В Петербурге есть несколько триумфальных арок и ворот, которые уже много лет охраняются государством как памятники истории и архитектуры. В этой книге будет рассказано о том, кем, когда и в честь чего они были поставлены.
Но прежде разберемся: что такое триумфальная арка. Арка – «дугообразный свод над проёмом в стене или пролётом между двумя опорами, являющийся деталью архитектурного сооружения». Триумф – «необыкновенный и эффектный успех», «торжественная встреча и празднество в ознаменование победы над неприятелем», «полная, торжественно празднуемая победа». Такое толкование слов даёт «Историко-этимологический словарь современного русского языка» Павла Яковлевича Черных. Следовательно, триумфальная арка – архитектурное сооружение, представляющее собой торжественно оформленную арку в ознаменование большой, важной победы.
Триумфальные арки украшают многие города мира. Как правило, их можно увидеть в местах бывших городских окраин, давно уже оказавшихся в центральных районах современных городов. И это понятно. Ведь создавались они для торжественных встреч победителей-триумфаторов при их въезде в города.
Впервые триумфальные арки начали возводить в Древнем Риме. Наиболее известны арки Тита, их строительство датируется 81 годом н. э.
На Руси в честь ратных подвигов и в память о знаменательных событиях воздвигали храмы. Так было до конца XVII столетия, когда традицию нарушил царь-реформатор Пётр I.
Первую триумфальную арку в нашем Отечестве возвели в 1696 году в честь первой победы над турками под Азовом. Вспомним, что тогда произошло.
Годом ранее Пётр I безуспешно попытался получить выход в Азовское море, предприняв осаду турецкой крепости Азов. Однако после неудачной попытки Пётр не оставил своего замысла, а с присущей ему энергией взялся за создание русского флота. Под Воронежем он организовал верфь, где в течение зимы 1695–1696 годов двадцать пять тысяч работников, крестьян и ремесленников, построили три десятка крупных боевых судов и множество транспортных. Весной 1696 года построенные суда и семидесятитысячная сухопутная армия спустились по Дону к Азову. Пехота осадила крепость с суши, а флот в составе двух линейных кораблей и двадцати трёх гребных галер блокировал её с моря. В результате морского сражения два турецких корабля были потоплены, а остальные отступили. Так совершилась первая победа русского флота. Двадцать девятого июля 1696 года гарнизон Азова капитулировал.
Через три месяца, 30 октября, Боярская дума приняла предложение Петра – «Морским судам быть». Эта дата стала днём рождения русского военно-морского флота. Однако, решение о строительстве военных кораблей привело некоторых сановников в замешательство. Даже генерал Гордон, наставник Петра, спросил царя: «На что Вам корабли, государь? Ведь у Вас нет морей». Пётр, как говорится, не полез за ответом в карман. «Были бы корабли, а моря я найду!», – ответил он.
Москва готовилась встречать победителей. Царь повелел сколотить триумфальную арку из досок и брусьев. Место для первой триумфальной арки указал, конечно, тоже он: «На мосту, через Москву-реку устроенном». Это был Большой Каменный мост.
Осада Нарвы войсками Петра I в 1704 году
Строительство небывалого на Руси сооружения длилось месяц. Можно представить, как нетерпеливый царь ожидал торжественного момента прохождения русских войск не только под колокольный звон, но и в сопровождении победного пушечного салюта. Месяц прошёл, и московский люд подивился!
Высокие ворота-арку с морским богом Нептуном наверху украшали статуи в соответствии с античной мифологией. Примечательными были надписи на арке. Первая – в честь победителей: «Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь». Вторая – ироническая, обращённая к побеждённым: «Ах, Азов мы потеряли и тем бедство себе достали».
В день торжественного открытия ворот через них прошла процессия, ее возглавлял ехавший верхом на коне «князь-папа» Никита Зотов. Следом, тоже верхом на лошадях, ехали командующие войсками Алексей Шейн и Франц Лефорт. Сам же Пётр I, одетый в немецкое платье, к удивлению москвичей, шёл пешком.
Позднее в Москве построили еще три триумфальные арки: у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских и у Мясницких ворот. Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями.
В честь Полтавской победы, в Москве возвели семь триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 10 января 1710-го.
А до этого были сооружены ворота в Нарве, в честь победы над шведами в 1704 году. Нарву царь предпочитал называть на старинный русский манер Ругодевом. После битвы Петр повелел изготовить три медали в ознаменование победы. И не ограничился этим.
В конце лета 1704 года он вызвал в Ругодев архитектора инженера-фортификатора Доменико Трезини, временно освободив его от проектирования и строительства города-крепости Санкт-Питер-бурх, и поручил ему руководство работами по починке и укреплению защитных стен Нарвы-Ругодева, а также возведение триумфальных ворот при въезде в нарвскую крепость. Итальянец великолепно выполнил царское повеление. Триумфальные ворота пришлись по душе Петру, и тут же были названы Петровскими. Иноземцев пускали в город только через них, дабы все осознавали мощь молодой русской армии.
Трезини писал своё имя только через однако, впоследствии практически во всех книгах, где упоминается имя архитектора, оно пишется через «е» – Доменико. Исключение – капитальный труд Юрия Овсянникова, в котором автор употребляет имя Доминико Трезини. Мы решили оставить привычное написание Доменико Трезини.
К сожалению, те Нарвские ворота время не пощадило, они не сохранились. Нет и чертежей. Зато другое творение Трезини, символизирующее славу русского воинства эпохи Петра Первого, и сегодня можно увидеть в Петербурге. С него мы и начнём рассказ о триумфальных арках и триумфальных воротах в городе на Неве.