Мой дорогой читатель! Уже сам факт того, что вы взяли эту книгу в руки говорит очень о многом применительно к вашей личности. Повышенная интеллектуальная и психологическая любознательность – это показатель вполне конкретного личностного здоровья. И даже более того: это момент, четко и однозначно свидетельствующий о наличии больших задатков зрелой и гармоничной личности. Личности не только существенно лучше, чем большинство окружающих, но и имеющей в себе задатки интеллектуальной и психологической элитарности. И, кто знает, может быть, даже аристократичности. А это уже не просто полет личности на большой высоте. Это элемент высшего пилотажа. И с точки зрения вечных и универсальных классических ценностей – это элемент не мнимой, а реальной уникальности и эксклюзивности. При правильном и адекватном отношении человека к этому моменту не только в настоящем, но и в ближайшем и отдаленном будущем.
Это косвенный намек на то, что лично у вас есть, вероятно, особенная личная миссия на Земле. О чем будет сказано отдельно в этой книге более подробно. Не исключено, что именно вас послали в этот мир Высшие силы Вселенной с персональным заданием быть воином Светлых сил. Ибо, вечная борьба Светлых и темных сил во Вселенной продолжается, достигнув уже очень высокой степени интенсивности. И это не сказка или аллегория. Это реальная проза жизни предельно четкая и конкретная, жесткая и местами даже жестокая в своей принципиальности и непримиримости.
Конечно, это существенно более сложный вариант жизненного пути. Но это не только несколько более интересный жизненный путь. Это совершенно иной путь. Принципиально на более высоком качественном уровне с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Это реальная возможность испытывать мощное и стабильное чувство удовлетворения и самим собой, и своей жизнью. Что, несомненно, лежит в основе истинного счастья.
То, что в вас есть такая неуемная любознательность (а не банальное любопытство) свидетельствует о том, что в вас есть масса скрытых, но необыкновенно важных и ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Которые нуждаются в существенно большем внимании и заботе с вашей стороны, более сознательного и целенаправленного развития. И не просто немного больше. Это большой и сложный труд. Но он всегда имел, и всегда будет иметь особенный вес в глазах самых умных и самых достойных, самых способных и талантливых, самых зрелых и самодостаточных, самых мудрых и гармоничных людей. Истинная элита общества с большой симпатией относится к тем, что серьезно и основательно работает над собой.
Вам не просто нельзя быть таким, как все. Это вам категорически противопоказано. Ибо, творческая личность – это отдельный и особенный статус. Но, не с точки зрения мирской и распространенной логики, а с точки зрения элитарной духовной логики. С точки зрения вечных и универсальных правил и законов человеческого бытия. С точки зрения Высших сил Вселенной. Мудрецы пишут о том, что, как только человек принимает решение о том, что будет серьезно и основательно работать над собой, то Светлые силы Вселенной будут достаточно интенсивно помогать, посылая нужную литературу, нужных людей, нужные ситуации и события, позволяющие не только более бесстрастно и объективно взглянуть на самого себя, но и существенно более конструктивно выстроить отношения с самом собой, с жизнью, с Высшими силами.
Творчество по самовоспитанию и самосовершенствованию во все времена было особенно важно и престижно. Собственно, на Востоке и ныне это в большом почете. Каждый, даже самый небольшой шажок вперед – это здорово и замечательно. Как только вы сделаете серию конкретных шагов вперед, перед вами раскроются совершенно иные, новые горизонты. Конечно, путь к истинному совершенству бесконечен. Но буквально каждый процент продвижения на пути к нему – это повод для большой радости. Это победа над самим собой, над банальной прозой жизни. Это включение процесса обретения алгоритма счастья. Это дорога к обретению своей личной, эксклюзивной ниши в жизни вообще. А не только применительно к своему непосредственному окружению.
То, что вы до сих пор находились, в некотором смысле, в личностной спячке (по большому счету) – это не столько ваша вина, сколько ваша беда. Просто вам до этого никто не сказал о том, что реальная действительность вокруг вас – это не есть истинный эталон правильной жизнедеятельности, отношения к себе, к окружающим, к жизни, к Высшим силам. А правильно – это не просто несколько иной стиль. Мало общего имеющий с распространенным.
Не исключено, что просто-напросто в вашей жизни внешние обстоятельства складывались далеко не самым оптимальным образом. Мирская суета способна поглотить любое количество времени и сил, не позволяя реализоваться чему-либо более важному и ценному, совершенному и гармоничному. Правильная любовь человека к себе – это далеко не такая простая вещь, как об этом думает большинство людей, чуждых существенной мудрости.
Радость творчества в работе над самим собой – это совершенно отдельная по своим качественным параметрам радость. Как и поддержание в должном энергетическом тонусе своего ума и души, духа и тела. Развитие трудолюбия всех этих частей человеческой сущности придает новый смысл жизни. Не говоря уже о хорошем уровне добросовестности всех этих четырех моментов. Резко повышается колоритность жизни, острота ее вкуса. Это, как минимум, яркий пикантный привкус. А, как максимум, совершенно иные количественные и качественные показатели. Это обретение новой системы координат в развитии своих способностей и талантов. Это существенное повышение ценности и важности и своей личности, и своей жизни. Это обретение большого и мощного преимущества перед большинством окружающих. Только преимущественно тайного и скрытого. Что, собственно, тоже может внести свой дополнительный приятный привкус жизни. Это возможность обретения серии сокровенных радостей, в значительной степени недоступных большинству окружающих. И, чем труднее очередная вершина, тем выше радость ее покорения.
Некоторые скептики и нигилисты могут возразить автору, сказав о том, что все это сплошная теория и абстракция. Конечно, это имеет определенный и чисто теоретический смысл. Но не только. Это еще и практическая жизнь автора, сумевшего достичь таких вершин, о которых большинство людей даже не мечтает. Кто-то скажет – это, мол, исключение из правила. Но опыт работы автора с более, чем сотней его воспитанников продолжительностью от одного года до пятнадцати четко и однозначно может подтвердить все мысли автора, высказанные и выше, и ниже. Не говоря уже о том, что в этой книге нет ни одной мысли, которая бы принципиально противоречила фундаментальным трудам классиков психологии и философии, работам мудрецов и святых.
В этой, да и других книгах автора, систематизированы данные, полученные в результате глубокого анализа личности более пятнадцати тысяч людей и умеренного анализа еще тридцати тысяч их родственников, друзей и знакомых. Но не только личности этих людей, как таковой, но и в четкой связи специфики каждой личности с многочисленными особенностями и закономерностями жизни этих людей. В значительной степени естественно и закономерно вытекающими из особенностей их личности. Поэтому вы имеете возможность учиться на ошибках многих тысяч других людей. Что предоставляет вам шанс избежать их ошибок в своей жизни. И сделать ее существенно лучше и благополучнее, совершеннее и гармоничнее.
Многие из вас неоднократно в своей жизни столкнулись с тем, что были совершенно неадекватно оценены окружающими. В подавляющем большинстве случаев подобного рода ситуации объясняются тем, что у людей просто-напросто отсутствует система критериев по оценке личности другого человека (да и, собственно, и самого себя тоже). Люди не знают, не понимают того, что делать и того, как это делать. И, соответственно, не умеют это делать. А уже оценивать человека с элементом оригинальности и нестандартности – это в два-три раза сложнее, чем обычного человека.
Конечно, получить быстро большие результаты в работе над собой не представляется возможным даже чисто теоретически. Но, данная книга должна помочь читателю понять самого себя, осознать факт наличия особо ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Чтобы понять реальную ценность своей личности и в настоящий момент времени, и потенциально на будущее. Он занимает существенно более высокую позицию на иерархической лестнице человечества по сравнению с большинством обычных людей. И это очень важный момент для понимания своего истинного места в жизни вообще. И на Земле, в частности. Творческая личность должна знать и понимать не только свои права, но и обязанности. Перед самой собой, перед обществом, перед жизнью, перед Высшими силами. И эта книга призвана хотя бы отчасти помочь читателю в решении ряда этих вопросов. Когда человек знает и понимает ценность своей личности, свое место в жизни, то он, как правило, уже не может относиться по-прежнему равнодушно и легкомысленно и к себе, и к своей жизни. Кому много дается с того много и спрашивается. Так было и будет всегда.
Дорогой мой читатель! Думаю, что не открою Америки, сказав, что каждому автору приятно, когда его книгу читают. Но в данном случае, важна не авторская амбиция, а та потенциальная польза, что может читатель извлечь из этой книги. Ибо, то, что вы взяли в руки эту книгу, уже очень мощно и конкретно характеризует вас. И, безусловно, с положительной стороны. Во-первых, только интеллект, существенно выше среднего, может толкнуть читателя на чтение этой книги. Во-вторых, жажда новых знаний, жажда мудрости – это две больших классических добродетели, а не только два больших достоинства. О чем будет сказано отдельно в этой книге и достаточно подробно. А то, что в читателе есть вполне конкретные сомнения в собственной самодостаточности – это не признак слабости или неполноценности. Нет, это признак конструктивного отношения к себе и к своей жизни. Это показатель большого и искреннего стремления читателя к гармонии и совершенству, к истинной зрелости и самодостаточности.
Кроме всего прочего, это ещё и элемент мудрости. А это уже автоматически ставит читателя существенно выше большинства окружающих его людей. И это не случайно, так как является косвенным признаком наличия в личности читателя совершенно особого момента – творческого начала. А оно в существенном количестве присутствует лишь у пяти процентов людей вообще. И поэтому, в совокупности с выше перечисленными важнейшими показателями структуры человеческой личности, является моментом, дающим основание предполагать, что именно вы, конкретный читатель, имеете ряд главных предпосылок для того, чтобы попасть в интеллектуальную и психологическую элиту нашего общества. О чем и будет достаточно подробно рассказано в данной книге. Буквально шаг за шагом, штрих за штрихом, линия за линией. И, конечно, по большому счету, каждая из этих линий, из многих десятков, не является чем-то абсолютно эксклюзивным элементом, так как о каждой из них было сказано уже тысячекратно и до автора этой книги в произведениях классиков психологии, философии и художественной литературы, в работах теологов и мудрецов. Но выдумать, принципиально новые слова и термины, дано очень мало кому даже из числа самых умных людей. Но вот создать из уже известных слов такие словосочетания, что будут иметь новый, дополнительный смысл – это задача весьма существенная и достойная своего кропотливого и добросовестного воплощения. Не говоря уже о том, чтобы реально привязать многие абстрактные и чисто теоретические понятия к реальной практической жизни. Перевести моменты теоретической философии и психологии на уровень, доступный для адекватного восприятия и усвоения человеком, мировоззрение которого пока еще находится в стадии формирования. А, по большому счету, совершенствования своего мировоззрения – это задача не какого-то там отдельного и изолированного этапа жизни достойного человека. Это задача всей его жизни, так как, по мнению мудрецов, для обретения абсолютной мудрости не хватит человеку и ста лет самой интенсивной и добросовестной работы над собой.
Если человек стремится достичь линии горизонта, чтобы заглянуть за нее и понять то, что там дальше, то уже один этот момент открывает даже для самого умного и самого талантливого человека очень большие новые перспективы. Достижение даже части из них может дать человеку во много раз больше оснований для большого собственного чувства внутреннего удовлетворения. И собой, и своей жизнью. Не говоря уже о творчестве. А то, что человек не имеет абсолютной уверенности в себе, это в определенной степени хорошо. Это означает, что хотя бы чисто теоретически у него есть возможность большого личностного роста. И задача данной книги – дать определенный положительный импульс читателю в работе над своей личностью.
К сожалению, большинство, мягко говоря, современных книг не предполагает в своей сути задачу принесения существенной личностной пользы читателю. И, конечно, данная книга – это не панацея. И даже сто томов, по тысяче страниц каждый, не могут в полной мере исчерпать всю мудрость Бытия вообще и человеческого, в частности. И у автора, слава Богу, нет по этом поводу никаких иллюзий. Но вот, если его книга (как и ряд новых, предполагаемых) даст читателю хотя бы некоторые логические точки опоры для работы над собой, то это будет уже хорошо.
Конечно, читателю придётся расстаться с некоторыми своими иллюзиями и заблуждениями, но основная логическая линия книги предполагает, что это произойдет наименее проблемным и болезненным образом. Ведь, когда есть хороший аналитический аппарат для осмысления себя и жизни, то это может уберечь конкретного человека от многих ошибок и неудач, разочарований в себе и других людях. Могу только от себя добавить, что, работая над этой книгой, автор буквально чувствовал то, как он постепенно и незаметно становится не только умнее и умнее, но и немного мудрее. Более четко и конкретно расставляя точки над «и» в наиболее важных жизненных вопросах. И многие читатели рукописи этой книги отметили похожее явление.
Для многих из вас данная книга, возможно, не является особым откровением. Но, этот момент не может в полной мере обесценить ее смысл. Ибо, во-первых, далеко не все и в возрасте пятьдесят-восемьдесят лет представляют из себя действительно мудрых людей. И по личному мнению автора, и по мнению классиков психологии и философии. А, во-вторых, у большинства есть свои дети и даже внуки. И вот применительно к ним вы можете получить дополнительную возможность воздействовать более конструктивным и созидательным образом. Хотя бы дать более точный ориентир интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Не говоря уже о том, чтобы хотя бы отчасти замотивировать их на серьёзную работу над своим умом и душой. Без чего подавляющее большинство людей обречено на предельно посредственный вариант своего существования. Передавая таковой, как единственный вариант развития человеческой жизни вообще, своим детям и внукам.
Вам не нужно будет чрезмерно напрягаться, чтобы сформулировать те или иные отдельные мысли о том или ином жизненно важном вопросе. Что, собственно, категорически не исключает возможности проявления и вашего собственного творческого подхода в подаче потомкам классических ценностей жизни по всем выше перечисленным основным параметрам бытия. Не говоря уже о том, что данная книга – это лишь краткое освещение важных моментов человеческой личности. И, скорее всего, потребуется более подробное и более основательно их рассмотрения для более полноценного усвоения.
Каждое слово, написанное в этой книге, прошло тридцатилетнюю проверку психологического наставничества автора по отношению к пятнадцати тысячам в интенсивном режиме и ещё к тринадцати тысячам в умеренно интенсивном режиме. Все мысли прошли жесточайший естественный отбор. Ибо, понятно, что изначально у автора было много иллюзий и заблуждений о том, кто есть на самом деле его психологические подопечные, многие друзья и знакомые, и о том, что они знают, понимают, умеют. Но жизнь и профессиональная практика очень чётко и жестоко, бесстрастно и безжалостно расставила точки над «и». И буквально заставила автора, помимо его воли и желания, прийти к строго конкретным выводам. Которые прошли тоже жесточайшую проверку временем. Не говоря уже о знакомстве с трудами классиков психологии и философии, художественной литературы, теологов и мудрецов, изучения биографий более пятисот аристократов ума и души. В некоторой степени информация была получена и в ходе анализа процесса самовоспитания автора.
Собственные методики психологического наставничества позволили автору внести достаточно существенные коррективы в структуру личности своих воспитанников. Имеющих возраст в диапазоне от двадцати до пятидесяти лет. Период работы с каждым из воспитанников был от одного до пятнадцати лет. И путь этот не был усыпан, условно говоря, розами. Скорее, он был полон сложностей и проблем, шероховатостей и недоразумений. Ибо, в нашей стране пока что нет, не то что большой, но даже и самой малой моды на психологическое наставничество. Не говоря уже о методиках психологической скульптуры, разработанных автором. Хотя, безусловно, автор не может претендовать на особую уникальность и эксклюзивность своих методик. Ибо, возможно, что в том или ином виде они уже существовали и до автора этих строк. Просто автору не представилась возможность познакомиться познакомиться с этими трудами.
Конечно, далеко не всегда результаты психологического наставничества были гигантскими. В первую очередь, в силу относительной кратковременности осуществления наставничества. Ибо, заведомо понятно, что то, что можно сделать за десять лет, будет существенно больше, чем то, что будет достигнуто за один год. И потом: мощная лень ума и души воспитанников, не говоря уже о не менее мощном негативном консерватизме, очень сильно обесценивали многие усилия наставника. Как, собственно, и низкий уровень конструктивности отношения воспитанников к себе и к своей жизни. Не говоря уже о низком уровне общей созидательности, гармоничности, мудрости, самодостаточности, творческого мышления, интуиции и проницательности. И еще многих десятков других достоинств и добродетелей. В частности, добросовестности человека в важнейших жизненных процессах и явлениях. Даже самые символические преобразования в личности человека требуют и от наставника, и от воспитанника громадного количества усилий ума, души и духа. Не говоря уже о каких-то фундаментальных метаморфозах.
Один из классиков сказал, что «когда врач борется с болезнью вместе с больным, то есть шанс на успех. А если врач борется одновременно и с болезнью, и с больным, то шансы на успех во много раз меньше». Аналогичная ситуация и в психологическом наставничестве. Которое, безусловно, в каждом конкретном случае, в той или иной степени, связано с чисто духовным наставничеством. Без которого абсолютно все психологические преобразования и достижения будут предельно неустойчивыми и символическими по своей величине.
Собственно, достаточно вспомнить святых оптинских старцев, чтобы понять высочайший уровень сложности духовной работы с воспитанниками. Даже их уровня духовной просветленности, прозорливости и мудрости было не всегда достаточно для даже начальных преобразований в том или ином конкретном человеке. Хотя, конечно, было достаточно мощное сочувствие к тем, кто максимально старался. Но были и те, кого, в силу их сознательной (а не только подсознательной) деструктивности и дисгармоничности отношения к себе, к жизни, к потенциальному наставнику, просто-напросто прогоняли. И прогоняли или на отдельный период времени определенной величины (иногда очень существенной) или вообще навсегда. Подобные моменты имели место и применительно к послушникам монастыря. Которые отличались особенно высоким уровнем лживости и лицемерия, духовной и психологической деструктивности, доходящей до самой откровенной и концентрированной мерзостности. Конечно, особо злокачественные личности просто-напросто не брали в послушники. Ибо, они не могли нести достойного послушания даже в самой минимальной степени. Безусловно, в каждом человеке есть свой индивидуальный комплект недостатков. Но, понятно, что десять недостатков и сто – это не только количественная разница, но и качественная и поэтому в одних случаях степень перспективности духовной работы будет максимальной, а в других – близкой к нулю.
Автор, по своему твердому убеждению, должен высказать свое искреннее сочувствие читателю по поводу относительности величины его психологической и духовной эрудиции. В нашей стране, по большому счету, никогда не было принято основательно заниматься изучением психологии и философии. Во-первых, потому как правительству нашей страны никогда не было выгодно, чтобы основная масса населения была, на самом деле, психологически и духовно образована. Именно поэтому только после отмены диктата коммунистической партии стали печатать классиков психологии и философии. Да и классиков художественной литературы. Правда тиражи психологических и философских трудов были самыми символическими даже по меркам одной лишь Москвы или Питера. В другие города такого рода литература почти вообще не попала. Коммерческим фирмам не выгодно распространять элитарную литературу. Их интересует только большая и быстрая прибыль со второсортной и третьесортной литературы. Доступной для восприятия абсолютно всех. Даже очень глупых и очень примитивных людей.
Кроме этого, никто, нигде, никогда не учит тому, что чтение публицистики и научно-популярной литературы по психологии и философии – это дело не только очень интересное, но и полезное. И не только теоретически, но и практически. Не говоря уже о трудах классиков психологии и философии. Которых читает лишь очень узкая группа лиц. Отдельных самоучек-энтузиастов, ощущающих мощную подсознательную потребность не только просто в новой информации, а в принципиально новой, более сложной и более концентрированной.
В СССР правильным считалось только то, что полностью соответствовало идее марксизма-ленинизма. Все, что хотя бы на пять процентов не соответствовало, категорически отвергалось. Как полная нелепица и ересь. Конечно, и в марксизме есть ряд положительных идей. Преимущественно второстепенного характера. А вот те многочисленные искажения и извращения классических идей психологии и философии человеческого бытия, что там присутствуют применительно к большому числу вопросов фундаментального характера, к сожалению, практически полностью обесценивают это положительное зерно. Так сказать, разумную часть. И это, как минимум. А как максимум, создают столь мощные логические деформации в сознании приверженцев и последователей марксизма-ленинизма, что, выражаясь медицинским языком, создают неоперабельную ситуацию. И не только применительно к тому или иному отдельному человеку, но и к широчайшим слоям населения. И всего общества в целом и всего государства. Если смотреть более бесстрастно.
В СССР и СНГ не было, нет и еще долго не будет должной школы психологии. Да и философии тоже. Поэтому даже дипломированные специалисты по специальности «психология» или «философия», в подавляющем большинстве случаев, – это, по большому счету, пародия на истинного знатока этих дисциплин. Отдельные энтузиасты, очень и очень редкие в общей массе, к сожалению, не делают большой погоды в обществе в целом. Принципиально неадекватное отношение к ним со стороны общества и государства не позволяет им развить должный уровень интеллектуальной активности по эффективному просвещению основной массы населения в области психологии и философии. Отдельные попытки, в большинстве случаев, делаются столь неуклюже, что изначально обречены на неудачу. Не говоря уже о том, что девяносто девять процентов коммерческих издательств ориентированы на развлекательную литературу, не требующую особых умственных усилий для своего освоения.
Большинство работ советских психологов и философов написано таким тяжелым наукообразным языком, что отбивает желание читать литературу по психологии и философии буквально напрочь. Причем, на всю оставшуюся жизнь. Но, даже применительно к классикам, нет совершенно никаких конкретных и подробных рекомендаций по их изучению даже для интеллектуалов высокого уровня. Каждый идет путем проб и ошибок в одиноком самостоятельном режиме. Что в большинстве случаев, как минимум, очень сложно. А как максимум, принципиально невозможно. И проблема тут в том, что интеллектуальная, психологическая и духовная интуиция даже в самых символических количествах – это удел особо избранных. А на высоком уровне присутствует лишь у одного человека из миллиона.
Есть и чисто практические проблемы. Для того, чтобы написать хорошую и толковую популярную статью, необходим, как минимум, журналистский талант, который присутствует у двух-трёх человек из ста. А для написания большой книги нужен уже определенный писательский талант, который встречается еще в сто раз реже. Чисто теоретически можно предложить сотрудничество специалиста с талантливым журналистом. Но в нашей стране такого рода практика пока не принята. Ибо, у журналистов, даже посредственного уровня творческих способностей, такие большие финансовые запросы, что удовлетворить их не может ни один профессиональный психолог или философ. А журналисты-энтузиасты в нашей стране пока что не появились. И не известно, когда появятся.
Да и творческое мышление встречается только у пяти процентов людей. Не говоря уже о том, что большинство толстых журналов, мягко говоря, относится весьма своеобразно к статьям на психологически и философские темы. Так как практически девяносто пять процентов статей, которые приходят в редакции, оставляют желать лучшего. По большому счету. Большая сложность заключается еще и в том, что подавляющее большинство людей, основательно занимающихся фундаментальными вопросами психологии или философии, как правило, не имеют большого и тесного соприкосновения с реальной жизнью, с большими массами людей. А, как известно, «теория без практики мертва». Фрейд и Юнг работали с большим числом людей.
Собственно, классики – это редчайшее исключение из правил. И даже более того: особенно больших успехов достигают даже среди классиков (не говоря уже обо всех прочих) только те, кто умел эффективно и органично сочетать в своей аналитической работе и психологический, и философский подход. Примерно в равной степени, без сознательного и целенаправленного разделения и отчуждения этих двух областей человеческого знания друг от друга. Дополнительную виртуозность получали те, кто к этим двум областям добавлял еще и психиатрический аспект.
Хотелось бы, чтобы читатель четко и однозначно понимал следующий момент: автор ни в коем случае не собирается навязывать свое мнение читателю в каких-либо вопросах. И главных, и второстепенных. У читателя остается свобода выбора. Как и у любого другого человека. Чему, собственно, посвящен отдельный раздел этой книги. Данная книга, как и некоторые другие книги автора, – это лишь первый этап на пути преобразования личности читателя. Он, безусловно, важный. Но далеко не самый главный. Главный – это проведение реальной практической работы над собой тем, кто действительно желает стать лучше и совершеннее.
У каждого читателя свой индивидуальный набор достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И то, что может легко и быстро даваться одному, другому может даваться гораздо сложнее и тяжелее. Хотя, по большому счету, работа над собой – это всегда очень сложный труд. Это лишь преобразование величиной в один – два процента может быть достигнуто быстро. Но, когда речь идет уже о десяти-двадцати процентах, то тогда от любого человека потребуется очень большое количество усилий ума и души, духа и тела. Причем, на протяжении всей оставшейся жизни. Психологические и духовные правила и законы жизни придуманы (правильнее сказать – сформулированы) много тысяч лет назад. Изобретать велосипед нет совершенно никакой необходимости. Но постижение мудрости жизни даже на один процент (не единственный, а лишь очередной) – это вполне достойное занятие для любого человека. Что подтверждается опытом общения автора с пятьюдесятью тысячами различных людей на протяжении тридцати лет.
Это громадное число людей. И выводы о них могут иметь не только чисто теоретическую научную ценность, но и реальную и существенную практическую ценность. Не говоря уже о значительном уровне достоверности и истинности. Ибо, среди этой группы людей максимально разнообразно представлены все возрастные группы, все профессиональные и социальные прослойки общества, весь диапазон (от минимального до максимального) ведущих достоинств и добродетелей в своих количественных и качественных параметрах. В частности: уровень конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, гармоничности и мудрости, интеллекта и одаренности гармоничности и мудрости, интеллекта и одаренности, одухотворённости и степени сложности личности.
Автор не создавал и не изобретал истин. Он просто делился со своими клиентами и пациентами, а также их родственниками тем, что получил от принципиально более умных и мудрых. В ходе своей профессиональной деятельности. И получалось вполне определенная закономерность, подтвержденная тысячекратно самой жизнью. Что в тех отдельных вопросах, когда люди существенно прислушивались, решение жизненных задач шло наиболее оптимальным образом. А вот там, где люди сознательно и целенаправленно пренебрегали мнением автора, в подавляющем большинстве случаев они создавали себе много новых проблем. Причем не только существенно больше по величине, но и гораздо сложнее и изощреннее. С массой различных (по сути, и форме) последствий и осложнений. Методология психологического и духовного анализа вечна и универсальна. И на ее постижение уходят не просто годы. А десятилетия. В лучшем случае. Преимущество автора состоит только в том, что Высшие силы так или иначе помогли ему познать определенные азы этой методологии.
Это произведение Гоголя произвело на меня очень сильное впечатление. Первоначально мною двигало банальное любопытство относительно того, почему именно это произведение литературы произвело одно из самых сильных впечатлений на одного из известных деятелей нашей современной культуры. При этом я отдавал себе отчет в том, что собираюсь прочитать повесть классика русской литературы. Но, прочитав буквально первые пятьдесят страниц, я практически кожей ощутил неординарность и тонкость ума автора. Я получил вполне объективное подтверждение тому, что читаю классика. Но уже после прочтения повести я понял, что это не просто классик русской литературы, а классик уже мировой литературы. И даже более того: это особенный классик даже среди себе подобных. Ибо, кроме особенно тонкой и душевной организации автора четко прослеживается и его удивительное знание психологии человека, в ее сложности и противоречивости, насыщенности и многогранности, несоизмеримой глубине и ширине, в ее своеобразной и местами специфической связи человеческого сознания и подсознания. Но что вызывает особенное душевное потрясение читателя – это духовный стержень автора, его знание, понимание и принятие основных духовных законов человеческого бытия вообще.
Что определяет вполне конкретный и яркий философский стиль мышления Гоголя. Он, как кажется на первый взгляд, очень легко и непринужденно оперирует в своем повествовании глобальными философскими категориями. И вдруг отчетливо понимаешь то, что он действительно многое из философии человеческого бытия продумал, прочувствовал, пропустил через свою индивидуальную личностную и человеческую призму. Он осознал и интуитивно ощутил, проник в особые глубины знания Вселенной, куда есть доступ только особо избранным. Но избранным не человеческим обществом, а Высшими силами Вселенной. Он получил доступ к информационному полю Вселенной. В результате чего ему открылись многие сокровенные знания Бытия. И Гоголь понял этот момент своей избранности. Он осознал тот факт, что избран быть посланником Высших сил для человечества. Чтобы на доступном для людей языке донести ясно и понятно хотя бы некоторые вечные истины. Чтобы укрепить человеческий дух, сделать его более гармоничным и практически полезным. Сделать его более эффективным в служении законам Бытия, вечным и универсальным законом Вселенной. Причем, как каждого отдельного человека, так и человечества в целом.
Вдохновленность Высшими силами помогла Гоголю внести в свои произведения несколько слоев по степени сложности интеллектуальной, психологической, философской и эстетической, нравственной и духовной. В результате чего практически каждый читатель его произведений получил для себя вполне конкретный элемент знаний и впечатлений, достаточно удобоваримый для его личностного уровня, для специфики его душевной организации, для уровня его одухотворенности. Начиная от самых минимальных величин и заканчивая самыми большими. Конечно, высокий интеллект имеет возможность (но не обязательно ею пользуется регулярно и основательно) получить из классического произведения гораздо больше информации, чем низкий. А человек с тонкой душевной организацией сможет ощутить и понять гораздо больше оттенков и полутонов авторской мысли и чувства, логики и воображения, полета души и духа. Безусловно, что для читателя с творческим мышлением, с привычкой глубоко и многогранно анализировать все явления человеческого бытия, Гоголь открывает бескрайние просторы размышлений, сопереживания и сострадания, особой радости «воодушевления от настройки в резонанс мыслям и чувствам автора Гоголь помогает читателю повысить уровень гармонии своей личности, ощутить особую ценность этого параметра.
Ощутить мощную и неистощимую потребность в стремлении к Гармонии ума, души и духа. И даже только за это человечество должно быть вечно ему благодарным. При этом ощущая во много раз большую благодарность Высшим силам Вселенной, пославшим на Землю такого титана мысли, чувства и духа.
Гоголь буквально заставляет читателя если не понять, то хотя бы почувствовать то, что силы Добра и зла – это не сказочная аллегория, а естественная и закономерная особенность Бытия. И законы Бытия действуют везде и всегда не зависимо от того, знает человек о них или нет, понимает он их или нет, учитывает он их в своей жизни или нет. И в законах Бытия человек видит волю высших сил, чье могущество соизмеримо разве что с бесконечными просторами Вселенной. В том время как отдельный человек и даже человечество Земли – это всего лишь мельчайшая песчинка среди просторов в миллиарды световых лет. Поэтому пренебрегать законами Бытия – это не просто неразумно и некрасиво, а предельно проблематично и драматично. Это ужасно опасно по своим последствиям и осложнениям, не говоря уже о полном уничтожении человека в особо тяжелых и злокачественных случаях.
Своей повестью «Портрет» Гоголь призывает читателя к постоянной бдительности к себе, к своим мыслям и чувствам, желаниям и стремлениям, полетам фантазии и воображения, принципам и убеждениям, взглядам и представлениям о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Гоголь учит нас максимально критично относится к своим достоинствам и недостаткам, адекватно оценивать то, для чего они даны человеку – не для самоуверенности и самовлюбленности, высокомерия и пренебрежительности к тем, кто их лишен, а для служения Гармонии Вселенной до последнего своего вдоха. Это тяжелая, но почетная обязанность. Если не сказать, что обширный комплекс обязанностей перед самим собой, перед обществом, перед человечеством, перед Высшими силами Вселенной.
Нежелание знать, понимать и учитывать законы Бытия всегда приводит человека к многочисленным проблемам и неприятностям. И незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
Гоголь помогает читателю через сопереживание героям его произведения постигать сложные философские истины. Он заставляет человека серьезно задуматься о смысле человеческого бытия, о правильном отношении к себе и своей жизни, о своем месте на Земле и во Вселенной. О важности и ценности этого места, не зависимо от того, каким считает его официальное общество. Ибо, служение Гармонии не бывает пустым и бессмысленным. Оно всегда было, есть и будет важным и ценным, независимо от мнения окружающих.
Гоголь отдельно подчеркивает особую роль в служении Гармонии талантливого человека. Даже частичные и косвенные небрежности в поведении таланта оборачиваются для него неприятностями особо крупного размера и степени драматичности. Талантливый человек обязан развивать свой талант до конца своей жизни. Но не менее важно при этом развивать нравственно и духовно свою личность, заботиться не только о своем уме, но и о душе и о духе. Ибо только то остается ценным для человечества, что имеет в себе элемент сознательной и целенаправленной одухотворенности. Не произвольной и хаотичной, сумасбродной и импульсивной, а осознанной и прочувствованной, жестко связанной с законами Бытия, непрерывно укрепляемой, развивающейся и гармонизирующейся. И это обязательно в режиме автономности. В этом процессе могут успешно участвовать и другие люди. И в этом нет ничего зазорного и ущербного. Ибо, естественно то, что разные люди находятся на различных уровнях умственного, психологического и духовного развития. Одни на более высоких, а другие – на менее. И опыт впереди идущих весьма полезен тем, кто идет следом. Ибо, ничто не ново под луной. Другой вопрос в том, что то, что легко и непринужденно дается одному, может быть абсолютно недоступным для другого. Поэтому у каждого свой путь к Гармонии. Но каждый должен четко и ясно понимать то, что это единственно правильный пусть в жизни.
Безусловно, каждый человек должен быть благодарен Высшим силам за то, что они дали ему очередную возможность получить воплощение в человеческом образе для интенсивного и всестороннего развития человеческой души, итоговое предназначение которой – это выполнение задач повышенной степени сложности в соответствии с верой Высших сил. Талантливый человек должен испытывать непрерывную и пожизненную благодарность за то, что ему дали возможность развить и воплотить особые таланты, данные ему как аванс Высшими силами. Но благодарность Высшим силам заключается не только в регулярном славословии им, но и в достаточно достойном образе жизни и предельно содержательном и продуктивном творчестве, в искреннем стремлении повысить уровень гармонии своей личности, развить свои творческие способности в максимальной степени, в том, чтобы быть постоянно в наибольшей степени достойным своей миссии посланника Высших сил.
Талантливый человек старается смотреть с философской точки зрения на все проблемы и неприятности, неудачи и поражения, утраты и разочарования, на медленную (таковой она выглядит с индивидуально-субъективной точки зрения) эволюцию своей личности и своих творческих способностей. Все имеет своей смысл, который часто скрыт от человека, по крайней мере в период их возникновения. А годы или десятилетия спустя завеса тайны может несколько приоткрыться и даст возможность хотя бы отчасти приобщиться к глобальным замыслам Высших сил относительно человеческой души не только в рамках конкретного воплощения, а, быть может, и целой серии воплощений (что, правда, случается очень редко).
Благодарность Высшим силам может проявляться в искренней благодарности тем людям, которые в той или иной степени помогают талантливому человеку обрести себя, развить себя и свои способности до определенного, достаточно значительного уровня (но не более, чем в соответствии с волей Высших сил относительно конкретного воплощения того или иного человека). Достаточно адекватным должно быть и отношение таланта к своим житейским или творческим недоброжелателям. Смысл возникновения проблемных ситуаций в жизни человека заключается в сознательном и целенаправленном поиске возможных путей решения новых проблем, более тонких и более сложных, более многогранных (а, может быть, и более многослойных). Более оригинальных, предполагающих более значительный творческий подход к восприятию действительности, к анализу полученной информации, к формулировке итоговых выводов и поиске наиболее эффективных путей реализации этих выводов. Возможно, что даже на этапе осмысления действительности талантливому человеку понадобится узнать мнение определенного круга людей (не говоря уже о других перечисленных этапах постижения жизни). Потом выбрать среди различных мнений наиболее правильные и полезные (тут может оказаться полезной интуиция человека). И именно их в последствии учесть в своей практической жизни. Любые неудачи – это реальный мотив работать над собой более интенсивно, более многогранно, более творчески, более самокритично. А это уже импульс к более эффективному выполнению своей миссии.
Собственно, каждому человеку по жизни необходимо знать и понимать то, что в его жизни темные силы активны всегда: круглосуточно и пожизненно. А вот светлые силы нам помогают только тогда, когда мы их об этом просим. И не просто просим, а очень серьезно, искренне и интенсивно, с выраженным смирением, с глубоким осознанием ценности возможной для нас помощи, с чувством предварительной признательности за будущую помощь.
Понятно, что все, что повышает прямо или косвенно уровень гармонии Вселенной, является раздражающим фактором для темных сил. Именно поэтому творческий человек является для них одной из мишеней воздействия первостепенной важности. Целая армия злых духов старается изо всех сил внести, так или иначе, элементы физического дискомфорта различной степени тяжести, чтобы творческому человеку хотелось только одного – облегчения своих страданий, отодвигая творчество на дальний план. Знают они и эффективность выраженного душевного дискомфорта индивида по негативному воздействию на творчество. И тут все средства хороши. Во-первых, темные силы стараются разрушить веру человека в себя и свои силы, в сам факт наличия творческой одаренности (мол, есть, но очень мелкая, из которой ничего значительного сделать нельзя). Если такого рода их усилия остаются без особого результата, то любым способом снизить степень творческого вдохновения, уменьшить уровень энтузиазма занятием творчества вообще, в данный день и час, в частности. В голове творческого человека может возникнуть бесконечный поток ярких мыслей отвлекающего характера с большим возможным интеллектуальным и психологическим содержанием. Может идти интенсивное воздействие на отдельные слабости и страсти человека только ради того, чтобы он, хотя бы на небольшое время, отвлекся от мыслей о творчестве, потерял нить вдохновения, нарушил слаженную координацию различных внутренних процессов, обеспечивающую реализацию плодотворного творчества.
Темные силы активно стараются принципиально изменить оценку человека результатов своего творчества. Либо резко ее повысить и, тем самым, внушить своего рода манию величия с выраженными элементами самоуверенности и самовлюбленности, высокомерия и чванства, пренебрежительного отношения к обычным людям. Либо резко ее понизить, в значительной степени обострив все реальные и мнимые комплексы неполноценности, повысив общую неуверенность в себе и своих силах, усилив склонность к интенсивным и длительным сомнениям и колебаниям, в том числе относительно состоятельности личности человека вообще и, в творчестве, в частности.
Одним из распространенных приемов темных сил является появление в жизни творческого человека принципиальных недоброжелателей личности творческого человека, его жизни и творчества. Это группа людей стремится всеми возможными способами обесценить личность творческого типа, ее жизнь и творчество. А еще лучше – в максимальной степени скомпрометировать его в глазах общественного мнения, используя при этом как примитивную, так и изощренную ложь с отдельными элементами правды формального и второстепенного характера.
Во-первых, каждому человеку необходимо знать то, что он, по большому счету, ничем не хуже большинства окружающих. У каждого есть свой комплект достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств. Вопрос только в том, что именно делает человек со своими достоинствами и недостатками – нейтрально и отстраненно к ним относится или серьезно и осознанно, целенаправленно и интенсивно над ними работает, максимально развивая первые и в такой же степени тормозя развитие вторых.
Вера таланта в себя имеет две основные составляющие: личностную и человеческую. Иначе говоря, если в человеке есть вполне определенный комплект положительных свойств ума и души из числа классических ценностей, то ему уже есть за что уважать и любить себя. По крайней мере, не меньше, чем большинство (в среднем). Другой момент в том, что многие окружающие стремятся настолько сильно любить себя, что нарушают интересы многих других людей. Как минимум, из ближайшего окружения, а, как максимум, и из дальнего. И поэтому даже относительным примером для подражания быть не могут. И, чем больше от эгоистической любви к себе человека страдают другие люди, тем меньше вероятность обретения не только большого счастья эгоистом, но даже среднего. Да и уровень полноценности творчества у такого человека будет весьма символическим. Даже в классики современности он вряд ли попадет. А уж о звании классика вечности и мечтать не приходится. Истинное вдохновение может приходить только к человеку альтруистического плана, любящего, условно говоря, искусство в себе, а не себя в искусстве.
Конечно, порой весьма непросто бывает определить даже сам факт наличия таланта у конкретного человека. Не говоря уже о его потенциальной величине. И тут очень важно избежать элемента впадания в крайности. Дело в том, что некоторые люди из ближайшего окружения потенциально талантливого человека склонны оценивать его талантливость в зависимости от типа отношения к нему. Если тот или иной конкретный «аналитик» относится с симпатией к анализируемой личности, то он будет склонен считать его обязательно талантливым. Исходя из принципа: «тот, кого я люблю, бездарным быть не может». А тот, кто относится с антипатией к творческому человеку, считает, что действительно талантливый человек, даже чисто теоретически, не может вызывать у него раздражение. А если вызывает, то это однозначно свидетельствует об отсутствии таланта. Обе позиции отличаются крайним субъективизмом. Иначе говоря, склонны в значительной степени вольно или невольно искажать картину реального положения вещей. И поэтому принципиально полагаться на их мнение в плане оценки даже самого факта наличия таланта у самого себя все же не стоит. Вообще, было бы гораздо правильнее говорить не о наличии таланта (очень большого и очень уникального за исключением очень редких и действительно уникальных случаев, когда, например, пятилетний мальчик пишет классическую музыку), а о наличии задатков определенных творческих способностей. Ибо, как показывает анализ жизни многих способных людей, специфика их творческих способностей открылась не в детстве и даже не в юности, а уже в ранней молодости. И далеко не всегда это был принципиально какой-то фантастический фейерверк мысли и чувства.
Пушкин ведь не зря говорил о том, что «гений – это один процент таланта и 99 процентов труда». Труда по шлифовке творческих способностей и необходимых качеств личности. Труда тяжелого и интенсивного, сознательного и целенаправленного, постоянного и пожизненного.
Определенные способности действительно есть у каждого человека. Но вопрос выбора специальности, которой человек посвятит свою жизнь, далеко не так прост, как многим того хотелось бы. Безусловно, оптимальным вариантом, в данном случае, был бы выбор специальности, в которой в наибольшей степени могли бы проявиться способности человека, особенно творческого типа. Что предполагает наличие у человека творческого мышления, что, к сожалению, имеет место быть только в 5 процентах случаев.
Определить характер способностей человека – это вполне важная и достойная задача для своего воплощения. И желательно стараться, по мере сил и возможностей, развивать эти способности, даже, если они в его непосредственной работе и не участвуют. Дело в том, что даже сам процесс развития способностей вызывает одновременные параллельные процессы шлифовки многих особенно ценных свойств человеческого ума. А иногда и души. Которые, безусловно, могут помочь любому человеку в наиболее оптимальном построении своей жизни и своей служебной карьеры в хорошем смысле слова. Не говоря уже о том, что могут поднять на принципиально более высокий уровень чувство удовлетворения собой и своей жизнью у способного человека.
И при этом совершенно не обязательно грезить какой-то там мифической гениальностью. Это, чаще всего, бессмысленно и вредно для психологической и духовной структуры личности способного человека. Если талант, хотя бы самый минимальный, действительно есть, то это в последующем хотя бы некоторые люди заметят. И хорошо, когда это совершенно посторонние люди, ничем не связанные с самим творческим человеком или его семьей (это позволит хотя бы в определенной степени уменьшить элемент возможного лицемерия из эгоистических соображений). Хорошо, когда в роли экспертов выступают люди с уровнем интеллекта существенно выше среднего (таковые, к сожалению, не так часто встречаются в природе, как нам всем этого хотелось бы), понимающие в конкретном виде деятельности способного человека, люди порядочные и хотя бы с небольшим элементом гармонии личности. Да и элемент определенной одухотворенности, мягко говоря, еще никому и никогда не мешал. Другой вопрос, что умение определять все эти критерии приходит (если приходит вообще…) лишь с годами, а не в детстве, отрочестве и юности. Подавляющее большинство людей ни в 40, ни в 60, ни в 80 лет, к сожалению, не имеют даже мало-мальски четких критериев по оценке интеллекта, уровня гармонии и одухотворенности в других людях. Собственно, и в самих себе тоже, как ни грустно об этом говорить, ибо претензию на наличие особых достоинств и добродетелей в большой степени их развития, чаще всего, предъявляют именно те люди, в которых они отсутствуют даже в средней степени развития. Поэтому претензия на совершенство и реальное положение вещей – это совершенно разные явления нашей жизни.
Вера в себя у способного человека нередко бывает связана со способностью понимания степени развития своих способностей. Пусть это будет развитие всего в 5-10 процентов, но важно это вовремя увидеть, понять, оценить, сделать соответствующие и необходимые выводы о степени целесообразности вложения большого количества сил и времени в развитие тех или иных конкретных способностей человека.
Вера в себя должна быть связанной с самокритичностью. Человек должен ясно и отчетливо представлять свои реальные, хотя бы самые основные, достоинства и недостатки. Достоинства необходимо знать для формирования элемента самоуважения. А недостатки необходимо знать для развития адекватного уровня любви к себе. Иначе говоря, чтобы он не зашкаливал. Не говоря уже о том, что истинное достоинство человека заключается в том, с каким уважением он относится к достоинствам и добродетелям окружающих. Если творческий человек безразличен к этим двум моментам в окружающих или, тем более, пренебрегает ими, то ему, по выражению народной мудрости «грош цена в базарный день». Не зависимо от степени его талантливости. И, в первую очередь, в глазах Высших сил.
Конечно, верой в себя и свои способности не стоит специально кичиться. Как и выставлять их напоказ по делу и не по делу. Не стоит без дела дразнить самолюбие большинства окружающих, у которых или нет особенных способностей вообще или реальные жизненные обстоятельства в значительной степени препятствуют полноценному развитию имеющихся у них способностей. Не нужно вызывать безграничную ревность и зависть, способные принести много концентрированного зла и в настоящем, и в будущем способного человека.
В мире современного искусства (и не только искусства) возникло бесконечное множество самых различных отклонений от классических канонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана, вплоть до самых больших и откровенных извращений. Поэтому, если принципы и убеждения творческого человека (и обычного человека, в том числе) в большей степени соответствуют классическим понятиям, то их необходимо беречь и укреплять, сохранять и развивать именно их истинное естество. А совсем не то, что изобретают старательно и интенсивно современники. Безусловно, некоторые требования дня сегодняшнего желательно творческому человеку учитывать в своем творчестве. Но эта коррекция должна касаться в основном дополнительных и второстепенных моментов. Черное ни в коем случае не должно становиться белым (как, впрочем, и серое). Хотя, конечно, дифференцированное отношение к различным оттенкам серого не только желательно, но и жестко необходимо. Ведь ясно и понятно, что светло-серые оттенки имеют совсем другую суть, нежели тёмно-серые. Последовательность можно продолжать: злое не должно становиться добрым, плохое – хорошим, примитивное – совершенным, глупое – умным, безнравственное – нравственным бездуховное – духовным, бескультурное – культурным, безвкусное – проявлением чувства вкуса, пошлое – благородным, легкомысленное – серьезным, прозаичное – романтичным, обычное – оригинальным, уровень троечника – уровнем хорошиста и т.д.
Иначе говоря, все фундаментальные понятия должны сохранять свое первоначальное содержание и суть. Конечно, меняются времена – меняются нравы. Но истинный творец только тот, кто остается верен классическим традициям. И как бы его ни убеждали родные, друзья, знакомые, коллеги (с формальной точки зрения) изменить своим классическим принципам и убеждениям – он не должен поддаваться на эти явные провокации и снижать уровень качества своего творчества.
Бывает, конечно, какая-то сиюминутная необходимость создать нечто лишь на умеренном качественном уровне. Но это ни в коем случае не должно становиться стандартом, как у художника из «Портрета» Гоголя. Ибо, как нам известно, это ни к чему хорошему не привело. Начался этап психологической и духовной деградации художника, лишивший его душевного равновесия и комфорта на всю оставшуюся жизнь. Уже не говоря о том, что он резко сократил продолжительность его жизни. Да и резко воспрепятствовал выполнению его персональной миссии на Земле. Божественная энергия таланта художника, не истраченная на истинное творчество и эволюцию личности, буквально сожгла его в прямом и переносном смысле. Читатель делает четкий и однозначный вывод о том, что с подобными вещами шутки плохи. Это с одной стороны. А с другой – лучше все же учиться на чужих ошибках, проводя серьезную и целенаправленную профилактику собственных больших драм и трагедий, проблем и неприятностей.
Исходя из выше сказанного, можно понять, что верность своим фундаментальным принципам и убеждениям классического типа является не прихотью или капризом того или иного конкретного человека, а насущной необходимостью любого человека и в первую очередь – творческого. Как для полноценной реализации его таланта, так и для успешного развития его личности.
Верность самому себе – это один из важнейших элементов правильной любви к себе. Как в жизни вообще, так и в жизни талантливого человека. Это, конечно, отнюдь не означает строго формального и фанатичного отношения ко всему, что касается собственного внутреннего мира человека. Ибо, он должен полноценно развиваться. Иначе говоря, ни в какой момент времени своего существования не претендовать даже на относительное совершенство и гармонию. Не говоря уже об абсолютном.
Даже из самой язвительной критики при желании можно извлечь рациональное зерно. Другой вопрос, что оно не обязательно будет большим и с особо продуктивным и конструктивным потенциалом.
Чем более значительным талантом одарен человек, тем более существенный энергетический потенциал Внешние силы вкладывают в него. И, если человек расходует эту энергию не на развитие своих творческих способностей и своей личности в целом, то к ситуации активно подключаться темные силы, которые стремятся использовать этот энергетический потенциал в своих интересах. В жизни человека с творческим потенциалом начинает возникать бесконечное множество самых различных по сути и форме соблазнов. Которые, при их чисто внешней приятности, требуют от человека громадных затрат времени и сил, создают особую потребность (которую невозможно насытить в принципе) в особенных, необычных, экзотических и просто острых ощущениях. И уже на удовлетворение этой потребности человек тратит большую часть своего свободного времени. И более того: резко сдвигаются акценты в системе жизненных ценностей от понятий в системе вечных духовных ценностей к понятиям сиюминутной радости и удовольствия от удовлетворения минутных капризов и прихотей второстепенного и третьестепенного характера. Вот и получается, что "бытие определяет сознание".
Ведущими чертами характера человека становятся легкомысленность и поверхность, сумасбродство и своенравность, пониженное чувство долга и ответственности. Возникает первоначально небольшая, но, тем не менее, весьма устойчивая психологическая и духовная деградация талантливого человека. Снижается уровень организованности и самодисциплины. Занятия творчеством, если и происходят, то предельно хаотично и импульсивно, без какой-либо системы и порядка. Снижается уровень серьезной осмысленности творчества, как и глубина интеллектуального и психологического погружения человека в творческие процессы. Мотивы творчества становятся сиюминутного характера. Ведущим руководствующим фактором для осуществления творчества становится тщеславие человека. Когда наибольшую радость у человека вызывает не сдержанное одобрение эксперта, а внешняя шумиха непосвященной толпы восторженного и нередко лицемерного характера.
На примере героя Гоголя в повести «Портрет» мы можем ясно и отчетливо видеть то, как пренебрежение истинными духовными ценностями ведет талант в тупик интеллектуального и психологического характера. Духовная эволюция личности таланта превращается в деградацию. В большинстве случаев, к сожалению, необратимую. Только серьезный и напряженный, упорный и целенаправленный труд по развитию своих творческих способностей может спасти талант от деградации.
Рано или поздно, у деградирующего таланта возникает хотя бы короткое просветление ума, и он с громадным ужасом открывает для себя то, во что он превратился. И это душевное потрясение, в ряде случаев, бывает настолько мощным, что вызывает полное и необратимое сумасшествие. Жизнь в таких случаях наказывает очень сурово.
Если спросить большинство людей, из числа тех, что не занимаются серьезно творчеством о том, кто является другом талантливого человека, то практически все ответят что-то вроде, тот, кто к нему хорошо относится. Если попросить хотя бы немного расшифровать эту фразу, то, в числе прочего, можно услышать следующее «кто не говорит ему грубости и резкости, неприятные вещи». И вот тут-то и кроется один из возможных подводных камней в отношениях с творческим человеком. Безусловно, считать правильным желание кого-либо унижать или оскорблять чье-либо достоинство было бы, как минимум, нелогично. Но, на самом деле, друг – это тот, кто в максимальной степени помогает творческому человеку развить его способности и его личность в целом. А любое развитие имеет свои логические этапы, свои проблемы, колебания и сомнения, неудачи и поражения. И думать о них только положительное друзьям творческого человека было бы не совсем правильно. Как и говорить, таким образом, ему об этом. Восхваление недостатков и слабостей творческого человека окружающими точно не может способствовать эффективному развитию его личности и его способностей.