дуршлаг затевает игру
дуршлаг промывает икру
дуршлаг прочищает мозги
мешать ты ему не моги
чтоб суть выходила наружу
чтоб мысли не ранили душу
чтоб дурь утекала в ночи
чтоб боль утихала в груди
чтоб радость ждала впереди
дуршлаг ты себе заведи…
Массажист узнает бывших клиентов по родинкам. Стоматолог – по пломбам. А психолог – по рисункам.
Именно это ошарашило меня, когда старая папка рухнула мне на голову с антресолей и картинки веером рассыпались по ковру.
Срочность документа, затеявшего игру в прятки, потеряла важность, когда истории стали оживать, как в старом кинотеатре. Грустные и смешные, простые и сложные, но всегда живые и настоящие. Даря приятные воспоминания и запоздалые инсайты.
Память стерла имена многих авторов, но природная изюминка каждого сохранилась в неумелых, но смелых линиях.
Рисунки разлетаются и укладываются по кругу, становясь бейджиками на груди невидимых участниц импровизированной виртуальной группы.
Растения. Посуда. Оружие. Украшения.
Простое детское упражнение: нарисовать первое, что пришло в голову. Потом озвучить рисунок от первого лица.
– Я дерево. Зрелое, крепкое здоровое. У меня мощный корень, ствол в три обхвата, красивая пушистая крона.
– Но твои корни на поверхности? Так тщательно прорисованы? Что происходит? Разве они не должны быть под землей?
– Крона возомнила себя королевой. Пришлось корням напомнить о себе. Вечный спор, кто в доме хозяин.
– Для этого обязательно выскакивать из себя?
– Контролировать их становится все труднее. Эти внутренние споры уже достали меня.
– Как дерево похоже на тебя? Что есть крона, ствол и корень? Кто с кем спорит?
– Умная голова (крона). Тело (ствол). Корень (бессознательное). Спорят, кто из них важнее.
– Чего вдруг?
– Узнала сегодня цифру, которая меня потрясла. Оказывается (и это доказано), как корень на девяносто процентов определяет здоровье дерева, так девяносто процентов поведения человека определяется бессознательным. То есть тем, что скрыто от нас. Только десять процентов мы делаем осознанно. С ума сойти! Я в шоке!
– А ты сама как считаешь? Это похоже на правду?
– Как бы я хорошо не относилась к своей мудрой голове и красивому телу, понимаю, что без корня я всего лишь набор для гербария и сухостой для пионерского костра.
– Зато теперь прекратятся споры внутри тебя на тему «кто главный»?
– Не думаю. Крона со стволом объединились, чтобы это оспорить.
– Что поможет прекратить споры?
– Подтверждение теории на практике.
– Но для этого придется спуститься под землю и посмотреть, как это работает.
– Под землю? Не рановато?
– Да там сыро, темно и противно. Червяки, грязь. Но если там хранятся все разгадки, может быть, стоит рискнуть?
Открыть крышку сломанного компьютера с огромным количеством микросхем и спуститься под землю – не одно и то же.
У природы все намного проще. Там не нужны глубокие знания, заслуги, медали и красные дипломы. Они скорее мешают. Там важно просто быть.
Под землей для дерева все по-другому. Нет притворства, показушности, желания продемонстрировать себя и приукрасить. Там не нужны витиеватые конструкции слов. Там все предельно ясно, просто, очевидно и понятно.
– Взглянуть на природное в себе? На то, что скрыто и вылезает в самый неподходящий момент и портит мне жизнь?
– Портит, пока ты считаешь его сорняком, который пролез в твой идеальный сад, а не чуланом с сундуками, полными сокровищ.
Природное в нас – это данность. То, что зовется интуицией, смекалкой, творчеством, чуйкой, необъяснимой силой и выносливостью.
Это то, что делает дерево деревом уникальным и неповторимым. Проверим?
Да, да, я приглашаю в путешествие именно вас, дорогие читатели.
Тем более набралась целая группа, о которой я расскажу в этой книге. Будет легко и не так страшно. Соглашайтесь!
В темноте часто можно увидеть то, что не всегда видно при ярком освещении.
И вот мы спускаемся «под землю», как в глубоком метро. Наверху остается все, что придумал человек, начиная от звезды на Кремле до простой булавки.
Теряют грандиозность атомные ледоколы и космической ракеты. Тускнеют помпезные здания, горделивые бизнес-центры, джунгли из небоскребов. Стираются театры, суды, галереи, парки, школы, кабинеты ЖКХ…
Рисунок – как дорожная карта. Он ведет нас по бесконечным подземным коридорам и пыльным подвалам.
Как ребенок, рожденный со смартфоном в руках, двумя пальцами увеличивает прилетевшую бабочку на стекле, так я разглядываю рисунки.
Некоторые из них замыкаются на коротком подземном маршруте с двумя станциями: «Знакомство» и «Диагностика».
Другие разворачиваются целой схемой разноцветных веток метрополитена с множеством станций и поездов. С многоходовыми переходами. Остановками. Пересадками.
Я разглядываю рисунки. Ныряю. Погружаюсь. Вспоминаю.
Глубоко-глубоко на дне самой таинственной внутренний реки ЕСТЬ тот, кто знает о нас ВСЕ.
– Я кастрюля.
– Пустая?
– Нет, с супом.
– На столе? На плите?
– На плите.
– Расскажи, пожалуйста, каково это, быть на плите?
– Внизу огонь. Очень горячо. Прям пятой точкой чувствую. Внутри все кипит. Булькает. Овощи больно бьют меня со всех сторон. Долго. Горячо. Невыносимо.
– Крышка есть?
– Крышка есть. Но она не спасает. Белая плита залита супом.
– А хозяйка где? Можно же газ убавить, снизить градус бурления.
– Хозяйка не контролирует процесс кипения. Ей не до меня.
– То есть днем такая картина. А ночью?
– А ночью я в холодильнике (слезы готовы).
– Думаю, это отличается от плиты?
– В холодильнике холодно и одиноко. Ночью никому не нужен мой суп. Ради чего старалась, мучилась, терпела? (слезы)
– Не знаю. Я бы с масленкой и сыром развлеклась… Так о чем твоя кастрюля?
– Хорошая новость, что я не пустая, а наполненная – вкусным, красивым и полезным. Плохая – что хозяйка, которая затеяла обед и должна контролировать кипение внутри меня, отсутствует. В результате – грязная плита. Безобразие!
– Будем искать хозяйку? Какие такие важные дела у нее, интересно…
– Я цветочек.
– Куда летишь?
– Нет, не лечу.
– Но у тебя нет ни горшка, ни почвы. Опоры нет, корней. Тебя срезали? Сорвали? Скосили? Ты висишь в воздухе.
– Да, и правда в воздухе. Сорвали, наверное.
– У тебя есть имя?
– Не знаю. Просто цветочек.
– Как оказался в воздухе?
– Бросили, наверно… Сорвали и бросили.
– Если летишь, то вверх или вниз? Как по ощущениям?
– Как и все на земле. Думают, что вверх. На самом деле вниз. Закон притяжения…
– Я сортовая зеленая роза. Дорогая очень. Необыкновенная. Украшение сада и гордость хозяйки. Главная достопримечательность. Я на особом положении. Все лучшее – мне.
– Вокруг есть еще другие цветы?
– Есть. Ерунда всякая. Нарциссы, ромашки, гладиолусы, сирень – полная безвкусица.
– Как тебе такое соседство?
– Мне они неинтересны вообще. Где я, и где они?
– Люди восхищаются тобой?
– О, да! Очень люблю всех соседей хозяйки и особенно гостей. Восторженные взгляды, восклицания. Все подолгу крутятся вокруг меня. Ритуал обхода сада заканчивается всегда мной. Как сборный концерт – песнями самой звездной звезды. Тащусь прям от себя.
– Я чашка. Внутри меня – душистый свежий чай.
– Ты всегда в паре с блюдцем?
– Да. Всегда.
– Можешь быть без него?
– Могу, наверно. Но в паре лучше.
– Для чего тебе нужно блюдце?
– Так правильно. Так положено. У всех чашек должно быть блюдце.
– Для чего?
– Для поддержки. Для десерта. Для ложки. Чтобы стол оставался чистым. Чтобы не запачкать скатерть в случае чего. Чтобы остужать горячее во мне. Собирать капли.
– Для чего блюдцу нужна чашка?
– … Не знаю. Но кому нужно блюдце отдельно от чашки? Без меня?
– Значит в вашей паре ты главная, не смотря на то, что у блюдца столько функций?
– Конечно! По этикету предлагают чашечку кофе, а не блюдце какое-то…
– Я роза. Без шипов.
– Чего так?
– Я против всякой агрессии. Против крови. Против боли. Против насилия. Стебель мой гладкий. Цветы – нежные. Я дорогая сортовая роза.
– Но на рисунке я вижу обычную розу, с шипами. Все, как положено.
– Это случайно так получилось.
– То есть это не твой рисунок?
– Мой. Но…
– Шипы подрисовал кто-то другой?
– Они случайны…
– Я чайник. Простой. Обыкновенный. «Сделано в СССР». Носик вздернут. Ручка откидная. Объемный. Могу напоить чаем большую компанию. Стою на плите. Закипаю на сильном огне. Но медленно. Плююсь по сторонам, если прозевали и забыли выключить.
– Проблемы создаешь окружающим.
– Какие проблемы?
– Слишком уж долго думающий. Не дождешься, пока раскочегаришься. Караулить надо, чтобы не забрызгал все вокруг. То ли дело электрочайники. Современные, скоростные. Нажал кнопку и никаких забот.
– Вот такие, как ты, и засунули меня в темный шкаф, где я сейчас живу.
– Заслуженный отдых – хорошее время на подумать.
– Вот, только думать и остается.
– Совсем забросили тебя? Или вспоминают иногда?
– Пару раз навестили. Когда электричество отключали.
– И как?
– Эх, вспомнил молодые годы. Взбодрился. Покипел. Разгорячился. Развеселился. Покуражился…
– Хочешь, чтобы электричество надолго отключили?
– Нет, уж. Пусть будет. Они молодые. Им некогда. Жалко их. Я же их люблю…
– Я вьюн. Я стелюсь по земле. Как только увижу опору, так по ней наверх. И обвиваю, обвиваю, обвиваю… Крепко, не вырваться. На века.
– А тот, кого ты душишь в своих объятиях, он так же счастлив, как ты?
– Нет, он быстро хиреет и становится слабым. Почему-то…
– А какое оружие ты нарисовала?
– Люблю я быть оригинальной. Поэтому, это не пистолет и не танк, как у многих, а рогатка. Я рогатка. Простая мальчишечья забава. Блин! Постоянного хозяина нет. Попользовались, поиграли и бросили. Кто увидел, подобрал. И я опять в игре…
Блин через ять! Это же все про меня!
Тот случай, когда название длиннее текста. А диагноз содержит все рецепты. Нельзя очистить поле от сорняков в черной повязке на глазах. Чтобы избавиться от чего-то, необходимо это сначала увидеть…
***