Врач-философ Богу подобен
Мы начинаем разбирать важную тему. Если вы ее поймете и будете применять на практике, то ваша жизнь изменится. Даже простое ознакомление с этой темой привнесет в вашу жизнь большие изменения. Эти знания определяют, насколько человек будет счастлив и успешен на всех уровнях, насколько он будет здоров и гармоничен.
Сначала мы разберем понятие «гуна», которое вам пригодится в процессе чтения книги. Есть два значения понятия гуна – «веревка» и «качество», но этот перевод весьма поверхностен. В «Йога-сутре» Патанджали – древнем трактате, лежащем в основе восточной психологии, приводится более точный и глубокий перевод:
гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств».
В соответствии с психологией йоги гуны определяют внутреннюю и сущностную структуру всех вещей. Поэтому можно сказать, что свойства, присущие каждому веществу, зависят от гун. Если вещь составная, то ее свойства будут зависеть от всех внутренних структур всех ее компонентов.
В восточной психологии говорится, что сфера гун применима к любой сфере жизни. Три гуны лежат в основе проявленной Вселенной и должны определять течение жизни во всех областях, а также состояние вещей, принадлежащих к различным категориям.
В Бхагавад-Гите (3.27) говорится, что живое существо под воздействием ложного эго считает, что это оно совершает действия, но на самом деле, все действия за нас совершают три гуны материальной природы, мы же можем только желать.
На эту тему писал американский психотерапевт, профессор Абрахам Маслоу. В результате его исследований обнаружилось, что 99 % людей живут механически, и только 1 % живет в реальности – и эти люди во много раз успешнее во всех сферах жизни, чем остальные 99 % вместе взятые. Если вы поймете рассматриваемую тему, то легко сможете войти в 1 % здоровых, счастливых и гармоничных людей и перестанете быть рабом низших энергий.
Все, что мы видим в этом мире, – это различные энергии. Если из нашей жизни на время исчезнут такие энергоносители, как нефть, электричество и тому подобное, наша цивилизация разрушится за несколько дней.
Существуют разные энергии: тонкие и грубые, материальные и духовные, добра, зла и т. п. Например, если вам на листе бумаги напишут: «Я вас люблю», то у вас улучшится настроение, появится чувство полета. Но если на том же листе теми же чернилами напишут: «Я вас ненавижу», это может вас убить или как минимум сильно испортить настроение.
Другой пример: если вы зашли в комнату, где некоторое время назад ссорились, то вы можете сразу почувствовать напряженную атмосферу, почувствовать, будто окунулись во что-то грязное, даже если все находящиеся в комнате будут просто сидеть, работать и улыбаться. Люди, живущие в основном в Тамасе и Раджасе (невежество и страсть), наоборот, почувствуют «родную» среду и даже обрадуются: «Что, опять поругались? И правильно!»… Такие люди часто сами создают напряженные ситуации, если вокруг все спокойно.
Каждый человек, каждый орган, каждый предмет, каждое место излучает какую-либо энергию. Нам всем нужна энергия, чтобы жить здоровой жизнью и творить. Тонкая энергия определяет все, и, если ваше тонкое тело и интуиция хотя бы немного активизируются в результате молитв, практики йоги, чтения мантр, да и просто гармоничного образа жизни, вы, вполне возможно, начнете эту энергию видеть и ощущать.
В Ведах говорится, что Бог, Адипурушам – это изначальная Всевышняя Сущность, единый Парабрахман, из которого исходят все энергии.
Есть три главные энергии: внутренняя энергия (духовная), пограничная и внешняя.
Духовная энергия делится на 3 вида: Самвит – знание; Садхини – бытие и Хладини – блаженство.
Пограничная энергия представляет собой живых существ, души, которые отделены от Бога и, подобно нам, живут в материальном мире.
Внешняя, иллюзорная энергия майя, в свою очередь, представлена тремя энергиями: Раджас (страсть) – энергия созидания; Саттва (благость) – энергия поддержания и Тамас (невежество) – энергия разрушения.
Приходя в материальный мир, живое существо попадает под влияние трех энергий, являющихся основой всего в материальном мире. Они, как три цвета (красный, желтый и синий), создают своим сочетанием все многообразие цветов и оттенков.
Гуны – сила, дающая возможности для исполнения желаний живого существа. Такое разнообразие в этом мире нужно для того, чтобы мы могли удовлетворить свои различные желания, и Всевышний дает нам эту возможность.
Саттва – самая главная для нас энергия, потому что именно она определяет, насколько счастливы и успешны мы будем в жизни, но она никогда не приходит сама по себе, мы должны ее выбрать осознанно. Раджас и Тамас приходят легко, и наша цивилизация приветствует Раджас – страсть, активность, созидание.
Знание о трех гунах очень значимо для нас сейчас, и, если его понять, то можно легко достигнуть освобождения или по крайней мере улучшить все сферы жизни, потому что эти энергии пропитывают собой все.
Тему гун мы будем разбирать по четырем главным пунктам (классический подход см. в приложении).
1. Что такое гуны?
2. Как они действуют?
3. Как они связывают?
4. Как они дают освобождение?
Гуны есть во всем, они проникают и пропитывают собой одежду, еду, слова, даже наши мысли. Когда люди ругаются – это проявление энергии Тамаса. Когда мужчина смотрит на красивую девушку с вожделением – это энергия Раджаса. Если человек медитирует, занимается йогой и желает всем любви – это Саттва. Сон, инертность – это Тамас. Если мы думаем о ком-то плохо, желаем ему несчастья – это также Тамас, проявление в нашем уме энергии разрушения.
Чтобы выбирать гуну благости, освобождающую человека от всех грехов и вредных привычек и позволяющую подняться на трансцендентный (духовный) уровень, нам нужно вооружиться истинным знанием об устройстве этого мира.
Если мы научимся видеть гуны во всем и обретем способность осознанно менять одну гуну на другую, то мы научимся управлять своей судьбой, своей кармой.
Однако человек может заниматься духовной практикой, посещать храмы и святые места, «служить» другим и т. д. и делать все это в низших энергиях – в Раджасе или в Тамасе. В таком случае даже многолетняя духовная или религиозная практика не приведет к просветлению – наоборот, такие люди будут разрушать и свои жизни, и жизни окружающих. Именно после общения с такими людьми появляются наклейки на машинах: «Господи! Избавь меня, пожалуйста, от твоих последователей!»
Я всегда могу выдирать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выдираю.
1. Если мы знаем признаки гун, знаем, как они связывают, то мы можем определить, в какой гуне находимся. Такое знание сродни карте местности, с помощью которой можно определить, где мы находимся и куда должны прийти. Без карты любое путешествие или поход может привести к весьма трагичным последствиям или, в лучшем случае, сильно затянуться.
2. Если мы знаем, какие качества благоприятны для того, чтобы стать гармоничной личностью, мы можем сделать правильный выбор.
3. Если мы выбираем гуну благости, это позволит нам стать счастливыми и успешными во всех сферах жизни. Согласно Аюрведе, все психологические и психические проблемы происходят из-за активизации Раджаса и Тамаса.
4. Максимальный результат, который дает гуна благости, – это быстрое очищение и переход на трансцендентный уровень.
5. Это ведет к освобождению от гун, что, в свою очередь, приносит подлинную свободу.
Современное западное общество считается свободным, но, с точки зрения просветленных мудрецов, это общество рабов – рабов низших энергий. Там все служат своим чувствам – в первую очередь, языку и гениталиям, и очень предсказуемы в своих реакциях: «вас похвалили – вы обрадовались, отругали – расстроились».
Недавно мы познакомились в Калифорнии с американцем, который больше года серьезно занимается йогой и различными видами медитаций. Он грустно заметил: «У нас в Америке все помешаны на еде и сексе».
1. Связывают. Стягивают и удерживают живое существо. Заставляют забыть, кто мы есть на самом деле: вечная душа, полная знания и блаженства. Побуждают нас погрузиться во временную, иллюзорную жизнь этого мира.
2. Создают разнообразие. Как три цвета – красный, синий и желтый – являются основой для всех других цветов и оттенков, так и три гуны являются основой, производной для всех разнообразных проявлений в этом мире, цель которых – полностью захватить наше внимание и удержать нас в материальном мире.
3. Являются всепроникающими. Все в этом мире находится в гунах: тело, воздух, слова, мысли, предметы и т. д., и т. п.
Например, одежда тоже находится в гунах. Грязная рубашка из химических материалов – в невежестве, а чистая и простая рубашка из натуральных материалов – в благости.
Мысли, подсознательные программы и установки – тоже в гунах. Ленивое или агрессивное мышление – в невежестве. Мысли о выполнении различных желаний (еды, секса, работы, почета) – это страсть. Мысли в благости очень спокойные, направленные на отдачу, на то, как достигнуть самореализации и принести счастье в жизнь окружающих людей. Люди, чье сознание находится в благости, становятся притягательными для других, даже если ведут себя просто и ничего особенного не делают. Всего лишь несколько минут общения с реализованным человеком, думающим о Боге, о служении другим, уже приносят радость, спокойствие ума и, как следствие – спокойное дыхание.
В гунах находится и окружающая среда. Например, озеро. Озеро в Тамасе – грязное, дурно пахнущее, его и озером-то называть не хочется – скорее, оно похоже на болото. Озеро в Раджасе окружено искусственно сделанными вещами, оно обычно находится в городе, вокруг прогуливаются влюбленные пары, звучит современная музыка. Озеро в Саттве окружено красивой природой, воздух вокруг него насыщен праной (жизненной силой), вода в нем чистая, там могут плавать лебеди, возле такого водоема хочется медитировать.
Считается, что от влияния гун сложно избавиться, ведь все ими пронизано. И требуется ясное сознание, чтобы их увидеть.
Гуна невежества очень опасна – по разрушительному эффекту ее воздействие сравнимо с радиацией. Она незаметна, но, как только мы попадаем под ее влияние, все составляющие нашей жизни – физическая, психическая и духовная – начинают разрушаться, как если бы вы приехали на отдых в Чернобыль. Погуляли, попили воды, поели яблок – вроде бы ничего особенного не произошло, но в итоге эта прогулка принесет вам и всем, с кем вы соприкоснетесь, страдания. Даже ваша одежда станет проклятием для вас, хотя вы поначалу ничего не поймете и не заметите.
Гуна страсти – это деятельность с желанием насладиться ее результатом. Для преодоления этой гуны существует практика карма-йоги: йоги отречения от плодов своего труда, предложения их Богу.
На рынке. «Подходите, покупайте яблочки чернобыльские!»
«Мужик, ты что продаешь? У тебя же никто их не купит!» – «Что вы, еще как берут! Кто для тещи, кто для соседа…»
Гуна благости – деятельность ради очищения своего сознания.
Человек, который ясно видит свое положение, может подняться на трансцендентный уровень. Поэтому очень важно максимально освободиться от невежества, утвердиться в страсти и начать действовать в гуне благости ради освобождения.
Вопрос: Не очень понятно, что означает «утвердиться в страсти»?
Ответ: Тамас – это инерция, лень, сонливость, грязь. От всего этого нам нужно избавиться. Есть выражение: «Брахман (учитель, жрец) не жалеет времени для наведения чистоты». На начальном уровне нам нужно стать активными и выйти из инертного состояния, проявить любопытство и интерес к Знаниям. Люди в Раджасе очень любопытны и активны. Это и означает – проявить страсть, заменить невежество страстью и сократить уровень невежества в жизни до минимума.
Вопрос: В какой гуне находится просмотр телепередач?
Ответ: Преимущественно в невежестве. Это делает человека пассивным. То же, хотя и в меньшей степени, относится к компьютеру (за исключением случаев, когда с ними связана ваша работа). Особенно от телевизора нужно оберегать детей, которые потихоньку тупеют, погрузившись в виртуальный мир. Вы никогда не встретите успешного, активного и счастливого человека, который больше часа в день смотрел бы телевизор. Мой дядя, известный профессор, как-то сказал мне: «Я достиг всего потому, что давно выкинул телевизор». Недавно услышал фразу: «В этом мире те, кто читает книги, управляют теми, кто смотрит телевизор». Хотя по телевизору могут быть передачи и фильмы в благости: на духовные темы, о природе, о здоровье, философские и т. д. Таких программ избегать не нужно.
Люди забираются в скорме поезда, но они сами не понимают, что они ищут, – сказал Маленький принц. – Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую… и все напрасно… Глаза слепы. Искать надо сердцем.
Все мы, в большей или меньшей степени, занимаемся различными духовными практиками и хотим прогрессировать, иначе у нас не было бы интереса к таким знаниям. Но необходимо помнить – если мы находимся в низших гунах, то, сколько бы мы ни занимались духовными практиками, мы все равно не сможем повысить свой духовный уровень, стать более гармоничными и счастливыми. Поэтому понимание темы гун очень важно.
Человек может быть даже священником, раввином, гуру и т. д., но если у него не доминирует Саттва, то ни он, ни его подопечные духовно прогрессировать не будут. Задумайтесь: большинство проблем и войн в этом мире создают «духовные» люди, уверенные в своей правоте. Например, крестовые походы, когда так называемые распространители идей Христа занимались грабежом и насильственно обращали людей в свою веру. Бросить ребенка язычника в костер грехом не считалось.
Раджас: «Моя религия – самая правильная, и приносить добро миру – значит, всех обращать в нее».
Тамас: «Можно и нужно применять насилие к иноверцам».
Люди в Раджасе занимаются служением с целью получить плоды, выгоду для себя. Поэтому их религиозность находится на уровне: «Я буду молиться, и Бог мне поможет в моих целях». Подобное очень распространено в современном мире. Часто можно видеть, например, как продаются иконки «на счастье» и т. п. Люди зачастую приходят в религию за славой, властью, паломничества по святым местам, к могилам праведников организуются, чтобы разбогатеть, устроить личную жизнь и т. д.
Многие думают, что язычество – это какой-то особый вид поклонения, многобожие. До некоторой степени это так. Но еще в большей степени это поклонение ради выгоды: «Бог, пошли мне это, избавь от того…» Если желания исполняются – значит, Бог хороший, если нет – плохой. Или считают, что Сатана победил. Или думают: «И где этот Бог? Куда только он смотрит?» Только гуна благости пробуждает нас и ведет по пути подлинного духовного прогресса, помогает нам стать гармоничными личностями.
Если человек находится в гуне благости – он испытывает счастье, умиротворение, очень ясно слышит свою интуицию. Если же этого не происходит – значит, идет влияние гун страсти и невежества.
Если все, окружающее нас, поместить в гуну благости – она проникнет и в нас самих. Невежество и страсть приходят в нашу жизнь легко, но, чтобы в нее пришла благость, нужно вначале потрудиться, приложить усилия. Чтобы подняться в гуну благости – нужно научиться действовать проактивно (одно из значений этого слова – «заранее»).
Например, человек, живущий в невежестве, постоянно предъявляет претензии и жалуется, но на самом деле внутренне он не готов к изменениям. Чтобы измениться к лучшему, достигнуть прогресса в чем-то, нужны Раджас и Саттва. Далее я приведу реальную историю, наглядно демонстрирующую это.
Однажды бомбардировщик Северного флота Советской армии потерпел крушение – вышла из строя навигационная система. Береговая служба направила самолет неверно, и тот полетел не к цели, а в противоположную сторону. Когда экипаж понял это и развернулся, чтобы лететь обратно, горючего уже не хватало, и самолет не смог долететь до берега. Тогда члены экипажа выпрыгнули с парашютами на поверхность Баренцева моря. У каждого из них было по плоту. Но капитан сказал, что он не поплывет, ведь до берега много километров, и доплыть при таком холоде просто нереально – и застрелился. У другого летчика с собой был спирт, и, отчаявшись, он напился. Через несколько недель его нашли замерзшим. А штурмана, молодого лейтенанта, ждала дома любимая жена и маленький ребенок. Он очень хотел вернуться к ним и сказал себе: «Я доплыву, чего бы мне это ни стоило!» – и поплыл на плоту, загребая воду руками. Он плыл два дня, без еды и воды. Потом, когда его ноги уже касались дна, он шел еще несколько часов – сначала по пояс, а затем по колено в воде. Добравшись до берега, он дошел до ближайшей рыбацкой хижины и упал возле нее, потеряв сознание. Его нашли и привели в чувство, и он вернулся домой к жене, при этом даже не заболев. Вот это гуна страсти (активность, решительные действия) плюс благость (оптимизм, бесстрашие) – вместе они становятся мощной силой, способной творить чудеса.