Глава 1 Опыт переживания страха и сомнений в себе

Четыре пятых. Примерно такого беспрецедентного соотношения может достигать количество людей с тревожностью самозванца. Иными словами, в тот или иной период жизни его испытывают 82 % населения (Bravata et al., 2020). Что же это за явление?

Сколько люди существуют на свете, примерно столько же существуют и их сомнения в себе. На протяжении многих столетий нам довелось столкнуться со страхом во всех его проявлениях, в том числе со страхом разоблачения. Однако это явление получило название только в 1978 году. Именно тогда Полин Кланс и Сюзанна Имс, два клинических психолога и доктора наук, ввели словосочетание «феномен самозванства». Оно напоминает мне незабываемый припев ЭлЭл Кул Джей – повторяющиеся строки “Something like a phenomenon” из песни, в 1997 году попавшей на вершину хит-парада Billboard Hot 100. В этом хите рэпер рассказывает о своих чувствах, называя встречи с пассией «феноменом». Эта книга станет помощником в исследовании ваших встреч с другим, пусть и не таким горячим, феноменом – феноменом самозванства.

Какими еще словами на вашей памяти описывали это явление? Вы наверняка слышали такие прижившиеся в народе названия, как комплекс неполноценности, самосаботаж и внутренний критик. Самым распространенным термином, однако, является «синдром самозванца». Давайте подробнее разберемся, что такое «самозванец» и «синдром». Кое-что об этом феномене известно точно: его часто испытывают весьма одаренные личности, обладающие большим потенциалом. Они отнюдь не обманщики. Когда мы используем слово «самозванец», мы совсем не пытаемся сказать, что человек, сомневающийся в себе, им является. Нет, мы употребляем это слово только для того, чтобы показать, что люди испытывают, сталкиваясь с такого рода переживаниями.

Теперь давайте рассмотрим, что такое «синдром». Этим словом вот уже на протяжении многих лет называют патологические состояния и диагностируемые болезни. Синдром указывает на отклонение от нормы. Феномен самозванца же далек от отклонения. Это не душевное расстройство, а распространенное явление, хорошо знакомое многим из нас. Именно по этой причине я не использую слово «синдром», говоря о нем. В стремлении углубить понимание этого феномена и описать его более точно, я предлагаю ввести другое название. Согласно определению Американской психологической ассоциации, тревожность представляет собой эмоциональное напряжение и беспокойные мысли, в том числе размышления о собственной несостоятельности или чувство небезопасности. Так как феномен самозванца попадает под определение тревожности, я решила называть сочетание страха и сомнений в себе тревожностью самозванца.

Что такое тревожность самозванца?

Некоторые люди страдают от диагностируемых тревожных расстройств, то есть их уровень тревожности не соответствует ее поводу. Однако в книге я ссылаюсь на другой тип тревожности. Под тревожностью самозванца я подразумеваю нормальную и естественную реакцию на непростые жизненные обстоятельства. В случае с тревожностью самозванца ваша реакция соответствует тем условиям, с которыми пришлось столкнуться. Расстройства, наоборот, часто развиваются по неизвестным причинам и длятся продолжительное время, не прекращаясь даже тогда, когда человек выходит из вызывающих тревожность обстоятельств (Канадская ассоциация ментального здоровья, 2015).

Тревожность самозванца и тревожные расстройства немного схожи в том, какие ощущения они вызывают. Принципиальные отличия тревожности самозванца заключаются в том, что она возникает на почве конкретных триггеров и проходит, стоит только от них избавиться. С некоторыми расстройствами едва ли можно справиться без помощи лекарств, а тревожность самозванца таких мер не требует. Я предоставлю вам инструменты, с помощью которых вы сумеете справиться с такого рода переживаниями наиболее быстрым способом.

Кто испытывает тревожность самозванца?

Большинство людей испытывают тревожность самозванца на разных жизненных этапах (Ahlfeld, 2009). Так что вы, скорее всего, с ней уже сталкивались – как и другие люди, в том числе те, к кому вы относитесь с уважением и чьи достижения вам кажутся очевидными. Вот, например, Шерил Сэндберг – бывший главный операционный директор компании Meta Platforms[1]. В книге «Не бойся действовать: Женщина, работа и воля к лидерству» Сэндберг пишет: «Каждый раз, когда меня спрашивали в классе, я была уверена, что сейчас опозорюсь. Каждый раз, когда я решала тест, я была уверена, что написала его плохо. И каждый раз, когда позора не следовало или даже я делала успехи, я верила, что мне просто удалось в очередной раз всех одурачить. Еще чуть-чуть, и моя песенка будет спета» (Sandberg and Scovell, 2013). Давая интервью в прямом эфире по NPR в 2016 году Том Хэнкс, который получил множество наград за свою карьеру, в том числе два «Оскара», семь «Эмми» и четыре «Золотых глобуса», сказал: «Наступает момент, когда ты задумываешься: как я до этого дошел и каким образом я собираюсь продолжать в том же духе? Когда они догадаются, что я на самом деле обманщик, и заберут у меня все?» Вот еще один пример – Виола Дэвис, автор мемуаров «Обретение себя» и первая темнокожая актриса, удостоенная Тройной короны актерского мастерства[2]. В 2017 году, давая интервью ABC News, она сказала: «Я чувствую, что вся проделанная упорная работа окупилась, но в то же время у меня до сих пор есть… синдром самозванца. Я все еще чувствую себя так… словно я вот-вот проснусь и все увидят, что я бездарность». Наконец, посмотрите на Дженнифер Лопес, невероятно востребованную актрису и певицу, которая призналась: «И хотя я продала 70 миллионов копий, я все равно продолжала себя чувствовать так, будто я недостаточно хороша» (Dunn, 2013).

Знания о том, что отмеченные наградами публичные личности испытывают сомнения в себе, подчеркивают, насколько это широко распространенный феномен. И хотя в первоначальном исследовании в основном отражен опыт двадцатилетних, тридцатилетних и сорокалетних белых женщин, человек способен столкнуться с тревожностью самозванца вне зависимости от своей социально-демографической группы, личности, статуса, роли и воспитания (Caselman, Self, and Self, 2006). Она может возникнуть в любой момент вне зависимости от того, какой деятельностью вы занимаетесь. Можете ли вы представить весь размах количества ситуаций, в которых проявляется тревожность самозванца?


Будучи студентом, вы постоянно задаетесь вопросом: достаточно ли я умен/умна? В школе вы учились почти играючи. Потом поступили в университет, и теперь вам приходится заниматься в несколько раз больше. Ваши оценки страдают. В голове появляется мысль: «Мне не хватает способностей и интеллекта».

Когда дело касается свиданий, у вас возникает вопрос: хватает ли мне очарования? Вы наконец-то идете на свидание с горячим парнем, на которого давно заглядывались. Он хвалит ваше чувство юмора, но вы ощущаете болезненный укол в животе и думаете: «Через какое-то время он поймет, что на самом деле я не очень интересная».

В кругу ровесников вас охватывает страх: достаточно ли я классный/классная

Загрузка...