текста. Доверьте это им.

Загрузка...