Я, послушник Григорий, написал сие житие великого старца и святого человека отца Петра…
Нет, так нельзя начинать. Это слишком гордыней попахивает. Лучше так:
Мы, смиренный и грешный послушник Григорий, дерзаем приступить к написанию сего жития. Многие будут обвинять нас в недостойности, и будут правы. Лишь настойчивые просьбы и мольбы вынудили нас написать эту книгу…
Хоть меня никто и не просил, но для красоты лучше так написать. Все святые отцы так делали, чем я хуже?
У нас нет ни дара, ни способностей, ни умения писать, но мы всё равно напишем…
Зачем же тогда писать? Нужна какая-то веская причина для этого. Надо не для своей личной пользы писать, а ради всего человечества!
Мы приняли на себя столь тяжёлую ношу, так как видим в сём сочинении большую пользу для людей. Естественно, что эта книга предназначается лишь для очень узкого круга читателей. Не все способны правильно воспринять то, что здесь написано. Для этого нужен значительный духовный опыт, пытливый и острый ум, большой объём знаний и восприимчивое, тонко чувствующее сердце. Не каждый из ныне живущих людей может похвастаться такими качествами. У большинства людей интеллект не превышает 80 IQ, а уж о дебелости их сердец и говорить не приходится! Так обнищал теперь наш народ, что даже в монастырях почти нет умных, начитанных, чувствующих людей. Спастись сейчас практически невозможно. Вокруг одно зло и разврат. Совсем скоро будет конец света! Может, лет через десять, а может, и того меньше. Православных почти не осталось. Еретики размножились и скоро поглотят нас. Антихрист близко! Берегитесь, люди!
В данной книге мы постараемся воздержаться от собственных суждений и будем строго придерживаться учения старца. Мы попытаемся психоаналитически разобрать его слова, поведение и даже мысли. Хотя часто мотивы его поступков были нам непонятны, но для цельности повествования мы постараемся достроить то, что осталось за кадром. Конечно, перед нами лежит невыполнимая задача, ведь нам предстоит открыть внутренний мир великого подвижника. Мы страшимся, что наша немощь помешает нам это сделать. Ведь очень трудно полностью отречься от себя, исключить свои мысли и мнения из повествования. Страшно приступать к тому, что может навлечь на нас большее осуждение на Страшном Суде. Страшимся мы воли своей. Страшимся грехов наших. И вновь страшимся, что не справимся с возложенной на нас высокой миссией. Страшно нам!
Мы также постараемся писать простым языком, без ложного умствования, пустословия и академических научных условностей. Отвлечённое богословие как академическая условность в онтологических и историко-философских рамках, конечно, необходимо, но таит в себе опасность погрязнуть в теологических и рационалистически-диалектических измышлениях. Чтобы избежать научно-формального характера данного сотериологического труда, мы будем стараться давать лишь антропологические и психосоматические характеристики подвижника благочестия, не касаясь его нравственных и категорических императивов.
Отец Пётр, в миру Семён К-й, родился и вырос в семье благочестивых христиан в деревне С-ке. Его родители каждую неделю посещали храм Божий, усердно молились и подавали нищим. В семье было трое детей. Всех их воспитывали в страхе Божием и с детства приучали к молитве и посту. Отец Пётр унаследовал добрые качества своих родителей, особенно их благочестие и богобоязненность. Они учили юного сына примером своей жизни, их благотворительность и любовь к храмам Божиим и молитве вложили в сердце отца Петра семена его будущей любви к монашеской жизни. Старец не любил рассказывать нам о своём детстве, но мы провели благочестивое расследование и нашли младшего брата отца Петра – Михаила, который и сообщил нам все эти сведения. Он рассказывал об этом так: «Я думаю, что именно из-за родителей Семён стал таким набожным человеком. Уверен, что благодаря их стараниям он принял решение принять монашество. Каждое воскресенье они водили нас в храм (отец работал алтарником), заставляли вычитывать правила, соблюдать посты. Все церковные обряды и предписания стояли для матери на первом месте, она и нас хотела сделать похожими на себя. Судя по всему, с Семёном ей это удалось. Расскажу один очень характерный случай. Однажды к нам пришла соседка. У неё стряслась беда: сгорел дом и не было средств на постройку нового. Она со слезами на глазах просила родителей ей помочь. Но мать сказала, что все лишние деньги они с отцом собираются отдать на позолоту куполов ближайшего храма. “Господь тебе поможет, иди с миром!” – так ответила она этой женщине. А когда та ушла, она повернулась к нам и сказала: “Видите, дети, эта женщина – большая грешница! Она не ходит в храм, не читает правило. И вот теперь Господь покарал её за это. И поделом ей! А нам лучше держаться подальше от нечестивых людей, чтобы они не заразили нас своей срамотой. Грех даже помогать им! Слава Тебе Господи, что мы не такие, как эта женщина!”»
Так учила умная мать своих детей страху Божьему и с раннего возраста прививала им отвращение ко греху. Эта благочестивая женщина много времени проводила в молитвах к Богу и святым. Особенно она почитала угодника Божия Николая Чудотворца. Брат старца рассказывал, что у них в доме было много икон святителя. «Одна из них, самая большая, стояла в центре красного угла, – говорил он, – а рядом с ней по бокам располагались Казанская Божья Матерь и Серафим Саровский. Образок Спасителя в доме тоже был, но очень маленький, и его почти полностью закрывала собой лампадка». Набожная мать постоянно молилась за чад своих. Михаил так рассказывал нам об этом: «Часто я заставал мать на коленях перед иконами. Она молилась о том, чтобы мы выросли не похожими на отца, сделали бы карьеру, выбились в люди, стали зарабатывать много денег, а не прозябали всю жизнь в нищете, как она сама».
Конечно же, мать хотела, чтобы её дети имели возможность больше жертвовать на храм Божий. Если бы они получили хорошее образование, то смогли бы нести людям свет истины Христовой и даже, возможно, стать священниками. Дядя старца был благочинным протоиереем и служил в довольно крупном московском храме, и, естественно, вся семья гордилась им и ставила его всем в пример. Отец Семёна мечтал о такой же участи для своих детей. «Отец страшно завидовал брату и за глаза осуждал его, – рассказывал Михаил, – но когда они встречались, то лебезил и заискивал перед ним. Папа надеялся, что тот поможет нам устроиться в столице и впоследствии сделает кого-нибудь из нас своим преемником, ведь у дяди было семь дочерей и ни одного сына». Из этих слов видно, как высоко ценил отец Семёна священнический сан.
Что же касается младенчества и раннего возраста отца Петра, то для внимательных к действию Провидения открывалось, что с самого рождения отрок Семён был под особым руководством и охранением Господа. Даже задолго до рождения сего святого младенца дивный Промысел Божий уже дал о нём предзнаменование, что это будет великий избранник Господень и святая отрасль благословенного корня. Сам старец по своему смирению никогда не рассказывал об этих чудесных знамениях. Михаил же не смог сообщить нам ничего существенного о первых годах жизни Семёна, так как тогда его самого ещё не было на свете, а когда он вырос, то даже и тогда благоразумная мать не рассказала ему о знаках особого благоволения Божия к Семёну, чтобы, по всей видимости, не посеять вражду между братьями. Но нам, Божией милостью, стало известно об этих знамениях. Мы своими ушами слышали, как две паломницы рассказывали об отце Петре разные удивительные истории. Одна из этих женщин сказала, что когда мать ещё носила сего святого отрока во чреве, он уже исцелил нескольких бесноватых. Другая же утверждала, что он научился говорить, когда ему был месяц от роду, и сразу начал обличать еретиков и грешников. У нас нет никакой причины не верить рассказам этих благочестивых женщин. Все эти поразительные факты говорят о том, что Господь с самого зачатия уже предопределяет, станет ли человек святым или нет. Те, кто удостоились стать избранниками Божиими, с рождения отличаются от других людей. Это даже не совсем люди, а скорее, ангелоподобные существа, внешне напоминающие человека. Нам же, грешным, нечего и мечтать о святости. Это удел лишь немногих избранных. Главное – правильно определить, относишься ли ты к их числу или нет. Вообще святые отцы пишут, что есть три образа призвания и соответственно три пути спасения: царский, срединный и путь, лежащий через временное отпадение от Бога. Рассмотрим их подробнее. К учению святых отцов позволим себе приложить кое-какие наши собственные наблюдения.
Некоторые люди, которые с рождения воспитывались в лоне нашей Святой Православной Церкви, в своём развитии никогда не доходят до острых кризисов. Их духовное возрастание протекает спокойно, без бурных надломов. Они катятся по ровной дороге почти без усилий, и, хотя не достигают высот духа, но в итоге широкими вратами въезжают прямо в Царство Небесное. Это – срединный путь. Совершенно другое видим мы в тех, которые так или иначе теряли Бога. Их «обращение» принимает форму острого внутреннего кризиса, часто с надрывами и надломами. Почти всегда этому сопутствуют нервные заболевания и другие патологические явления, вплоть до сумасшествия и бесноватости. И даже если человек познал уже благодать Божию, он подвергается сильнейшим искушениям и может дойти до демонического омрачения, и тогда полученное познание будет отдано на служение злу. Если же такой человек всё-таки каким-то чудом переживёт все эти искушения, то он получит свободу от внутренних конфликтов и исканий истины, и весь его дальнейший подвиг сведётся только к тому, чтобы дожить свою несчастную жизнь до конца. Третий образ призвания, наиболее редкостный, – это когда человек уже в самом начале своего подвижнического пути получает великую благодать, благодать совершенных, которая ведёт его по жизни. Обращение таких людей к Богу носит скорее формальный характер, так как всерьёз и надолго они от Бога никогда не удалялись. От самого рождения Господь готовит их к особому служению. Они не могут ошибиться, оступиться или не попасть в мишень – они просто обречены на святость. Эти люди – истинные избранники Божии, только они достигают высот духа. В Царстве Небесном они получат щедрые награды и будут особо приближены к Богу. К ним, по нашему мнению, относится и отец Пётр. Если читатель захочет более подробно ознакомиться с нашим учением, основанном на святоотеческом наследии, то он сможет это сделать, прочитав статью «О святости и предопределении» в газете «Вечный Живот» № 5, за … г.
Отца Петра родители крестили во младенчестве, что сыграло очень важную роль в его дальнейшем духовном развитии. Когда ему был месяц от роду, он тяжело заболел и был на грани жизни и смерти. Если бы он в тот момент умер, то наверняка попал бы в ад, как и все некрещёные дети, но милостивый Господь не допустил этого. Родители окрестили младенца, и через некоторое время он выздоровел. Во́ды Святого Крещения смыли с Семёна первородный грех, Дух Святый нашёл на него, Сила Всевышнего осенила его, и из купели он вышел совершенно обновлённый и полностью исцелённый от греха. С тех пор он больше не мог грешить, так как Дух Святой, живущий в нём, не давал ему прилепляться к земным вещам. Поэтому со дня своего крещения Семён пребывал непорочным и святым. Из этого примера видно, что родителям очень важно как можно раньше покрестить своего ребёнка. Хотя сознательно он Христа и не принимает, но таинство будет действовать автоматически, и дальнейшее духовное развитие ребёнка пойдёт как по маслу, практически без усилий и труда с его стороны (конечно, только в том случае, если он окажется одним из избранных). В противоположном же случае он может умереть страшной смертью, а потом попасть в ад! Сколько уже детских душ горит в Геенне Огненной, где плач и скрежет зубов! К слову, мы написали на эту тему книгу «Младенцы и ад, или десять доказательств любви Божией», которую можно приобрести во многих церковных лавках. В ней вы найдёте более подробную информацию на эту тему.
Итак, детство и юность отца Петра прошли в атмосфере всеобщей любви и взаимопонимания. Мальчик с раннего возраста начал поститься и ограничивать себя во всём. «Семья наша была очень бедной, – рассказывал нам Михаил, – и часто не хватало средств даже на самое необходимое. Мясо мы ели далеко не каждый день. Если же деньги всё-таки появлялись, то мать припрятывала их «на чёрный день», так как считала, что помощи ждать неоткуда, и человеку надо самому заботиться о своём будущем». Как говорит народная мудрость: на Бога надейся, а сам не плошай.
Как мы уже упоминали выше, отец Пётр относится к особым избранникам Божиим, поэтому его обращение, естественно, носило чисто внешний характер, в действительности душа его всё это время пребывала в Боге и была руководима Им к достижению совершенства. Но сам Семён тогда ещё не знал об этом, поэтому в его субъективном восприятии был некий акт перехода от неверия к вере. Но ещё раз повторим: эта встреча Семёна с Богом была предопределена, и другой вариант развития событий был совершенно исключён!
Итак, продолжим наше повествование. Когда Семён достиг юношеского возраста, родители отправили его учиться в Москву. Он без труда поступил в университет на философский факультет. Молодой человек с охотой и усердием овладевал всеми мирскими премудростями и науками. «Я был так рад вырваться из родительского дома, что все трудности учения воспринимал как райские плоды! – говорил нам старец. – Годы, проведённые вдали от семьи, много изменили в моей душе. Я стал чаще задумываться о смысле своей жизни. Мне хотелось достичь большего, чем мои родители. Обучаясь на философском факультете, я пытался найти истину в разных философских школах. Мне казалось, что она где-то рядом, только руку протяни, но везде меня ждало одно разочарование. Я хватался за какое-либо учение как за соломинку, но тут же отворачивался от него, так как видел, что люди, проповедующие это учение, на практике его никак не применяют. Их жизнь совершенно не отличалась от жизни миллионов других людей. Они вообще не хотели как-либо её менять. Тогда я понял, что их умные слова – просто пустышки, которые не приносят ни радости, ни истинного знания. В результате я превратился в циника и атеиста. Но длилось это недолго. Однажды я встретил удивительного человека, который действительно воплощал в жизнь все свои слова. Это был маленький сухонький старичок – профессор богословия. Я никогда не забуду его мудрые добрые глаза и ласковый, но строгий голос. Когда я понял, что истина в Православии, я испытал настоящий шок. Ведь всю свою сознательную жизнь я был уверен в том, что это просто детские сказочки, «опиум для народа». Оказалось, что я всё время жил рядом с истиной и в упор её не замечал. После этого события я решил в корне изменить свою жизнь!»
Семён с отличием закончил ВУЗ, но не вернулся домой, а продолжил учёбу. Он получил высшее богословское образование, прочитал много философских и богословских трудов. В них искал он ответы на все волнующие его вопросы. Многие прочили ему блестящую карьеру богослова или священника. Родители очень им гордились. Однако вскоре после окончания академии отец Пётр резко изменил направление своей жизни и решил принять монашество. «Проглатывая всё больше и больше книг, всё глубже погружаясь в пучины отвлечённого богословия, я начал замечать, что ухожу куда-то в сторону. Вскоре я обнаружил, что уже не могу говорить обычным человеческим языком, что потерял ту детскую искреннюю веру, которая была у меня когда-то. Ум Христов я подменил человеческим умствованием, а любовь – паутиной из слов. Вместо борьбы с грехами я стал заниматься борьбой с еретиками. В моей голове скопилась целая куча лишней информации, и она превратила кристально чистые простые слова Спасителя в какое-то мутное болото схоластики. Тогда я понял, что богословие – это не мой путь. Истинное же предрасположение моей души – безмолвие и молитва. Но, как обычно бывает, я тут же впал в другую крайность. Я решил выбросить все свои книги, кроме Нового Завета и Псалтири, и заниматься только монашеским деланием».
Итак, юный Семён вернулся в отчий дом с твёрдым намерением стать монахом и тут же попросил у родителей благословения. Его мать была очень осторожной и рассудительной женщиной. Она пыталась защитить своих детей и не дать им совершить опрометчивого поступка, о котором она бы потом жалела всю свою жизнь.
Позволим себе некоторое отступление от повествования, чтобы освятить тему брака и девства. По христианскому учению, брак не является препятствием для спасения, но тот, кто ищет высшего подвига, кто хочет достичь истинных высот духа, должен забыть о всяких плотских радостях. Ибо он должен во всём уподобиться Христу и поэтому обязан хранить целомудрие. Конечно, мы не считаем супружескую жизнь чем-то нечистым и совершенно неугодным Богу, но всё-таки любое отступление от духа ради плоти – это прелюбодеяние, то есть преступление против любви Божией. Брак в некотором роде ущербен, ведь женатый человек работает одновременно и Богу, и сатане. А значит, любой христианин просто обязан хранить своё тело от поругания, отметая как преступную любую мысль о близости с женщиной. Человеку, вступившему в брак, нечего и мечтать о каком-то духовном развитии. Самое большее, на что он становится способен – это влачить довольно жалкое существование, лишь временами вспоминая о Боге и откупаясь от Него небольшими подачками в виде редкого посещения храма, чтения сокращённого молитвенного правила и ослабленного поста. Поэтому любой здравомыслящий человек естественно выберет жизнь по духу, а не по плоти. Однако, избрав монашество, христианин должен помнить, что вступает на тернистый и узкий путь, пройти по которому до конца суждено отнюдь не каждому. Это всё равно, что идти по канату, протянутому над бездной, притом с завязанными глазами. Многие, очень многие оступаются и падают в пропасть, и падение их страшно и безвозвратно. Исходя из этих предпосылок, реакция матери на решение сына была совершенно нормальной и обоснованной. Она осознавала всю трудность монашеского подвига и понимала, что жизнь в браке может оградить её детей от многих опасностей и падений. Тут всё легко и гладко, никакой борьбы, никакого труда. Поэтому лучше прожить такую, в целом приятную, животную жизнь, чем идти на риск ради достижения совершенства. Так рассказывал об этом сам отец Пётр: «Я был красив лицом и достаточно одарён умом, поэтому моя мать возлагала на меня большие надежды. Она просто грезила, что я удачно женюсь и сделаю самую блестящую карьеру в нашей семье. Моё решение стать монахом стало для неё настоящей катастрофой. Она была готова пойти на всё, чтобы помешать мне исполнить моё намерение!» Богобоязненная мать обратилась за помощью и советом к местной целительнице и травнице. Та была благочестивой женщиной. Весь дом её был заставлен иконами, травы она собирала рядом с церковью и всегда давала своим посетителям только святую воду. Она сказала, что Семёна сглазили дурные люди, и посоветовала его матери три раза побрызгать его во время сна сначала сочельнической, затем крещенской водой, а потом положить ему под подушку платок, в котором она венчалась. Если и это не поможет, то заказать молебны святым Гурию, Самону и Авиву (они считаются покровителями брака) в десяти монастырях. Но все эти средства не помогли. Тогда мать Семёна попыталась женить его насильно (ведь она думала, что бедного юношу сглазили злые люди). Невесту, дочь богатого соседа, и Семёна заперли в комнате на ночь. Девушка была красива и пользовалась не очень хорошей репутацией в округе, но родители Семёна думали, что она поможет снять порчу с их сына и вернуть его в лоно семьи. Однако каково же было их удивление, когда наутро они вошли в комнату и обнаружили там молодых людей, стоящих рядом на коленях перед иконами и плачущих. Ещё больше они удивились, когда девушка заявила, что не хочет вступать в брак, а тоже собирается уйти в монастырь. Но родители не восприняли эти слова всерьез и на следующую ночь невесту и жениха опять оставили вдвоём. Наутро нашли только прощальную записку и открытое окно. Молодых людей и след простыл. Через несколько лет поисков родители обнаружили свою дочь в одном из отдалённых женских монастырей. Она стала инокиней. А Семён принял монашеский сан в N-ском монастыре.
Отец Пётр всегда говорил, что родители сыграли очень важную роль в его самоопределении. «До сих пор я не перестаю благодарить Господа, что Он послал мне таких родителей! – рассказывал он. – Если бы не они, я бы никогда не стал монахом. Благодаря их стараниям во мне созрело и оформилось желание посвятить всю свою жизнь на служение Господу. Я всегда молюсь за них как за своих благодетелей».
Практически сразу после прихода в монастырь стала разворачиваться заложенная Господом в своего избранника программа святости. Отец Пётр начал брать на себя разные подвиги. Ведь, как известно, человеку надо как следует пострадать, чтобы заслужить Царство Небесное. Поэтому старец налагал на себя эти добровольные мучения, чтобы достичь совершенства и сподобиться блаженной вечности в раю. Что он только ни делал: и на камне стоял, и спал три часа в день, и одним хлебом питался, и даже вериги на себе носил. Диавол сильно ополчался на него за это и насылал разные страхования и болезни. Но были у новоначального монаха и видения ангелов, Господа и Богородицы.
Странна и непонятна для нас духовная жизнь христианского подвижника! Мы видим в ней сплетение поражающих противоположностей: демонические нападения, богооставленность, мрак смерти и муки ада – с одной стороны, и Богоявление и свет безначального бытия – с другой. Нет возможности определить в этой жизни что-либо по существу, так как основою духовного развития является не подлежащее никакому определению действие Духа Божия, совершенно не зависящее от воли самого человека. Почему же некоторым людям Господь даёт так много своей благодати, а других оставляет нищими Духом? У нас нет ответа на этот вопрос!
Юный монах почти всё время проводил в непрестанной молитве, он страстно искал благодати Божией, хотел получить духовные дарования и всей душой стремился к достижению святости. Начинающий подвижник практически сразу достиг высших ступеней молитвы, в том числе и созерцательной безмолвной молитвы. В этом ему очень помогало хорошо развитое воображение. С помощью него он достраивал духовный мир, представлял себе Иисуса Христа, ангелов и святых. Молитва постоянно звучала в его сердце, не прекращаясь ни днём ни ночью. Но, несмотря на это, бесы почему-то всё время одолевали подвижника. Они окружали его толпами и беседовали с ним. Их уродливые фигуры наполняли собой келью и даже заслоняли иконы. Он, в прямом смысле этого слова, держал ум свой во аде. Так продолжалось долгое время, но старец не оставлял своих подвигов. Весь больной и измученный, он жаждал благодатных состояний, как путник в пустыне жаждет воды. Иногда Господь в утешение посылал ему своих ангелов, и те носили его над землёй в огненной колеснице. Тогда он был на вершине блаженства, и ничто земное его больше не интересовало.
Однако через некоторое время диавол наслал на отца Петра такую тяжёлую болезнь, что тот принуждён был оставить все свои подвиги. Так он сам говорил об этом страшном для него испытании: «За время болезни я многое переосмыслил в своей жизни. Делать мне было нечего, и я опять принялся за чтение. В монастыре было много книг святых отцов, и я стал глотать их одну за другой. И, к моему большому удивлению, оказалось, что там есть ответы практически на все, так мучавшие меня вопросы. Я, как малое дитя, вновь пил молоко истинной веры, и оно вернуло меня к жизни. Из этого целебного источника я узнал, почему в течение такого долгого времени меня терзали бесы, как относиться к разным видениям, какая молитва правильная и так далее. Вспомнились и мои богословские познания. Впервые в жизни я понял, как важна теоретическая база. Ведь без неё невозможна правильная духовная жизнь. Это всё равно, что без карты выйти в открытое море. Но и тут важно соблюсти баланс: если перекосит в сторону теории – получается ересь, если в сторону практики – неизбежна прелесть[2]».
Когда старец наконец встал с постели, то был уже не способен вернуться к прежней подвижнической жизни. Теперь он стал спать семь часов, умеренно постился и перестал носить вериги. Естественно, последствия отступления отца Петра от прежней подвижнической жизни не замедлили сказаться. Господь лишил его всех прежних дарований и благодатных состояний. Видения прекратились, и старец перестал летать над землёй. Молитва больше не звучала постоянно в его сердце и вообще давалась теперь ему с большим трудом. Он еле-еле мог творить сухую умную молитву, а о безмолвной перестал даже мечтать. Восторги и благодатные слёзы ушли в небытие, но, как это ни странно, бесы тоже перестали мучить подвижника. Потянулись долгие тоскливые будни. Мы не будем тратить на их описание место в нашей книге, ведь в них так мало захватывающего и чудесного. Покаяние, постоянный контроль за своей жизнью, выработка терпения и смирения – всё это путь лишь для простых смертных. Удел же душ высоких – парить в облаках рядом с Богом, купаться в Его благодати и с высот духовных взирать на грешную землю. На короткое время отец Пётр поселился один в лесу в маленькой хижине, но не смог удержаться даже в этом подвиге и очень скоро вернулся обратно в обитель. Однако, даже после такого катастрофического падения на уровень рядового христианина, Всеблагий Господь вновь восставил из праха своего любимца. Наказание, длящееся долгие годы, сменилось наконец милостью. Различные духовные дары посыпались теперь на старца, как перезревшие плоды. Прозорливость, дар исцеления болезней, пророчества – вот неполный их перечень.
Именно в этот период и состоялось наше знакомство с великим подвижником земли Русской. Всякая борьба его со страстями канула в прошлое, и в это время он уже был подлинным гигантом Духа, свыше наставленным на духовную брань и твёрдой ногой восходящим к Царству Небесному. Во всём он был подобен бестелесным ангелам, никакие соблазны мира сего не проникали в его святую душу. Опыт исключительных Божественных посещений сделал его нечеловечески мудрым и проницательным. Естественно, что эта ангелоподобность отражалось и во внешности сего достойного мужа.
Ростом он был невелик, волосы седы, морщины избороздили лицо, зубов почти не осталось. Он был весь сгорблен и ходил с большим трудом, опираясь на палочку. Старец часто жаловался на своё слабое здоровье, на радикулит и отёки в ногах. Руки его так дрожали, что не могли держать ручку, поэтому часто он просил нас написать за него письмо. Он также был слаб глазами и плохо слышал. Однако от лечения отец Пётр категорически отказывался, хотя мы и предлагали, а порой даже и настаивали на том, чтобы положить его в самую лучшую клинику.
Один раз мы с ним пошли заготавливать дрова на зиму. Он был так слаб, что у него еле хватало сил держать топор. Всю дорогу мы вели с ним беседу о взаимосвязи плоти и духа. Он объяснял нам, что дух всегда творит себе форму. «Некоторые святые, – говорил он, – могли даже представать в разных обличьях, если это было душеспасительно для других людей. У очищенного от греха человека тело полностью послушно приказаниям души». Он рассказал нам историю о том, как святой Иоанн Богослов, будучи немощным стариком, однажды гнался в горах за молодым здоровым человеком. Этот юноша отпал от веры и ушёл в разбойники. Когда божественный старец нашёл его, тот испугался и стал убегать, а святой Иоанн долго преследовал его и умолял покаяться. В конце концов юноша не выдержал, остановился, бросился на колени перед преподобным и заплакал. В скором времени он вновь вернулся в спасительное лоно Церкви…
Прервавшись на недолгое время, чтобы срубить старый дуб, старец продолжил свой рассказ. «Видишь, Григорий, какова благодать Божия, как она изменяет всего человека: и душу его, и тело. Воистину, любовь может творить чудеса. Ей всё подвластно: она и молодость может дать человеку, и здоровье, если это действительно ему нужно для своего спасения или для спасения ближних. Но иногда и так бывало: если святой знал, что какому-то человеку душеспасительнее видеть его старым, немощным и больным, то он и становился таким на время, лишь бы только не искусить брата своего».
Отец Пётр замолчал, и мы вместе стали распиливать дерево на чурбаны. На секунду мы отвлеклись от работы, чтобы откинуть волосы со лба, и машинально подняли глаза на старца. И вдруг нам показалось, что перед нами стоит не дряхлый седой старик, а черноволосый юноша с гладкой кожей и сияющими молодыми глазами. Мы просто онемели от изумления и сразу же зажмурились, чтобы проверить, не снится ли нам всё это. Открыв глаза, мы вновь увидели знакомое морщинистое лицо старца. Мы вздохнули с облегчением. Привидится же такое! Слава Богу, это была обычная галлюцинация! Переработали мы, наверное, вот и примерещилось невесть что…
Последний абзац надо вырезать. Он к житию никакого отношения не имеет. Какие-то личные эмоции…
Ко времени нашего с ним знакомства, старец переехал жить в небольшой домик, находящийся примерно в двух километрах от монастыря. Убранство его жилища было довольно скромное. Но всё было так хорошо продумано, что создавалась атмосфера домашнего уюта. Когда мы в первый раз попали к старцу в гости, то очень удивились, увидев в углу диван. Мы думали, что подвижник спит на камнях или, в крайнем случае, в гробу. Узнав, что отец Пётр спит в обычной постели, мы даже немного в нём разочаровались. Но пообщавшись с ним непродолжительное время, мы простили ему этот грех.
Келья старца находилась в лесу и, естественно, там водились разные дикие звери. Как и все преподобные, отец Пётр водил знакомство с медведем. Возможно, вам покажется удивительным, что в N-ской области всё ещё водятся эти животные. Местные «зелёные» утверждают, что их всех уничтожили уже сто лет тому назад. Однако факт остаётся фактом: один медведь всё-таки был. Мы сами тому свидетель.
Как-то рано утром мы со старцем гуляли по лесу и вели беседу об ангелах. Нас в то время очень интересовал вопрос: могут ли грешные люди видеть ангелов. Старец ответил, что в экстренных случаях, конечно, могут. Только весь вопрос в том, как они их видят?
– То есть, что это значит, как? – спросили мы.
– Да то и значит, что ангелов можно видеть по-разному!
– А разве не все их видят как юношей в белых одеждах и с крыльями?
– Конечно, нет! – засмеялся отец Пётр. – Одни их видят так, как ты описал, другие в виде животных или явлений природы, да мало ли ещё как! И далеко не все видят их истинную сущность.
– Истинную сущность? А какая она?
– А вот этого я сказать тебе не могу! Это словами не опишешь. Можно, конечно, сказать, что они состоят из света, но и это будет не совсем правильно. Они ведь духовные существа, а значит их земными терминами нельзя определить. Да и вообще, воспринимают их не глазами, а душой. Точно описать словами духовное ви́дение невозможно. Когда это делаешь, неизбежно вкрадываются ошибки, и в итоге образ получается искажённым и плоским.
Тем временем мы как раз вышли на лесную полянку. Вокруг неё росли огромные сосны, утро только начиналось, и весь этот пейзаж напомнил нам известную картину Шишкина. Только мишек не хватало. И тут вдруг из-за одного особенно большого дерева вышел медведь. Шёл он вперевалочку на задних лапах. Мы очень удивились, испугались и уже собрались было залезть на какую-нибудь сосну, но старец остановил нас. «Не бойся, дурачок, – сказал он нам, – он совсем не опасный! Разве что для грешников, но мы-то с тобой не из таких, так ведь, Гриша?» При этих словах отец Пётр хитро подмигнул нам. Потом он достал хлеб из котомки и отдал медведю. Зверь съел предложенную ему пищу и довольно заурчал. Надо сказать, животное было неправдоподобно большого размера и глаза его странно светились. От одного взгляда на них нас вдруг обуял такой страх, что мы грохнулись на землю лицом вниз и даже на какое-то время потеряли сознание. Очнувшись, мы увидели склонившееся над нами улыбающееся лицо старца, медведь же бесследно исчез. Мы, естественно, тут же стали расспрашивать отца Петра об этом удивительном событии, но тот отвечал на наши расспросы весьма неохотно. В конце концов он сказал, что, кроме него и нас, никто и никогда этого медведя больше не видел и не увидит. На этом он прекратил разговор, и мы молча пошли домой.
Отец Пётр всегда был человеком очень серьёзным. Хотя он часто всем улыбался, но смеха и шуток себе никогда не позволял. Наоборот, мы нередко видели слёзы на его утомлённом трудами и подвигами лице. Он полагал, что христианин должен держать себя с достоинством и особенное внимание уделять внешнему благочестию. Вообще, старец считал делом первостепенной важности выполнять все церковные предписания и уставы.
Однажды мы спросили сего святого мужа:
– Батюшка, почему при входе в храм ты сегодня перекрестился не три раза, как положено, а один?
Старец посмотрел на нас внимательно и сказал:
– Да потому, Григорий, что сегодня ночью мне сон приснился, будто стою я на лугу, а рядом корова пасётся. Вдруг она мне и говорит человеческим голосом: «Пётр, ты сегодня, когда в храм зайдёшь, крестись один раз, а то беда большая может случиться!» Ну а я, как ты знаешь, человек суеверный и снам всегда верю. Но ты, смотри, без такой же уважительной причины церковный устав никогда не нарушай! А то Бог может прогневаться и страшно покарать тебя, Григорий. Господь ведь наш однажды так и сказал: «Любой грех и хула простятся человекам, а неисполнение церковных предписаний не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем». Вот так-то!
После этих страшных слов нас пробрало до глубины души, а тут ещё мы вспомнили, что сегодня не дочитали своё утреннее правило. Мысли о каре Божией не давали нам покоя всю оставшуюся Службу. Старец же, глядя, как мы переминаемся с ноги на ногу и поминутно то бледнеем, то краснеем, прослезился от жалости – видимо, он каким-то образом узнал о нашем смертном грехе (да-да, любой грех может привести к духовной смерти!). Когда Служба наконец-то закончилась, мы пулей выскочили из церкви и побежали за молитвословом. За нашей спиной слышались безудержные рыдания отца Петра.
Также в нашей памяти остался ещё один удивительный случай, настолько впечатливший нас, что мы долгое время не могли спать по ночам. К батюшке пришла женщина и стала спрашивать его, бывают ли перевоплощения душ. Она сказала, что у неё проснулась память того, как она была фавориткой Людовика XIV. Старец внимательно выслушал её и сказал: «Ну конечно, перевоплощения бывают! Это ничуть не противоречит учению Церкви. Да вот я сам, к примеру, не раз уже перевоплощался. Был и разбойником, был и блудницей, был и мытарём. А ты, матушка, если не будешь в Бога верить и не перестанешь свою похоть оправдывать, то очень скоро перевоплотишься в свинью, а то, может, во что и похуже! Так что ты уж лучше почаще Евангелие и святых отцов читай!» Женщина хотела что-то ответить отцу Петру, но почему-то хрюкнула. Она попыталась исправиться, но у неё изо рта вырвался только свинячий визг. Тогда она по-настоящему испугалась и стала метаться по комнате, громко хрюкая и визжа. Мы стояли и со страхом взирали на эту ужасную картину, старец же горько плакал. Наконец женщина остановилась и со слезами упала батюшке в ноги. Она прохрюкала отцу Петру все свои грехи. Он, видимо, всё понимал, так как по ходу её рассказа задавал вопросы, а в конце предостерёг от повторения прошлых ошибок. После этого к женщине снова вернулся дар человеческой речи, и она ушла домой с радостной улыбкой на устах. Мы же от страха целые сутки не произносили ни слова, боясь потерять контроль над собой и уподобиться скоту несмысленному.
Отец Пётр часто беседовал с нами о различных положениях нашей веры. Мы считали своим долгом конспектировать все эти разговоры. Из множества этих записей мы выделили самые важные и приводим их здесь практически неизменёнными. Естественно, темы наших бесед со старцем часто вызывались нашей собственной нуждой. То, что говорил старец, не было плодом его размышлений, а было продиктовано исключительно откровениями Божиими. Ведь святым нет необходимости пользоваться такими низкими инструментами для постижения высших божественных истин, как рациональное познание и логическое мышление. Их внутренний процесс совершенно иной, они всё узнаю́т вдруг, сразу, без каких-либо усилий с их стороны. Поэтому все слова старца действительно богодухновенны. Мы всегда принимали их без рассуждения, как непреложную истину, и советуем нашим читателям так же подходить к ним, если они не хотят подвергнуться осуждению за хулу на Духа Святого.
Отец Пётр всегда очень строго относился к любым проявлениям ересей, а тем более к иноверию. Он считал, что спастись могут лишь православные, да и то только те из них, кто регулярно посещает храм Божий, не нарушает постов, часто исповедуется и причащается. «Истина в Православии, в этом можешь не сомневаться! – категорически заявлял он. – Я познал это на собственном опыте. Церковь Соборная и Апостольская одна, как и Христос один. И вне Церкви нет спасения, но войти в неё может всякий, кто всем сердцем возжелал жизнь свою посвятить Христу. Дух Святой наставит такого человека на всякую истину и Сам поведёт его по пути спасения к Царству Небесному!» Про других же людей, тех, кто не удосужился войти в спасительный корабль Православной Церкви, возьмём на себя смелость выразиться так: да погибнет злой зле! Братья, запомните раз и навсегда: еретики не спасутся! Инославные, обращаюсь к вам: вера ваша – блуд, у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь!
Мы часто беседовали с батюшкой по поводу различных ересей, и он всегда был непреклонен. «Григорий, – говорил он нам, – если ты не выбросишь из головы все свои дурацкие измышления и еретический вздор, то скоро отпадёшь от Церкви Христовой и погибнешь! Неужели ты думаешь, что ты первый христианское учение выдумал? И до тебя, небось, умные и верующие люди были. Опомнись! Читай больше святых отцов, у них всё так ясно и понятно написано!»
А однажды у нас, грешного и убогого послушника Григория, было видéние от Господа (что подтвердил сам старец). Во сне мы видели различных ересеначальников в аду, где все они подвергались различным ужасным истязаниям: у одних лезли изо рта черви, у других гнило тело, у третьих – отваливались руки и ноги. В своей книге «Спасение для православных» мы более детально описываем это видение. Здесь же стоит упомянуть лишь о том, что гибнущих на самом деле гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Когда мы наутро после видения пришли к батюшке, он сказал нам: «Знаю, знаю, это я сам просил Господа, чтобы показал тебе, к чему могут привести все твои заблуждения! Только смотри, толкуй это видение правильно – духовно, а не по-плотски, и прилагай всё, что там видел, к себе самому. А людей не осуждай!» После этих слов мы и написали вышеупомянутую книгу в поучение и назидание грядущим поколениям христиан. В ней также описаны и другие наши видения и откровения.
Батюшка часто рассказывал нам о так называемой «духовной прелести». Этот грех состоит в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достойным и достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные «знамения», т. е. сновидения, голоса, видения наяву. Обычно такое состояние начинается с принятия загадочного сна или видения, полного какого-нибудь сумбура, за мистическое откровение или пророчество. Человек в прелести вскоре взращивает в себе гордое мнение, ложное, лестное понятие о своём духовном состоянии. Причина всего этого – недостаток образования и отсутствие церковной культуры, а также некритическое принятие всех своих видений и состояний и непослушание своему духовному отцу. К счастью, мы сами благополучно миновали этот опасный период благодаря тому, что всегда прислушивались к советам отца Петра и хранили полное ему послушание. Мы совершенно искренне считаем себя грешным и никчемным рабом Божиим, не имеющим никаких духовных дарований. Все наши видения были исключительными откровениями Божиими и были посланы нам по особой милости нашего Господа для того, чтобы мы сообщили их людям и тем самым предупредили их от многих роковых ошибок на трудном и полном опасностей пути духовного развития. Мы вовсе не гордимся ими и готовы даже полностью отказаться от похвал и людского одобрения ради воцарения на Земле[3] истины и правды.
К сожалению, многие наши братья по монастырю с недоверием и даже враждебностью отнеслись к этим пророчествам и откровениям. Они смеялись над нами, придумывали нам разные прозвища. Часто называли нас то Горгонием, то Гордианом, то Гордием, а то и Горгулием. Но мы терпеливо переносили все эти испытания, зная, что «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня». К тому же мы считаем, что отвечать этим брехливым псам, ополчившимся на нас из зависти и злости, просто ниже нашего достоинства.
Отец Пётр был истинным монахом и большую часть жизни провёл в уединении и молитве. Он ушёл от мира, будучи ещё молодым человеком, и к старости весь его внутренний субъект был словно пропитан неотмирностью и отрешённостью от всех дел и забот людских. Естественно, он считал очень важным для спасения человека выход его из мира. Всем христианам известно, каким злом являются такие вещи, как общение с неверующими людьми, смотрение телевизора, чтение неправославной литературы, использование интернета и тому подобные вещи. Если ты хочешь спастись, немедленно выбрось всё это из своей жизни! Лучше всего уйти в монахи, но если ты уже обременён семьей, то надо отказаться от всех удовольствий, сменить работу (лучше устроиться при храме или монастыре), весь день посвящать чтению молитв, душеполезной литературы и посещению всех Служб. Запомните, возлюбленные во Христе братья и сёстры, наша вера не совместима с такими бесовскими вещами, как рок-музыка, кинематограф, СМИ, спорт, и другими атрибутами современной цивилизации. Весь путь, по которому прошла и идёт эта разрушительная культура, направляя короткой дорогой огромные толпы молодых людей в кромешный ад – весь он покрыт срамом самых гнусных, самых страшных смертных грехов. Идя по нему, человек неизбежно начинает блудить, прелюбодействовать, рукоблудить, заниматься свальным грехом, кровосмешением, мужеложеством, скотоложеством, труположеством и другими гнуснейшими извращениями. Помните, о люди, весь мир вскоре ожидает участь Содома и Гоморры! Пыль и пепел, солёное мёртвое море – вот какое страшное надгробие воздвиг гнев Божий над могилой развратившегося народа, вот – памятник греху, напоминание о тех муках, которые ждут грешников в аду, вот сколь мерзки подобные грехи перед Богом! А ведь к ним приводят все нынешние так называемые «культурные» развлечения. Последствиями же их являются аборты, различные болезни, разводы, самоубийства, а в итоге – вечная смерть. Поэтому, чтобы не допустить такого страшного падения, лучше сразу пресечь всё, что исходит из мира. И бегство в данном случае совершенно необходимая и единственно возможная реакция на подобные искушения.
Старец не раз повторял нам, что мир – это сон, майя, к нему нельзя привязываться, его нельзя любить, все его проявления надо блокировать. Мир лежит во зле, им правит сатана. А так как мир – это зло, то надо от него быстрее избавиться, не иметь с ним никаких точек соприкосновения. Чем скорее он погибнет, тем лучше. Зачем осквернять святыню, бросать её на поругание псам, пытаясь изменить что-то к лучшему на этой Земле. Это приводит только к разочарованию и полному провалу. Сыны погибели пусть ещё предаются плотским похотям, им недолго осталось блаженствовать, скоро пробьёт их час. Нам же ни к чему думать об их спасении, лучше позаботиться о своей собственной душе. Христианам надо жить только небесным, стремиться оторвать свою душу от всего земного и устремить её ввысь, к Богу. Тело – это тоже наш враг на этом пути, его надо сломить, уничтожить. Все проявления так называемых «естественных» потребностей необходимо постепенно искоренить. Тогда мы станем чисты перед Богом и сможем с победным знаменем войти в небесные обители.
Старец много времени проводил в молитве. Он молился за весь мир и учил, что надо любить и жалеть всех людей на Земле (конечно, кроме атеистов, иноверцев и еретиков). В этом он старался подражать таким великим преподобным, как Макарий Египетский и Антоний Великий. Отец Пётр не раз говорил нам: «Запомни, Григорий, и всегда повторяй себе: “все спасутся, один я погибну”. Это помысл Антония, и тебе надо учиться носить его в себе, хоть это и очень трудно». Мы достаточно быстро (не в похвалу себе будет сказано) усвоили этот помысл и старались всё время его повторять.
Однажды мы пожаловались отцу Петру, что один послушник во время Литургии всё время переминается с ноги на ногу и этим отвлекает нас от молитвы за весь мир. Вместо ответа батюшка покачал головой и сказал: «Даю тебе задание. Узнай, почему Макария Великого называли земным богом». К сожалению, у нас не было времени, чтобы копаться в литературе, ведь мы следим за порядком в монастыре. Сейчас появилось так много небогобоязненных людей, которые даже в святом месте ведут себя непристойно! Нам приходится их вразумлять, иногда даже выгонять из храма. Ведь иначе монастырь может из дома молитвы превратиться в про́клятое бесовское логово. Если мы, благочестивые христиане, не будем очищать храмы и монастыри от нечестивых людей, то кто сделает это за нас?
Батюшка также объяснял нам, что очень важно молиться не только за живых, но и за усопших. Ведь их участь в вечности ещё не решена, и мы своими молитвами можем им помочь. «За усопших, – говорил он, – можно молиться и утром, и вечером, и дома, и в пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа». От себя добавим, что мы не можем молиться только за тех, которые умерли в упорном неверии и отошли в мир иной без признаков раскаяния и без христианского приготовления. Такой человек – хулитель Духа Святаго, он наверняка попадёт в ад. А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, причастившись и соборовавшись перед смертью, надо молиться, и можно быть смело уверенным, что молитвы наши облегчат их участь.
Однажды отец Пётр сказал нам странную вещь: «Знаешь, Гриша, а ведь горящая любовью душа молится и за врагов спасения!» «Что ты подразумеваешь, отец?» – спросили мы, но батюшка не ответил нам впрямую, сказав, что когда мы дорастём в меру истинного воина Христова, то сами всё поймём. Но мы, конечно, не настолько тщеславны, чтобы стремиться к совершенству. Это удел немногих избранных, поэтому нам, смиренным и грешным рабам Господним, не стоит даже и задумываться о столь высоких вещах.
Отец Пётр никогда не замыкался только на монастырской жизни. Он был в курсе всех событий как в России, так и за рубежом. Однако при этом он никогда не смотрел телевизор и не читал газет. Так что, судя по всему, информацию он получал непосредственно от ангелов. Его анализ политической, экономической и культурной жизни страны был безупречен, прогнозы всегда сбывались. Казалось, он активно участвует во всех сферах светской жизни. Однако он не придавал своей чудесной прозорливости большого значения. По своему смирению он говорил о том, что любой христианин понимает истинную причину и подоплёку всех событий, происходящих в мире; что христианину не нужно прочитывать кипы газет или смотреть различные аналитические программы, чтобы достаточно верно оценить настоящее положение вещей и даже частично предсказать будущее.
Мы не раз слышали от отца Петра о необходимости любить своё отечество. «Любовь к родине должна быть в каждом христианине! – говорил он нам. – И, естественно, любовь эта должна быть действенная. Мы обязаны защищать своё отечество от врагов, как внешних, так и внутренних, не жалея сил, и даже, возможно, ценой собственной жизни. Однако надо всегда помнить о том, что эта наша родина является только образом той единственной, настоящей, реальной страны, небесной нашей Родины, к которой мы должны всегда стремиться. Поэтому все государства и города на этой Земле – лишь слабое отражение неба в падшем мире!» Услышав это из уст старца, мы сразу поняли, что у России – особое призвание. В его словах заключено пророчество о будущей великой миссии, к которой призвана наша страна. Россия – великая держава, она должна править всеми государствами на Земле, именно из её лона восстанет Царь всей вселенной. Остальные народы и страны – лишь отрыжка, слюна, блевотина. Ничего хорошего из них выйти не может. Истинной веры больше нигде не осталось, даже в Греции. Только Россия может спасти мир! Но для этого надо собрать в одном месте все иконы Пресвятой Богородицы и пройти с ними крестным ходом по всем монастырям. Тогда свершится чудо: Россия воспрянет из пепла и воцарится рай на Земле! А иначе совсем скоро будет Конец Света и Земля сгорит в огне и жупеле! Русские, мы в ответе за весь мир! Давайте объединимся и станем спасать людей от гибели! (Подробности о том, куда отсылать деньги и где состоится наш следующий митинг вы найдёте в журнале «Русская изба»).
Старец часто повторял нам, что надо быть всегда готовым к встрече с Богом, чтобы Его приход не застал нас врасплох. Поэтому следует также принять меры предосторожности на случай, если наше спасательное предприятие провалится. Всем православным следует переехать в деревню, а также запастись провизией и тёплой одеждой на случай, если придёт Антихрист. Запомните, братья, ни в коем случае нельзя принимать ИНН и покупать товары со штрих-кодом! Это всё – от диавола! Таким образом он вербует себе рабов. Берегитесь его уловок! Бодрствуйте, люди!
Отец Пётр считал верующими далеко не всех, кто так себя называет. Чтобы превратиться в настоящего воина Христова, по его словам, надо преодолеть определённый барьер. Это, как мы поняли, похоже на некую инициацию, по прохождении которой человек становится избранным сосудом Божиим. Старец называл этот переход «познанием Святого Духа». Из слов батюшки мы уяснили, что познав Святой Дух, христианин переходит на качественно иную стадию взаимодействия с Богом, где всякая духовная брань исчезает, и человек становится святым и непогрешимым. Однако для нас осталось загадкой, как же определить, прошёл человек этот этап или нет. Ведь, по словам старца, ты можешь ходить в церковь, причащаться, поститься, но если при этом ты не познал Дух Божий, то значит ты ещё не стал настоящим воином Христовым. Нас долго мучил вопрос, относимся ли мы сами к избранным, прошли ли мы успешно этот экзамен.
На наши вопросы батюшка отвечал, что человек всегда знает, бывал ли он когда-нибудь в Духе Божием или нет. Но такие ответы не удовлетворяли нас, мы хотели более точной информации. Тогда отец Пётр стал сетовать на то, что люди совсем забыли, что это такое – бывать в Святом Духе. Он сказал, обращаясь к Серафиму Саровскому: «отче Серафиме, никто не помнит твои слова! Многие сейчас думают, что Дух Святой – это абстракция, не имеющая никакого отношения к нашей жизни. Помоги нам опять вспомнить, что Дух Святой – это воздух, без которого мы задыхаемся и умираем!»
Однако мы осмелились прервать молитвенный порыв старца и вновь спросили его:
– Батюшка, наверное, только избранные могут познать Дух Святой? Простым людям это не дано?
– Сын мой! – ответил он нам. – Конечно, это очень нелегко. Ведь для того, чтобы стяжать Дух Святой, надо смиряться, каяться, любить людей, понуждать себя к исполнению заповедей Божиих. Как я хочу, Гриша, чтобы ты познал Его, ведь тогда ты всю жизнь свою будешь к Нему одному стремиться!
– Отче, может быть, я уже был однажды в Духе Святом, но сам этого не заметил?
Старец почему-то засмеялся.
– Батюшка, – продолжали допытываться мы, – ведь есть же какая-то программа, определённая последовательность действий, следуя которой можно познать Дух Святой? Ведь ты же можешь дать мне точную инструкцию?
Отец Пётр вновь уклонился от прямого ответа:
– Почитай лучше беседу Серафима Саровского с Мотовиловым. Там всё хорошо про это объяснено. Можешь также Силуана Афонского почитать, да и другие святые отцы про Дух Святой много писали.
За отсутствием свободного времени мы так и не смогли прочитать эти сочинения. Поэтому вопрос о познании Духа Святого остался для нас нерешённым. Однако, скорее всего, это просто какая-то метафора. Наверное, таким образом старец призывал нас быстрее принять монашеский сан.
Видя явную благодатность отца Петра, к нему начали постепенно стекаться люди. И старец никогда не отказывал им в помощи. Он помогал советом, исцелял от различных недугов и многих приводил к вере в Бога.
Приведём один случай, свидетелем которого были мы сами. Обычно старец всегда выставлял нас из кельи, когда принимал посетителей, но на этот раз он разрешил нам остаться. Мы встали в углу комнаты, а батюшка высунулся за дверь и позвал какого-то Василия. Боже мой, что это был за человек! Без слёз не взглянешь. Это был один из так называемых «порченых» или «бесноватых». Враг так над ним поглумился, что беднягу скрутило, и он совершенно потерял человеческое обличье. Мало того, он практически беспрерывно издавал ужасные звериные крики. Сразу было видно, что несчастного сглазили злые люди. Иначе просто невозможно объяснить такое его бедственное состояние. Мы думали, что батюшка сразу же возьмёт крест, кадило, святую воду и начнёт отчитку. Но старец почему-то тянул время. Он встал на колени перед иконами и начал молиться. Мы ждали, когда же он наконец-то приступит к делу, ведь нам было искренно жаль страдальца. Однако отец Пётр не замечал ничего вокруг, так он был погружён в молитву. Мы хотели было вмешаться, так как нас стали уже раздражать вопли бесноватого, но тут произошло самое настоящее чудо. Порченый заорал громче прежнего, забился в конвульсиях, а потом вдруг затих. Однако через минуту он начал вставать. Боже милостивый, какое это было поразительное зрелище! Мы собственными глазами видели, как растягиваются связки и сухожилия, раздвигаются и становятся на свои места кости и суставы, словно кто-то собирал человека из конструктора. Это было так захватывающе и страшно одновременно, что у нас перехватило дыхание и стали подкашиваться ноги. Когда всё наконец закончилось (а продолжалось это несколько минут), Василий упал на колени перед старцем и разрыдался. Последовала исповедь, а потом слёзное прощание. За это время мы успели прийти в себя после испытанного шока. Наверное, именно в тот момент мы впервые осознали, что отец Пётр – настоящий чудотворец. Ведь это небывалое, немыслимое событие было именно его рук дело! Только истинный гигант духа, подлинный сверхчеловек способен на такое! «Надо написать об этом статью и прославить его на всю страну, – размышляли мы. – Просто преступление – скрывать от народа такого великого святого!»
Однако наши размышления прервало совершенно неожиданное событие. Оказывается, кроме нас со старцем и Василием в келье находились ещё два человека. При этом один из них был обмотан бинтами с ног до головы. Старцу, по всей видимости, были известны эти люди, так как он радушно предложил им остаться на чай. Нас это немного покоробило. Мы думали, что всё это колоссальное зрелище было устроено специально для нас, а тут вдруг оказалось, что были ещё и другие зрители. Мы, конечно, не ревнивы, но сразу подумали, что кто-то может написать статью об этом чуде раньше нас. И туда неизбежно вкрадутся ошибки, ведь никто не знает и не чувствует отца Петра лучше нас – его ближайшего ученика. Похоже, что наши худшие опасения подтвердились, так как забинтованный освободился от своих пут и ринулся к двери. Тогда мы оставили батюшку наедине с другим молодым человеком (он стал каяться в грехах) и побежали к себе в келью, чтобы успеть сочинить статью раньше нашего конкурента. Статью можно найти в газете «Вечный Живот» № 10, за …г.
Последний абзац надо отредактировать. Выбросить момент про чаепитие. Не стоит приземлять такое великое событие столь прозаическими вещами. Лучше закончить на том, что старец не сказал больше ни слова и провёл всю оставшуюся ночь в молитве, орошая слезами восторга и благодарности своё ложе. Вообще, поведение старца во время всей этой ситуации было довольно странное. Только что он своими руками сотворил великое чудо, и тут же как ни в чём не бывало приглашает гостей к столу. Как будто он не придаёт особого значения исцелению от неизлечимой болезни и прогнанию беса, а ставит их в один ряд с такими обыденными вещами, как чаепитие и застольная беседа. Что-то во всём этом есть ненормальное. Никак не могу его понять!..
К сожалению, других случаев исцеления от болезней или изгнания бесов нам не довелось увидеть, хотя мы много раз просили старца продемонстрировать нам ещё какое-нибудь чудо. Однако старец сказал, что с нас хватит и одного. Он также почему-то укорял нас за маловерие. Для нас это оставалось загадкой. Мы уверяли его, что готовы поверить во всё что угодно, но отец Пётр только качал головой. Нам также был интересен сам механизм чудотворения, и мы часто донимали старца вопросами на эту тему. Наша цель была собрать достаточно материала и написать научный трактат о различных сверхспособностях, которыми обладали святые, однако пока у нас недостаточно данных для этой работы. Поэтому, большая просьба: всех, кто видел или слышал что-нибудь о чудесах, которые творил отец Пётр, сообщать об этом нам. Письма высылать по адресу: г. N…
Был у старца и дар прозорливости. Он видел людей насквозь: их мысли, тайные желания и совершённые ими грехи. Ему не надо было расспрашивать человека о его жизни, наоборот, он часто сам рассказывал ему подробности из неё. Так, например, он всегда знал, что у нас на уме. Он читал в нас, как в открытой книге, словно наши мысли и чувства были написаны у нас на лице. Стоило нам только открыть рот, как старец уже отвечал на незаданный ещё вопрос. Нас очень интересовала эта его способность с практической точки зрения. Однажды мы сказали отцу Петру после очередного случая телепатии:
– Батюшка, расскажи мне, как ты это делаешь!
– А для чего тебе это знать, мой дорогой? – поинтересовался он.
– Ну как же, ведь очень полезно знать, что́ думают о тебе другие! Можно своевременно принять меры предосторожности, если кто-то задумал против тебя что-то плохое. Если бы люди могли читать мысли друг друга, сколько зла можно было бы избежать! Подумай, какая польза для человечества!
– А, вот оно что! И ты думаешь, что, не стяжав любви и жалости к людям, можно читать их мысли? Боюсь, что тогда все бы в ужасе и отвращении разбежались в разные стороны и никто бы не смог жить рядом с другим человеком. Какое счастье, что милостивый Господь ограждает нас от этого! И вообще, по поводу разных там духовных дарований почитай лучше первое послание апостола Павла к Коринфянам, тринадцатую главу. Это тебе будет полезно!
Отец Пётр помогал многим православным христианам тем, что снимал с них порчу и сглаз. Все, кто приходили к нему с этими проблемами, получали полное исцеление. Порчу как рукой снимало! Мало того, многие из этих людей потом сами помогали другим справиться с этой бедой. Одна женщина (раба Божия Т.) рассказывала нам, что долгое время не могла избавиться от мысли, что кто-то её сглазил. У неё появились проблемы на работе и в семье, резко ухудшилось здоровье. Она подозревала во всех этих обрушившихся на неё бедах свою соседку, которая всегда ей завидовала. Доказательством тому служили недобрые взгляды соседки и собачьи экскременты, найденные однажды несчастной женщиной у себя под дверью. Она рассказала нам, что не сразу обратилась к отцу Петру. Сначала раба Божия Т. пошла к местной колдунье, которая в свою очередь наслала порчу на злопыхательницу. Однако беды Т. на этом не закончились. Наоборот, положение её только ухудшилось. Тогда она попыталась восстановить общественное мнение против своей завистницы, чтобы выжить её из дома. Но и это не помогло. Кто-то посоветовал ей обратиться за помощью к старцу. Это была её последняя надежда. И старец действительно ей помог! Когда она рассказала ему всю эту ужасную историю, он ответил, что снимет с неё порчу, но лишь при одном условии. Однако он сразу предупредил, что ей будет очень сложно выполнить его требование. У несчастной не было другого выбора, поэтому она с радостью согласилась пойти на всё что угодно. Она была готова выполнить любой, самый сложный ритуал, неделю не брать пищу в рот и даже пожертвовать крупную сумму на монастырские нужды. Но вместо всего этого старец велел Т. прилюдно встать на колени перед своей соседкой и попросить у неё прощения за клевету и ненависть к ней. Раба Божия Т. призналась нам, что это было для неё как гром среди ясного неба. Такое требование она была просто не в силах выполнить! Отец Пётр, видя её смятение, сказал: «Если не сделаешь, как я велел, тебе будет становиться всё хуже и хуже. Иди домой и подумай, что тебе дороже: твоя гордость или твоя жизнь?» После долгой внутренней борьбы бедная женщина выбрала жизнь. Она выполнила все требования старца, и он, как и обещал, тут же снял с неё сглаз. В придачу он даровал ей способность самой снимать порчу с других людей. По её рассказу, она помогла многим своим знакомым избавиться от этой напасти.
Однако всё это не проходило и для самого старца даром. Диавол не мог спокойно смотреть на то, как отец Пётр вырывает из его цепких объятий одну душу за другой. Поэтому он ополчился на раба Господня и, действуя через злых людей, навлёк на него разные несчастья. Один чародей, которому батюшка, очевидно, перешёл дорогу, решил ему отомстить. По-видимому, злодей хотел найти слабое место старца, чтобы затем, с помощью тёмной магии, нанести туда удар. Куда бы ни пошёл отец Пётр, везде этот чернокнижник следовал за ним. Он колдовским путём менял свою внешность, прельщал старца деньгами и дорогими подарками, подстерегал его при выходе из кельи. Но, ничего не добившись, хитроумный маг придумал новый план: он всеми правдами и неправдами пытался проникнуть в жилище старца, чтобы подложить ему какой-нибудь магический амулет или, наоборот, взять что-то из вещей старца, чтобы потом использовать их для колдовства. Отец Пётр сначала игнорировал этого человека, но после того, как тот всё-таки хитростью проник в его хижину, старец пошёл на открытую конфронтацию. По-видимому, батюшка решил, что лучше бороться с врагом лицом к лицу, чем получить от него удар в спину. И он сделал хороший тактический ход, чтобы собрать максимум информации о противнике: пригласил его к себе в гости. Нас он об этом не предупредил, поэтому для нас было полной неожиданностью встретить этого диавола на пороге кельи старца. Мерзкий демон был весь обвешан языческими амулетами и орудиями своего колдовства. Мы обменялись проклятиями в адрес друг друга, и неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы отец Пётр вовремя нас не разнял. Потом он повёл нас к столу. Хотя был строгий пост, но на столе у старца была рыба. Он ел её сам и угощал нас с чародеем. Мы, естественно, даже не притронулись к ней, батюшка же ел с большим удовольствием. Возможно, это тоже был тактический ход, а может, этот бес уже пустил в ход свои чары и немного околдовал батюшку. Так или иначе, но отец Пётр вёл себя за столом довольно странно. Мы думали, что он будет обличать колдуна за его богохульства и призовёт Господа, чтобы Он испепелил нечестивца. Однако старец вёл себя миролюбиво и доброжелательно. Только время от времени, когда из уст окаянного вырывались особенные мерзости, батюшка сотрясался в отчаянных рыданиях. Его плач был такой сильный, что даже походил чем-то на истерический смех. Эта встреча была истинной пыткой для нас! Нам стоило огромных усилий и напряжения воли сдержать себя и не обрушить на чернокнижника весь свой праведный гнев. В конце этого злополучного чаепития старец встал и произнёс умилительную речь. Он пророчествовал о своей близкой кончине, но говорил не прямо, а притчами. Мы мало что поняли из его слов, но очень огорчились, что скоро придётся расставаться с любимым батюшкой. От расстройства мы даже не заметили, когда исчез колдун. Может, он просто растаял в воздухе. Старец что-то пророчествовал и о нём, даже называл нас братьями. Но это, мы думаем, он говорил не в буквальном смысле слова. Как могут породниться оккультист и христианин? Разве может православный человек любить врага Господа и молиться за него? Это просто невыполнимое требование! Между нами пропасть! Поэтому мы, конечно, не отнеслись серьёзно к этим по-детски наивным словам старца.
Святые поистине непредсказуемы и непонятны нам, простым смертным. Временами они действуют с поразительной силой, и тогда вокруг них творятся удивительные вещи: слепнут, лишаются го́лоса, а иногда и умирают нечестивые люди, наступает засуха или голод, рушатся идолы и языческие храмы. Иногда же они бывают слишком мягкими, доверчивыми и открытыми. Тогда угодники Божии превращаются в беззащитных детей, их души совершенно обнажены, так что любой может с лёгкостью обмануть их или обидеть. Поэтому мы взяли на себя функцию опеки и охраны старца. Мы предупреждали отца Петра о возможных последствиях общения с дурными людьми, а тем более с колдунами, но старец в своей святой простоте не внял нашим советам, что и привело в дальнейшем к ужасной трагедии.
Последствия этого чаепития с чародеем не заставили себя долго ждать. Естественно, чёрный маг не оставил отца Петра в покое. Он стал приходить всё чаще и чаще и всё больше и больше околдовывал батюшку. Тот, похоже, ничего не подозревал о том, что против него готовится страшное злодейство. Вскоре нечестивый настолько втёрся в доверие к старцу, что стал считаться его учеником наравне с нами! Он делал вид, что внимательно слушает слова духовного отца, но на деле ничего не выполнял, ища только удобного случая, чтобы надругаться и посмеяться над святым стариком. Однажды он даже попытался втянуть нас в свои грязные делишки и предлагал нам продать свою душу диаволу, но мы не прельстились сокровищами мира сего, которые он нам сулил как плату за драгоценную нашу душу. Мы лишь трижды плюнули в него и вслух отреклись от сатаны и всех дел его. После этого случая мы вообще прекратили с ним всякое общение, посчитав, что это будет лучшей защитой от его колдовства. Сам же чернокнижник во всю использовал своё знакомство с батюшкой. Он вымогал у людей деньги и ценности, заводил знакомства с развратными женщинами, завлекая их в свои сети. Бесстыдству его не было конца! Мы пытались открыть глаза старцу на все эти вещи, но он ничего не хотел слышать и упорно просил нас считать злодея своим братом и молиться за него Богу. Один раз, однако, батюшка провёл с колдуном беседу. Мы не были её свидетелем, но видели, какое было лицо у мага, когда он выходил из кельи после этого разговора. В глазах его стояли слёзы! (Очевидно, слёзы эти были от злости и ненависти к старцу.)
После этого случая колдун на какое-то время пропал из виду, и мы по наивности своей понадеялись, что он исчезнет и больше никогда не вернётся к отцу Петру. Но не тут-то было! По всей вероятности, он затаил злость и решил жестоко отомстить за нанесённое ему оскорбление. Вскоре он появился снова и привёл за собой беду. Проклятие начало действовать. Опять увидев колдуна на пороге кельи старца, мы сразу заподозрили неладное. Войдя в домик, мы увидели батюшку, стоящего на коленях и погружённого в молитву. Но, увидев нас, он оторвался от Богообщения и радушно нас поприветствовал. На лице его была улыбка, но мы почувствовали, что за ней что-то скрывается. Под этой маской явно затаилась тревога, а может быть, даже и страх. Недобрые предчувствия, словно змеи, зашевелились в нашей душе. И точно: едва мы вошли, как батюшка вновь стал пророчествовать о своей скорой кончине, а потом велел нам лезть на чердак. Мы заколебались, но старец говорил так настойчиво, что волей-неволей пришлось его послушаться. Вначале Борис (так звали колдуна), а потом и мы забрались в открытый люк, который нечестивец тут же за нами закрыл. Дальше всё было как в дурном сне: в келью ворвались какие-то люди, они связали батюшку, жестоко его избили. Мы лежали на полу чердака и видели всё это в щели между досками. Скорее всего, это были даже не люди, а бесы в человеческом обличье. Их лица были искажены гримасами жгучей ненависти и злобы. Они перевернули всё вверх тормашками, как будто что-то искали, а может, это было частью какой-то диавольской мистерии. Словно злобные псы, накидывались они на несчастного беззащитного батюшку, готовые разорвать его в клочья. Доказательством того, что это нападение было результатом колдовства, является то, что мы не могли сдвинуться с места, чтобы прийти на помощь старцу. Нас словно приковала к полу какая-то невидимая сила. В один момент мы уже почти преодолели эти чары, но тут колдун навалился на нас и стал шептать заклинания. После этого сражение было уже окончательно проиграно: силы оставили нас, и мы могли только молча наблюдать за поруганиями неповинного агнца Божия. Он же не сдавался до самого конца, бился как истинный воин Христов, но бой был не равный. Крестное знамение, которым он пытался защищаться от демонов, молитвы задержания, проклятия, которые он шептал – всё это не помогало, противник был явно сильнее. Гримаса отчаяния и гнева исказила лицо старца. «Да, очевидно, зло так сильно уже внедрилось в мир, что даже святые не могут с ним справиться. Поистине, близок уже Конец Света! – подумалось нам тогда. – Но неужели так никто и не поможет избраннику Божию? Неужели никто не отомстит проклятым демонам?» Когда мы уже совсем было поверили, что зло восторжествует, что оно сильнее добра, чаша терпения Господня переполнилась: гнев Божий обрушился на злодеев. Раздался ужасный громовой удар, и всех бесов словно смыло волной. Они в ужасе и панике разбежались, оставив наконец несчастного страдальца в покое. Увидев, что злые чары рассеялись, мы слезли с чердака и подошли к отцу Петру. Нашему взору открылась страшная картина: старец был весь изранен и истекал кровью. Дорого стоила ему эта победа над бесовскими силами! Когда мы освободили его от пут, он, обессиленный и измученный, упал к нам на руки. Чародей же, сказав на прощанье какую-то гадость, тут же позорно сбежал. Мы, как могли, оказали отцу Петру первую помощь (к счастью, у нас есть диплом фельдшера). От госпитализации он наотрез отказался, сказав, что врачи ему всё равно не помогут. Всю ночь, не смыкая глаз, мы дежурили у постели нашего любимого батюшки. К утру ему немного полегчало, но с постели он больше не вставал. Добрые люди, узнав о постигшей нас беде, посильно помогали нам: приносили лекарства и пищу, сменяли нас на дежурстве у его одра, когда у нас уже не оставалось сил бодрствовать. Мы поселились в келье отца Петра, перенесли туда свою постель, там ели и спали, боясь оставить старца даже на минуту. Всё это было ужасным потрясением для нас, но мы не оставляли надежды, что батюшка выздоровеет. Ведь мы не могли представить себе, как будем жить без него. В эти страшные дни мы осознали, что отец Пётр был единственным человеком на свете, который по-настоящему нас любил и всегда заботился о нас. Потерять его было для нас равносильно смерти! Похоже, что и мы сами искренно любили лишь его одного. Он был для нас всем: матерью, отцом, другом, учителем. Только ему мы верили и только его слушали. Ради него мы были готовы пойти на всё!
Старец, конечно, с покорностью отнёсся к так внезапно постигшему его несчастью. По-видимому, он чувствовал, что этого не избежать, и смирился под руку Божию. Как и все святые, он безропотно терпел все скорби и переносил все эти ужасные муки молча, без жалоб и слёз, зная, что его ждёт великая награда на Небесах за безвинно принятое им страдание.
Но даже в го́ре злодей не оставил несчастного батюшку в покое. Вскоре чародей явился, чтобы взглянуть на своих рук дело. Он, по всей вероятности, хотел ещё больше надругаться над старцем, ещё больше насладиться своим триумфом. Да будет он проклят навеки! Отец Пётр же, судя по всему, так и не понял, кто был истинной причиной его несчастья, ведь иначе он тут же предал бы этого изверга сатане. Батюшка сердечно поприветствовал Бориса и назвал его «добрым человеком». Но мы-то всё отлично знали, нас злой демон не смог обвести вокруг пальца, поэтому мы решили открыть глаза старцу на этого «доброго человека». Мы заявили магу прямо в лицо, что это он навёл порчу на отца Петра, что благодаря его сатанинским заклинаниям на батюшку накинулась орда бесов, что он – преданный слуга и орудие в руках Князя мира сего, позавидовавшего старцу и возжелавшего лишить его всех сокровищ духовных, накопленных им за жизнь. После этой обличительной речи колдун полностью выдал себя тем, что напал на нас с кулаками. Мы, естественно, стали защищаться и активно давали обидчику сдачи, но тут старец бросился между нами. Видимо, он испугался, что этот нелюдь покалечит нас, поэтому и стал нас от него спасать. Этот жест, как ни странно, унял пыл Бориса и остановил драку. Но он совершенно подорвал силы батюшки! Отец Пётр потерял сознание и еле дышал. Мы забыли о колдуне и всё своё внимание переключили на больного. Старец, к счастью для нас, очнулся, но дыхание его было всё ещё прерывистым. Наконец он смог заговорить. Однако каково же было наше изумление, когда он обратился не к нам, своему преданному ученику, а ко врагу. Да ещё как обратился! Он, этот святой человек, стал просить у злодея, виновника его страданий, прощения! А потом случилось ещё более ужасное происшествие: батюшка стал покрывать чародею руки поцелуями и слезами. Не знаю, может быть, отец Пётр просто юродствовал, или у него было ви́дение духовного мира. А может, это был какой-то неизвестный нам изощрённый способ проклятия, изобретённый древними монахами для защиты от демонических нападений. Так или иначе, батюшка говорил и действовал с такой силой, что мы просто не могли помешать ему! Мы стояли и смотрели на всё происходящее в большом смущении и некоем оцепенении. Даже холодок пробежал по спине, и в сердце что-то кольнуло. Захотелось плакать, куда-то бежать, но ноги нас не слушались. Странное чувство! Как будто мы прикоснулись к чему-то потустороннему и непонятному, но поразительно прекрасному. И от этого прикосновения со всей ясностью и безапелляционностью мы ощутили собственное убожество и жгучий за него стыд. Просто наваждение какое-то! Может, это и было бесовское наваждение, навеянное чарами злого мага? Может, он снова околдовал нас и посмеялся над нами? Скорее всего, дело обстояло именно так. Дальнейшее развитие событий лишь подтверждает эту версию. Отец Пётр сказал, что нам с Борисом надо спасаться вместе, причём не в монастыре, а в миру. Что Господь хочет, чтобы мы стали миссионерами и несли людям свет истины Христовой. Что мы должны стать шпионами, внедриться в мир и попытаться взорвать его изнутри. Много и других странных и непонятных вещей сказал он нам тогда. Но на то оно и пророчество, что понять его может далеко не каждый человек! В форме сложных иносказаний старец, возможно, пытался донести до нас ряд довольно простых истин. Например, разве можно спастись вне монастырских стен, да ещё и взорвать мир изнутри? Это же полный абсурд! Естественно, старец имел в виду близкое пришествие Антихриста и то, что всем верующим следует готовиться к гонениям и бежать в пустыню и леса. Возможно также, что, при определённом толковании, слова отца Петра можно проинтерпретировать как пророчество о том, что скоро восстанет искупитель России, который сможет противостоять Зверю, если, конечно, мы все его (искупителя) поддержим.