ГЛАВА 3.
ИСТОЧНИКИТРУДОВОГОПРАВА.
Это нормативные правовые акты трудового законодательства, которые различаются в зависимости от того, какой орган их издает и по каким вопросам. Как указывает В.Н.Уваров, понятие источника трудового права в буквальном смысле есть то, что дает начало нормам трудового права, откуда исходит и чем определяется содержание правовых норм о труде, поэтому источники трудового права можно охарактеризовать как единство 2 компонентов: материального содержания и форм правовых норм о труде.
Материальное содержание связано с трудовыми отношениями.
В процессе совместного труда, трудовых отношений экономические, политические и социальные потребности работника и работодателя, их интересы могут вступать в противоречие. И тогда возникает необходимость регулировать их, определять какие-то правовые нормы, правила поведения в системе трудовых отношений.
Эти нормы, правила поведения в системе трудовых отношений определяют специальные органы государства. То есть понятие источники трудового права связано с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативных юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.
Итак, под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений. Другими словами, источники трудового права – это нормативно-правовые акты, регулирующие рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.
Источник трудового права содержит нормы этой отрасли, и его не надо путать с актом право применения этих норм. Например, Закон РК “О труде в РК” является источником трудового права, содержащим нормы об увольнении, а приказ руководителя организации об увольнении (или приеме, переводе, дисциплинарном взыскании) является актом право применения.
В своей совокупности все источники трудового права, образуют систему источников, в которой они находятся в определенной последовательности по их значению, подчиненности, начиная с Конституции РК, международно-правовых договоров о труде (конвенции и рекомендации международной организации труда – МОТ, акты ООН и других международных договоров РК) и других обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда республики, Закона РК “О труде в РК”, и различные подзаконные акты (указы Президента РК, постановления Правительства РК, постановления Министерства труда и нормативные приказы других министерств и ведомств, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, содержащих локальные нормы (местные для работников данной организации), а также социально-партнерских соглашений.
Как указывает В.Н.Уваров, нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.
К основным нормативным правовым актам в области трудового законодательства относятся Конституция РК, конституционные законы, отдельные законы о труде, нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан, нормативные постановления Правительства, Конституционного Совета и Верховного суда Республики Казахстан; нормативные приказы министерств и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные постановления государственных комитетов и иных центральных государственных органов по вопросам отраслевых условий труда; нормативные решения маслихатов и акимов по вопросам установления региональных условий организации труда.
К производным нормативным правовым актам в области трудового законодательства относятся различные правила, положения, инструкции, рекомендации и т.п. Они принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое.
Согласно ст.4 Закона Республики Казахстан “О нормативных правовых актах” от 24 марта 1998 года № 213 в иерархии нормативных правовых актов соотношение юридической силы иных, кроме Конституции нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
Особое место среди источников казахстанского права, в том числе и трудового права, занимает Конституция Республики Казахстан, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Казахстан. Закона и иные правовые акты, принимаемые в РК, не должны противоречить Конституции РК.
Высшая юридическая сила Конституции проявляется в следующем:
Конституция имеет приоритет перед законами и подзаконными актами;
Конституция предусматривает порядок принятия законов и подзаконных актов соответствующими государственными органами.
Говоря другими словами, конституционные нормы выступают источником для принятия
законов и иных нормативных правовых актов.
Конституция РК 1995 года является фундаментальной базой текущего законодательства, главным источником права. Она закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к источникам права вообще и трудового права в частности. Конституция РК законодательно закрепила права, свободы и обязанности человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, религиозной принадлежности, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Конституция объявила право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии; запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Содержание конституционных норм конкретизируется в законах и подзаконных актах о труде.
В системе законодательства о труде важнейшее место занимают законодательные акты. Согласно Закону Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. “О нормативных правовых актах” к законодательным актам относятся:
– законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
–конституционные законы; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
кодексы Республики Казахстан; законы; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
нормативные указы Президента Республики Казахстан;
нормативные постановления Парламента Республики Казахстан;
нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы; постановления центральных государственных органов;
нормативные решения маслихатов и акимов.
Каждый из нормативных актов нижестоящего уровня не может противоречить
нормативным актам вышестоящих уровней.
Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
Закон имеет верховенство над другими подзаконными актами. Это сущность принципа законности. Законами регулируются все важнейшие общественные отношения в области применения труда, устанавливаются основополагающие принципы и нормы по вопросам трудовой правосубъектности работодателей и граждан, определяются основные условия труда и социальной защиты, охраны труда и пр. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.
Важнейшими источниками трудового права являются законы Республики Казахстан.
В соответствии с Конституцией РК и Законом РК от 24.03.1998 г. “О нормативных правовых актах” можно выделить следующие виды законов:
А) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РК. Они принимаются в порядке, установленном Конституцией (п.3 ст.62). пример: Закон РК от 7.10.1998 г. “О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК”, который отменил возрастной ценз для госслужащих (п.4.ст.33);
Б) конституционные законы РК. Конституционным признается закон, названный таковым в Конституции и принятый в установленном Конституцией порядке (п.4 ст.62). Например, конституционный закон РК от 16.12.1991 г. “О государственной независимости РК”;
В) обычные законы. Например, Закон РК от 10.12.1999 г. “О труд в РК”, Закон РК от 30.12.1998 г. “О занятости населения РК” и др.
К источникам трудового права относятся и подзаконные акты в области трудовых отношений.
К подзаконным актам относятся иные, не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты. Это нормативные указы Президента РК, нормативные постановления Парламента и Правительства РК, нормативные приказы министров, нормативные решения маслихатов и акимов. Подзаконные нормативные акты характеризуются 2признаками:
они не могут противоречить закону и выходить за его рамки;
они направлены на организацию исполнения законов.
По Конституции РК(ст.62) Парламент принимает акты в форме законов, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики. Законы вступают в силу после их подписания Президентом РК. Законы, постановления Парламента и его палат не должны противоречить Конституции, а постановления Парламента и его палат не должны противоречить законам.
Из подзаконных актов наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента Республики Казахстан. Они принимаются по вопросам, не входящим в компетенцию Парламента и его палат. Например, Указ Президента Республики Казахстан от 29 мая 1990 года “О неотложных мерах по укреплению государственной и трудовой дисциплины”.
Наибольшую группу подзаконных нормативных актов о труде составляют нормативные постановления Правительства Республики Казахстан. Они носят общегосударственный характер. В соответствии с Конституцией (ст.69) Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления, а Премьер-министр – распоряжения, имеющие обязательный характер на всей территории республики.
Важнейшее место в системе источников трудового права занимает Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Он регулирует весь комплекс общественных отношений, входящих в трудовое право.
Важнейшими законами РК по вопросам труда являются:
Закон о занятости населения. Это первый закон нашей страны об обеспечении занятости, так как у нас появилась и растет безработица. Это закон закрепил принцип обеспечения занятости, определил понятия “занятость”, “подходящая работа”, “безработный», статус безработного, т.е. его правовое положение, и урегулировал отношения государственных органов службы занятости с безработными и работодателями.
В соответствии с этим законом работают и органы обеспечения занятости и трудоустройства, в отношения с которыми вступают работники до заключения трудового договора.
Закон о профсоюзах установил правовые основы создания профсоюзов в Казахстане, закрепил их основные права и гарантии деятельности, урегулировал отношения профсоюзов по защите прав работников с работодателями и их объединениями, с органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Закон о государственной службе является первым законом, который урегулировал специальный труд государственных служащих. В законе дается понятие государственных служащих, определяется порядок их приема и увольнения, их права и обязанности. Закон определяет специальные для госслужащих нормы (например, им запрещается ряд действий) и нормы-льготы по времени отдыха, дополнительным выплатам и др. В Законе отмечается, что на государственных служащих распространяется действие казахстанского законодательства о труде за изъятиями, установленными самим Законом. Этот закон ввел их конкурсный прием на работу и квалификационные экзамены при приеме.
Все другие источники, кроме законов, являются подзаконными актами: указы Президента РК, постановления Правительства РК, нормативные приказы министерств и ведомств, постановления Минтруда и др.
Среди подзаконных актов трудового права есть акты рекомендательного характера, на основе которых на производстве разрабатываются свои локальные акты. Например, постановление Минтруда РК“ Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и Примерной формы трудового договора (контракта)”. В них даны рекомендации как заключать трудовой договор в письменной форме и примерная форма контракта. На основе рекомендательных актов на местах разрабатываются локальные нормы трудового права.
Локальные нормативные акты разрабатываются с учетом особенностей данного производства администрацией (работодателем) с участием профкомитета и, как правило, принимается общим собранием трудового коллектива, например, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор трудового коллектива с работодателем, премиальные положения о выплате вознаграждения по итогам работы за год, различные соглашения по вопросам охраны труда.
Среди источников трудового права есть ряд актов, принятых указами Президента РК. Президент РК издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Казахстана, и они также должны соответствовать Конституции РК и законам, поскольку относятся к подзаконным актам.
Постановлениями Правительства РК принимаются нормы по исполнению законов по различным вопросам труда. Специализированный орган по труду – Минтруда РК. Оно принимает акты по оплате труда, об охране труда, по вопросам занятости населения и социальной защиты и другим вопросам.
Маслихаты и акимы в пределах своей компетенции принимают нормативные решения по вопросам организации и применения труда на подчиненных им территориях. Согласно Конституции Республики Казахстан (ст.88) нормативные решения маслихатов и акимов являются обязательными для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Если решения маслихатов не соответствуют Конституции и законодательным актам республики, они могут быть отменены в судебном порядке, а решения акимов – Президентом страны, Правительством или вышестоящими акимами, или также в судебном порядке.
Нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:
законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан – по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки;
постановления Парламента Республики Казахстан, его Палат – со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки;
постановления Конституционного Совета Республики Казахстан – со дня их принятия;
нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в том числе Верховного Суда Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан – по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки.
Закон может применен (введен в действие) только после его обнародования в виде
опубликования. Это означает, что закон начинает регулировать правовые отношения и порождать определенные юридические последствия только после его введения в действие.
В области трудового законодательства имеется ряд нормативных правовых актов, производных от основных. К ним относятся:
А) правила – нормативные правовые акты, определяющие порядок организации и осуществления определенного вида деятельности в области общественной организации труда;
Б) положения (примерное положение, типовое положение) – нормативный правовой акт, который определяет статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения, а также порядок осуществления конкретного вида деятельности. Например, Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 15 декабря 1994 года за № 1414;
В) инструкции – нормативный правовой акт, определяющий применение трудового законодательства в области общественной организации труда. Например, Инструкция Госкомстата Республики Казахстан от 2 ноября 1993 года за № 232 “О статистике численности заработной плате работающих по найму”.
Все указанные нормативные правовые акты производного характера идут в качестве приложений к основным актам.
Система источников трудового права имеет следующие особенности:
в создании актов трудового законодательства принимают участие сами субъекты данной отрасли (работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы; работодатели при создании локальных норм и через своих представителей);
в систему источников входят и общее (для всех работников), и специальное трудовое законодательство для некоторых категорий работников, отражая единство и дифференциацию трудового права;
вся система источников трудового права делится на законы и подзаконные акты. Законы в свою очередь делятся на основные (Конституция), другие конституционные (Декларация прав и свобод человека и гражданина) и текущие (например, Закон о праздничных днях РК). Конституция РК и законы о труде имеют верховенство на всей территории РК.
в этой системе есть акты специализированных органов (Министерства труда РК) и нормативные приказы, правила, инструкции специализированных государственных инспекций, осуществляющих надзор и контроль за охраной труда, трудовым законодательством (Госэнергонадзор, сантехнадзор и т.д.);
к системе источников трудового права РК относятся также и международно-правовые акты по труду, к которым присоединился Казахстан, и ее международные договоры по социально-трудовым отношениям с другими странами. В Конституции подчеркивается примат этих общепринятых международных норм над национальным законодательством.
Все источники трудового права можно также классифицировать не только по их субординации (подчиненности) на законы и подзаконные акты, но и по сфере их действия (республиканские, областные, городские, отраслевые, уставы, положения, а также и по системе трудового права, т.е. по институтам, их принявшим.
Статья 8. Сфера действия настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения:
1) трудовые;
2) непосредственно связанные с трудовыми;
3) социального партнерства;
4) по безопасности и охране труда.
2. Действие настоящего Кодекса распространяется на работников и работодателей, расположенных на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, прошедшие учетную регистрацию, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
3. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
4. Законы Республики Казахстан не должны снижать уровень прав, свобод и гарантий, установленных настоящим Кодексом.
Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, т.е. их временных границ.
Нормы и положения Конституции РК вступают в силу со дня ее официального опубликования. День принятия Конституции на республиканском референдуме 30 августа считается днем принятия Конституции Республики Казахстан. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Республики Казахстан до вступления в силу настоящей Конституции РК, применяются в части, не противоречащей Конституции. Отдельные нормативные положения Конституции, как и она сама в целом, действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до принятия конституционного закона, вносящего изменения и дополнения в эти положения.
Законы Республики Казахстан, Указы Президента и постановления Правительства РК вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. Так, например, закон РК “О труде в РК” принят 10 декабря 1999 года, а введён в действие с 1 января 2000 года специальным Законом “О введении в действие Закона Республики Казахстан “О труде в Республике Казахстан”. Закон Республики Казахстан от «ғ мая 2007 года І 251-111 «Трудовой кодекс Республики Казахстан» опубликован в газете «Казахстанская правда» 22 мая 2007 года № 76 (25321). Законом Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 252-111 «О введении в действие Трудового кодекса Республики Казахстан» вводится в действие Трудовой кодекс Республики Казахстан по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования(за исключением некоторых пунктов). Кстати, Законом «О введнии в действие Трудового кодекса Республики Казахстан»были признаны утратившими силу с момента введния в действие Трудового кодекса Республики Казахстан следующие законодательные акты Республики Казахстан:
Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 года «О коллективных договорах»;
Закон Республики Казахстан от 8 июля 1996 года «О коллективных трудовых спорах и забастовках»;
Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года «О труде в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года «О введении в действие Закона Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О социальном партнерстве в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года «О безопасности и охране труда»;
Постановлениек Верховного совета Республики Казахстан от 4 июля 1992 года «О введении в действие Закона Республики Казахстан «О коллективных договорах».
Постановления Парламента РК, его палат вводятся в действие со дня их первого официального опубликования, если в этих актах не указаны иные сроки, а постановления Конституционного совета РК – со дня их принятия.
Нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки. Такие же сроки установлены для введения в действие нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов.
Время введения в действие нормативных актов имеет огромное значение, так как связано со сроками наступления юридической ответственности, предусмотренной в этих актах и с решением вопроса об обратной силе данных актов. По общему правилу действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Исключение представляют те случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или в специальном акте о введении в действие этого акта. Необходимым условием введения в действие нормативных правовых актов о труде является их государственная регистрация в Министерстве юстиции РК (за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда РК). Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы.
Действие нормативного правового акта может быть бессрочным и временным. Нормативный правовой акт считается действующим бессрочно, если в самом акте или акте о его введении не предусмотрено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его отдельных частей (части). В этом случае обязательно указывается, на какой срок нормативный правовой акт о труде сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший его, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер.
Действие нормативных правовых актов в пространстве. Действие нормативных правовых актов в пространстве тесно связано с таким понятием как “территория”. В наиболее общем виде под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространство в пределах государственных границ. Имеется в виду территория Республики Казахстан, которая в данном случае представляет собой правовое пространство для действия нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты, принятые Президентом страны, Парламентом и Правительством Республики Казахстан, центральными исполнительными и иными центральными уполномоченными органами, распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих актах или актах об их введении в действие не установлены какие-то исключения.
Говоря о действии нормативных правовых актов в пространстве, следует иметь в виду, что они распространяются также и на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом Республики Казахстан и другие территориальные образования нашей страны за рубежом, так как понятие “территория Республики Казахстан” не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международными правовыми актами.
Следует отметить также, что нормативные акты о труде могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.
Нормативные правовые акты, принятые местными представительными и исполнительными органами, действуют только на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Например, нормативные правовые акты, принятые Карасайским районным акиматом, действуют только на территории Карасайского района. Нормативные правовые акты, принятые Каскеленским городским акиматом, действуют только на территории города Каскелена.
С учетом особенностей условий труда в отдельных местностях Казахстана (удаленность, безводность, высокогорность и т.п.) принимаются специальные правовые акты, предусматривающие районные коэффициенты к заработной плате отдельных категорий работников, различные льготы, гарантии и т.д. Например, в городе Аркалык действует коэффициент 15 к заработной плате работников внутренних дел.
Действие нормативных правовых актов по лицам, по категориям лиц, на которых распространяется действие того или иного нормативного акта.
Как указано в п.2 ст. 9 Трудового кодекса, действие данного закона распространяется на работников и работодателей. Работниками и работодателями могут быть как граждане Республики Казахстан, так и иностранцы и люди без гражданства.
Действие нормативных правовых актов распространяется на граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
На работников организаций, расположенных на территории Республики Казахстан, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых являются иностранные юридические или физические лица, распространяется законодательство о труде Республики Казахстан.
Иностранными гражданами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.
Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.
Иностранные граждане в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.
Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству Республики Казахстан (Указ Президента, имеющий силу Закона “О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан” от 16 июня 1995 года”).
Трудовая деятельность граждан государств – участников Содружества Независимых Государств на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законом и договорами, заключенными между этими государствами, как на двусторонней, так и на многосторонней основе (Закона Республики Казахстан “О миграции населения” от 13 декабря 1997 года).
Правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: (в основу такого деления положены объективные факторы, в частности тяжелые природно-климатические условия различных районов Казахстана)
1) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда, независимо от отрасли экономики и условий труда. Например, действие Трудового кодекса Республики Казахстан распространяется не только на всех граждан Республики Казахстан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в Республике Казахстан;
специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин, подростков, работников бюджетной сферы, лиц, работающих на тяжелых и вредных производствах, временных и сезонных работников и т.п.) Этим же Законом предусмотрены льготы для определенной категории работников – для лиц с ограниченной трудоспособностью, несовершеннолетних, женщин, имеющих малолетних детей.
В Трудовом Кодексе Республики Казахстан выделена отдельный раздел 3, посвященная
“Регулированию трудовых отношений отдельных категорий работников”. В ней предусмотрены льготы в области условий труда для работников моложе 18 лет, женщин и иных лиц с семейными обязанностями, совместителей, содержатся нормы-запреты на применение труда в ночное время, на сверхурочных работах и др. Регулирование трудовых отношений таких категорий работников осуществляется как Трудовым Кодексом, так и иными законодательными актами, определяющими условия труда соответствующих категорий работников.
Отдельные льготы предусмотрены для лиц с ограниченной трудоспособностью, в законе от 21 июня 1991 года “О социальной защищенности инвалидов в Казахской ССР” определены права инвалидов в сфере трудовых отношений. Для них создаются условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В коллективном договоре для инвалидов должны предусматриваться условия труда, в том числе оплата, режим рабочего времени и времени отдыха и пр., которые не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.
Условия труда отдельных категорий работников могут регулироваться не только Трудовым кодексом Республики Казахстан, но и иными нормативными правовыми актами. Например, действие Закона Республики Казахстан “О государственной службе” распространяется на всех государственных служащих.
Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям:
быть гражданами Республики Казахстан;
быть не моложе 18 лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики Казахстан;
обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям (статья 13 Закона Республики Казахстан "“О государственной службе”).
Конкретное содержание дифференциации по категориям работников сводится к тому, что специальными нормами для них устанавливается особый, по сравнению с общим, порядок приема на работу и увольнения; особенности регулирования рабочего времени отдыха; льготы и преимущества в оплате труда; повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других особенностей. Это, например, уже упоминавшиеся льготы для работников моложе восемнадцати лет -сокращенная продолжительность рабочего времени; нормы-запреты на применение их труда в ночное время, на сверхурочных работах и т.п.
Вопросы для самопроверки
(Глава 3)
:
Что такое источники трудового права? Перечислите их виды.
В чем заключаются особенности источников трудового права?
Как классифицируются источники трудового права по их подчиненности и по органам, их издавшим?
Дайте общую характеристику Конституции РК как источника трудового права.
Какие Вы знаете важнейшие казахстанские законы по вопросам труда?
Что означает действие нормативных правовых актов во времени?
Как нормативные правовые акты действуют в пространстве?
Расскажите о действии правовых нормативных актов по категориям работников.