Творческое воображение, фантазии, творческое мышление – это синонимы процесса создания нового. У этого процесса есть множество граней проявления, которые подчиняются законам эстетики, практической целесообразности.
Для человека творческого не имеет значение, как называются процессы, когда к нему приходят идеи, – фантазия ли это, воображение, творческий порыв или вдохновение. Самое главное для него – это новизна идей и их воплощение в материальную действительность.
Некоторые ждут вдохновения – а оно не приходит. На это время они оставляют творчество, решив, что время само подвигнет их на возобновления поиска решений. Иногда они называют это творческим кризисом.
Другие работают чисто автоматически. Считают, что практика сама решит их все проблемы выхода из творческого тупика.
На время отключения из творческого процесса, художники, в широком смысле слова, не только переключаются на обычные повседневные дела, но и стараются понять механизм своего творчества. Кроме понимания, это стимулирует их искать и находить новые варианты. Именно для этих людей написана эта книга.
Однако воображение важно не только для людей творческих профессий.
В повседневных практических делах, в процессе общения воображение также играет важную роль. Свои промахи мы иногда склоняем к недостатку ума, мышления, хотя главная причина – просто недостаток воображения.
Воображение может играть отрицательную роль, увеличивая страхи и напряженность, – и здесь важно умение изменять отрицательное воображение на положительное.
Вы можете использовать эту книгу как гимнастику для воображения. Образность, расширение пространства восприятия психологических понятий и закономерностей позволяет в процессе бытия обнаруживать новые пути, средства, возможности для создания новых идей и представлений в решении возникающих задач.
Основная цель – догадываться в прямом смысле этого слова о новых возникающих возможностях в повседневной жизни; выработать отношение к жизни как к творческому процессу. Представленные упражнения параллельны темам, хотя могут затрагивать и другие области, – но и это полезно.
Делать записи в упражнениях или не делать, – решать Вам.
Несмотря на то, что все упражнения полезны, некоторые могут вызвать неприятные ощущения. Не делайте их. Просто Ваш мозг не адаптирован к их выполнению.
Не делайте упражнения за час до сна и при плохом самочувствии.
Не перегружайте себя упражнениями. Упражнения сами по себе – не самоцель. Главное – содержание темы, которую Вы творчески перерабатываете. «Важно то, что клиент проходит через процессы, а не то, сколько техник мы использовали» (Ф. Фанч).
Там, где оговорено, упражнение заканчивайте заземлением. Заземление – это ощущение присутствия себя в данный момент времени в данной обстановке. Для этого просто мысленно скажите себе: «Меня зовут (имя), мне… лет, сегодня (число), я живу по адресу…».
В какой бы приятной ирреальности Вы не оказались, обязательно возвращайтесь к себе в свою обстановку. Заземлением мы также закрепляем результаты в той обстановке, в которой живем.
______
Очень даже может быть, что после прочтения книги и выполнения упражнений, Вы заметите улучшение выбора как в своем творчестве, так и в повседневных, практических делах.