Совершенно ясно, что старение – это процесс, так или иначе связанный со временем. Личный опыт каждого человека и целых поколений людей убеждает нас в том, что время и старение неразрывно связаны, это – две стороны жизни. Мы наблюдаем, как с годами ветшают здания, засыхают и падают деревья, ржавеют автомобили и… стареют люди. В детстве человек не ощущает и не замечает старения, а людей старых воспринимает как отдельную разновидность человечества. В молодости многие обнаруживают, что родители изменяются и что эти изменения со временем становятся все более очевидными. В зрелом возрасте, с опытом прожитых лет, человек замечает, что процессы старения не одинаковы для всего окружающего. Для жилого дома этот процесс занимает около 100 лет, для автомобиля – 10, для фруктового сада – 30. И тогда мы начинаем понимать один из фундаментальных законов геронтологии (науки о старении):
«стареют все и всё внутри всех с разной скоростью».
Стареет живое и неживое, то, что существует всего несколько дней, и то, что существует долгие столетия.
По-видимому, старение является частью общих законов бытия, в которых цикличность («круги своя») занимает одно из главных мест. Все вокруг подвержено цикличности, для всего существует своя периодичность, имеющая начало и конец (или волновые колебания, что, по сути, одно и то же), но протяженность периодов (амплитуда колебаний) для всего окружающего разная. Наблюдая, мы иногда можем видеть законченность цикличных процессов – появление молодых листочков на ветках деревьев весной, листопад осенью и начало нового цикла следующей весной. Если продолжительности нашей жизни не хватает, то мы успеваем отмечать только часть больших жизненных циклов окружающего мира, а все остальное нам представляется незыблемым и неподвижным – «нестареющим».
Большинство растений с короткими жизненными циклами демонстрирует периоды своего развития, в которых весной можно видеть молодость, летом – зрелость, а осенью – старость. Так живут цветы-однолетки. При этом одни из них вступят в период зрелости в августе, другие – в сентябре. Астры, высаженные в мае в разных местах сада, пройдут разный жизненный путь, в зависимости от условий освещенности, полива, особенностей почвы. Неизменным будет только одно – растения достигнут зрелости, отцветут и завянут (постареют). Скорость старения для каждого растения будет разной. Разная она и для людей разной национальной принадлежности, разного темперамента, живущих в разных климатических и социальных условиях.
Периоды жизни человека, в том числе старость, прочно связаны со временем – числом прожитых лет. Между тем, время – категория загадочная и понятие весьма не определенное. Хотя в сознании людей представление о времени больше походит на реку, уносящуюся в вечность в неумолимом и ровном движении, в действительности это движение не равномерное даже для одного человека. Кому незнакомо ощущение, что время тянется медленно в период ожидания, и пролетает в одно мгновение вместе с увлекательным делом! Представим себе, что два человека сидят на берегу условной реки времени. Один занят любимым делом – рыбной ловлей, другой находится в состоянии томительного ожидания скорейшего возвращения домой. Первый не успевает заметить стремительного течения времени, второй сетует на медленные воды. Время бежит, когда не следишь за ним.
Ощущение течения времени меняется в разные периоды жизни человека. В детстве день огромен и наполнен нескончаемыми событиями, а год кажется вечностью. Пожилые люди жалуются на быстротечность времени – не дни, а месяцы мелькают, как кадры в кино! Это значит, что бабушка и внук, проживая в одной квартире, просыпаясь утром в 8 часов и ложась спать вечером в 10, живут как будто в разном времени.
Время зависит от эмоционального состояния. Кто не знает, что счастливые люди «часов не наблюдают»? Для них, счастливых, время течет быстро. Можно сказать, что в этот период своей жизни они не успевают стареть. Ничего удивительного – стрелки часов оборачиваются, а счастливый человек на фоне эмоционального подъема не получает разрушительных ударов по сосудам, иммунной системе и стареет с меньшей скоростью.
Следовательно, время субъективно, оно способно растягиваться и сжиматься, оно может оказывать существенное влияние на мироощущение, самоощущение и поведение людей. В последние годы своей жизни великий русский естествоиспытатель К. Циолковский в беседах с А. Чижевским был весьма категоричен, высказываясь о времени как физической величине. Он полагал, что времени как сущности нет. То, что мы привыкли называть романтичным и загадочным словом «время», – это всего лишь привычное движение: стрелок – по циферблату часов, солнца и планет – по небосводу, воды – в реке. Масштабы этого движения совершенно разные для солнечной системы и для дачного участка, для человека и для бабочки. Движение может быть заметным и незаметным, быстрым и медленным, прямолинейным и искривленным – в зависимости от точки зрения. Поэтому время как представление о движении для всех будет разным. Замедлится движение – замедлится и время. Не будет движения – не будет и времени.
Можем ли мы назвать движением биологические процессы, обеспечивающие суть жизни? Безусловно, да. Неслучайно Р. Вирхов как патологоанатом точно знал, что смерть – это то, что не движется, и дал определение жизни: «Жизнь – это движение». Действительно, каким образом врач констатирует смерть? Отсутствие сердечных сокращений, пульсации сосудов, дыхания. Останавливается движение – останавливается жизнь.
Движение на разных уровнях и разных масштабов – атомов, молекул, крови в сосудах, движение сердца и легких, кишечника и позвоночника – есть суть жизни. При этом некоторые кровяные клетки (эритроциты, например) проживают свою маленькую жизнь всего за 100 дней. Поскольку организм состоит из клеток, а клетки обновляются, проживая свои короткие жизни, существование его ограничивается продолжительностью существования клеток. Некоторые из них живут долго, другие многократно меняются на новые (например, клетки кожи). Процесс обновления – не что иное, как форма движения. Примером влияния движений на продолжительность жизни может служить эффект Л. Хейфлика. Этот американский ученый в начале 60-х годов прошлого века в эксперименте установил, что клетки тканей организма могут делиться (размножаться) только ограниченное число раз (лимит Хейфлика). Перестали клетки делиться, остановилось движение – остановилась жизнь. Однако простой суммы живущих клеток недостаточно для жизни. Существование организма возможно только тогда, когда клетки функционируют, как ансамбль, как оркестр под руководством дирижера – нервной системы. И еще: и ансамбль, и оркестр не будут живыми, если у них нет души.
Каждое биохимическое превращение, каждое деление клеток, каждое сокращение сердца можно считать событием-движением, только разного масштаба. Сердечных сокращений в течение жизни происходит очень много, а таких событий, как роды, может не оказаться совсем. С возрастом число делящихся клеток, каких-либо биохимических реакций, например превращающих глюкозу в воду, становится меньше – меньше становится и событий-движений (в биологическом смысле). Некоторые процессы, например, связанные с репродуктивной функцией, вообще прекращаются. А такие действия, как встать, сесть, забросить мяч в баскетбольную корзину? Очевидно, что такими движениями-событиями жизнь молодых заполняется в большей мере. У пожилых людей движений на разных уровнях (внутри и снаружи) в сумме меньше. Следовательно, пока часовая стрелка дважды пройдет циферблат, условное время (ощущение времени) для них сократится, поскольку оно определяется числом событий, которые умещаются в час (сутки, год). То ли дело у внука – у него и биохимических реакций больше, и впечатлений и движений больше, а значит, и больше… времени.
Феномен «пульсирующего времени» может заметить каждый. Если повседневная жизнь однообразна, все дни похожи и не наполнены событиями, время летит быстро, сжимается. Попробуйте поехать на пару дней с экскурсией в другие города. Череда впечатлений, переездов и перемещений создаст совсем другое ощущение – время растягивается. Растягивается потому, что наполняется движениями-событиями. Представляется, что прошло не 3 дня, а, по крайне мере, 6!
Итак, условного времени имеет больше тот, кто больше двигается, чья жизнь более активна и деятельна.
Движение может быть только по отношению к чему-то – оно всегда относительно. Одно из самых заметных и стабильных движений люди и называют временем (движение Земли вокруг Солнца и движение Луны вокруг Земли).
Масштаб этого движения-действия настолько велик, что за всю человеческую жизнь и за всю историю цивилизации человек не может обнаружить ни его начала, ни его конца. Может быть, это движение и неравномерное, но нашего опыта не хватает, чтобы это обнаружить. Человеческая жизнь в таком масштабе составляет бесконечно малую величину. Великая стабильность космического движения позволяет все остальные движения сопоставлять с ними как с эталоном. Именно так мы представляем себе время в его бытовом, а не физическом смысле.
Все механические и электронные устройства для измерения времени (хронометры) сделаны так, чтобы их работа соответствовала тому движению, которое еще древние люди взяли за основу – движению звезд и планет. Самым демонстративным примером такого хронометра служат солнечные часы. Другие хронометры (измерители времени) устроены на основе наблюдения за равномерным движением. Посмотрите на песочные часы. Здесь временем называется движение песка через узкое отверстие.