Глава I Общая часть трудового права стран Евразийского экономического союза

§ 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права стран ЕАЭС

Понятие и предмет трудового права

Трудовое право, являющееся ведущей отраслью права в странах ЕАЭС, в принципе можно определить как систему норм права, регулирующих отношения в сфере труда. Характерно, что в науке трудового права России, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Армения понятие «труд», с которым увязывается дефиниция трудового права, носит сугубо теоретический характер. В то же время в Трудовом кодексе Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. термин «труд» имеет легальное значение «…труд – деятельность человека, направленная на создание материальных, духовных и других ценностей, необходимых для жизни и удовлетворения потребностей человека и общества»3.

Это, несомненно, является положительным обстоятельством, поскольку позволяет избежать субъективизма в оценке понятия «труд» и акцентирует внимание на ту сферу, где осуществляется регулирование путем очерчивания его пределов.

Кроме того, закрепление в Трудовом кодексе Республики Казахстан правовой дефиниции труда позволяет более четко отграничивать между собой трудовое и гражданское право.

Отметим также в этой связи и влияние российской доктрины трудового права, в которой было сформулировано практически аналогичное понятие труда.

Трудовое право как отрасль права имеет свой предмет, который позволяет ей выделиться в системе национального права.

Общим в странах ЕАЭС в определении предмета трудового права является то, что он рассматривается как совокупность общественных отношений в сфере труда, подлежащих урегулированию.

Можно выделить две основные модели определения содержания предмета трудового права:

1. Модель Российской Федерации (трудовые и иные непосредственно связанные с ним отношения).

2. Модель Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан (сочетание деления индивидуальных и коллективных трудовых отношений с делением на трудовые и иные непосредственно связанные отношения). Своеобразие классификации отношений предмета трудового права в этих странах состоит и в том, что в трудовых кодексах этих стран закрепляется одновременное деление этих индивидуальных и коллективных трудовых отношений на трудовые и иные непосредственно связанные с ними (в законодательстве Республики Беларусь используется термин «связанные» без употребления в качестве дополнения дефиниции «иные непосредственно»). Данная модель формулирования предмета трудового права также может быть классифицирована на несколько видов, так как в этих странах свое собственное, специфическое понимание того, что из себя представляют индивидуальные трудовые отношения. Так, например, по законодательству Республики Армения и Республики Казахстан, служебные отношения с государственным гражданским служащим включаются в индивидуальные трудовые отношения, чего, собственно, нет в других странах ЕАЭС, где по этому поводу ведется лишь теоретическая дискуссия об их правовой природе.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

В предмет трудового права России входят две группы отношений4: трудовые отношения и отношения, непосредственно связанные с трудовыми, к которым относятся отношения по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Для предмета трудового права Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан свойственно одновременное его деление на: коллективные и индивидуальные трудовые отношения (первый подход) и на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения (второй подход).

Первый подход основывается на принципах англосаксонской модели трудового права (Labor Law – коллективное трудовое право; Employment Law – индивидуальное трудовое право), теоретические основы которой отличаются от «советской» доктрины трудового права с ее обязательным делением отношений предмета трудового права на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения (второй подход).

Однако можно предположить, что в трудовых кодексах (далее – ТК) этих стран были одновременно реализованы концепции Александрова Н. Г. о едином трудовом правоотношении5, Скобелкина В. Н.6 о множественности трудовых правоотношений и Орловского Ю. П. о коллективных и индивидуальных трудовых отношениях7.

Ввиду указанных обстоятельств возникает некоторый дуализм, который отражается в статьях трудовых кодексов этих стран: в одних из них есть нормы и главы, в которых указывается, что трудовые отношения делятся на коллективные и индивидуальные; в то же время в этих же актах указывается, что отношения подразделяются на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Может быть, подобное деление отношений в зависимости от различных концепций и не порождает противоречий между ними.

Возможно, что часть иных непосредственно связанных с трудовыми отношениями целесообразно включить в коллективное трудовое право, а часть – в индивидуальное трудовое право.

Таким образом, можно говорить применительно к трудовому праву Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики о делении его на индивидуальное и коллективное трудовое право, каждое из которых имеет свой предмет регулирования, а в целом они составляют трудовое право как отрасль права.

Модель деления трудовых отношений на коллективные и индивидуальные не является однородной для трудового права Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Наиболее четко эта концепция закреплена в Трудовом кодексе Республики Армения8, который содержит такие разделы, как «Коллективные трудовые отношения» и «Индивидуальные трудовые отношения».

Что касается Трудового кодекса Республики Беларусь9, то там имеются два раздела: «Общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений» и «Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений».

В этом случае можно констатировать, что законодатель Республики Беларусь попытался соединить англосаксонскую и «советскую» доктрины трудового права.

Кроме того, помимо этих двух разделов, в отличие от модели ТК Республики Армения, в ТК Республики Беларусь есть еще и другие три раздела (в ТК Республики Армения – 3 раздела, причем один из них носит название «Общие положения»).

В Трудовом кодексе Республики Казахстан10 раздел 3 посвящен социальному партнерству и коллективным отношениям в сфере труда. Отсюда можно заключить, что социальное партнерство и коллективные отношения, хотя и тесно взаимосвязаны, но отделяются друг от друга.

Примечательно, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров по Трудовому кодексу Республики Казахстан входит в раздел, посвященный коллективным трудовым отношениям.

В Трудовом кодексе Кыргызской Республики11 нет отдельного закрепления коллективных и индивидуальных трудовых отношений, однако в ст. 21 есть прямое указание на то, что субъекты трудовых отношений подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Если мы исходим из «советской» доктрины трудового права, то второй группой отношений в предмете трудового права стран ЕАЭС наряду с трудовыми (первая группа) являются отношения, связанные с трудовыми.

Они характеризуются факультативным, вспомогательным характером, т. е. они могут быть и их может и не быть.

Эти отношения закрепляются во всех трудовых кодексах стран ЕАЭС.

Наиболее близким к российской дефиниции иных непосредственно связанных с трудовыми отношениями является определение, содержащееся в Трудовом кодексе Кыргызской Республики. Исключение составляют отношения по обязательному социальному страхованию, которые есть в ТК РФ и которых нет в ТК Кыргызской Республики.

Трудовой кодекс Республики Казахстан также закрепляет ряд отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, которые аналогичны российскому определению, за исключением отношений по материальной ответственности и обязательному социальному страхованию, которые не рассматриваются законодателем Республики Казахстан как отношения, непосредственно связанные с трудовыми.

Кроме того, в ст. 8 ТК Республики Казахстан указывается, что он регулирует отношения: 1) трудовые; 2) непосредственно связанные с трудовыми; 3) социального партнерства; 4) по безопасности и охране труда.

Из этого следует вывод о том, что отношения социального партнерства и отношения по безопасности и охране труда не входят ни в трудовые, ни в иные отношения.

Свое понимание отношений, связанных с трудовыми, содержится в Трудовом кодексе Республики Беларусь, которое хотя в основном и созвучно с российской доктриной, имеет ряд специфических особенностей (например, исключение отношений по материальной ответственности и закрепление отношений занятости).

Рассмотрим более подробно предмет трудового права Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики.

В ст. 1 ТК Республики Армения отмечается, что он регулирует коллективные и индивидуальные трудовые отношения, устанавливает основания возникновения, изменения и прекращения и порядок осуществления этих отношений, права и обязанности, ответственность сторон трудовых отношений, а также условия обеспечения безопасности и охраны здоровья работников.

Следовательно, в предмет трудового права Республики Армения входят коллективные и индивидуальные трудовые отношения.

Вместе с тем уже в ст. 6 ТК Республики Армения указывается, что в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется посредством заключенных между работниками и работодателями коллективных и трудовых договоров.

Отсюда можно сделать вывод о наличии в предмете трудового права Республики Армения трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Если мы исходим из англосаксонской концепции (на основании которой и построен ТК этой страны), то в предмет коллективного трудового права входят следующие виды отношений: по социальному партнерству и урегулированию коллективных трудовых споров; все же остальные отношения составляют предмет индивидуального трудового права.

Однако здесь опять возникает ряд вопросов.

Исходя из содержания ст. 1 ТК Республики Армения, можно предположить, что отношения, связанные с ответственностью, с безопасностью и охраной здоровья работников, исключаются из коллективных и индивидуальных трудовых отношений.

Кроме того, получается, что основания возникновения трудовых отношений существуют отдельно от индивидуальных и коллективных трудовых отношений.

Вместе с тем, если посмотреть на структуру ТК Республики Армения, то можно увидеть, что отношения по безопасности и охране здоровья, отношения в сфере материальной и дисциплинарной ответственности включаются в раздел «Индивидуальные трудовые отношения». То же самое относится и к основанию возникновения отношений.

Помимо прочего, в раздел «Индивидуальные трудовые отношения» включаются главы, посвященные содержанию трудового договора и его расторжению, что вряд ли можно оценить как индивидуальное трудовое отношение.

Если мы исходим из англосаксонской доктрины трудового права, то трудовое право в Республике Армения можно подразделить на коллективное и индивидуальное.

Однако в ТК этой страны прямо ничего не говорится об индивидуальном и коллективном трудовом праве; акцент там делается на отношения – индивидуальные и коллективные.

Из этого можно заключить, что индивидуальные трудовые отношения – это не только собственно отношения между работником и работодателем по осуществлению трудовой функции, но и отношения в сфере (раздел 3 ТК Республики Армения): содержания трудового договора и заключения договора, видов трудового договора, выполнения, расторжения трудового договора, защиты персональных данных, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, гарантий и компенсаций, трудовой дисциплины, материальной ответственности, безопасности и здоровья работников, трудовых споров.

В свою очередь к коллективным трудовым отношениям в этой стране относятся: социально-партнерские отношения и отношения по урегулированию коллективных трудовых споров (раздел 2 ТК Республики Армения).

В Кыргызской Республике предмет трудового права определяется так же, как и в Республике Армения, двояко:

– трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения12;

– индивидуальные и коллективные трудовые отношения13.

Спецификой ТК Кыргызской Республики является то, что прямо на деление трудовых отношений на индивидуальные и коллективные не указывается.

Однако в ст. 21 Трудового кодекса Кыргызской Республики «Виды субъектов трудовых отношений» отмечается, что субъектами индивидуальных трудовых отношений являются:

– работник;

– работодатель.

Субъектами коллективных трудовых отношений являются:

– представительный орган работников (профессиональный союз, объединенный представительный орган, совет работников и другие);

– объединение работодателей;

– иные субъекты в случаях, предусмотренных законами.

Вместе с тем, если делить отношения на трудовые и непосредственно связанные с ними, то необходимо обратиться к ст. 1 ТК Кыргызской Республики, в которой отмечается, что к непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; по трудоустройству у данного работодателя; по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя; по социальному партнерству между работодателями, работниками и органами государственного управления, местного самоуправления, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию представительных органов работников и работодателей в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); по разрешению трудовых споров.

Вместе с тем в качестве специфики можно выделить исключение из понятия индивидуальных трудовых отношений всех отношений, где участвуют иные, чем работник и работодатель, субъекты права.

Предмет трудового права Республики Беларусь в целом аналогичен предмету трудового права России и Кыргызской Республики: «…трудовые и связанные с ними отношения»14. Однако предусматривается и деление трудовых отношений на индивидуальные и коллективные.

В ст. 4 Трудового кодекса Республики Беларусь отмечается, что он регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с:

1) профессиональной подготовкой работников на производстве;

2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

3) ведением коллективных переговоров;

4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;

5) обеспечением занятости;

6) контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;

7) государственным социальным страхованием;

8) рассмотрением трудовых споров.

Здесь также имеется определенная специфика.

Собственно в индивидуальные отношения (в отличие от ТК Республики Армения) по ТК Республики Беларусь не входят отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров и профессиональной подготовке работников на производстве.

Следовательно, понятие индивидуальных трудовых отношений в Республике Беларусь более узкое, чем в Республике Армения, однако оно является более широким по сравнению с аналогичной дефиницией в Кыргызской Республике.

В трудовом праве Республики Казахстан допускается на законодательном уровне деление отношений предмета трудового права как на индивидуальные и коллективные трудовые отношения, так и на трудовые и иные непосредственно связанные с ним.

В ст. 1 ТК Республики Казахстан указывается, что отношения, непосредственно связанные с трудовыми, – отношения, складывающиеся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных Трудовым кодексом случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

Однако если мы обратимся к структуре ТК Республики Казахстан, то увидим, что отношения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников включаются в трудовые отношения (индивидуальные)15, что явно противоречит ст. 1 ТК, где они рассматриваются в качестве связанных с трудовыми.

Кроме того, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров включаются в раздел 3 «Социальное партнерство и коллективные отношения в сфере труда», а следовательно, относятся к коллективным.

В трудовом праве всех стран ЕАЭС основным отношением предмета трудового права является трудовое отношение.

Необходимо отметить, что в государствах ЕАЭС, за исключением России, под трудовым отношением подразумевается индивидуальное трудовое отношение.

Легальное определение трудовых отношений есть в трудовых кодексах Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Армения. Данная дефиниция отсутствует в трудовом законодательстве Республики Беларусь. Однако в принципе ее можно вывести из содержания ст. 4 Трудового кодекса и определить трудовые отношения как отношения, основанные на трудовом договоре.

В целом, наиболее близким к российской дефиниции трудовых отношений является определение этих отношений в трудовом законодательстве Кыргызской Республики и Республики Армения. Исключение состоит в том, что в определении трудовых отношений в Кыргызской Республике нет упоминания о локальных нормативных актах, а в законодательстве Республики Армения трудовые отношения (индивидуальные) напрямую не увязываются с соглашением, как в Российской Федерации, так как в Республике Армения нет социально-партнерских соглашений.

Кроме того, в определении трудовых отношений в Республике Армения речь идет о трудовых функциях, а не о единственной трудовой функции.

Что касается легального определения трудового отношения в ТК Республики Казахстан, то оно дается через трудовые права и обязанности работника, что можно оценить в качестве специфики.

Ввиду этого обстоятельства целесообразно выделить две модели формулирования трудовых отношений – Республики Казахстан; других стран ЕАЭС.

Отметим и ту характерную черту ТК Республики Казахстан, что в нем содержатся нормы, регулирующие гражданскую службу.

Так, по ТК Республики Казахстан16 гражданская служба – профессиональная деятельность гражданских служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций казенных предприятий, государственных учреждений, осуществление технического обслуживания и обеспечение функционирования государственных органов.

В свою очередь гражданский служащий – лицо, занимающее в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую штатную должность в казенных предприятиях, государственных учреждениях и осуществляющее должностные полномочия в целях реализации их задач и функций, осуществления технического обслуживания и обеспечения функционирования государственных органов.

Трудовое законодательство распространяется и на труд государственных служащих в Республике Армения.

Следовательно, собственно служебные отношения государственных гражданских служащих являются разновидностью трудовых отношений.

Наиболее это заметно в ТК Республики Армения, где используется термин «трудовые (служебные) отношения».

Отметим и то, что в определении трудовых отношений по ТК Российской Федерации и Республики Казахстан есть указание на локальные акты (акты работодателя), а в ТК других стран ЕАЭС этого нет.

Рассмотрим более подробно легальное определение трудовых отношений, закрепленное в трудовом законодательстве стран ЕАЭС.

Так, в Трудовом кодексе РФ трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

В Трудовом кодексе Кыргызской Республики приводится следующее определение трудовых отношений: «Трудовые отношения – отношения между работником и работодателем о личном выполнении работником за оплату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором» (ст. 13).

В Трудовом кодексе Республики Армения отмечается, что «трудовые отношения – отношения, основанные на взаимном соглашении между работником и работодателем, по которому работник лично выполняет за определенную плату трудовые функции (работу по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением правилам внутреннего распорядка, а работодатель обеспечивает условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным и трудовым договорами» (ст. 13).

Иной подход в определении трудовых отношений исповедуют законодатели Республики Казахстан: «трудовые отношения – отношения между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя»17.

Необходимо отметить, что общей чертой свойственной трудовому законодательству стран ЕАЭС является закрепление оснований возникновения трудовых отношений. Они подразделяются на два вида: трудовой договор и фактическое допущение.

Кроме того, предусматривается и сложный юридический состав возникновения трудового правоотношения.

В ТК РФ указывается, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом. Следует подчеркнуть, что в Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора трудовых отношений.

Кроме того, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается (ст. 16 ТК РФ).

В ТК Республики Казахстан более четко определен сложный юридический состав возникновения трудовых отношений с точки зрения требований юридической техники.

Так, по законодательству Республики Казахстан, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

Подчеркнем, что в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, учредительными документами, актами работодателя, заключению трудового договора могут предшествовать следующие процедуры:

– 1) избрание (выборы) на должность;

– 2) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

– 3) назначение на должность или утверждение в должности;

– 4) направление на работу уполномоченными законами Республики Казахстан органами в счет установленной квоты;

– 5) вынесение судебного решения о заключении трудового договора (ст. 21 ТК Республики Казахстан).

Отметим и норму о представителях работников, которая находится в главе об основаниях трудовых отношений.

Думается, что в этом как раз и проявляется влияние концепции деления трудовых отношений на коллективные и индивидуальные.

Так, интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах»18, а при их отсутствии – выборные представители.

Подчеркнем, что работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников, вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.

Существенно, что выборные представители работников имеют право:

– 1) представлять и защищать трудовые права и интересы работников;

– 2) вести с работодателем коллективные переговоры по разработке проектов и заключению коллективных договоров;

– 3) в соответствии с коллективными договорами посещать рабочие места для изучения и принятия мер по обеспечению нормальных условий труда;

– 4) участвовать в урегулировании трудовых споров между работником и работодателем в порядке, установленном Трудовым кодексом.

В Трудовом кодексе Республики Армения указывается, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Следовательно, данный нормативный акт также не рассматривает фактическое допущение в качестве основания возникновения трудовых отношений.

В ТК Республики Беларусь в отличие от ТК других стран ЕАЭС нет отдельной главы, посвященной понятию трудовых отношений и основанию их возникновения. Там все увязывается с трудовым договором, его заключением, изменением и прекращением.

Здесь также ряд соображений.

В ТК Российской Федерации, несмотря на то, что есть отдельная глава, посвященная трудовым отношениям, в ст. 77, 81 и 83 используется термин «трудовой договор», прекращение (расторжение) которого и приводит к прекращению трудовых отношений.

Однако в теории прекращение трудового договора не приравнивается к прекращению трудового отношения.

В ТК Кыргызской Республики отмечается, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.

В случаях и в порядке, установленных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора и иных актов, предшествующих заключению договора:

– избрания (выборов) на должность;

– избрания по конкурсу на замещение вакантной должности;

– назначения на должность или утверждения в должности;

– направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

– судебного решения о заключении трудового договора;

– фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен19.

Метод трудового права стран ЕАЭС

В целом метод трудового права в странах ЕАЭС понимается аналогично. Он представляет собой совокупность способов, регулирующих отношения в сфере труда. Во всех случаях – это трудовые и связанные с ними отношения. Вместе с тем в трудовом праве Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Беларусь и Республики Казахстан – это в том числе и индивидуальные и коллективные трудовые отношения.

Первым способом регулирования отношений предмета трудового права стран ЕАЭС выступает сочетание государственного и договорного регулирования.

Трудовое законодательство России, Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан закрепляет данный способ. Исключение составляет Трудовой кодекс Республики Беларусь, где сочетание государственного и договорного регулирования напрямую не закрепляется, однако этот метод можно вывести на основе анализа ряда статей этого нормативного акта.

Сочетание государственного и договорного регулирования в этих странах подчиняется триединому правилу:

– Договорное регулирование должно соответствовать государственному.

– Договорное регулирование не должно ухудшать положение работников по сравнению с государственным регулированием.

– Коллективные договоры и трудовые договоры могут содержать условия, улучшающие положение работника.

Вместе с тем, несмотря на схожесть, есть и ряд отличий:

– в ТК Республики Армения есть положение, в соответствии с которым стороны при установлении в договорном порядке прав и обязанностей должны руководствоваться принципами справедливости, здравомыслия и порядочности;

– в ТК Республики Казахстан указывается, что договорным регулятором трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть акты работодателя;

– в ТК Республики Беларусь прямо указывается, что наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде;

– в ТК Кыргызской Республики детально и подробно указаны отношения, которые могут быть урегулированы в договорном порядке.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

В ТК РФ20 отмечается, что соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Кроме того, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Важно, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В ст. 6 Трудового кодекса Республики Армения указывается, что в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется посредством заключенных между работниками и работодателями коллективных и трудовых договоров.

Важно, что коллективный и трудовой договоры не могут содержать условий, которые ухудшают положение работника по сравнению с условиями труда, установленными трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В Республике Армения, если установленные коллективным или трудовым договорами условия противоречат Трудовому кодексу, законам, иным нормативным правовым актам, то эти условия не имеют юридической силы.

Отметим и то, что если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, непосредственно не запрещается самостоятельное установление сторонами трудовых отношений взаимных прав и обязанностей в договорном порядке, то стороны при установлении в договорном порядке таких прав и обязанностей должны руководствоваться принципами справедливости, здравомыслия и порядочности.

Кроме того, соглашения по законодательству Республики Армения не рассматриваются в качестве формы договорного регулирования.

В Трудовом кодексе Республики Казахстан21 отмечается, что трудовые отношения, а также иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, регулируются трудовым договором, актом работодателя, соглашением и коллективным договором.

Следует отметить, что положения соглашений сторон социального партнерства, коллективных, трудовых договоров, актов работодателей, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, признаются недействительными и не подлежат применению.

Кроме того, условия соглашений, коллективных, трудовых договоров не могут быть изменены в одностороннем порядке.

Важно и то, что работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором.

В ТК Республики Беларусь отмечается, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Подчеркнем, что наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде22.

В ст. 8 ТК Кыргызской Республики содержится положение, в соответствии с которым кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные: с профессиональной подготовкой работников и повышением квалификации; с деятельностью профсоюзов или иных представительных органов по защите прав работников; с деятельностью объединений работодателей по регулированию социально-трудовых отношений; с ведением коллективных переговоров, с заключением коллективных договоров и соглашений; с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и работодателями на уровне организаций; с обеспечением занятости; с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, об охране труда; с рассмотрением индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Сочетание равенства с подчинением является другим способом регулирования отношений в сфере труда во всех странах ЕАЭС.

Равенство проявляется в процессе заключения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений23.

Подчинение означает, что после заключения трудового договора работник исполняет требования дисциплины труда.

Профессиональные союзы играют большую роль в установлении условий труда в странах ЕАЭС, и это тоже может быть рассмотрено в качестве способа регулирования24.

Отметим также и специфику защиты трудовых прав (например, участие в разрешении индивидуальных трудовых комиссий по трудовым спорам или согласительных комиссий).

Единство и дифференциация представляет собой следующий общий способ регулирования отношений в сфере труда.

Единство проявляется в единых принципах и трудовых правах, а дифференциация связана с различиями в правовом регулировании отношений в сфере труда.

Дифференциация проводится как по объективным, так и по субъективным основаниям. Закрепляется и отраслевая дифференциация.

Отличия лежат в сфере дифференциации связаны с особенностями правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Так, в ТК Республики Казахстан закрепляются: сезонные работы вахтовый метод работы; домашние работники; надомные работники; дистанционная работа; гражданская служба; особенности регулирования труда руководителя исполнительного органа юридического лица и других членов коллегиального исполнительного органа юридического лица; регулирование труда работников, относящихся к авиационному персоналу гражданской авиации; регулирование труда работников, относящихся к членам экипажей морских судов (плавательный состав); регулирование труда государственных служащих, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан; регулирование труда лиц, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов и государственной фельдъегерской службы; регулирование труда работников Национального банка Республики Казахстан и его ведомств; регулирование труда работников, входящих в состав профсоюзных органов профессионального союза.

В ТК Республики Беларусь есть гл. 22 «Особенности регулирования труда работников с неполным рабочим временем».

Кроме того, по законодательству этой страны закрепляются:

– особенности регулирования труда работников лесной промышленности и лесного хозяйства;

– особенности регулирования условий труда работников строительно-монтажных организаций;

– особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников организаций сельского хозяйства;

– особенности регулирования трудовых и связанных с ними отношений в организациях с иностранными инвестициями, филиалах и представительствах юридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей;

– особенности регулирования труда трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов;

– особенности регулирования труда работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц;

– особенности регулирования труда работников, проживающих (работающих) на территории радиоактивного загрязнения.

В Трудовом кодексе Кыргызской Республики закрепляются особенности труда лиц, работающих в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах (гл. 33); особенности регулирования трудовых отношений при банкротстве (гл. 38).

Система трудового права стран ЕАЭС

Система трудового права стран ЕАЭС складывалась под воздействием двух факторов – влияния «советской» школы трудового права и учета требований англо-саксонской доктрины трудового права (за исключением трудового права России).

Это привело к тому, что в государствах ЕАЭС, с одной стороны, принято деление трудового права как отрасли права на две части – общую и особенную.

С другой же стороны, анализ трудового законодательства стран ЕАЭС, за исключением России, позволяет заключить, что допускается деление трудового права как отрасли права на коллективное и индивидуальное трудовое право.

В зависимости от деления отрасли на части можно говорить и о расположении в них институтов.

Если мы придерживаемся того подхода, что система трудового права как отрасли права состоит из общей и особенной частей, то в общую часть трудового права стран ЕАЭС входят нормы, закрепляющие предмет, принципы, систему источников, правовой статус субъектов и отношения социального партнерства.

В особенную же часть входят следующие институты: занятости и трудоустройства; трудового договора; профессиональной подготовки и переподготовки; рабочего времени; времени отдыха; заработной платы; гарантий и компенсаций; дисциплинарной ответственности; материальной ответственности; охраны труда; трудовых споров.

Если исходить из того, что трудовое право стран ЕАЭС (за исключением России) подразделяется на индивидуальное и коллективное, то тогда допустимо иное деление на институты.

В индивидуальное трудовое право входят институты: занятости и трудоустройства; трудового договора; профессиональной подготовки и переподготовки; рабочего времени; времени отдыха; заработной платы; гарантий и компенсаций; дисциплинарной ответственности; материальной ответственности; охраны труда; индивидуальных трудовых споров.

Коллективное же трудовое право включает в себя такие институты, как: социальное партнерство и разрешение коллективных трудовых споров.

§ 2. Источники трудового права стран ЕАЭС

Источники трудового права в странах ЕАЭС понимаются одинаково, как внешняя форма трудового права.

Господствующей классификацией источников, которая закрепляется в законодательстве, является классификация по юридической силе.

В систему источников трудового права стран ЕАЭС входят:

– Конституции;

– международные акты;

– законодательство о труде (основной источник этой группы – трудовые кодексы, которые есть в каждой стране ЕАЭС);

– подзаконные нормативные правовые акты (иные акты, содержащие нормы трудового права, – для Российской Федерации);

– соглашения (за исключением трудового права Республики Армения);

– коллективные договоры;

– акты органов местного самоуправления;

– локальные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать трудовому законодательству и не ухудшать, а улучшать положение работников (акты работодателя – в случае с Республикой Казахстан; внутренние и индивидуальные правовые акты в Республике Армения);

– трудовые договоры (специфический источник трудового права Республики Беларусь).

Рассмотрим более подробно специфику источников трудового стран ЕАЭС.

В Российской Федерации на систему источников оказывает непосредственное влияние федеративное устройство государства (все остальные государства ЕАЭС являются унитарными). Ввиду чего в России источниками считаются законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Вследствие чего особое значение приобретает необходимость разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Так, в ст. 6 ТК РФ указывается, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Подчеркнем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Важно то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Следует отметить, что случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс или иной федеральный закон.

К специфике системы источников можно отнести то, что в Российской Федерации принята классификация источников на трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, к которым относятся: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

По ТК Республики Беларусь (ст. 7), к источникам регулирования трудовых и связанных с ними отношений относятся и трудовые договоры.

Интересной особенностью системы источников в этой стране является то, что в трудовом законодательстве содержится положение, в соответствии с которым в случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Отметим и легальное закрепление понятий «трудовое законодательство» и «локальные нормативные правовые акты».

Так, законодательство о труде – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений25.

В свою очередь локальные нормативные правовые акты – коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

Спецификой системы источников трудового права Республики Армения является детальное указание того, что устанавливает трудовое законодательство, а именно:

1) сферы, цель и принципы применения трудового законодательства;

2) правовые основы осуществления права на труд;

3) порядок и условия заключения и выполнения коллективного и трудового договоров, а также ответственность сторон коллективного и трудового договоров соответственно их обязанностям;

4) порядок и условия вознаграждения за труд;

5) предельную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха;

6) минимальный размер (предел) льгот, компенсаций, гарантий;

7) основные правила и нормы по охране здоровья и обеспечению безопасности работников;

8) права и обязанности, ответственность профессиональных союзов, ассоциаций работодателей, а также их представителей;

9) правовые основания обеспечения трудовой дисциплины;

10) условия и размеры (пределы) материальной ответственности;

11) основные положения по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Следует отметить и внутренние и индивидуальные правовые акты работодателя (ст. 5 ТК Республики Армения), которые также входят в систему источников трудового права в этой стране.

В качестве специфики системы источников трудового права Республики Казахстан можно указать на несколько моментов.

Так, запрещается включение в другие законы Республики Казахстан норм, регулирующих трудовые отношения, отношения социального партнерства и охраны труда, кроме случаев, предусмотренных Трудовым кодексом26.

Кроме того, в ТК Республики Казахстан отмечается, что международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к трудовым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Большое внимание в трудовом законодательстве стран ЕАЭС уделяется вопросам сферы его действия.

Общим для всех стран ЕАЭС является определение действия трудового законодательства по кругу лиц, в пространстве и во времени.

Нормы по этому вопросу, которые содержатся в ТК всех стран ЕАЭС, практически одинаковые.

Вместе с тем имеются и особенности.

Так, по ТК Республики Армения, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, возникающие на территории Республики Армения, независимо от того, где выполняется работа – в Республике Армения или по поручению работодателя в другом государстве. Трудовые отношения, возникающие при осуществлении работ на судах или воздушных судах (летательных аппаратах), регулируются трудовым законодательством Республики Армения и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, если эти суда плавают или эти воздушные суда (летательные аппараты) совершают полеты под флагом Республики Армения или на них нанесен Герб Республики Армения.

Отметим, что трудовое законодательство Республики Армения и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, применяются при осуществлении работ на других транспортных средствах, если транспортные средства, являющиеся собственностью работодателя, находятся под юрисдикцией Республики Армения.

Следует подчеркнуть, что если работодателем является иностранное государство или его дипломатическое представительство, иностранная организация или иностранное лицо, то трудовое законодательство Республики Армения и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения постоянно проживающих в Республике Армения работников постольку, поскольку не нарушается дипломатическая неприкосновенность.

Существенным моментом является и то, что трудовое законодательство Республики Армения и иные нормативные правовые акты не распространяются на трудовые отношения, возникающие между иностранными работодателями и работниками, не проживающими постоянно в Республике Армения, независимо от того обстоятельства, что работники по поручению работодателя выполняют работу в Республике Армения.

Характерно, что трудовые (служебные) отношения лиц, занимающих политические, дискреционные или гражданские должности, а также гражданских служащих, служащих других установленных законом государственных (специальных) служб и органов местного самоуправления, а также работников Центрального банка Республики Армения регулируются Трудовым кодексом, если соответствующими законами не установлено иное (ст. 7 ТК Республики Армения).

Интересной представляется та особенность источников трудового права Республики Армения, в соответствии с которой если трудовые отношения непосредственно не урегулированы законом, то к таким отношениям, если это не противоречит их сущности, применяются нормы трудового законодательства, регулирующие аналогичные отношения (аналогия закона).

Отметим, что в случае невозможности применения аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из принципов трудового законодательства (аналогия права).

Важно, что аналогия не может применяться, если этим ограничиваются права, свободы граждан и юридических лиц, либо для них предусматриваются новые обязательства или ответственность, либо усиливаются применяемые в отношении граждан меры принуждения и порядок их применения, условия и порядок осуществления надзора и контроля в отношении граждан и юридических лиц (ст. 10 ТК Республики Армения).

Следует отметить, что толкование норм трудового законодательства Республики Армения должно даваться в буквальном значении содержащихся в них слов и выражений, с учетом требований Трудового кодекса.

Подчеркнем, что толкование нормы трудового законодательства Республики Армения не должно изменять ее смысла.

Отметим, что если правовой акт издан во исполнение или согласно правовому акту, обладающему одинаковой или более высокой юридической силой, то толкование этого акта дается в первую очередь на основании положений и принципов правового акта, обладающего более высокой юридической силой (ст. 11 ТК Республики Армения).

В Республике Казахстан трудовое законодательство, как и в Республике Армения, распространяется на труд государственных гражданских служащих.

Кроме того, действие Трудового кодекса Республики Казахстан распространяется на работников и работодателей, расположенных на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, прошедшие учетную регистрацию, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан (ст. 8 ТК Республики Казахстан).

Приведем характеристику ряда основных источников трудового права стран ЕАЭС

Для стран ЕАЭС – и это является несомненной спецификой – помимо актов ООН и МОТ по вопросам труда важнейшее значение имеют акты ЕАЭС и СНГ.

В «Договоре о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.)27 указывается, что государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции в рамках Союза, а также по оказанию содействия организованному набору и привлечению трудящихся государств-членов для осуществления ими трудовой деятельности в государствах-членах.

К формам этого сотрудничества относятся:

1) согласование общих подходов и принципов в сфере трудовой миграции;

2) обмен нормативными правовыми актами;

3) обмен информацией;

4) реализация мер, направленных на предотвращение распространения недостоверной информации;

5) обмен опытом, проведение стажировок, семинаров и учебных курсов;

6) сотрудничество в рамках консультативных органов.

Особое внимание в Договоре (ст. 97) уделяется трудовой деятельности трудящихся государств-членов.

Следует отметить, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Кроме того, государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

Важным моментом Договора является закрепление положения, в соответствии с которым в целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании. Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов, признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Работодатели [заказчики работ (услуг)] вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты, если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

В Договоре также определяется содержание правового статуса трудящегося государства-члена:

– Трудящийся государства-члена имеет право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией, указанными в документах об образовании, документах о присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемыми в соответствии с настоящим Договором и законодательством государства трудоустройства.

– Трудящийся государства-члена и члены семьи осуществляют в порядке, установленном законодательством государства трудоустройства, право: на владение, пользование и распоряжение своим имуществом; на защиту собственности; на беспрепятственный перевод денежных средств. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению № 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.

Трудящийся государства-члена имеет право вступать в профессиональные союзы наравне с гражданами государства трудоустройства.

Трудящийся государства-члена имеет право на получение от государственных органов государства трудоустройства (к компетенции которых относятся соответствующие вопросы) и работодателя [заказчика работ (услуг)] информации, касающейся порядка его пребывания, условий осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных законодательством государства трудоустройства.

По требованию трудящегося государства-члена (в том числе бывшего) работодатель [заказчик работ (услуг)] обязан на безвозмездной основе выдать ему справку (справки) и (или) заверенную копию справки (справок) с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства.

Дети трудящегося государства-члена, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Трудящиеся государства-члена и члены семей обязаны соблюдать законодательство государства трудоустройства, уважать культуру и традиции народов государства трудоустройства, нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Доходы трудящегося государства-члена, полученные им в результате осуществления трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.

Необходимо также отметить и «Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства – члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства – члена Евразийского экономического сообщества» (Заключено в г. Минске 31 мая 2013 г.)28.

В этом международном акте формулируются определенные правовые понятия, а именно: «работник» – гражданин одного из государств – членов ЕврАзЭС, осуществляющий трудовую деятельность на территории другого государства – члена ЕврАзЭС на основании трудового договора с работодателем в соответствии с законодательством государства трудоустройства; «работодатель» – физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником на основании трудового договора, заключенного в соответствии с законодательством государства трудоустройства; «несчастный случай на производстве» (далее – несчастный случай) – событие, в результате которого работником были получены телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если указанные события произошли при исполнении им трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

В Соглашении определяется порядок расследования и оформления несчастного случая на производстве: необходимые меры, предпринимаемые в связи с расследованием несчастного случая, в том числе порядок извещения о несчастном случае, порядок формирования комиссии по расследованию несчастного случая, сроки и порядок проведения расследования несчастного случая, порядок оформления материалов расследования несчастного случая, возникшие в связи с несчастным случаем обязанности работодателя, учреждений здравоохранения, служб государственного надзора и других заинтересованных организаций и должностных лиц, решение иных вопросов, связанных с организацией расследования несчастного случая, устанавливаются законодательством государства трудоустройства и настоящим Соглашением.

Для случаев, расследуемых в соответствии с настоящим Соглашением, Стороны устанавливают форму акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1Е) согласно приложению.

Акт оформляется на русском языке и при необходимости на государственном языке государства Стороны, на территории которого произошел несчастный случай.

По окончании расследования работодатель обязан выдать работнику, пострадавшему от несчастного случая, или его доверенному лицу акт формы Н-1Е, при этом один экземпляр акта направляется в государственную инспекцию труда государства трудоустройства.

По окончании расследования группового несчастного случая, несчастного случая с тяжелым или со смертельным исходом акт формы Н-1Е вместе с материалами расследования направляется уполномоченным органом государства трудоустройства уполномоченному органу государства, гражданином которого является пострадавший (ст. 4 Соглашения).

Кроме того, «возмещение ущерба здоровью работника, пострадавшего от несчастного случая на производстве, или в связи со смертью работника в результате несчастного случая производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства».

Многосторонние региональные соглашения СНГ

Государства ЕАЭС являются также членами Содружества Независимых Государств. За время существования этой региональной международной организации было принято значительное количество международных актов, ведущее значение из которых, несомненно, имеют соглашения об охране труда и миграции.

Так, в Соглашении о сотрудничестве в области охраны труда29 от 9 декабря 1994 г. отмечается, что Стороны осуществляют согласованную деятельность в области охраны труда по следующим направлениям: установление требований охраны труда к машинам, механизмам, другой продукции производственного назначения, новым веществам, материалам, технологиям и проектируемым объектам; создание более эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, современных материалов для их изготовления, осуществление обязательной сертификации оборудования и средств защиты; разработка и реализация межгосударственных программ и технических проектов, совместное проведение важнейших научно-исследовательских работ; разработка системы показателей и государственной отчетности в области охраны труда на согласованной методологической основе; организация подготовки и повышения квалификации кадров; совершенствование порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, происшедших с гражданами государств – участников настоящего Соглашения во время их работы (командировки) в других государствах участниках настоящего Соглашения; обмен информацией, проведение межгосударственных выставок, симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, совещаний по проблемам, представляющим взаимный интерес; содействие регулярным контактам и консультациям между органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля в этой области, а также соответствующими научно-исследовательскими организациями.

В свою очередь в Соглашении о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, от 9 сентября 1994 г.30 формулируется правило, в соответствии с которым оно распространяется на предприятия, учреждения и организации Сторон (в том числе бывшего Союза ССР) независимо от форм собственности (далее – предприятия).

В Соглашении отмечается, что выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (далее – возмещение вреда), производятся работникам, ранее работавшим на предприятиях, а в случае их смерти – лицам, имеющим право на возмещение вреда, являющимся гражданами и имеющим постоянное местожительство на территории любой из Сторон.

Важно, что возмещение вреда, причиненного работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, осуществляется в соответствии с принятым национальным законодательством и специальными соглашениями.

Кроме того, возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, после переезда пострадавшего на территорию другой Стороны), смерти, производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти.

Существенно и то, что работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.

Особо отметим, что возмещение вреда производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание, и в том случае, если указанное заболевание впервые было выявлено на территории другой Стороны.

В тех случаях, когда работник, получивший профессиональное заболевание, работал на территории нескольких Сторон в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется работодателем Стороны, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа.

Необходимо отметить и перечень документов, выданных в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной из Сторон по установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими Сторонами без легализации.

Подчеркнем, что решение соответствующей медицинской экспертной комиссии любой Стороны о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и необходимости в дополнительных видах помощи имеет юридическую силу для возмещения вреда, причиненного здоровью работника независимо от его местожительства, на территории Сторон, подписавших настоящее Соглашение.

В ст. 6 данного международного акта содержится положение о том, что стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по возмещению вреда работникам (а в случае их смерти – лицам, имеющим право на возмещение вреда), постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и (или) учреждения почтовой связи.

Важно, что перевод денежных средств по возмещению вреда осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам, за счет работодателя.

В случае ликвидации предприятия, ответственного за вред, причиненный работникам, и отсутствия его правопреемника Сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение вреда этим работникам в соответствии с национальным законодательством.

В Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.)31 указывается, что Правительства государств – участников настоящего Соглашения, далее именуемые Стороны, основываясь на положениях Договора о создании Экономического союза, исходя из приверженности основополагающим документам ООН в области прав человека и принципам, выработанным в рамках Международной организации труда, сознавая значение и масштабы трудовой миграции между государствами Сторон, стремясь к всестороннему развитию сотрудничества между государствами – участниками настоящего Соглашения в области трудовой деятельности и социальной защиты трудящихся – мигрантов на территории государств Сторон, согласились о нижеследующем:

Данное Соглашение не применяется:

– к беженцам и вынужденным переселенцам;

– к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам;

– к лицам, приезжающим специально с целью получения образования.

Статья 4 Соглашения содержит положение о том, что каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык.

Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами.

Отметим, что при окончательном выезде трудящегося – мигранта из Стороны трудоустройства работодателем (нанимателем) ему выдается справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.

Подчеркнем, что трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором, заключенным с работодателем на государственном языке Стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

В трудовом договоре должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроке действия трудового договора, условиях его расторжения, порядке покрытия транспортных расходов.

Следует указать, что работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством Стороны трудоустройства.

Если трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия (учреждения, организации), сокращением численности или штата работников, на трудящегося – мигранта распространяются льготы и компенсации, согласно законодательству Стороны трудоустройства для высвобожденных по указанным основаниям работников. В этом случае трудящийся – мигрант подлежит возвращению в Сторону выезда за счет средств работодателя (нанимателя). Трудовой договор не может передаваться от одного работодателя (нанимателя) другому.

Укажем, что важнейшим источником трудового права стран ЕАЭС являются Конституции, которые закрепляют принципы трудового права32.

Следующим по юридической силе после Конституции источником трудового права выступают трудовые кодексы стран ЕАЭС.

В каждом государстве действуют трудовые кодексы, которые представляют собой кодифицированные акты о труде.

Примечательно, что все они были приняты в начале 2000-х гг., за исключением Трудового кодекса Республики Беларусь от 1999 г.

Отметим, что в 2016 г. вступает в силу новый Трудовой кодекс Республики Казахстан, подписанный Президентом Республики Казахстан 23 ноября 2015 г.

Существует две основные модели расположения нормативного материала в этих актах.

Так, ТК РФ и ТК Республики Казахстан состоят из частей, разделов и глав.

В свою очередь в ТК Республики Казахстан две части – общая и особенная, а в ТК РФ – 6 частей (они не имеют названия).

В то же время ТК Республики Армения, Республики Беларусь и Кыргызской Республики деление на части не предусматривают (в ТК Кыргызской Республики, правда, есть раздел «Общая часть», однако он лишь один из 9 других разделов).

В ТК стран ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, предусматривается деление на индивидуальные и коллективные трудовые отношения.

Общим для ТК всех стран ЕАЭС является то, что в них содержатся нормы, закрепляющие отношения предмета трудового права, принципы трудового права, систему источников, правовой статус субъектов, а также институты социального партнерства, занятости, трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, гарантий и компенсаций, профессиональной подготовки и переподготовки, материальной и дисциплинарной ответственности, охраны труда, особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников и трудовых споров.

Трудовой кодекс РФ был принят 30 декабря 2001 г.33 Он состоит из 6 частей, 14 разделов, 68 глав.

Трудовой кодекс Республики Армения34 был принят 14 декабря 2004 г. Состоит из 3 разделов и 24 глав. Примечательно, что ТК Республики Армения отчетливо базируется на делении трудового права на коллективное и индивидуальное. Ввиду чего первый раздел посвящен общим положениям; второй – индивидуальным трудовым отношениям, а третий – коллективным трудовым отношениям.

Трудовой кодекс Республики Беларусь35 был принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.; одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г. и подписан Президентом 26 июля 1999 г.

Он состоит из 6 разделов и формально из 39 глав (38 глава была исключена). Так же как и в случае с ТК Республики Армения, есть два раздела, посвященные как индивидуальным трудовым отношениям, так и коллективным трудовым отношениям (Раздел II. Общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений; Раздел IV. Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений).

Загрузка...