Глава 3 Источники трудового права

3.1. Понятие и особенности источников трудового права

Понятие «источники права» в науке принято рассматривать в двух аспектах:

1) в материальном смысле – как объективные факторы, порождающие право как социальное явление и влияющие на его развитие (экономические, политические, социальные потребности общества). Иными словами, материальные условия жизни общества, способ производства, экономический строй общества являются той силой, под влиянием которой создается право, поэтому данные факторы могут рассматриваться как источники права;

2) в формально-юридическом смысле – как способы (внешняя форма) выражения правовых норм, принимаемых компетентными на то органами либо лицами; способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм и придания им тем самым определенной юридической силы.

Выделяют также идеологические (правосознание, правовая культура) и «институциональные» (деятельность законодательных, судебных органов и др.) источники[12].

В связи с такого рода многоаспектностью понятия «источники права» следует отметить, что понятие источников трудового права традиционно рассматривается в юридической литературе и будет рассматриваться в настоящей главе в формально-юридическом смысле. Под источниками трудового права следует понимать внешне объективированные результаты правотворческой деятельности международных организаций, компетентных государственных органов, иных уполномоченных на осуществление данной деятельности субъектов трудового права в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Приведенное определение позволяет утверждать, что источники трудового права представляют собой многоуровневую систему международных источников (международных документов, закрепляющих общепризнанные принципы и нормы в сфере труда) и национальных источников (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, иные акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные правовые акты).

С учетом вышеуказанной многоуровневой системы источников трудового права можно обозначить их основные особенности:

1) значительное влияние положений, закрепленных в соответствующих международных источниках, на развитие национальных источников трудового права (при этом наибольший удельный вес в числе международных источников занимают Конвенции МОТ);

2) наделение при формировании национальных источников правом на участие в правотворчестве (создании источников трудового права) не только компетентных государственных органов, но и на соответствующем уровне коллективных субъектов трудового права (в частности, представительных органов работников, представительных органов нанимателей), а также самих нанимателей;

3) значительный процент нормативных правовых актов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь среди национальных источников трудового права;

4) особое значение в регулировании трудовых и связанных с ними отношений придается таким источникам трудового права, как локальные нормативные правовые акты;

5) наличие достаточно большой степени дифференциации в правовом регулировании труда в зависимости от особенностей производства, условий работы, субъектных признаков и социальных групп работников и др.

Источники трудового права следует разграничивать с актами применения норм трудового права, к которым относятся организационно-распорядительные документы нанимателя (например, приказы о поощрении работников, об увольнении и т. п.), а также соответствующие решения органов по рассмотрению трудовых споров. Акт применения норм права в отличие от источника права, во-первых, не создает норм права, а только базируется на них (это не результат правотворчества, а результат правоприменения), во-вторых, распространяет свое действие на изначально определенный круг лиц и, в-третьих, рассчитан, как правило, на однократное применение.

Понятие «источники трудового права» следует разграничивать с понятием «источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений», которое используется в ст. 7 Трудового кодекса. Последнее из указанных понятий будет являться более широким, поскольку им охватываются не только нормативно-правовые источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений (собственно источники трудового права), но и индивидуально-договорные источники (в частности, трудовой договор, индивидуальные соглашения о труде).

3.2. Понятие, субъекты и виды источников международно-правового регулирования труда

Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование вопросов, связанных с применением труда, с помощью правовых актов, принимаемых международными организациями, и международных договоров.

Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда является система стандартов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, закрепленная в актах, принятых Организацией Объединенных Наций (далее – ООН), МОТ, актах региональных объединений государств, а также в двусторонних соглашениях государств. Указанная система стандартов получила название международных стандартов труда.

Особое значение для закрепления международных трудовых стандартов имеют акты ООН и МОТ, поскольку указанные акты обобщают мировой опыт в области регулирования трудовых и связанных с ними отношений, носят универсальный характер, обозначают необходимый минимум социально-трудовых прав, который должен быть обеспечен на национальном уровне.

К основным субъектам международно-правового регулирования труда традиционно относят ООН и МОТ.

Организация Объединенных Наций является универсальной международной организацией, созданной для поддержания мира, международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. В числе универсальных международно-правовых актов данной организации можно выделить:

• Всеобщую декларацию прав человека (1948), в которой сформулированы основные неотъемлемые и неотчуждаемые права человека (на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на справедливые и благоприятные условия труда, на равную оплату за равный труд и др.);

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), закрепляющий и гарантирующий право каждого на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на объединение в профсоюзы и участие в забастовках и др.;

• Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), устанавливающий запрет принудительного труда, рабства и работорговли, гражданскую и политическую свободу, свободу от нужды и иные права, имеющие значение в сфере регулирования труда.

Кроме того, в ряде конвенций ООН, в частности в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), в Международной конвенции о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990) также закреплены международные трудовые стандарты.

Международная организация труда – это международная организация, являющаяся специализированным учреждением ООН. Структура данной организации основывается на принципе трипартизма, предполагающем построение всех ее органов на трехсторонней основе, что обеспечивает представительство правительств, трудящихся (работников) и предпринимателей (нанимателей, работодателей). Республика Беларусь входит в МОТ с 1954 г.

Загрузка...