Дома

Достаточно одного ребенка, чтобы заполнить весь дом и двор.

Марк Твен

1. Зачем и как устанавливать правила

Ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух.

Януш Корчак


Психологи давно заметили, что в 6—10 лет дети хотят подражать родителям. Дети готовы к общению, освоению навыков и сотрудничеству.

В этом возрасте для детей важно, чтобы соблюдались установленные ритуалы и привычки. Так же, для детей важно, чтобы родители обозначили временные и пространственные границы, регулировали их желания и порывы. Детям нужны ритуалы и четкие правила.

При отсутствии правил, за выполнением которых внимательно следят родители, дети усваивают негативные привычки, начинают спорить, негативно относиться к просьбам.

Чтобы воспитание было успешным – оно должно быть организованным.

Правильная организация дает ребенку почувствовать безопасность нахождения в мире и уверенность в себе, других, что очень важно для развития.

Родители, подходя к воспитанию командно, формируют порядок, благодаря которому дети чувствуют себя спокойно и всегда знают, что им позволено делать, когда и как. Установление правил помогает организовать деятельность ребенка, получить свободу действий. Правила дают ребенку свободу.

Если правила отсутствуют или непонятны, ребенок каждый раз не знает что можно, а что нельзя. Ему остается только угадывать.

Осознавая понятные и ясные правила, ребенок чувствует уважение и признание со стороны взрослых, устанавливающих правила. Правила помогают созданию доверия между родителями и ребенком.

Детям нравится соблюдать правила, часто дети упрекают родителей за то, что те не соблюдают установленные правила. И дети правы.

Важно понимать различия между командами и правилами. Правило – это понятный, заранее определенный порядок, который следует соблюдать всем и всегда, но команда – это то, что дается более властным и главным, – подчиненному.

Правила – это четкий порядок, который всегда и везде выполняется, но это не принуждения и приказы.

Поэтому запреты работают только в том случае, если к ним прилагаются правила.

Особенности эффективных правил

Вот некоторые особенности правил, которые помогают сделать их эффективными:

Последовательность. Устанавливать и контролировать соблюдения правил должны оба родителя. Если этого сделать не получается, правило продержится недолго.

Четкость. Правило, которое вы устанавливаете – должно быть понятным ребенку. Формулируйте его как можно проще. (Правила взяты из книги Д. Новара «Не кричите на детей»):

Нечеткие:

* Сиди смирно

* С едой играть неприлично

* Доедай до конца

* Не мешай братьям и сестрам

* Только взрослые могут включать телевизор

Четкие:

+ За столом сидят

+ Нельзя выходить из-за стола пока все не доели

+ Телевизор должен быть выключен

+ Можно разговаривать

+ Каждый сидит на своем месте

Практичность. Ребенок должен понимать как соблюдать правило и быть в состоянии это делать. Правило должно быть адекватно возрасту ребенка.

Выполнимость. Правила должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было выполнить. Например, бегать, но не вспотеть – невозможно. Играть на улице и не испачкаться для ребенка практически невозможно. Играть с другими ребятами и не ссориться тоже очень трудно (и не имеет смысла).

Разумность. Правило должно отвечать позитивным воспитательным целям. Вы можете всегда спросить у себя: помогает ли развитию моего ребенка данное правило?

Литература

• Новара, Д. Не кричите на детей!: как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали – 2-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2017.

• Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили – Москва: Эксмо, 2014.

2. Как хвалить ребенка?

К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды.

Джон Рескин


Терпеть и трудиться – подобный слоган помогает формированию сильного интеллектуального «Я».

Правильная оценка – это оценка усилий, которые вложены в достижение целей.

Интеллектуальное «Я» – это наше отношение к своим умственным процессам, интеллекту. Психологи связывают развитие интеллектуального «Я» с развитием самооценки.

Самооценка имеет важное значение в жизни человека. На самооценку влияет похвала. Похвала – сильный инструмент развития и воспитания. При правильном применении похвала помогает создать личность, которая наслаждается интеллектуальными трудностями, уважает ценность усилий и справляется с неудачами.

Похвала в неосторожных руках приносит вред. Дети, в таком случае, становятся зависимыми от нее и, вместо того, чтобы поддерживать, похвала превращает детей в пассивных и зависимых от чужого мнения.

Хваля детей за интеллект и называя умными за выполненные задания, родители сообщают детям, что интеллект – это своего рода украшение, а не инструмент. Инструмент, благодаря которому мы способны решать задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций.

Когда вы хвалите ребенка за усилия, это учит его упорству в достижении цели. Похвала интеллекту – приводит к противоположному эффекту.

Уже в четыре года некоторые дети реагируют потерей энтузиазма при столкновении с препятствиями. Родители этих детей склонны ругать их за мелкие ошибки.

Но когда родители приспосабливают свои ожидания к возможностям ребенка, хвалят за усилия и дают самостоятельно выбирать определенные задачи, это воспитывает оптимизм и приводит к положительным результатам.

Обучение – это процесс, но не доказательство успехов или талантов.

Когда вы хвалите настойчивость, стратегию ребенка, умение концентрироваться, доводить дело до конца, вы тем самым воспитываете и укрепляете именно эти качества.

Рекомендации

• Хвалите ребенка не только за достижения, но чаще – за усилия. Ребенку нужно понять, что даже если результат не появляется, тем не менее усилия и настойчивость – очень важны.

• Ищите положительное. В каждом действии или поступке можно отыскать что-то положительное. Например, цель.

• Лучше, когда похвала весомая и конкретная. Вы можете подробно рассказать, за что хвалите ребенка, что вам понравилось в его поведении.

• Будьте осторожны, сравнивая ребенка с другими.

• Отличная техника – сравнивать ребенка с самим собой в прошлом. «Твои результаты стали намного лучше, чем месяц назад» – удачный вариант. «Ты наконец-то набрал больше чем Ваня!» – неудачный. Сравнение с другими порождает неправильную мотивацию: ведь мы стараемся не для того, чтобы превзойти чьи-то результаты, а чтобы стать лучше самим.

• Сравнивайте в меру. Обучение не похоже на спортивное соревнование. Иногда этапы без явных улучшений – это этапы роста и развития.

Литература

• Каздин, Р. Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания похвалой – Эксмо, 2016 г.

3. Совместное чтение с детьми

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский


Исследования по психологии развития говорят о том, что совместное чтение с детьми хорошей литературы помогает ребенку стать успешным в самых важных областях:

• Взаимодействия сказочных героев помогают учиться взаимоотношениям в коллективе, навыкам общения.

• Чтение сказки, осмысление ее развивает умственные навыки: внимание, воображение, мышление и др.

• Полезно чтение с ребенком вслух как устное общение. Чтение вслух создает близость, формирует доверие в семье, объединяет интересы, вносит театрализацию в чтение и восприятие прочитанного.

Семейные ритуалы, традиции, привычки помогают сделать ровной и спокойной эмоциональную атмосферу семьи. Сформировать у ребенка устойчивые семейные ценности. Ребенку важно чувствовать надежность и устойчивость семейного мира – это помогает быть уверенным в себе и доверять окружающему миру. Семейное чтение вполне может выступить подобной традицией, ритуалом.

Загрузка...