Активное слушание и понимание подростка

Взаимопонимание с подростком – это важный аспект, определяющий качество отношений в семье. Во время переходного возраста, когда внутренний мир молодого человека полон противоречий, забота и внимание родителей могут сыграть ключевую роль. Однако, чтобы установить настоящий контакт с подростком, важно не только говорить, но и уметь слушать. Активное слушание становится тем инструментом, который помогает родителям не только понять, но и поддержать своих детей, преодолевая возможные разногласия.

Активное слушание подразумевает полное сосредоточение на собеседнике – не только его словах, но и эмоциях, которые они выражают. Это требует от родителей способности не просто воспринимать информацию, но и осмыслять её. Основным компонентом этого процесса является эмпатия. Эмпатия позволяет родителям подойти к пониманию переживаний подростка, вникнуть в его отношение к миру, а не просто оценивать это через призму собственного опыта. Например, когда подросток делится переживаниями о дружбе, родитель может задать уточняющие вопросы: "Что именно тебя беспокоит в отношениях с друзьями?" или "Как ты себя чувствовал в этой ситуации?" Вопросы такого рода не только показывают заинтересованность, но и позволяют подростку более глубоко осмыслить свои чувства, открывая новые горизонты самопознания.

Важным аспектом активного слушания является создание безопасного пространства для общения. Подростки часто испытывают страх быть непонятыми или осуждёнными, поэтому родителям следует делать всё возможное, чтобы продемонстрировать свою готовность принять и поддержать. Это может быть достигнуто как вербально, так и невербально. Если родитель, находясь в разговоре, ощущает собственное стремление к душевной близости, это выражается в том, как он держит паузу, как смотрит на ребёнка и каким тоном говорит. Важно, чтобы подросток чувствовал, что его мнение интересно и важно, а не является помехой в жизни родителей.

Кроме того, активное слушание требует от родителей умения контролировать свои эмоции. Часто, услышав о неверном поступке или проблеме, родитель инстинктивно реагирует выражением удивления или гнева. Такие реакции могут разрушить доверие и воспрепятствовать открытию, даже если изначально подросток был настроен на разговор. Вместо этого лучше использовать так называемые "паузы", позволяя себе время, чтобы успокоиться и обдумать, как реагировать. Подходящий ответ может заключаться в вопросе: "Как ты сам планируешь решить эту проблему?" Это не только предоставляет подростку возможность быть активным участником обсуждения, но и говорит о том, что его заботы и мысли имеют значение.

При общении с подростками важно также учитывать их уникальные способы самовыражения. В условиях современных реалий социальные сети и мессенджеры стали основными платформами, где молодые люди делятся своими переживаниями. Поэтому родителям имеет смысл быть знакомыми с этими площадками – будь то ВКонтакте, Телеграм или даже Instagram* социальная сеть, признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ. Это позволит лучше понимать, через какие именно каналы проходит общение подростка с его окружением, и что может влиять на его поведение и эмоциональное состояние. Например, изучая лексикон, используемый в сети, родитель сможет лучше подстроить свою лексическую базу и адаптироваться к восприятию подростка.

Загрузка...