Часть первая Намерение

Ниндзя тренируется постоянно

Намерение – первый из концептов, который мы рассмотрим на пути наших открытий.

Ниндзюцу, или нинпо – таково название тренировки ниндзя, и подходит она только тем, чье сердце находится в правильном месте.

Как мы знаем из книги Маасаки Хацуми «Путь ниндзя»[1], ниндзюцу не был ниндзюцу с самого начала. Он начинался как синоби (синоби но-хо), то есть совокупность методов, соответствующих тому, что правильно для жизни в целом: выносливость, тренировка с целью стать нравственным человеком, умение принять ответственность за собственную судьбу и посвятить себя другим людям и миру.

Только когда наше сердце расположено в правильном месте, мы становимся надежным проводником между землей и небом и получаем доступ к внутреннему величию и божественному сознанию.

Слово «правильный» означает, что ниндзя сострадателен, уважителен и миролюбив, поэтому он пребывает в мире с самим собой, с окружающими и с жизнью в целом.

Мир – это отсутствие борьбы, вот почему ниндзя как знаток боевых искусств ее избегает: он знает, что в борьбе нет победителей.

В современном обществе борьба – это намерение, которое мы твердо усвоили в сутолоке повседневности, где большая часть убеждений основана на страхе, неуверенности и нехватке личной силы.

Не думай, что борьба ведется только на специально отведенном для нее ринге. Борьба в повседневной жизни – это когда на проезжей части ты во что бы то ни стало стремишься обогнать других; когда в беседе за семейным столом настаиваешь на своем; когда утром тебе приходится вставать, чтобы взяться за нелюбимое дело; когда не находишь в себе силы кому-то позвонить; когда у тебя неприятности из-за собственных ошибок; когда думаешь то, чего не хотел бы думать, видишь себя кем-то, кем не являешься, не любишь себя таким, каков ты есть на самом деле; хочешь изменить кого-то другого; чувствуешь себя обиженным или разочарованным; и так далее. Все эти ситуации, а также многие другие, представляют собой примеры внутренних и внешних конфликтов, участниками которых мы становимся ежедневно.

Обусловленный разум испытывает страх, а потому выбирает борьбу. В отличие от него правильное сердце способно к принятию. Мы тренируемся, чтобы развить намерение, которое поможет действовать, руководствуясь велениями сердца, а не разума.

Сердце ниндзя, как сердце ребенка, отличается силой и гибкостью. Этим объясняется одно из значений иероглифа нин (忍) в слове «ниндзя» (忍者). Нин образовано из двух частей: верхней (刃), которая обозначает лезвие оружия, например меча, и нижней (心), представляющей собой кокоро, что переводится как «сердце». Дух ниндзя подобен лезвию закаленного меча: сильный, но гибкий. Именно гибкость позволяла ниндзя сохранять бдительность и самообладание.

Если ты до сих пор не знаешь, какими свойствами наделено твое сердце, это объясняется программированием, которое не позволяет нам пользоваться сердцем. Мы отдаем предпочтение разуму. Чтобы усвоить это древнейшее учение, чей возраст превышает четыре тысячи лет, и применить его в повседневной жизни, советую тебе прежде всего вернуться к своей истинной природе, отказаться от запрограммированного в тебе с детства.

Последний секрет ниндзя – «побеждать без борьбы».

Масааки Хацуми

Перестань себя наказывать

Думаю, что именно уважение к Богу заставляло сенсея Такамацу обучать меня так, как это делает сам Бог: без понуканий.

Масааки Хацуми

Следуя искусству жизни, никогда никого не стоит наказывать – ни других, ни себя. Таково простейшее правило добрососедства, которое большинство из нас знает, но перестало соблюдать.

Нет величия в том, чтобы наказывать самого себя, а потому начнем нашу тренировку с базовых принципов. Хотя ниндзя прежде всего известен своим умением делать невидимым видимое, имеет смысл сперва сделать видимым невидимое. Особенно если, как в случае с наказанием, невидимое становится помехой.

Я помню, как впервые попыталась осознать роль наказаний в своей жизни. Я принадлежала к тем людям, кто случайно ударяется об стол и в следующий миг восклицает: «Я ни на что не гожусь!», а когда что-то не получается, бормочет: «Я никогда ничего не достигну».

Стоит ли говорить, что подобные оскорбления самого себя – тоже способ наказания. Не выходить из дома, когда, по твоему мнению, у тебя что-то не получается, также будет наказанием. Как вариант: знаменитое «Я буду счастлив, когда…» – не что иное, как еще один способ себя наказать, а потому давайте попробуем начать изменения именно с него.

Загрузка...