После начала реформы политики открытости Китай не перестает впечатлять показателями роста экономики. Желая идти в ногу со временем, законодательные органы Китая продолжают работу по регламентации трудовых отношений и споров, возникающих между работодателем и работником.
Первый закон, регулирующий трудовые отношения в Китайской Народной Республике, вступил в силу 1 января 1995 г. Однако практика показала, что эффективное регулирование трудовых отношений в большинстве случаев требует создания четких и узкоспециализированных норм.
Поэтому в 2008 году вступил в силу новый закон Китайской Народной Республики «О трудовом договоре». Принимая данный закон, законодательные органы Китая руководствовались, в основном, целью создания более эффективных мер по защите прав работников в процессе заключения трудового договора.
При этом, Китай обладает огромной территорией, что определило в структуре трудового права некоторые специфические черты. Так, право Китая предусматривает наличие у органов местной власти полномочий по созданию дополнительного нормативного регулирования. Подобная специфика привела к действительности, когда провинции и купные города в большинстве случаев имеют несколько отличающееся регулирование в данной области. В результате чего, система трудового права обладает куда более сложной и многоуровневой структурой.
Первый проект Конституции был принят в Китае в 1954 году. На тот момент Конституция включала всего три статьи, касающиеся прав работников, которые больше представляли собой основные принципы и руководящие начала.
В дальнейшем Конституция Китая претерпела множество изменений. Последние изменения Конституции были приняты и вступили в силу 11 марта 2018 года. В сравнении с прежней версией 1954 года, действующая Конституция содержит более детальные нормы, предусматривающие особые правовые средства защиты для инвалидов войны, женщин и других категорий лиц.
При всем этом, Конституция Китая предусматривает только основные принципы, которые уже в дальнейшем используются в качестве базовых понятий при создании специальных законов, регулирующих трудовые отношения.
Первый специализированный закон в области трудового права, закон Китайской Народной Республики «О трудовых отношениях», был принят и вступил в силу 5 июля 1994 года. Закон впервые за всю историю права Китая детально закрепил права работника, поэтому его принятие в 1995 году представляло собой невероятный скачок и эпохальное событие в рамках развития трудового права в Китае.
Данный закон включал в себя 107 статей, предусматривающих регулирование вопросов рабочего времени, времени отдыха и отпуска, заработной платы, безопасности и гигиены труда, специальной защиты женщин и несовершеннолетних работников, профессиональной подготовки, социального страхования и социального обеспечения, трудовых споров, надзора и контроля, и других не менее важных вопросов.
Действующий в настоящее время закон Китайской Народной Республики «О трудовом договоре» (здесь и далее – закон «О трудовом договоре») был принят в 2008 году и является основным правовым актом, регулирующим трудовые отношения и закрепляющим основные принципы трудового права.
Закон «О трудовом договоре» регулирует трудовые отношения между работником и организацией, под которой понимаются находящиеся на территории Китайской Народной Республики предприятия, индивидуальные экономические организации, частные организации, не являющиеся предприятиями, и другие организации, участвующие в заключении, исполнении, изменении и прекращении трудового договора.
Кроме того, закон «О трудовом договоре» также регулирует возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений между работником и государственными органами, учреждениями, общественными организациями.
Как уже было сказано выше, в связи с географическими особенностями страны центральные органы власти Китая частично делегировали законодательные полномочия в области трудового права органам местной власти, а именно органам провинций и муниципальных образований. Это определило появление на местном уровне большого количества правовых актов, содержащих подробное регулирование отдельных вопросов.
Одним из примеров является регулирование предоставления отпуска по беременности и родам. Национальное право закрепляет право женщины на 98-дневный отпуск по беременности и родам. При этом акты органов местного управления городов и иных муниципальных образований могут предусматривать предоставление дополнительного отпуска. Так, в Шанхае срок дополнительного отпуска составляет 30 дней, в Чэнду – 60 дней.
Другим примером является регулирование такого важного вопроса, как страхование работника. В данном случае, разные провинции могут иметь разные базы и ставки выплат по социальному страхованию. Это связано с различиями в экономическом развитии и размере среднего дохода провинций.
В правоприменительной практике также прослеживаются некоторые различия. Так, если компания зарегестрирована в Шанхае и заключила два срочных трудовых договора с работником, она вправе решать вопрос подписания следующего трудового договора. При этом в случае принятия компанией положительного решения, она будет обязана заключить с лицом бессрочный трудовой договор. Однако при аналогичной ситуации в Пекине, у компании нет выбора, кроме как подписать третий договор, который также будет заключен на неопределенный срок.