К сожалению, люди постоянно считают, что цель мышления всегда очевидна, так как они знают, о чем думают. Однако за многие годы обучения мышлению я обнаружил, что очень редко люди могут четко определить свою цель. Это именно та часть мышления, с которой обычно хуже всего справляются. И четкое определение цели мышления может облегчить его процесс и сделать мышление гораздо более эффективным. Не зная точно, куда хотите идти, вы вряд ли туда попадете.
Если вы хотите преуспеть, то, скорее всего, находитесь в одном из следующих положений:
• у вас есть конкретная цель и план действий по ее достижению;
• у вас есть конкретная цель, но вы не знаете, с чего начать путь к ее достижению;
• у вас есть цель, но вы сомневаетесь либо в самой цели, либо в своих возможностях по ее достижению;
• у вас нет конкретной цели, вы точно не знаете, чего хотите;
• у вас есть цель, которую необходимо достичь, но вам этого не хочется.
Во всех этих случаях вам поможет метод Эдварда де Боно. Да так, что вы сами удивитесь результатам. Может оказаться:
• что у вас появятся новые цели, гораздо более масштабные и значимые, чем прежние, которые потеряют свою актуальность;
• что вы найдете множество путей достижения вашей цели, о которых и не подозревали;
• что вы преисполнитесь решительностью и уверенно начнете достигать своих целей, и двигаться все к новым вершинам, которые еще недавно считали недостижимыми;
• что у вас обнаружится множество целей, желаний и возможностей, хотя недавно вы думали, что лишены всего этого;
• что необходимая, но нежеланная цель либо перестанет быть необходимой, либо станет желанной.
Для этого вам не придется производить никаких особых изменений в своей жизни. Изменить придется лишь одно: мыслительный подход к поиску своей цели и способов ее осуществления.
А путь к этому один: вам придется забыть о тех способах мышления, которым вас учили в школе и других учебных заведениях. Вам придется учиться думать заново.
Но, может быть, вы уверены, что учиться думать вам не нужно? Что способность мыслить дана вам от природы и не нуждается в усовершенствовании? Что процессы мышления происходят сами собой?
Да, они происходят сами собой, но, возможно, ведут они вас совсем не к тем целям, которые вам нужны.
Если вы не достигаете своих целей, значит, ваше мышление несовершенно. И вам следует заново учиться думать.
Только не думайте, что в этом есть какая-то ваша вина. Никого из нас ни в школе, ни в других учебных заведениях не учили мыслить так, чтобы в результате мышления мы достигали успеха в интересующих нас областях. Практически с рождения мы буквально с молоком матери впитывали другую систему мышления – такую, в которой слишком велика вероятность ошибок. Уже не одно тысячелетие человечество мыслит в рамках определенных традиций. И сейчас, в XXI веке несовершенство традиционной системы мышления становится все более очевидным.
Основы традиционной системы мышления заложены «Великой тройкой» – крупнейшими философами древности Сократом, Платоном и Аристотелем. В свое время провозглашаемые ими истины были чрезвычайно прогрессивными для развивающегося человечества. Но в наше время они очень часто становятся тормозом на пути эволюции человеческого разума.
Сократ разоблачал ложь, но не предлагал истины взамен. Поэтому мы чаще всего настроены критично, предпочитаем видеть плохое, а не хорошее.
Платон считал, что истину можно вычислить логическим путем. Поэтому мы придаем преувеличенное значение логике.
Аристотель утверждал, что к истине можно прийти путем логических суждений, определений и оценок, основанных на прошлом опыте. Поэтому наш разум так боится всего нового и в итоге отстает от жизни.
Основные принципы традиционной системы мышления – это критический взгляд на вещи, опора на прошлый опыт и логику. Предполагается, что у нас есть какие-то данные – факты, обстоятельства, прочая информация. С помощью логики и вынесенных из прошлого суждений мы перерабатываем эту информацию и делаем выводы. Вот и вся структура традиционного мышления. Казалось бы, все четко и просто. Но почему в итоге получаются неверные выводы, и ошибочными оказываются действия, сделанные на основе этих выводов?
Потому что традиционная система мышления не открывает нам простого секрета: чтобы мышление достигло своей цели, мы должны задействовать не только критику, но и конструктивный подход, не только опираться на прошлый опыт, но еще и уметь смотреть свежим взглядом и не бояться новизны, не только обрабатывать имеющуюся информацию, но еще и самостоятельно отбирать факты для обработки. Потому что та информация, которая сама собой попадается нам, обычно случайна и имеет отношение скорее к нашему эмоциональному восприятию действительности, чем к реальным фактам.
Простой пример: вот кухня и вот опытный повар, настоящий профессионал. На кухонном столе целая гора продуктов. Повару нужно приготовить обед. Он прекрасно умеет готовить. Но прежде чем приступать к обработке продуктов, ему надо отобрать из них необходимые. Результат зависит в первую очередь от того, какие продукты будут отобраны. Они могут быть разные по ассортименту, качеству, свежести. И если повар отберет не те продукты, даже самый высокий уровень кулинарного мастерства не спасет его – обед будет испорчен.
Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном нашей жизни и происходит даже помимо нашей воли. Еще его можно назвать реактивным – потому что оно является реакцией, откликом на происходящее вокруг. Это обыденный тип мышления, которым пользуются все люди в повседневной жизни. Это стихийное, спонтанное, автоматическое мышление. Оно не направлено ни в какое определенное русло.
Такой тип мышления вовсе не является бесполезным! Фоновое, или реактивное мышление нам бывает необходимо в очень многих ситуациях. Например, когда вы за рулем машины, вам нужно очень быстро, оперативно и правильно реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию на дороге. Вы видите перед собой дорогу и дорожные знаки, встречные и попутные автомобили, их сигналы или отсутствие таковых, вам встречаются повороты и перекрестки, регулируемые или нет, и каждый раз вы должны отреагировать и выполнить правильное действие.
Это единственно верный способ мышления на дороге. Но люди по большей части именно так мыслят и на дорогах своей жизни. Тогда как на жизненном пути у этого способа мышления есть множество недостатков. А именно – он исключает возможность планирования ваших действий. Вы оказываетесь целиком и полностью в плену у попадающейся вам на глаза информации. Не вы строите линию своей жизни – а она выстраивается хаотично под влиянием происходящего вокруг.
Для дороги нашей жизни гораздо лучше подходит другой тип мышления – стратегический, или взвешенный. В этом случае вы двигаетесь не «на авось», от одной случайной ситуации к другой, а заранее составляете подробную карту своего маршрута. Вы заранее определяете всю последовательность своих действий, и точно знаете, каким образом они приведут вас к заранее намеченной цели.
Вот этому нам и предстоит учиться – мыслить стратегически, и вместе с тем творчески, направлять свое мышление в нужное русло, чтобы точно знать, откуда, куда и зачем мы движемся, выбирать точные и взвешенные действия и всегда достигать своих целей.
А для того чтобы достичь целей, надо прежде всего определить две вехи – начальную и конечную точку нашего пути. То есть мы должны точно знать, где мы находимся, каковы наши обстоятельства сейчас, и к чему мы хотим прийти.
И вот тут мы сразу же должны оградить себя от самой распространенной ошибки. Самая распространенная ошибка состоит в том, что, определяя исходную и конечную точку, люди руководствуются своими чувствами и желаниями – но не мыслительным потенциалом.
Предположим, вы оказались в запертой комнате и не знаете, как из нее выйти. Ваша цель – выйти из комнаты, но если вы руководствуетесь только желанием и эмоциями, то не найдете ключ, даже если он лежит на видном месте, и тем более не сможете отыскать других возможных способов освобождения (через окно, каминную трубу, привлечь к себе внимание соседей, и т. д.).
Наши чувства, наши желания, наши жизненные ценности – это очень важно, но без мышления все это теряет смысл. Так как лишь мышление способно привести нас к удовлетворению желаний, обретению ценностей и самым радостным чувствам.
Итак, давайте будем учиться мыслить, основываясь на системе взвешенного, стратегического мышления, а не только лишь на желаниях и чувствах.
Сначала давайте определимся с нашими целями.
Вы точно знаете, чего вы хотите? Вы уверены в этом? В таком случае приготовьтесь к неожиданностям. Формируя свои цели на основе чувств и желаний, люди чаще всего не берут в расчет реальность. То есть ведут себя как повар, который умеет готовить, но выбирает не те продукты. Чувства и желания – это не те «продукты», из которых можно приготовить «блюдо» под названием успех. Ведь чувства и желания могут быть просто реакцией на обстоятельства (продуктом реактивного мышления), и вовсе не соответствовать общей стратегии вашей жизни, так как не проистекают из стратегического мышления.
Следующий метод поможет вам соотнести ваши чувства и желания с истинной реальностью вашего разума и вашей души.
Для начала возьмите любое действие, которое вы собираетесь совершить – не обязательно это должна быть глобальная цель вашей жизни. Пусть это будет то, чего вы хотите – или вам кажется, что хотите. У каждого человека есть такие мечты и желания – например, устроиться на новую работу, переехать жить в другое место, создать семью или, наоборот, развестись. А кто-то хочет совершить крупную покупку, или изменить свою внешность с помощью пластической хирургии, либо просто поменять прическу. Словом, независимо от масштабов и характера вашего желания вы можете устроить ему проверку – узнать, насколько на самом деле это вам надо.
Метод ПЛЮМИН позволит вам нарисовать карту вашего истинного отношения к ситуации. Метод кажется простым, но на самом деле буквально проясняет ваш взгляд на обстоятельства и выявляет ваши истинные потребности, которые для обыденного, реактивного мышления являются скрытыми.
ПЛЮМИН расшифровывается как «плюс-минус-интерес».
Возьмите лист бумаги и напишите все положительные стороны предполагаемого действия – все, что придет в голову. Дайте каждому из них оценку «плюс».
Затем возьмите другой лист бумаги и напишите все отрицательные стороны предполагаемого действия. Дайте каждому из них оценку «минус».
На третьем листе бумаги напишите все те стороны предполагаемого действия, которые вы пока не можете отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Дайте им оценку «интересно».
На первый взгляд вам может показаться, что вы занимаетесь каким-то бессмысленным делом. Ведь вы считаете, что и без этого знаете, что в предполагаемом деле для вас хорошо, а что плохо.
Но понаблюдайте за собой и за своим процессом мышления во время выполнения этой работы. Вы сможете заметить, что вошли в совершенно особое состояние. От вас требуется концентрация внимания. От вас требуется осмысление ваших действий и желаний. От вас требуется особый сознательный настрой.
Разве вы так мыслите в повседневной жизни? Нет. В повседневной жизни вы привыкли, если можно так сказать, «думать не задумываясь». Мысли текут сами собой без участия вашей воли, без какого-либо определенного русла.
Совсем другое дело – сейчас, когда вы волевым усилием направляете поток мыслей в нужное вам русло. Вы решаете определенную задачу и не позволяете мыслям расползаться куда попало. Иными словами, вы совершаете серьезную, осмысленную, осознанную мыслительную работу.
Вот вы и узнали на своем опыте о первом и главном отличии мышления стратегического от мышления обыденного. Запомните это состояние вашего разума. Оно вам очень понадобится на вашем жизненном пути.
«Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся „объять необъятное“. В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно».
Теперь пожалуйста обратитесь к анализу результатов. Посчитайте количество плюсов, минусов и оценок «интересно». Что преобладает?
Не редкость ситуации, когда после применения метода ПЛЮМИН человек полностью пересматривает свои планы и цели, так как выясняется, что минусов в них гораздо больше, чем казалось. Или, напротив, действие, казавшееся неудачным, оказывается самым точным и верным. Просто обыденное мышление не замечало этого, а вот стратегическое мигом все поставило на свои места.
Таким же образом вы можете проанализировать и действия, которые вы уже совершили. К примеру, вы сделали что-то, о чем сожалеете. Но, пропустив это действие через метод ПЛЮМИН, вы вполне можете выяснить, что совершили правильный поступок. И напротив, может оказаться, что действие, которое вы считали правильным, на самом деле ошибочно. И это тоже будет положительным результатом – ведь чем раньше вы выявили ошибку, тем проще ее исправить.
Возьмем другую ситуацию: у вас пока нет конкретной цели, а есть цель общая. Например: хочу быть богатым, или хочу быть счастливым. Вы можете применить стратегическое мышление, чтобы конкретизировать эту цель и определить направление своего движения.
Первое, что вам нужно сделать – записать эту цель на бумаге в том виде, в каком она есть. И не считайте, что это лишнее и никчемное действие. Делайте. Помните – вы учитесь мыслить стратегически, вы вырабатываете карту своего жизненного пути. А здесь все важно, ничего лишнего нет.
Итак, вы записали, к примеру, «Хочу быть счастливым».
Теперь подумайте: а нельзя ли написать еще раз то же самое, но какими-нибудь другими словами. Измените определение вашей цели. Запишите несколько вариантов.
Посмотрите, что у вас получилось. Возможно, в последующих определениях ваша цель сформулирована уже более конкретно?
Теперь попробуйте сознательно еще больше конкретизировать вашу цель. Подумайте, что делает вас счастливым. Может быть, уик-энд на природе с друзьями, или отпуск у теплого моря?
Чувствуете, как ваша цель становится все ближе и реальнее?
Теперь ваша мысль уже не расплывается вокруг неконкретной цели. Теперь она обретает плоть и кровь, и вы можете направить ваше мышление во вполне определенное русло: например, в русло планирования отпуска.
И опять же не пускайте это на самотек, не отдавайте столь важное дело на откуп реактивному мышлению! Задавайте себе вопросы: куда я хочу поехать в отпуск? Когда? На какую сумму денег я рассчитываю? Куда мне лучше обратиться, чтобы узнать о предложениях турфирм?
Если нужно, пропускайте каждое действие через метод ПЛЮМИН. И не пугайтесь, если в процессе ваши цели изменятся. Вы ведь проясняете для себя ситуацию – то, что было скрытым, вскрывается в процессе стратегического мышления. Поэтому вы можете увидеть плюсы и минусы там, где раньше их не видели. В итоге придете к самому оптимальному варианту.
И снова обратите внимание на то, как процесс стратегического мышления отличается от вашей обычной манеры мыслить. Мысли не скачут с предмета на предмет – вы сами направляете их в нужное русло. Для этого могут потребоваться усилия по концентрации и удерживанию внимания. По мере тренировок эти навыки будут развиваться у вас все лучше и лучше.