Рауф Кубаев – российский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Окончил сценарный факультет ВГИКа и притворил в жизнь свои фильмы. Он сценарист таких картин, как «Белый танец», «Воровка», «Трое против всех», «И отцы, и дети», «Географ глобус пропил», «Я тебя никогда не забуду», «С чего начинается Родина», «Яд», «Со дна вершины» и многих других. Режиссер фильмов «Трое против всех», «Красная площадь», «Я сыщик», «На краю стою», «Там, где есть счастье для меня» и других. Продюсер проектов «Объявлен в розыск», «Москва. Три вокзала», «Заложники любви», «УГРО 4» и других. Снимался как актер в лентах «Чудная долина», «Сорок третий номер», «Детективное агентство “Иван да Марья”». В 2008-2011 годах работал художественным руководителем «Студии центр кинопроизводства». Сотрудничает с кинокомпанией «Рекун-ТВ». Рауф Кубаев – автор нескольких романов.
– Рауф, по моим подсчетам, вы окончили сценарный факультет ВГИКа в тридцать восемь лет в 1994 году. Чем вы занимались до этого? Кинорежиссура – это ваш сознательный выбор?
– Да, сознательный. ВГИК – мой третий институт. До этого я учился на филологическом факультете Ташкентского Университета и одновременно был актером довольно сильного студенческого театра. Потом было время учебы на режиссерском факультете Ташкентского театрального института. Так что медленно, но целенаправленно я шел и к ВГИКу, и к режиссуре.
– Откуда берете идеи для сценариев?
– Лиза, это очень индивидуально. Иногда идеи возникают спонтанно, от прочитанной или услышанной реплики. Например, когда я учился во ВГИКе, в метро мне встретились мать и дочь, и я случайно услышал фразу матери, которая меня потрясла: «Я всегда была несчастной, поэтому сделаю все, чтобы ты тоже была несчастной!» Потом я просто стал придумывать, что могло случиться в жизни этой женщины, как сложилась ее жизнь, и почему она могла такое пожелать своей дочери. Иногда идея даже присниться может, а иногда мне ее дают продюсеры. Но работать по подсказанной идее – это все равно включать только свой собственный опыт.
– Для вас интереснее быть сценаристом или режиссером?
– Это два разных процесса, и оба мне важны, и нужны. Я четко разграничиваю функции, возможности, стремления режиссера и сценариста, но мне интересно быть и тем, и другим – как правило, по очереди.
– Рауф, вы работаете в совершенно разных жанрах. Но все же, какой жанр предпочтительнее?
– Жанр – это вторично. Главное лишь то, что ты сам из себя представляешь. Жанр может быть любым, если есть что сказать. Помните, у Михаила Зощенко: «Когда я пишу свои тексты, я плачу. И никак не могу привыкнуть, что когда я их читаю вслух, люди смеются». Правда, сказал он это почти сто лет назад.
– Какой посыл народу вы несете через свои фильмы?
– Посыл – слишком громко. Если коротко, обычно это то, что меня волнует, о чем я думаю. У меня все просто: мои мысли обретают художественную форму.
– Рауф, вы предпочитаете, чтобы в ваших фильмах снимались профессионалы или начинающие актеры?
– Разумеется, профессионалы предпочтительней. Использование непрофессионалов позволительно тогда, когда можно использовать какую-то совершенно удивительную их органику. Начинающие актеры, если у них хорошая школа – это тоже всегда интересно.
– Какое качество вы цените в актерах? И с кем бы точно не сработались?
– Главное качество актера – это умение слушать режиссера. Если это качество есть, сработаюсь с любым актером.
– Быть актером – это талант или работа?
– Быть актером – это понимать, что заниматься чем-то другим тебе не интересно, не нужно и мучительно. Когда есть желание только актерствовать и ничего больше.
– Если бы ваши сценарии оставались невостребованными, то вы их все равно бы писали?
– Лиза, писал бы, конечно. Это же требование изнутри. Мне кажется, что если не напишу то, что тревожит, то это разрушит меня. Занимаюсь именно по этим причинам, и надеюсь, конечно, на гонорар.
– Рауф, что для вас остается самым важным в жизни?
– Любовь!