См: Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. – М., 2004; Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской. – М., 2009; Кейер Е.А Работа с глиной как метод лечебно-педагогической коррекции // Педагогика, которая лечит. – М., 2008; Караневская О.В. Занятия керамикой с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2.
К.Г. Богемская. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. – М., 2001.
В России существует сейчас форма обучения, в чем-то аналогичная нашей. Это так называемая адресная профессиональная подготовка в учебном заведении или обучение профессии рядом с мастером. Она используется для детей из детских домов и в программах профориентации в коррекционных школах. Например, ученик может осваивать профессию вахтера, проходя обучение на рабочем месте рядом с работающим вахтером.
Полиграфическая, текстильная и столярная мастерские объединены общей педагогической командой, и ответственный педагог у них общий. В керамической мастерской другой ответственный педагог. Так сложилось, потому что первые три мастерские появились из школы-мастерской, а керамическая с самого начала существовала отдельно и в другом помещении.
Ж. Ванье. Каждый человек – священная история. – М., 2008. С. 16–17.