На сегодняшний день, маркетинг функционирует почти на каждом предприятии. Функцию маркетинга они стали воспринимать, как видно из исторического экскурса, постепенно от "потребности производства к потребностям рынка".
Организация, ориентирующаяся на потребности рынка, воспринимает функцию маркетинга, как одну из управленческих функций предприятием. Ориентация на маркетинг предполагает, что все внутренние процессы направлены и взаимосвязаны с изменениями, которые происходят на рынке. Решения на предприятии в таком случае принимаются на основании:
Требований рынка;
Возможностей организации.
Маркетинговая функция предусматривает согласование внешней и внутренней среды организации, направленная на увеличение эффективности деятельности предприятия по обеспечению закупки, производства и реализации продукции.
Маркетинговая функция должна дать четкий ответ на следующие вопросы:
Какую продукцию будет производить организация?
Кто будет являться потребителем продукции организации?
Какие маркетинговые действия (упаковка продукции, реклама, цена и т.д.) должны быть предприняты относительно реализации продукции?
Функция маркетинга на предприятии предполагает, что ей необходимо управлять. Для этого необходимо внедрить в организацию, так называемую систему маркетинга. Что же такое система маркетинга? Система маркетинга – совокупность ее элементов контроля, информации, планов, организации, направленных на обеспечение взаимосвязи организации с рынком.
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов.
Элемент 1. Обеспечение службы маркетинга на основе информации. Данный элемент предполагает, что в основе находится разработка маркетинговой информационной системы. Маркетинговая информационная система состоит из следующих частей:
Внешняя информация, которая поступает из информационных источников, находящихся вне организации;
Внутренняя информация, которая поступает из информационных источников, находящихся на предприятии (например, различные формы отчетов);
Исследовательская информация, которая поступает после проведения маркетинговых исследований посредством привлечения внутренних сил (т.е. самих сотрудников службы маркетинга) или консалтинговых организаций.
На основании перечисленных частей и их взаимосвязи формируется маркетинговая информационная система организации.
Элемент 2. Организация маркетинга. Реализация данного элемента осуществляется посредством упорядочивания поставленных задач, закрепления полномочий, распределения зон ответственности на основании которых организация осуществляет деятельность в области маркетинга.
Элемент 3. Планирование маркетинга. Данный элемент предполагает реализацию на основании разработки комплекса текущих и перспективных планов.
Планирование осуществляется на нескольких уровнях:
Уровень организации;
Уровень бизнес-направление организации;
Уровень отдельной продукции или рынка, или канала распределения.
Планирование на уровне организации предполагает, что за него отвечает высшее руководство предприятия. Планирование здесь основывается на сочетании сразу нескольких областей деятельности предприятия. Также в нем отражается корпоративная стратегия и распределение ресурсов организации по различным бизнес-направлениям предприятия.
Уровень бизнес-планирование организации предполагает, что данный план маркетинга основывается на основе сформированных стратегии дивизионов и распределение ресурсов по продукции конкретного направления.