Впервые я соприкоснулся с практиками йоги и медитации, когда мне было 8 лет, а с 11 лет практики медитации и йоги стали для меня ежедневными путешествиями в бесконечные пространства духа.
В подростковом возрасте у меня возникали первые спонтанные воспоминания из прошлых жизней, которые вдохновляли меня на путь медитации и самопознания.
Не столь важно, кем был каждый из нас в прошлых жизнях. Важно, какие духовные практики и божественные опыты происходили в предыдущих инкарнациях.
Попытка «вспомнить», кем вы были в предыдущем рождении, бывает крайне опасной, потому что эго может нашептать вам, что вы были великим императором или пророком.
Персональные подробности прошлых жизней несущественны. Важно то, какие духовные традиции вы изучали, какие системы медитации практиковали, а также каковы были ваши духовные достижения в прошлых жизнях.
Знания прошлых воплощений могут помочь вам продолжить духовный поиск и практики медитации, которые вы вдохновенно практиковали в прошлом. Как правило, интерес к медитации и саморазвитию, который возникает в раннем возрасте, указывает на то, что вы практикуете духовные практики уже многие жизни. По сути, начиная изучать медитацию, мантры и йогу, на самом деле вы продолжаете свои занятия, которые в действительности являются основой вашей духовной жизни, уже многие воплощения
В детстве и подростковом возрасте у многих происходят спонтанные проблески воспоминаний прошлых рождений, некоторые относятся к этим видениям серьёзно, а некоторые пренебрегают подобными опытами. В более старшем возрасте вспомнить прошлые жизни гораздо сложнее, хотя возможно. То, что легко происходит в детстве, требует больших усилий в зрелом возрасте.
В детстве в моих видениях появлялись лица духовных учителей, у которых я обучался в далёком прошлом, воспоминания о духовных школах, в которых я обучался в предыдущих жизнях. Возникало спонтанное знание о местах силы, где я жил в прошлых воплощениях. Это бесценная информация, окрашенная эмоциональными ощущениями, на основании которой я мог выстраивать свой дальнейший путь практики уже в этой жизни.
За 10 лет до моей первой поездки в Индию и встречи с Сатьей Саи Бабой и Йоги Рамаяхом я начал ежедневно практиковать медитацию, дыхательные упражнения, осознанные сновидения, энергетические практики йоги.
Мне повезло с кругом общения, который складывался вокруг меня с самого раннего возраста. Среди знакомых моих родителей было несколько человек, серьёзно практиковавших медитацию и йогу. Именно друзья моих родителей впервые рассказали мне о некоторых техниках медитации крийя-йоги и о работе с энергией при помощи пранаямы и хатха-йоги.
Многие события в моей жизни происходили как результат быстрой материализации моих мыслей, ощущений и стремлений. Когда мне было восемь, я впервые узнал про техники йоги, которые мгновенно заинтересовали меня. С одиннадцати мой интерес к медитации, эзотерике и йоге стал глубоким и серьёзным.
Первая встреча с гимнастикой хатха-йоги и дыхательными упражнениями пранаямы произошла в Крыму. Мы часто приезжали на Чёрное море с родителями. Однажды в Крыму родители познакомились с человеком, который с энтузиазмом занимался на безлюдном пляже упражнениями йоги. Я с интересом начал обучаться у нашего нового знакомого, постигая первые простые упражнения. Наши занятия проходили под горой, на безлюдной части пляжа. Интересно, что сейчас я даже не могу вспомнить имя человека, который впервые показал мне упражнения йоги. Впоследствии мои родители не стали продолжать с ним общение, поэтому контакт с этим человеком был потерян.
Когда мы вернулись домой в Москву, возник вопрос, где можно обучаться практикам медитации и йоги. Во времена коммунистической эпохи подобный вопрос был не только сложным, но и опасным, так как медитация и йога были под официальным запретом.
Каково было моё удивление и радость, когда я узнал, что у моих родителей был хороший знакомый, который готов был помочь мне в этом вопросе, его звали Борис Николаевич Камов, мои родители близко знали его ещё со студенческих лет.
Борис Николаевич Камов (1932–2018) был профессиональным журналистом и писателем. Ещё в молодости он заинтересовался удивительными возможностями практики йоговской дыхательной гимнастики, постепенно его увлечение йогой переросло в серьёзную практику целителя.
Борис Николаевич с самого начала 60-х годов серьезно занимался практиками йоги и медитации. Когда он начал изучать медитацию и йогу, ему было чуть больше тридцати. К моменту нашей первой встречи в начале 80-х ему было более пятидесяти, а мне – одиннадцать. Борис Николаевич был уже опытным практикующим с двадцатилетним стажем интенсивных практик медитации крийя-йоги, пранаямы и хатха-йоги.
В результате практик медитации и йоги Борис Николаевич развил в себе многие сверхъестественные способности, такие как ясновидение и способность лечить людей на расстоянии. Было несколько случаев, когда в моём присутствии кто-то просил Бориса Николаевича по телефону сделать диагностику с помощью ясновидения. Он садился в своё любимое кресло, закрывал глаза и настраивался. В этот момент я чувствовал, что он внимательно сконцентрировал своё внимание на человеке, диагностику которого его попросили сделать. Во время сеанса в центре лба Бориса Николаевича иногда появлялся белый светящийся диск, это был физически видимый третий глаз.
Я был потрясён тем, что несколько раз смог увидеть воочию третий глаз. Борис Николаевич сидел в своём кресле полчаса, а затем открывал глаза и перезванивал по телефону пациенту, рассказывая все подробности его состояния здоровья.
Я неоднократно наблюдал, как во время сеансов ясновидения на лбу Бориса Камова появлялся светящийся диск. Обычно этот феномен длился несколько минут, хотя сам сеанс ясновидения мог длиться гораздо дольше. Борис Николаевич был очень осторожен и не хотел, чтобы кто-то из посторонних увидел подобное проявление сверхъестественного. Борис Николаевич мог контролировать этот феномен, кроме меня свечение у него во лбу видела ещё пара человек. Мне несказанно повезло, что у меня была возможность на протяжении более чем 10и лет индивидуально заниматься со столь опытным учителем.
Мои внутренние стремления к практикам медитации получили быструю и серьёзную поддержку в наших индивидуальных занятиях с Борисом Камовым.
Впервые встретившись в Индии с Сатьей Саи Бабой и Йоги Рамаяхом, я уже знал многие основы практик медитации и йоги, ибо мои регулярные занятия медитацией начались за 10 лет до этого. Борис Николаевич Камов обучал меня техникам медитации и упражнениям йоги, отвечал на вопросы по практикам, разъяснял значение моих мистических опытов, которые достаточно быстро начали происходить всё более интенсивно.
Продвигаться в практиках медитации самостоятельно крайне сложно, а иногда даже опасно, поэтому для меня было особенно важно и ценно это уникальное общение.
Наши занятия были посвящены раскрытию чакр и энергетических каналов. Мы также работали с энергией кундалини, которая пробуждает центральный энергетический канал позвоночника. Важную роль играли практики осознанных сновидений и осознанные путешествия в тонком астральном теле. Во время наших занятий Борис Николаевич обучал меня новым техникам йоги и проверял точность выполнения старых упражнений, мы также обсуждали различные духовные темы.
Наши занятия чаще проходили дома у Бориса Николаевича, а иногда он вместе с женой и сыном приезжал к нам домой, для того чтобы пообщаться с моими родителями, с которыми он дружил многие годы.
Духовные и энергетические возможности Бориса Николаевича были поистине значительны. Он мог осознанно покидать физическое тело и отправляться в путешествия в тонком астральном теле. Борис Николаевич много экспериментировал, он путешествовал не только в разные тонкие миры и пространства, но и преодолевал границы времени.
Борис Камов завершил свой жизненный путь в возрасте 86 лет, на момент ухода его состояние здоровья и ясность ума были потрясающи. Конечно, я не хочу идеализировать, он имел некоторые проблемы со здоровьем, но общее состояние организма было весьма крепким.
В последний раз я посетил Бориса Николаевича за месяц до его ухода. Мне казалось, что у него впереди годы и годы жизни. Его уверенная походка, красивый бархатистый голос, светлая память – всё указывало на внутреннюю силу. Он был полон жизненной энергии, на его рабочем столе было несколько рукописей новых книг, над которыми он работал до последнего дня своей жизни. Видимо, для него пришло время покинуть этот мир и продолжить путь духовной эволюции уже в следующем воплощении.
Итак, я начинал практиковать йогу и медитацию в советские времена, в конце 70-х годов XX столетия. Тогда йога и медитация были под официальным запретом, а те, кто занимался духовными практиками, рисковали попасть под преследования. Строго говоря, никаких серьёзных преследований российских йогов советского времени не было, однако каждый практикующий медитацию и йогу в ту сложную эпоху ощущал, что незримо вступает в противоречие с официальной политической системой.
Сейчас это звучит достаточно странно. Как можно запрещать медитацию и внутренний духовный поиск? Как можно запретить свободно мыслить? Во времена господства коммунистической идеологии практика медитации, йога, целительство, экстрасенсорика и эзотерика воспринимались властями как опасная деятельность, противоречащая официальной коммунистической идеологии. В те времена свобода мысли и даже сама попытка размышлять о вечных вопросах божественной эволюции души считались вредными и опасными для общества. Таковы были сложные судьбы России XX века.
Тем не менее в коммунистическую эпоху йогам в СССР было немного легче, чем практикующим других направлений. Для российских йогов сильных преследований, откровенно говоря, не было. Гораздо труднее в те годы было для тех, кто изучал боевые искусства или следовал некоторым христианским традициям. Были случаи, когда их арестовывали и даже сажали в тюрьму по ложным обвинениям. Коммунистические идеологи стремились полностью контролировать внутренний мир человека, мысли и восприятие людей, именно поэтому любые альтернативные духовные направления воспринимались как потенциально опасные.
В то время вся литература по эзотерике переводилась и издавалась подпольно, такие книги назывались «самиздат». Слово «самиздат» состоит из двух частей: «сам» и «издат», это означало, что подобные книги издавались в домашних условиях. Самиздатовские книги выпускались мизерными тиражами в двадцать или пятьдесят экземпляров.
Естественно, подпольный выпуск эзотерической литературы сурово преследовался властями. Практиковать медитацию или йогу было риском среднего уровня, однако подпольно печатать книги было реально опасно и даже уголовно наказуемо. Даже если люди хранили дома самиздатовские книги по медитации, эзотерике и йоге, это уже было достаточно опасно и рискованно.
В те годы я не принимал участие в издании подпольных книг, однако был счастливым обладателем нескольких копий самиздатовской литературы по йоге и медитации. Тогда считалось настоящей удачей стать обладателем хотя бы нескольких подобных изданий.
Среди первых книг, которые ходили по рукам в СССР в 60-х, 70-х и 80-х годах XX века, была «Автобиография йога», написанная Парамахамсой Йоганандой. Именно тогда я смог впервые узнать о Махаватаре Бабаджи и традиции крийя-йоги.
В то время почти не было возможности поехать в Индию, для того чтобы встретиться с учителями йоги. И всё же, несмотря на все трудности, в России было достаточно много практикующих йогу и медитацию. Чаще всего информация о практике медитации и йоге проникала в Россию посредством немногих счастливцев, которым всё же удавалось по работе поехать в командировку в Индию.
В середине XX века культурные, экономические и торговые связи между СССР и Индией были хорошо развиты, многие русские специалисты находились в Индии в длительных командировках, среди них были тайные йоги и духовные искатели. Так, тонкими струйками, информация о различных направлениях йоги проникала в СССР.
В 60-х годах в официальных журналах печатались статьи по практике йоги, это был короткий период, когда власти ещё не поняли идеологическую опасность йоги.
Вспоминая эту странную и трагичную эпоху засилья коммунистической идеологии, я не перестаю удивляться абсурдности и глупости тех, кто пытался запретить внутреннюю свободу, и также восхищаюсь теми духовными искателями, которые, несмотря на сложности, продолжали идти дорогой света.
В 90-х годах XX века в России началась новая эпоха. Интеллектуальная свобода и частная инициатива проявлялись в общественно-политической сфере, производстве и торговле, средствах массовой информации, религии, науке и искусстве.
Люди получили возможность путешествовать в другие страны, в том числе в Индию. Огромное количество духовных искателей отправились в различные ашрамы для того, чтобы изучать медитацию и йогу, ведическую и буддийскую традиции.
В конце XX века началась эпоха, когда свободно открывались центры йоги в России, начали публиковаться книги по эзотерике и саморазвитию. Все духовные знания и практики медитации стали в одночасье совершенно доступными, люди получили возможность прикоснуться к духовной информации и древним знаниям.
По сути, именно русские мистики и духовные учителя создали традицию современной мировой эзотерики. Основоположницей мировой эзотерической традиции в XIX веке стала Елена Блаватская, которая написала несколько великих книг, прежде всего «Тайную доктрину» и «Разоблачённую Изиду».
Елена Блаватская создала Теософское общество с филиалами в Индии и Англии, а позже и в США. Деятельность Теософского общества сыграла основополагающую роль в развитии мировой духовной мысли того времени. Елена Блаватская была ученицей гималайских учителей, прежде всего Махатмы Мории и Махатмы Кутхуми. Эти высшие учителя человечества даровали великие знания, которые во многом сформировали дальнейший путь духовного развития человечества.
Значительный вклад в развитие альтернативной духовности сделал Лев Толстой, написавший гениальные размышления о глубинном значении евангельского учения, которые он назвал «В чём моя вера» и «Краткое изложение Евангелия».
В начале XX века традицию эзотерики развивали Георгий Гурджиев и Пётр Успенский, создатели «Четвёртого пути». Оба мастера изучали многочисленные традиции как Востока, так и Запада. В рамках этой традиции миру были явлено несколько замечательных книг, в которых оба мистика изложили основы и принципы духовного самоисследования, поиска осознания своей подлинной идентичности.
Георгий Гурджиев синтезировал многие традиции Востока и Запада, включая суфизм, буддизм, тантру, эзотерическое христианство, гностику, герметику, египетские мистерии.
Его главным учеником и соавтором был Пётр Успенский, который сформулировал в своих книгах многие аспекты учения Георгия Гурджиева и донёс их до широкой аудитории.
Значительный вклад в мировую эзотерику внесли Николай и Елена Рерих, даровавшие миру учение агни-йоги. Семья Рерих были учениками Махатмы Мории и Махатмы Кутхуми.
В конце XX века йога, эзотерика и традиция медитации пришли обратно в Россию. По сути, духовные знания и традиции вернулись назад, найдя в душах россиян благоприятную почву для дальнейшего развития.