Глава 3: Как общество формирует наше восприятие себя

С самого детства мы погружаемся в систему, которая диктует нам, каким нужно быть. Этому процессу подвержены все: богатые и бедные, сильные и слабые, старые и молодые. Мы растём в условиях, когда внешний мир активно формирует наше восприятие себя, зачастую не давая нам времени и пространства для того, чтобы понять, кто мы есть на самом деле. Сначала это начинается с семьи, затем переходит в школу, а позже – в общество в целом. С каждым этапом мы всё больше принимаем чужие идеалы, забывая о собственных желаниях и потребностях.

Семья – это первая среда, где нас начинают «лепить». Родители, конечно, хотят нам добра, но часто их представления о том, что для нас лучше, не всегда совпадают с тем, что мы на самом деле чувствуем. Они живут по своим правилам и, когда видят, что у ребёнка появляются свои предпочтения, стараются направить его на «правильный» путь. Это естественно, ведь они исходят из своего опыта, своего видения мира. Однако для ребёнка важно иметь возможность развивать свою личность без давления и жестких рамок. Важно понять, что не всегда то, что является «хорошим» с точки зрения общества, подходит конкретному человеку. Зачастую именно в семье закладываются те первые представления о том, кто мы должны быть, а не о том, кто мы есть.

Школа является следующей ступенью на пути формирования личности. Здесь начинается настоящая дрессировка, в ходе которой мы учим детей не только знаниям, но и дисциплине, подчинению правилам, соблюдению установленных стандартов. Образовательная система, хотя и направлена на развитие интеллектуальных способностей, очень часто подавляет индивидуальность. Учебные программы и требования ориентированы на усреднённость, на то, чтобы все ученики двигались в одном направлении и достигали схожих результатов. Нет места для экспериментов или отклонений от нормы. Ты должен быть таким, как все, а если ты отличаешься, то тебя либо игнорируют, либо пытаются «вправить» в систему.

Очень часто дети начинают жить не своей жизнью, а жизнью, которую для них спланировали родители, учителя и общество. Это проявляется не только в выборе профессии, но и в жизненных ценностях, которые нам навязывают. Важно понимать, что школьная система, хотя и даёт знания, но одновременно с этим часто скрывает или сдерживает тот уникальный потенциал, который есть в каждом человеке. Знания и «правильные» действия становятся важнее, чем способность думать и решать проблемы по-своему.

После окончания школы мы оказываемся в мире, где успешность определяется определёнными социальными стандартами: хорошая работа, высокий доход, красивый дом, признание окружающих. Это становится мерилом того, что правильно, а что нет. Стремление к этим достижениям порой затмевает глаза, и мы начинаем строить свою жизнь по шаблону, не задумываясь, чего на самом деле мы хотим. Этот процесс очень часто происходит незаметно, и многие люди начинают «жить» не своей жизнью, а жизнью, которой они были научены.

Загрузка...