→ Виды психологических причин бесплодия.
→ Личностные причины бесплодия.
→ Системные причины бесплодия.
→ Что такое расстановка.
→ Замещающее восприятие.
→ Модель голограммы.
Итак, мы начинаем…
Давным-давно жила-была девушка Маша. Она хорошо окончила школу и поступила в университет. Так как Маша была и умница, и красавица, то за ней начали ухаживать молодые люди. И пришла любовь, которая через некоторое время проявилась и на телесном уровне актом соединения двух любящих начал: мужского и женского. Но любовь-то пришла, а сомнения остались: молодой человек не спешил делать предложение руки и сердца, да и жить где, было непонятно, на какие финансы – тоже неясно. И в голове звучал голос мамы, что «сначала нужно образование получить, а уж потом семью заводить», и вообще, «успеешь еще с пеленками набегаться», сначала «поживи для себя, мир посмотри, а то я мало что в своей жизни видела – тебя рано родила». Поэтому любовь любовью, а каждый месяц в голове чем ближе заветная дата начала месячного цикла, тем отчетливей звучал голосок, говоривший: «Только бы не забеременеть! Только бы не забеременеть!» К третьему курсу Машино подсознание хорошо усвоило эту программу – ведь наше подсознание, как джин из сказки, воспринимает наш внутренний монолог как приказ и действует, как ангел из анекдота:
В трамвае едет мужчина, за его спиной стоит его ангел. Мужчина мрачно размышляет: «Денег нет. Коллеги – сволочи. Жена – проститутка. Жизнь ужасна». Ангел думает про себя: «Странные желания, но хорошо, буду исполнять!»
Так в подсознании Маши образовалась программа «Только бы не забеременеть».
Спустя еще год любимый бросил Машу, найдя свое счастье в отношениях с ее лучшей подругой. И тогда Маша про себя решила: «Все мужчины – нехорошие люди!» (мягко говоря). Да еще к тому же и ненадежные. Как с такими можно семью построить? А тем более детей рожать? Родится ребенок, а он – раз и к лучшей подруге сбежит? Так в подсознании Маши образовалась программа «Рожать надо только от надежных мужчин», а еще лучше – «от идеальных».
Шли годы, личная жизнь у Маши активно продолжалась, несмотря на ее убеждения. Да, нехорошие люди среди мужчин попадались, но иногда встречались и близкие к идеальному образу варианты. И вот наконец Маша счастливо вышла замуж. За почти идеального мужчину, с ее точки зрения. И вскоре они оба начали мечтать о ребенке. Об их общем ребенке – плоде их любви и продолжателе рода.
Желание родить ребенка у Маши было таким большим, что оно начало занимать все ее существование. Маша думала: «Вот родится ребенок, и у нас появится полноценная семья. Вот родится ребенок, и мы будем счастливы. Вот родится ребенок, и я узнаю, что такое быть настоящей женщиной». Но шли месяцы, желанная беременность все не наступала. Так в Машиной голове сформировалась зацикленность на идее рождения ребенка.
И Маша пошла по врачам. Она сделала множество анализов, провела несколько курсов лечения и стимуляции, пока не попала к одному известному специалисту, который после долгого изучения результатов ее анализов и исследований сказал: «Дорогая Маша, где же вы были раньше! Вы уже старородящая по нашим меркам, раньше думать надо было. А по вашим анализам – и климакс не за горами, а вы только спохватились. Боюсь, что в вашей ситуации только ЭКО может вам с мужем помочь». Так в Машином подсознании появился ярлык: «Старородящая женщина на пороге климакса, которой может помочь только ЭКО».
Эту сказку можно продолжать долго-долго, но я думаю, что вы уже нашли что-то общее в тех программах и установках, которые появились в голове у Маши: все эти программы так или иначе зародились в процессе Машиной жизни и стали результатом тех или иных событий, встреч, диагнозов. Они появились в результате Машиной личной истории.
Подобные установки являются одними из основных психологических причин бесплодия. Это личностные причины бесплодия. О них и о том, как с ними работать, подробно написано в книге «Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?».
Личностные причины бесплодия – группа психологических причин, возникших в течение жизни женщины или мужчины в виде некорректных формулировок цели, мотиваций, подсознательных установок, программ и навязчивых идей.
Эта группа причин важна для проработки, но у нашей сказки есть продолжение.
Маша с мужем долго лечились от бесплодия в разных клиниках, пока по совету подруги Маша не попала на сеанс системных расстановок. Она пришла сначала просто посмотреть – это было бесплатно, да и подруга была в таком восторге, рассказывая о том, что происходит в группе.
Первые полчаса Маша сидела в шоке. Все происходящее в центре зала было похоже на какое-то шаманство: люди выходили и начинали чувствовать то, что чувствовали далекие предки человека, для которого проводилась расстановка. Позже Маша узнала, что этот процесс называется замещающим восприятием и имеет научное объяснение, исходя из законов физики – принципа голограммы и теории больших систем. Но вначале ей было крайне непонятно все то, что происходило в зале. А на второй расстановке ее еще и выбрали заместителем на одну из ролей. Сначала Маша хотела отказаться, но потом ей стало интересно и захотелось проверить, а почувствует ли она что-нибудь или все остальные участники группы просто подсадные игроки и притворяются. И она согласилась побыть бабушкой девушки, для которой делалась расстановка…
Маша встала, ведущий расстановки дал время заместителям настроиться, а именно так называют тех людей, которые на время вживаются в образы родственников, симптомов, ситуаций, чувств или даже частей тела или психики того человека, для которого делается расстановка. И Маша начала испытывать нехарактерные для нее ощущения, чувства, эмоции. При этом она продолжала оставаться Машей, но вторым слоем приходило что-то новое и неизвестное. Затем ведущий расстановки попросил всех заместителей по очереди рассказать о своих ощущениях. И когда подошла ее очередь, Маша начала рассказывать. После того как она закончила свою речь, девушка, для которой делалась расстановка, воскликнула: «Как все точно! Даже фразы такие же, как моя бабушка часто любила говорить!»
С того вечера Маша ушла под впечатлением. Вернувшись домой, она почитала в интернете про метод расстановок и с интересом узнала, что расстановки бывают как семейные, так и структурные, расстановки страхов и симптомов, а также расстановки снов и сказок и даже расстановки чакр, частей тела и психики человека.
После изучения информации Маша решила еще раз сходить в группу в качестве заместителя. А еще через неделю она почувствовала, что готова сделать свою расстановку, так как вопрос «Почему же ребенок не приходит?» занимал ее все больше и больше. Маша набрала в интернете запрос «расстановки хочу ребенка» и нашла мой сайт.
Так мы с ней и познакомились.
Маша пришла в группу расстановок «Хочу ребенка» без мужа, сначала в качестве заместителя – просто посмотреть. Но уже в следующей группе я увидела ее имя в списке тех, у кого был свой запрос на работу.
Маша села в кресло клиента и заметно напряглась. Это было естественно – клиентское место всегда вызывает ощущения как напряжения, так и концентрации. И мы начали расстановку.
С чего обычно начинается расстановка? С выяснения того, зачем человек пришел на сеанс, с его запроса. И эта часть работы очень важная, так как бывают запросы реальные, а бывают фантастические, например, «Пусть будет мир во всем мире!» или «Чтобы с этого момента все в моей жизни было хорошо!». Но чаще, конечно, я слышу такие «нереализуемые» запросы, как:
Пусть мой муж изменится и пойдет к врачу, наконец!
Путь ребенок придет!
Пусть беременность наступит!
Родители мне всю жизнь испортили, теперь вы понимаете, почему у меня нет ребенка?
Найдите виновных в моем бесплодии, пожалуйста!
В чем фантастичность этих запросов, спросите вы. Вы тоже так хотите?
Да, я тоже иногда мечтаю о волшебнике в голубом вертолете.
Но… Расстановка работает с внутренними образами человека, сидящего в кресле клиента. И изменять их можно только из состояния «автора» своей жизни. Из состояния концентрации на себе как творце своей реальности. А «пусть он изменится» или «пусть он придет» – это пожелания из серии «магии вуду»: «Сделайте мне приворот, пожалуйста, приворожите нашего будущего ребенка в нашу семью». Такие запросы работают только после того, как мы их переформулируем вместе с заказчиком расстановки, ведь мы можем изменять только себя, а не других людей.
Что же такое расстановка?
Расстановка – это метод краткосрочной терапии, то есть она длится недолго.
И иногда достаточно одной расстановки, чтобы цель человека в итоге была достигнута.
В чем-то расстановка похожа на психологическую хирургию: все происходит быстро, иногда болезненно в плане чувств и эмоций, после нее может начаться обострение – а как же иначе, ведь если операция была даже очень успешно проведена, то требуется время на послеоперационное восстановление. Поэтому после расстановки я рекомендую позаботиться о себе: сделать что-нибудь приятное для себя любимой или любимого, чтобы накопить достаточно ресурсов для интеграции результатов расстановки в жизнь.
Итак, мы выясняем, в чем запрос человека, пришедшего сделать себе расстановку, и расставляем приоритеты. Бывает так, что в запросе человек перечисляет около пяти, а то и десяти отдельных запросов, но проработать все за одну расстановку нереально. Почему?
Потому что если сделать человека полностью гармоничным и счастливым за один раз, то он этого может не перенести. Это как одновременная операция на головном, спинном мозге параллельно с операцией по смене пола и увеличению груди, губ, а также изменению формы носа. Как вы думаете, сколько будет продолжаться подобная операция? Думаю, что не меньше суток. Способен ли человек выдержать такую длительную общую анестезию? Я не уверена. Сколько времени понадобится для восстановления после такой операции? Тут в оценках мне могут помочь только уважаемые коллеги-врачи, но я думаю, что это очень долго.
Вернемся к Маше. Она уже определилась с запросом:
– Я хочу понять, что больше всего мешает мне забеременеть, – сказала она.
– А что изменится, когда вы забеременеете? – спросила я.
– Все! Изменится все! Исполнится мечта моей жизни.
– А если я предложу снять фильм о жизни Маши после наступления беременности, то что мы увидим?
– Ну, я буду счастливой… – уже с меньшей уверенностью ответила Маша.
– А как вы это поймете?
– Я буду улыбаться. И… у меня будут бабочки в животе.
– Хорошо, но когда мы смотрим фильм, мы не видим бабочек в животе. Как другие люди заметят, что ваше желание сбылось? – Я настаивала на более подробном ответе, так как очень важно, чтобы Маша осознала, как она поймет, что все случилось, что она получила результат.
– Я не знаю, как…
– А кто заметит то, что ваше желание сбылось?
– Наверное, муж.
– А еще?
– Мои родители. Подруги. Коллеги по работе – они заметят не сразу, чуть позже.
– По каким признакам они заметят, что у нас сегодня все получилось? И расстановка была успешной?
– Сначала я покажу положительный тест на беременность своему мужу. Потом меня может начать тошнить, брр… Потом у меня начнет расти живот. И это заметят уже все, даже коллеги. А потом я уйду в декрет, и это, конечно, заметит мой начальник. – Маше стало весело от этих мыслей.
– Хорошо. Теперь мы можем более-менее представить себе картину исполнения вашего запроса. Но я хочу задать еще один важный вопрос: а как мы поймем, что наша расстановка удалась?
– В смысле, как… – Маша была немного озадачена.
– Что станет хорошим результатом нашей работы? Как мы поймем, что мы получили результат? Когда я смогу остановить расстановку?
– Не знаю… наверное, я что-то пойму. А в перспективе забеременею.
– Хорошо, а беременность – это тот желаемый конечный результат, который вы бы хотели получить? Этого достаточно? Вы забеременеете и будете полностью счастливы?
– Хм… Ну, я начну беспокоиться, чтобы с ребенком было все хорошо. Чтобы вы́носить. И родить легко. И чтобы ребенок был здоровым… – Маша начала погружаться в раздумья о том, сколько новых тем появится, когда она увидит две полоски на тесте.
Я решила немного помочь ей:
– Мария, тогда что же станет желаемым конечным результатом? Когда вы сможете сказать: «Да! У меня это есть!»?
– Я поняла, когда рожу ребенка. И все будет хорошо!
– Хорошо – это как?
– Это значит, ребенок будет здоровым. Роды пройдут хорошо. И со мной все будет в порядке! – Маша начала улыбаться.
– Отлично, теперь мы видим картину, к которой мы идем!
Подробнее о корректной формулировке целей в сфере деторождения можно прочитать в моей книге «Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?» [1].
А сейчас мы можем начать расстановку…
На самом деле Машина расстановка давно началась в тот момент, когда мы стали прояснять ее запрос: чего же она хочет на самом деле? Чего ждет от меня как от расстановщика и психолога? На какие перемены в жизни она рассчитывает?
А теперь мы переходим ко второму этапу расстановки – выбираем так называемых заместителей – людей, которые будут «играть» роли важных участников Машиной жизни. Часто в группе встречаются совершенно незнакомые люди, которые видят друг друга первый раз, но когда они становятся заместителями, то совершенно незнакомая женщина может начать говорить так, как обычно выражает чувства мама заказчика расстановки, а мужчина, которого вы видите впервые, может рассказывать историю вашего дедушки. Почему так происходит?
То, благодаря чему в расстановках заместители чувствуют эмоции, чувства и ощущения других людей, называется «чувством замещающего восприятия» [2].
Как это действует?
Мне нравится объяснять, как работает расстановка с помощью законов физики. Например, закона сохранения энергии: если какое-то чувство возникло в системе, то оно требует проживания и никуда не исчезает, а точнее, не трансформируется, пока какой-то участник системы не пропустит его через себя. Но об этом позже.
Итак, как работает замещающее восприятие?
Существует одна очень интересная теория о том, как устроен наш мир. Она гласит, что мир устроен по принципу голограммы. Что такое голограмма?
Голограмма – это техника, позволяющая создавать объемные изображения. Любая ее частица несет информацию обо всей голограмме в целом, то есть даже по молекуле голограммы ее можно полностью восстановить.
Итак, любая частица голограммы несет в себе полную информацию обо всей картине в целом. Так и каждый отдельный человек имеет доступ к общему информационному полю, в котором есть вся информация о том, что было, что есть, и, возможно, о том, что будет. Доступ-то мы все имеем, но, видимо, он глубоко неосознанный. То есть часто сознательно и самостоятельно прочитать информацию мы не можем – для этого требуются специальные приемы. Расстановки стали одним из вариантов таких техник.
Заместитель в расстановке, как частица голограммы, подключается к общему информационному полю, входит в резонанс с частотой того человека, события или симптома, которым его попросили временно побыть, и начинает получать информацию. В результате взаимодействия заместителей и обмена информацией мы получаем результат, который является хорошим и желаемым для заказчика расстановки.
Почему технику расстановок по-другому называют системно-феноменологическим подходом? От слова «феномен». Феномен – он просто есть, его можно наблюдать, осознавать, но не всегда можно объяснить. Когда мы делаем упражнения и расстановки, часто с нами происходит что-то, но осознанно мы не можем понять, что же случилось в процессе расстановки. Кто-то или что-то приходит к нам, а мы не в состоянии понять, кто и что это. Поначалу мы ничего не объясняем, но позже ответ находится. А мы просто разрешаем быть тому, что есть.
В этой книге я приведу много примеров из разных расстановок, а пока вернемся к главному вопросу, ради чего был начат этот разговор о технологии расстановок: именно в расстановочной работе мы выявляем так называемые системные причины бесплодия. Что это такое?
Системные причины бесплодия – группа психологических причин, сформировавшихся в родовой системе человека как до, так и после его рождения, часто заключающихся в недостатке ресурса энергии жизни или «потока любви» [3] по двум видам причин: ранние смерти и тяжелые судьбы членов семейной системы.
Вот об этих причинах и пойдет речь в этой книге.
Тема системных причин бесплодия очень обширна, и ее можно раскрывать практически бесконечно. Тем не менее в этой книге я постараюсь рассказать вам о важных закономерностях и наиболее часто встречающихся случаях.
В ходе чтения этой книги вы сможете следующее.
1. Провести с помощью простых расстановочных упражнений самодиагностику.
2. Решить ряд системных причин возникновения бесплодия.
3. Разобраться в законах функционирования семейной системы, влияющих на деторождение.
4. Лучше понять себя и свои чувства, а также закономерности событий, происходящих в вашей жизни.
Итак, я приглашаю вас в путешествие по истории вашей семьи.
Это путешествие будет интересным, иногда болезненным, но в то же время исцеляющим.
Но сначала по традиции, сложившейся среди расстановщиков, я предлагаю перейти на «ты», чтобы мы могли общаться более доверительно и легко.
Договорились?
А теперь перейдем к первым упражнениям.
1. Сформулируй, какой запрос мог бы быть у тебя на расстановку. Что бы ты хотела получить в результате? Что бы стало для тебя хорошим результатом расстановки? Запиши формулировку в отдельный файл или тетрадь.
2. Представь, что мы смотрим фильм о том, как изменилась твоя жизнь после прочтения книги и работы с ней. Ты получила желаемый результат из первого упражнения этой главы? Как это заметят окружающие тебя люди? По каким внешним изменениям в твоей жизни они поймут, что у тебя произошли желаемые перемены? Кто заметит приход желаемого результата в твою жизнь? Каким образом он или она это заметит? Посмотри этот фильм в своем воображении, как зритель в кинотеатре.
Тренировка замещающего восприятия
Тебе потребуется партнер для выполнения этого упражнения. Лучше, если это будет человек, которого ты знаешь не очень хорошо. Пусть твой партнер или партнерша загадает какого-то человека и скажет тебе только первую букву его или ее имени. После чего посмотрит тебе в глаза, представляя образ этого человека. И попросит тебя на время стать заместителем для него или нее.
Например, «Ты теперь не Наташа, а Х. Побудь, пожалуйста, Х.».
После этого постарайся почувствовать себя Х., не зная, кто это на самом деле. Просто чувствуй. Через несколько минут у тебя начнут появляться ощущения. Важно их прочувствовать, не уходить в разговоры. И теперь твоя партнерша или партнер могут задать тебе несколько вопросов, например:
Ты взрослый человек или ребенок?
Ты мужчина или женщина?
Ты старше или младше меня?
Ты больше любишь классическую или современную музыку?
Ты живешь в одной квартире со мной или мы живем в разных местах?
Мы родственники или просто знакомые или друзья?
Постарайся отвечать в соответствии со своими чувствами. После того как ответишь, попроси партнера или партнершу дать обратную связь – насколько твои ответы совпали с реальностью.
Потом вы можете поменяться ролями, и теперь уже ты загадываешь человека, которым побудет какое-то время твой партнер или партнерша.
Еще раз повторю схему упражнения для тренировки навыка замещающего восприятия:
● найди себе партнера;
● загадай какого-то человека, не говори партнеру, кто это;
● посмотри своему партнеру в глаза и попроси на время побыть загаданным человеком;
● затем партнер начинает чувствовать ощущения загаданного человека через замещающее восприятие;
● начни задавать вопросы, например: «Кто ты – мужчина или женщина?», «Как ты относишься к этому человеку, к этому событию?» и так далее.
Обычно группа очень увлекается этим упражнением, и я с трудом возвращаю участников к процессам тренинга. Как правило, все расходятся по уголочкам, предлагая своим партнерам побыть мужьями, друзьями, коллегами, и выясняют, что нравится или не нравится. В итоге упражнение затягивается, так как результаты настолько удивляют, что хочется пробовать снова и снова, загадывая других людей. Самое главное – регулярно тренироваться, и тогда тебе откроется намного больше, чем ты сейчас можешь себе представить.
Итак, подведем первые итоги.
● Психологические причины бесплодия бывают личностными и системными.
● Личностные причины бесплодия – группа психологических причин, возникших в течение жизни женщины или мужчины в виде некорректных формулировок цели, мотиваций, подсознательных установок, программ и навязчивых идей.
● Системные причины бесплодия – группа психологических причин, сформировавшихся в родовой системе человека как до, так и после его рождения, часто заключающихся в недостатке ресурса энергии жизни или «потока любви» по двум видам причин: ранние смерти и тяжелые судьбы членов семейной системы.
● Расстановки – это вид краткосрочной терапии, проводящейся как в групповой, так и в индивидуальной форме (об индивидуальной форме я расскажу позже) с целью выявления и проработки психологических причин бесплодия.
Я понимаю, что пока возникает много вопросов и есть непонимание того, «как это работает». Я расскажу.
Давай пройдем вместе шаг за шагом путь к счастливому материнству.
→ Бесплодие, или нереализованное желание иметь детей.
→ Фигура будущего ребенка.
→ Системная динамика.
Я не люблю слово «бесплодие». Для меня оно звучит как приговор, который очень сложно преодолеть. Для того чтобы стать родителями после такого диагноза, надо пройти многочисленные анализы, курсы медикаментов, иногда операции и другие испытания. Почти как в сказке: пока в трех котлах не сваришься, ребенка не получишь.
Когда-то я узнала термин «нереализованное желание иметь детей». Речь шла о бесплодии. Услышала я его от замечательной Марианны Франке-Грикш из Германии, обучавшей нас работе с темой детей в Институте консультирования и системных решений. Познакомилась я с этим понятием на одном из обучающих расстановочных семинаров в Москве. И мне этот термин очень понравился. Ведь если желание пока не исполнено, его можно реализовать. И в ближайшем будущем!
Само понятие «желание» выводит нас за рамки медицинского подхода к лечению бесплодия, которое преобладает как в нашей стране, так и во многих других. Бесплодие часто звучит как медицинский диагноз, в то время как, по моему опыту, к медицине надо обращаться на следующем этапе. Сначала всегда надо проверить свои психологические установки, мешающие появлению ребенка в твоей жизни, затем выяснить, нет ли системных причин, и только после этого идти сдавать анализы. Получается намного быстрее, экономичней по финансам, и если уже я обращаюсь к врачам, то уверена, что надо лечить именно тело, а не голову и душу.
И тем более я рекомендую прочитать эту книгу тем, кто собирается на процедуру экстракорпорального оплодотворения: у ЭКО много подводных системных камней, о которых пока мало кто догадывается. Я в ходе работы уже нашла часть этих скрытых преград, и поиски продолжаются. Но об этом мы поговорим в отдельной главе.
В целом я за сочетание психологического и медицинского подходов, но все же важно сказать, что я уверена в том, что все болезни и физиологические проявления в нашем теле возникают как следствие наших мыслей и установок. Избавившись от симптома в теле, мы часто забываем убрать его причину, а она находится внутри нас, но не в физическом теле, а в нашей психике. И тогда симптом на новом витке проявляется с новой силой и в новом качестве. Надо работать с причиной, а не с проявлением болезни. Тогда мы меняем ситуацию в целом, изменяем качество своей жизни.
Поэтому в этой книге я предлагаю заменить слово «бесплодие» на словосочетание «нереализованное желание иметь детей».
Предлагаю вернуться к нашей Маше.
Когда она услышала от меня термин «нереализованное желание иметь детей», она спросила, что он означает, и заметно обрадовалась, что ее желание имеет все шансы исполниться. Оптимизма в Машиных глазах заметно прибавилось.
Я предложила ей «расставить» ее ситуацию. Для начала выбрать из числа присутствующих заместителя для самой Маши и заместителя для очень интересной фигуры – ее с мужем будущего ребенка.
Маша была удивлена – ведь ребенка пока не существует. Так было в ее картине мира.
А в моей картине мира ребенок уже давно выбрал своих родителей. И уже «пришел» к ним, просто пока в виде энергии. Древние славяне считали, что ребенок приходит сначала к… мужчине. Еще за шесть лет до зачатия душа малыша выбирает своего будущего отца, которому затем часто помогает найти маму. А иногда сразу чувствует будущую маму рядом с будущим отцом. Женщина же начинает ощущать будущего ребенка рядом с собой за 9–12 месяцев до реального зачатия. Это ощущение присутствия будущего дитя зависит от чувствительности родителей, и обычно оно становится сильнее с появлением каждого последующего ребенка. Например, я начала чувствовать будущего малыша, начиная с третьей дочки, – за пять месяцев я ощущала чье-то присутствие рядом со мной. Четвертого сына я почувствовала за шесть месяцев. А пятого сына – за восемь месяцев до его реального зачатия. Ощущения были настолько явственными, что перепутать было невозможно.
Наш четвертый сын недавно сказал мне: «Мама, а я тебя выбрал давно. Я тогда прилетел, тебя увидел, у тебя было зеленое платье, и ты заходила в магазин. Я подумал: „Вот это будет моя мама”. И выбрал тебя».
Надо ли говорить, что такие же истории я не раз слышала от других детей. Что интересно, двое старших сыновей не говорили о том, что они помнят, что было до момента рождения. Видимо, только тогда, когда в картине мира родителей формируется идея о том, что ребенок выбирает папу и маму еще до зачатия, то уже родившиеся дети это чувствуют и начинают приоткрывать завесу над этой тайной. Попробуй поверить в то, что ваш ребенок уже вас выбрал, и после этого поговори с каким-нибудь малышом до семи лет. Спроси у ребенка подруги, помнит ли он что-нибудь о том, что было до того момента, когда он или она родился или родилась? Если в твоей картине мира есть вера в то, что дети выбирают родителей, то ребенок это почувствует и поймет, что тебе можно что-то рассказать и не услышать в ответ: «Не говори ерунды!» Попробуй, только сначала надо по-настоящему поверить.
Я могу привести еще один пример из своей жизни.
Свою дочь Каролину я начала чувствовать за пять месяцев до ее реального зачатия. Когда я впервые ощутила, что она витает рядом, то очень удивилась: на тот момент я недавно пережила развод и снимала квартиру в Сокольниках вместе с двумя сыновьями. Все время я посвящала работе, и у меня не было даже кандидатуры на роль будущего отца ребенка. Но все развивалось очень быстро. С будущим отцом наших троих детей я познакомилась в интернете, мы общались около месяца онлайн, потом он исчез, я погрузилась в работу с головой, а через два месяца он появился на сайте знакомств вновь. В этот раз мы начали созваниваться. И наконец еще через месяц мы встретились. И поняли, что мы зря так долго тянули. В первую ночь была зачата наша дочь Каролина. И только тогда я поняла, кого же я чувствовала все пять месяцев до этого. Было ощущение, что она помогала нам познакомиться, буквально сводила нас вместе. А в нашей жизни происходили «случайности», приятные неожиданности и совпадения. Благодаря им родились трое наших детей.
Рассказывать подобные истории можно продолжать очень долго, но главное – ты видишь, что в моей картине мира то, что ребенок выбирает своих родителей до зачатия, является реальностью.
Поэтому, когда я предлагаю выбрать заместителя для будущего ребенка, я хорошо представляю, о чем и о ком я говорю.
И я попросила Машу выбрать заместителя для будущего ребенка. Она обвела группу внимательным взглядом и остановила выбор на миниатюрной девушке Елене – на роль своего будущего ребенка, и Наташе – на роль себя. Я попросила расставить заместителей в пространстве нашего тренингового зала. Обычно это делается так: сначала человек смотрит глаза в глаза заместителю, затем берет его сзади за плечи и медленно ведет по комнате, следуя своей интуиции и телесным ощущениям.
И Маша сначала поставила себя, затем – будущего ребенка. После чего я спросила: все ли верно в таком расположении фигур расстановки? Маша посмотрела внимательно еще раз и уверенно кивнула. Я попросила ее сесть в клиентское кресло, и в зале наступила тишина. Так всегда бывает в начале расстановки – важно дать время заместителям вчувствоваться в то, что происходит в данный момент в поле. Обычно я выделяю для этого одну или две минуты. Но часто заместители начинают говорить раньше этого момента. Так получилось и в этот раз.
Фигура будущего ребенка быстро начала вести себя очень беспокойно. Оглядываться по сторонам, словно что-то или кого-то не находя. Я спросила, что чувствует заместитель ребенка.
– Мне очень грустно, – ответила Елена, замещающая будущего малыша Маши и ее мужа. – Очень некомфортно. Я будто кого-то потеряла, я скорблю о потере. Мне очень плохо.
– Видно ли фигуру будущей мамы? – спросила я у Елены. – Есть ли с ней связь?
– Нет, я вижу ее боковым зрением, но она как в тумане для меня. Очень далеко.
Про себя я отметила, что ребенку некомфортно. Перспективы его прихода в семью Маши и ее мужа в данный момент словно в тумане. Малыш с трудом видит будущую маму.
Эта ситуация негармонична. При отсутствии системных причин нереализованного желания иметь детей будущий ребенок легко распознает будущую мать и с радостью смотрит на нее. Если же он испытывает дискомфорт, то в данный момент, еще до зачатия, он уже берет на себя груз системных динамик.
Системная динамика – это алгоритм поведения участников семейной системы, передаваемый по наследству. Системные динамики редко самостоятельно осознаются исполнителем семейного сценария.
О том, что такое семейная система, мы поговорим немного позже.
А пока приведу пример не из нашей темы.
Эля выбирала для себя профессии, связанные с постоянным ношением больших сумок. Она работала то курьером, развозя одежду, обувь и постельное белье, то менеджером по продажам, целыми днями бегающим по встречам с образцами продукции. Позже Эля стала косметологом, но сумки остались с ней: она ездила к клиентам с большой сумкой расходных материалов для эпиляции, косметических масок и массажа. В какой-то момент ей надоели эти тяжелые ноши, и она задалась вопросом: почему она постоянно ходит с большими сумками?
Эля пришла ко мне на расстановку, и мы поставили заместителя для нее и для ее сумок. И в результате выяснили и разрешили очень интересную семейную динамику. Оказалось, что предки Эли жили в те времена, когда считалось, что если человек идет с большими сумками, то он живет в достатке, зажиточен, практически богат. И Эля глубоко подсознательно старалась оправдать ожидания ее бабушек и дедушек – стать для них зажиточной, богатой, пусть даже только казаться, но ведь именно этого они хотели для своих потомков, терпя лишения и ограничения первой четверти и середины XX века в СССР. Поэтому и выбирала для себя Эля занятия, требующие постоянного перемещения на людях с сумками, – так она чувствовала себя оправдавшей надежды своих предков, исполнительницей их заветной мечты.
В результате расстановки необходимость соответствовать надеждам рода таким образом у Эли исчезла, так как она предоставила всем своим предкам, связанным с этой динамикой, место в своем сердце, проявила уважение и почтила их память.
А теперь пример из нашей темы.
Виктория долго не могла вы́носить очень желанного ребенка. Вот уже пятая беременность замирала на одном и том же сроке – пять недель. Когда Вика пришла ко мне на расстановку, она плакала, рассказывая о пяти потерянных детях. Ей было очень тяжело, ведь последняя беременность прервалась только две недели назад. В результате расстановки Вика увидела крайне неожиданную для себя взаимосвязь с семью абортами ее мамы, о которых ей было известно, и ее беременностями, которые она так хотела, но не смогла вы́носить.
Вика повторяла судьбу своей матери из чувства глубокой подсознательной сильной любви к ней. Да, я понимаю, что это может звучать для тебя нелогично, но это так. Вика очень любит свою маму и повторяет мамины аборты раз за разом, теряя свои беременности.
Обычно про аборты родителей не принято говорить дочерям и сыновьям, да и в семье мало кто вспоминает о детях, которые не родились. И чем меньше об этом говорится, тем выше вероятность, что младший представитель рода начнет повторять ситуацию, когда прерывают беременность. Если это женщина, мечтающая о ребенке, то очевидно, что для нее неприемлема ситуация аборта. Тогда в ее жизни случаются непроизвольные выкидыши, и она все-таки попадет на чистку, имитирующую аборт. Очевидно, что источник завершения беременностей в этом случае не осознается женщиной – она ведь очень хочет вы́носить и родить ребенка. Но любовь к маме (или бабушке) оказывается сильнее. И молодая женщина как бы говорит своей матери: «Я – как ты! Из любви к тебе я даже готова отказаться от своего ребенка. Потому что ты сделала для меня главное – подарила мне жизнь».
Нелогично? Шокирующе? Но часто эта тенденция или семейная динамика сбывается как по нотам. Если из нее вовремя не выйти, выразив любовь к своей матери другим способом. Каким? Это мы обсудим позже. Как и подробно поговорим о выкидышах, абортах, замерших и внематочных беременностях, а также об эмбрионах ЭКО.
Вот такие скрытые взаимосвязи судеб наших предков и событий нашей жизни называются семейными динамиками.
На протяжении этой книги мы будем выявлять твои семейные динамики. Ты сможешь сделать это самостоятельно, выполняя упражнения в конце каждой главы. К упражнениям я предлагаю перейти прямо сейчас.
1. Работа с фигурой твоего будущего ребенка.
Для выполнения этого упражнения тебе нужно остаться одной. Хорошо, если у тебя будет минимум полчаса свободного времени, когда тебя никто не побеспокоит.
Закрой глаза и представь себя в большом белом пространстве.
Ты стоишь и оглядываешься вокруг. Ты не видишь, где заканчивается это пространство, но тебе хорошо и спокойно в нем. Пространство начинает наполняться туманом.
Ты стоишь, тело расслаблено. Ты просто есть.
Считай свои медленные и глубокие вдохи и выдохи: вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.
И вдруг в какой-то части этого белого пространства появляется твой будущий ребенок. Взгляни на это место. Просто смотри, как он появляется.
Как он выглядит? Какой его возраст? Как он смотрит на тебя? Доброжелательно или отворачивается? Можете ли вы долго смотреть друг другу в глаза?
Справа или слева от тебя находится ребенок? Впереди или сзади? Смотрит он на тебя или в какую-то другую сторону?
А теперь из-за ребенка выходит фигура системной динамики, с которой связано то, что он пока не торопится приходить к вам, своим родителям. Фигура системной динамики отделяется от фигуры будущего ребенка и отходит на пару метров в сторону. Теперь ты видишь, что это две разные фигуры: отдельно стоит твой будущий ребенок, а отдельно – системная динамика, с которой он связан.
Посмотри на фигуру системной динамики. Ты узнаешь этого человека? А возможно, ты видишь в этой фигуре не человека, а ситуацию из прошлого твоих предков. Если пока у тебя нет идей, кто это или что это, смотри подольше. Затем подойди поближе к этой фигуре. Скажи ей: «Я тебя вижу! И предоставляю тебе место в моем сердце. Я буду смотреть на тебя, когда у меня будут время и силы, я вернусь, чтобы разобраться с твоей ситуацией. А моему ребенку этого не надо больше делать». Посмотри на реакцию фигуры системной динамики. Может быть, она ответит что-то тебе.
Теперь подойди к фигуре будущего ребенка. И скажи ему: «Тебе не надо больше на это смотреть (укажи на фигуру системной динамики). Я сама буду смотреть сюда и предоставлю этому человеку место в моем сердце. А ты – всего лишь ребенок. Твоя задача – прийти в этот мир и родиться. Ты – мой ребенок, а я – твоя мама. И мы с твоим папой очень ждем твоего появления. Приходи поскорее. А с семейными динамиками мы разберемся самостоятельно как твои родители. Как старшие».
После этого ты можешь побыть с твоим будущим ребенком еще какое-то время и открыть глаза.
2. Сделай «якорь» для работы с фигурой твоего будущего ребенка: это может быть небольшой лист бумаги, на котором ты напишешь «Мой будущий ребенок», или вырежи фотографию похожего малыша из журнала для родителей. Зачем нужен этот «якорь»? Будет хорошо, если ты сможешь постоянно носить его с собой. И когда тебе будут предлагать сделать тот или иной шаг навстречу твоему малышу, ты сможешь на время уединиться и сделать один простой тест.
Найди спокойное место, где минимум пять минут тебе никто не помешает.
Положи на пол перед собой «якорь» фигуры твоего будущего ребенка.
Задай вопрос, который тебя волнует. Например, если тебе предложили сделать процедуру ЭКО, то спроси: «Хорошо ли для тебя, мой будущий ребенок, если я пойду сейчас на ЭКО?» Или: «Поможет ли процедура ЭКО тебе прийти, мой будущий ребенок?»
Четко сформулируй свой вопрос ребенку.
Разуйся и встань на «якорь». Прислушайся к своим ощущениям. Что ты чувствуешь?
Тут важно осознать разницу между «чувствуешь» и «думаешь». Чувства бывают комфортные, дискомфортные, тебе может быть тепло, холодно, приятно или неприятно и так далее. Но в них отсутствует оценка ситуации. Оценка же всегда идет из головы. Поэтому постарайся понять свои чувства на месте будущего ребенка.
Когда ты ощутишь чувства ребенка к заданному вопросу, то получишь ответ на свой вопрос. Если ребенку комфортно, тепло, хорошо, то ответ «Да». Если ребенку дискомфортно, страшно, холодно, то ответ «Нет». Также может быть ответ «Не знаю», если ребенок никак не реагирует.
Советуйся с малышом почаще, и ты начнешь хорошо чувствовать его. А он всегда знает, что приближает его к тебе, а что – отдаляет.
3. Поговори со своими родными о деторождении в предыдущих поколениях твоей семьи. Узнай, сколько было детей у твоих бабушек и дедушек, если не знаешь, а также у прабабушек и прадедушек и так далее, насколько это возможно. Были ли дети радостью для них или приносили одни разочарования и горе? Все ли дети выжили? Были ли аборты и выкидыши? Были ли твои родители желанными детьми? Воспитывали ли твоих предков их родные родители, или они выросли в детском доме либо с родственниками?
Постарайся найти закономерности в сфере деторождения в нескольких поколениях твоей семьи. Запиши всю информацию в отдельном файле или блокноте. Эта информация очень ценная и она нам еще понадобится.
Итак, подведем итоги этой главы.
● Вместо слова «бесплодие» мы будем использовать термин «нереализованное желание иметь детей» – как несущий более позитивную окраску и позволяющий отойти от медицинского подхода к деторождению.
● Ваш ребенок уже выбрал вас, поэтому у нас есть возможность поставить его фигуру в расстановке.
● Системная динамика – это алгоритм поведения участников семейной системы, передаваемый по наследству. Системные динамики редко самостоятельно осознаются исполнителем семейного сценария.
● Из системной динамики можно выйти в результате расстановочной работы.
И именно этим мы и будем заниматься, выполняя упражнения, приведенные в этой книге.
Продолжим?
→ Семейная система.
→ Синдром годовщины.
→ Понятие лояльности.
А теперь давайте вернемся к понятию «семейная система». Что это такое и кто в нее входит?
Семейная система – это совокупность людей, благодаря которым мы получили свою жизнь.
Согласно формулировке портала «Википедия», «к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним „отношениями жизни и смерти“ – отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, ее смысл» (https://goo.su/4DVa).
С первой точкой зрения все очень просто. Наша семейная система – это то, что мы называем нашим родом, нашими прямыми предками. Это и так, и не так. Все наши предки, наши родители, наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки входят в нашу семейную систему. Но еще в нее входят несколько групп важных для нас людей, повлиявших на нашу судьбу. Кто же это?
Итак, в семейную систему входят следующие люди.
1. Ты сама.
2. Твой партнер.
3. Ваши потомки: дети, внуки, правнуки и так далее.
4. Наши родители.
5. Наши братья и сестры.
6. Наши бабушки и дедушки.
7. Наши прабабушки и прадедушки – все предыдущие поколения наших предков. Но влияние на процесс деторождения в твоей семье обычно оказывают предыдущие четыре (прапра-), а иногда и семь поколений (прапрапрапрапра-). В очень редких случаях влияние оказывают более ранние поколения предков.
8. Другие кровные родственники: дяди, тети, племянники и племянницы и так далее участников семейной системы, перечисленных в пунктах 1–7.
9. Бывшие партнеры как твои, так и твоих предков.
10. Жертвы наших предков.
11. Агрессоры, которые нанесли серьезные вред нашим предкам.
12. Люди, передавшие кому-либо из участников семейной системы, перечисленных в пунктах 1–8, значимый для жизни ресурс: любовь, заботу, финансы, оказание помощи, спасение жизни, предоставление информации.
13. Нерожденные дети перечисленных в пунктах 1–9 участников семейной системы.
14. Все рано умершие дети перечисленных в пунктах 1–9 участников семейной системы.
Это мой вариант тех людей, которые входят в семейную систему. Единого мнения насчет этого среди расстановщиков до сих пор не существует, поэтому я возьму на себя риск взять за основу свой взгляд на семейную систему, который выработался у меня за несколько лет работы в качестве расстановщика.
Для сравнения приведу вариант портала из «Википедия».
В общем случае к семейной системе клиента относятся:
биологические родители клиента (независимо от того, живы они или умерли, знал их клиент или не знал, был ли он зачат естественным путем или с использованием современных технологий оплодотворения);
братья и сестры клиента: родные и неполнородные; живые, умершие, нерожденные (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет;
сексуальные партнеры, возлюбленные, супруги: независимо от того, зарегистрированы ли отношения, признаны ли они, насколько они длительны и длятся ли в настоящий момент. Зачатие ребенка соединяет его родителей в семейную систему независимо от характера отношений (в том числе краткосрочная связь или насилие, в том числе если ребенок не был рожден);
дети клиента: живые, умершие, нерожденные, усыновленные или отданные на усыновление, известные клиенту или нет;
другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки и далее;
люди, которые связаны с клиентом или другими членами его системы «отношениями жизни и смерти», например: тот, кто спас во время войны или в других угрожающих жизни обстоятельствах; тот, кто лишил жизни (например, виновник ДТП, убийца); тот, кто проявлял много заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь (благотворитель); тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и др.
Эти правила отнесения к семейной системе не являются жесткими и однозначными, они были выявлены Бертом Хеллингером и другими расстановщиками в процессе исследования того, как в расстановке проявляется запрос клиента через его взаимосвязь с другими людьми.
Видишь, насколько больше участников в твоей семейной системе? И многие из них пока тебе даже неизвестны. Давай разберемся по порядку, кто и почему входит в твою семейную систему. И как они влияют на то, что твой малыш пока не торопится к тебе.
1. Ты сама.
О том, как мы сами влияем на то, что наш малыш пока не приходит, подробно написано в моей книге «Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?» [4]. Поэтому я предлагаю тебе подробно изучить личностные причины бесплодия, прочитав и проработав эту книгу. А тут мы подробнее остановимся на новой для тебя информации о том, как другие участники семейной системы влияют на рождение тобой здорового ребенка.
2. Твой партнер.
Твой партнер – это будущий отец вашего ребенка. Или детей, если вы не захотите останавливаться на одном малыше. Или твоя партнерша, мать ваших детей, если эту книгу читает мужчина. И ты понимаешь, что он (или она) влияет на то, что пока малыш не торопится, – как важная фигура в процессе зачатия и вынашивания детей. Давай поговорим о твоем мужчине (или женщине) подробно в следующей главе. Это очень важная тема, требующая особого подхода и осознания.
Здесь я хочу отдельно извиниться перед мужчинами, так как далее в книге я буду обращаться к женщинам. Это неслучайно: в 95 % случаев ищут помощи в данном вопросе именно представительницы прекрасной половины человечества. Поэтому мои обращения будут относиться к ним. Это не значит, что если ты – мужчина, то не можешь использовать данные в этой книге рекомендации – они универсальны. Дорогие мужчины, если вы действительно читаете эту книгу с желанием проработать что-то в себе – я выражаю вам свое глубокое уважение. Я знаю, как редко мужчины считают нереализованное желание иметь детей своей задачей (я не люблю слово «проблемы»), а ведь на самом деле в деле рождения ребенка все сложности распределяются ровно пятьдесят на пятьдесят: 50 % надо проработать будущей маме, а 50 % – будущему отцу. Кстати, о процентах… Давайте посмотрим, а из кого и на сколько процентов мы с вами состоим.
3. Ваши потомки: дети, внуки, правнуки и так далее.
Я понимаю, что, скорее всего, пока у тебя нет потомков, но, возможно, твой вариант – это вторичное бесплодие, когда один или несколько детей уже есть, а следующая беременность не наступает. Именно такой вариант бесплодия был у меня: я долго не могла родить второго ребенка. Поэтому мы все-таки рассмотрим и вариант влияния твоих потомков на то, что следующий малыш пока не приходит. В этом пункте я имею в виду рожденного ребенка. Влияние нерожденных детей (в результате выкидыша или аборта) мы рассмотрим далее.
Как же влияют на вас уже рожденные дети? По моему опыту, твои дети, скорее, могут влиять на личностные причины нереализованного желания иметь ребенка, описанные мной в книге «Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?» [5]. Например, после первых родов мог образоваться страх новой беременности и родов в случае, если беременность была сложной, а роды – тяжелыми. Или рожденный ребенок принес в жизнь такие большие изменения, что возник страх не справиться с еще одним малышом. Также часто появляется страх невозможности разделить свою любовь между несколькими детьми: ты любишь первого ребенка так сильно, что порой кажется, что если родится второй малыш, то твоей любви просто не хватит на двоих, кому-то обязательно будет недостаточно. И возможно, последняя причина, в отличие от предыдущих, имеет системные корни. Вероятно, в каком-то из предыдущих поколений имела место смерть или болезнь ребенка, связанная с рождением второго малыша. Например, не хватило еды или маминого молока на двоих детей. Такая ситуация в годы голода в 20–30-х годах прошлого столетия или в годы войны была вполне возможна. Другой вариант системной причины, связанной с уже рожденными детьми: у женщины может возникать страх, что с первым ребенком после рождения второго малыша что-то может случиться. Этот страх обычно логически никак не обоснован и чаще всего имеет системные корни: когда-то в семейной системе что-то произошло со старшим ребенком после рождения младшего. И с этими темами важно работать заранее, еще до наступления второй беременности.
4. Наши родители.
Влиянию родителей на нашу сферу деторождения мы тоже посвятим отдельную главу. А пока я хочу показать тебе одну важную взаимосвязь. Если мы примем тебя как цельного человека за 100 %, то как ты думаешь, сколько в тебе «составляющих» от мамы, а сколько – от папы? Минута на ответ.
Внимание – правильный ответ: в тебе ровно 50 % от папы и 50 % от мамы как генетически, так, что удивительно, и психологически тоже. Мы точно наполовину «состоим» из каждого родителя. Сейчас активно развивается такая наука, как эпигенетика, которая исследует закономерности передачи психических структур от наших предков к нам. И самые ближайшие «передатчики», наши «ворота в жизнь» – это наши родители. Когда яйцеклетка соединяется со сперматозоидом, то новый человек получает ровно половину набора хромосом от папы и ровно половину – от мамы. И когда мы вырастаем, ничего не меняется. В нас заложена половина от каждого родителя. В системной психологии считается, что правая сторона – это мужская часть, половина нашего отца и его семейной системы, а левая сторона – это женская часть, половина нашей матери и ее семейной системы. И сейчас ты можешь представить, что если посередине твоего тела от головы до пола провести линию, то правая часть условно досталась тебе от отца, а левая – от матери. Посмотри, как много в нас наших родителей! Половина отца и половина матери! Очевидно, что родители оказывают огромное влияние на нашу жизнь, в каком бы мире они ни находились и сколько бы лет нам самим ни было.
Мы продолжим разговор о родителях в специальной главе, посвященной людям, подарившим нам жизнь.
5. Наши братья и сестры.
Обычно в системных расстановках принято считать, что наши братья и сестры, как и все находящиеся на одном уровне поколений люди, не воздействуют на нашу судьбу, а влияют только предыдущие поколения нашей семейной системы. Но в нашей теме «Хочу ребенка» это не так.
В следующей главе мы поговорим о твоем мужчине (или женщине) и подробно рассмотрим, как он или она влияет на рождение вашего будущего ребенка. Этот человек также находится с тобой на одном уровне поколений. Но уже сейчас я точно могу сказать, что твоя половинка оказывает влияние на рождение малыша. Я думаю, ты и сама это понимаешь.
А как обстоят дела с твоими братьями и сестрами?
По моему опыту работы и проведения расстановок, браться и сестры, особенно родные, могут достаточно сильно влиять на то, что у тебя пока нет детей. Не со зла, конечно. Как так получается?
Пример из расстановки.
Катя была старшей дочерью в семье, где кроме нее подрастали еще две младшие сестренки. Ее детство прошло в конце 80-х – начале 90-х годов. После рождения третьей дочери отец ушел из семьи. Начались голодные 90-е. Мама работала на трех работах, а Кате приходилось сидеть с сестренками. Сестры были погодками: на момент, когда отец ушел из семьи, одной Катиной сестре исполнилось три года, а второй – всего лишь шесть месяцев. Самой Кате было 13 лет.