Глава 1. С кем должны поделиться властью президенты?

Для выхода из политического кризиса, возникшего в Беларуси после президентских выборов 2020 года, Александр Лукашенко готов немного поделиться властью с чиновниками. В феврале 2022 года в Беларуси должен состояться референдум, на котором будут приниматься поправки в Конституцию страны. Александр Лукашенко описал основные моменты проекта Конституции еще на VI Всебелорусском народном собрании в начале 2021 года. Он заявил, что в стране должны быть партии, но для этого общество должно быть зрелым, подготовленным. А пока, по мнению Александра Лукашенко, надо наделить Всебелорусское народное собрание конституционными полномочиями, чтобы в том случае, если к власти придут какие-то не те люди, власть перешла к этому собранию. Оно станет подстраховкой на период смены власти, чтобы не потерять страну. Кроме того, Всебелорусскому народному собранию предполагается передать полномочия определения стратегии развития общества.

Всебелорусское народное собрание приведет к хаосу

Но это еще не все. Александр Лукашенко сказал, что умные люди в критической ситуации, когда они не видят выхода из нее, объединяются и идут за лидером.

Эту же мысль он повторил на совещании по поводу многопартийной системы в РБ, проведенному 9 апреля 2021 года. Он снова сказал, что Беларусь не готова к многопартийности, и когда трудно в стране, то умные люди объединяются вокруг какого-то человека, группы людей, собираются в кучу и стараются выстоять, выжить.

Свое более точное видение будущего государственного устройства страны Александр Лукашенко изложил 9 августа в ходе встречи с представителями общественности и СМИ. Он заявил, что действующая Конституция действительно авторитарная и передавать ее другому президенту нельзя. Александр Лукашенко считает, что часть полномочий президента следует передать Всебелорусскому народному собранию. Себя он, похоже, видит главой этого собрания, отметив,


молитесь Богу, чтобы я согласился еще быть председателем Всебелорусского народного собрания.


Существование и усиление полномочий самого собрания он обосновал необходимостью передачи опыта старшего поколения, которое уходит, новому. Это означает, что старшее поколение на самом деле не уйдет, а останется, сохранив свою власть, только в новом качестве. Это, по мнению Александра Лукашенко, позволит ему сделать так, чтобы государство не рухнуло после его ухода.

А 28 сентября 2021 года на совещании по поводу проекта Конституции Александр Лукашенко сообщил, что Всебелорусскому народному собранию надо придать конституционный статус и закрепить в Конституции необходимость железобетонного выполнения решений, принятых собранием, остальными органами власти.

Он также уточнил цель функционирования самого Всебелорусского народного собрания. Это, по его мнению, контроль старшего поколения за младшим с целью предостеречь от возможных ошибок. Александр Лукашенко так обосновал свое мнение: старшее поколение


создало это государство, у него опыта больше, чем у более молодого поколения и оно видим, в каком направлении развиваться. Поэтому старшее поколение должно иметь право полномочия, чтобы пресечь не то движение молодого поколения.


Для этого ВНС может быть наделено правом формирования Центризбиркома, Конституционного суда, изменения Конституции и контроля за президентом. В переходный период собранию может быть передано и право назначать руководителей силового блока страны. То есть, власть в стране, по крайней мере, на переходный период, будет принадлежать этому собранию.

Возглавит собрание, без сомнения, сам Александр Лукашенко. Он снова сказал, что вы должны меня попросить на коленях и поблагодарить, если я соглашусь. Член Конституционной Комиссии Владимир Басько (генеральный директор научно-технологической ассоциации Инфопарк) тут же попросил президента остаться, хотя на колени не становился, на что Александр Лукашенко ответил, что он никогда ниоткуда не бежал и не сбежит.

А председатель Конституционного суда Петр Миклашевич сказал, что в состав Всебелорусского народного собрания должен входить президент после прекращения исполнения полномочий, причем пожизненно.

Таким образом, гарантией передачи опыта старшего поколения младшему в Беларуси в соответствие с проектом новой Конституции предполагается пожизненное сохранение власти Александра Лукашенко. Фактически это монархия.

При этом можно обратить внимание, что 28 сентября вообще не обсуждался вопрос о политических партиях и общественных организациях, о необходимости развития которых много говорили в начале политического кризиса в РБ. Это вряд ли случайно, так как расширение полномочий Всебелорусского народного собрания делает ненужным развитие политической системы в стране. Все будет решать собрание, партиям и общественным организациям просто нечего делать. Государство не будет поддерживать и развивать политическую систему, так как ресурсы уйдут на оплату деятельности собрания и его руководителя, которому понадобиться свой аппарат.

Поэтому партии в Беларуси будут по-прежнему влачить жалкое существование. Между тем, именно партийная система обеспечивает стабильность общества в цивилизованных странах. Например, 26 сентября 2021 года в Германии прошли выборы в Бундестаг, в котором правящая партия ХДС/ХСС проиграла Социал-демократической партии Германии. Канцлер Германии Ангела Меркель ушла со своего поста. Но это не стало трагедией для немецкого общества. Никто не пытался создать Всенемецкое народное собрание и просить Ангелу Меркель возглавить его. Стабильность и мир в стране определяют не отдельные конкретные личности, а система идеологий и партий, которые существуют в обществе. Поэтому одно поколение немецких политиков сменяет другое, но это не становится трагедией для страны, старшее поколение прекрасно передает свой опыт младшему за счет сохранения партий, их программных документов и идеологий, которых эти партии придерживаются.

Власть в Германии, как и в других цивилизованных странах, рассредоточена по многим центрам, что обеспечивает ее устойчивость. Такая система намного эффективнее, чем то, что сейчас собираются строить в Беларуси. Рано или поздно Александр лукашенко уйдет и с поста Председателя ВНС. Что будет тогда с Беларусью? Управлять страной будет некому, и наступит смутное время, как это неоднократно происходило в истории разных государств после смены монарха. Таким образом, Всебелорусское народное собрание – это дорога к хаосу, а не к стабильности.

Вместо кланов должны быть партии

Чтобы избежать хаоса, в Беларуси надо создавать традиционную политическую систему, в которой власть распределена между различными государственными институтами, а также политическими и общественными организациями, а не создавать всесильное Всебелорусское собрание. При этом, разумеется, все эти организации должны быть патриотически настроены и готовы защищать интересы общества без всяких указаний сверху в лице кого бы то ни было – президента, главы Всебелорусского народного собрания и т. п.

Правда, надо заметить, что и многие оппоненты Александра Лукашенко тоже как-то не очень настроены на создание партийной системы. Это было хорошо заметно на прошлогодних президентских выборах, когда появились кандидаты в президенты, опирающиеся не на партии, а своих сторонников, возникших как бы из пустоты.

Это не случайно. Сейчас существует мнение, что партийные системы в западных странах переживают кризис, и надо искать какие-то другие формы политической и общественной жизни. Кризис действительно имеется, но он вызван не вступлением общества в новую, более высокую, какую-то постпартийную фазу развития, а всего лишь победой в элите западного общества ультралиберальной идеологии. А это идеология, в рамках которой свобода заменяется на вседозволенность, является внепартийной, так как предполагает отказ от ограничения вседозволенности партийными принципами.

Ультралиберализм – это, собственно, идеология средних веков (времен конца феодализма и дикого капитализма). Люди тогда были свободны от партийных ограничений, и могли свободно объединяться, исходя из каких-то своих целей, в кланы. Поэтому опирается эта идеология не на партии, а на кланы. В средние века кланы формировались, в основном, по родственным или территориальным признакам, а сейчас и по другим, в частности, по профессиональным.

На сходство современного западного общества со средневековьем сейчас обращают внимание все, кому не лень. В частности, это сделала даже пресс-секретарь Джо Байдена Джен Псаки. Объясняя причины своего намерения уйти с этого поста через год, она сравнила смену президента США в 2020 году с «Игрой престолов». Действительно, этот фильм, как и книга, является наглядной иллюстрацией средневекового общества – никаких партий, общественных организаций и прочих проявлений цивилизации, есть только хорошие и плохие кланы и люди, которые старательно истребляют друг друга с переменным успехом.

То есть, в современных западных странах происходит не развитие, а деградация общества. При этом, интернет и технический прогресс, как это ни удивительно, этой деградации общества способствуют, так как упрощают условия для создания кланов.

Описанный процесс происходит и в Беларуси, где текущий политический кризис связан как раз с клановой борьбой. В стране за последние годы сформировалось множество новых кланов, и представители сразу двух из них решили вступить в борьбу за пост президента. Первый – это Виктор Бабарико, представитель клана банковских работников и организаций в сфере высоких технологий и культуры, финансируемых банком и лично Виктором Бабарико. Второй – Валерий Цепкало, один из лидеров клана айтишников. Их кланы внесли в массовое недовольство Александром Лукашенко среди жителей Беларуси организационное начало. Конечно, тут добавились и усилия заграничных «друзей» Беларуси, да и другие кланы подключились.

Надо подчеркнуть, что цели обоих указанных кланов, по крайней мере, на первом этапе борьбы за пост президента, были вполне привлекательны и разумны. И люди в обоих кланах, в подавляющим большинстве, на мой взгляд, хорошие.

Хорошие цели. Хорошие люди. Однако всю эту бочку меда портит одна ложка дегтя: клановая борьба, в том числе и с благими намерениями, является не развитием общества, а деградацией, и отбрасывает его к феодальным временам. Отсюда вытекают и ожесточенность, которая начала усиливаться сразу после выборов. Для средневекового феодального общества война, заговоры, обман и пр. – это нормальный способ решения проблем. Вседозволенность означает, что кто сильнее, наглее и хитрее, тот и прав. Главное – это не интересы общества, а интересы клана. А ведь люди в кланах могут быть не только хорошими, но и плохими. Вспомните «Игру престолов». И, как показывает история, плохие кланы в реальном мире гораздо чаще побеждают в борьбе за власть, чем хорошие.

В качестве выхода из политического кризиса в стране Александр Лукашенко предлагает всем объединиться не в партию, а в клан вокруг него (куча умных людей вокруг лидера – это и есть клан). При этом клановый характер белорусского общества он хочет сохранить.

Но кризис в стране подобные реформы не остановят, так как война – это нормальное состояние для кланового общества и ультралиберальной идеологии, поэтому она будет продолжаться. Прекратить данное безобразие может только одно – цивилизация, то есть разделение отдельных ветвей государственной власти, а также институтов в виде партий, СМИ, общественных организаций и т. д., причем независимых не только от государства, но и от кланов. Только эти институты могут подчинить себе кланы. Они сформируют общественное мнение – установят некоторые правила поведения, которые будут стоять выше правил, регламентирующих жизнь в кланах, и заставят членов кланов подчиняться этим правилам.

Государству надо делиться властью с общественным мнением

Общественное мнение нельзя недооценивать, так как ему, а не только государству, принадлежит власть в обществе. Именно общественное мнение устанавливает некоторые правила поведения людей в тех вопросах, которые находятся вне правового регулирования государства. Что это за правила, и как они ограничивают личную свободу, исследовал, в частности, крупнейший британский философ 19 века Джон Стюарт Милль в работе «О свободе», опубликованной еще в 1859 году. Его взгляды соответствуют идеологии социального либерализма, и именно в соответствие с нею организованы современные институты, формирующие общественное мнение в экономически развитых западных странах. Сейчас эта система институтов деградирует, но еще во многом сохранилась.

Подобную систему институтов необходимо создать и у нас. Но как показывает опыт Европы и США, где она была сформирована после Второй мировой войны, этого недостаточно – средневековье под давлением кланов там сейчас возвращается, а данная система разрушается. Поэтому необходимо включить в Конституцию положения о защите данной системы. Надо установить, что партии, СМИ и общественные и исследовательские организации, формирующие общественное мнение, это такие же ветви власти, как законодательная, исполнительная и судебная власти.

Вот что надо делать в Беларуси, помимо разделения ветвей государственной власти. А то, что планируется Александром Лукашенко сейчас – передача части полномочий президента чиновникам и создание пары нищих партий и общественных организаций на фоне Всебелорусского народного собрания с монаршескими полномочиями у его главы, при сохранении принципа кланового общества – ничего не даст. Те меры, которые сейчас принимает Александр Лукашенко, направлены не на укрепление государства, а на усиление его клана. Укрепление государства – это создание фундамента страны в виде независимых друг от друга ветвей власти, причем не только в госуправлении, но и в общественном мнении.

К сожалению, Александр Лукашенко этого не понимает, поэтому постоянно говорит о том, что общество в Беларуси еще не готово к многопартийной системе. Но ведь партии должны вводиться не потому, что у народа возникает социальный запрос в них, а потому что они позволяют превратить клановую войну в цивилизованную дискуссию партий. А сколько там людей в стране что-то знает или не знает о партиях и хочет их создания, не имеет абсолютно никакого значения. Точно так же, допустим, у ребенка, которому делают прививку от дифтерии, нет никакого социального запроса на то, чтобы какая-то тетка тыкала в него иглой, делая ему больно и отрывая от важных дел, но прививаться необходимо.

То же самое относится не только к партиям, но и к частным СМИ, и к общественным организациям и т. д. Поэтому их создание и поддержка за счет государства является вопросом национальной безопасности, а не социального запроса.

Это не секрет. Подобным образом было организовано государственное управление во многих западных странах после Второй мировой войны, когда на несколько десятилетий в них проводились реформы, во многом, в соответствие с идеологией социального либерализма.

Загрузка...