Уважаемый читатель! Перед вами новый, оригинальный учебник, написанный в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО).
Торговля – первооснова экономической деятельности как таковой; коммерческая сделка – начальный импульс экономического оборота. Но получилось так, что учение о торговле, возникшее как практическая область политической экономии и выполняющее функцию фундаментальной науки для других экономических дисциплин, оказалось как бы заслонённым отпочковавшимися от него маркетингом и логистикой. Это заметно уже по количеству опубликованной литературы. Постараемся устранить возникшее недоразумение, возвратим торговле её природное свойство и представим теорию торгового дела в свете современных достижений.
Прежде всего уточним предмет изучения. В стандарте третьего поколения направление подготовки бакалавров и магистров «Коммерция (торговое дело)» было переименовано в направление «Торговое дело». В русской речи этот термин используется с давних времён и включает смысловое значение двух слов: «дело» и «торговля». Он шире понятия «торговля» и его синонима – французского слова «коммерция», рассматриваемых в чистом виде, и трактует торговлю как вид предпринимательской деятельности, промысла (что, кстати, было зафиксировано в российском законодательстве: налогом на капитал облагались лишь те, кто занимался торговлей профессионально, как промыслом. Их именовали купцами).
Ныне содержание понятия «торговое дело» включает три разных явления в их единстве: организация рынка товаров потребительского и производственного назначения и услуг во всей полноте этого процесса; определённый тип специализированного предпринимательства; вид профессии – специальность (в совокупности всего к ней относящегося).
Единство трёх взаимосвязанных явлений, определившее понятие «торговое дело», хорошо прописано в стандарте третьего поколения. В пространство торгового дела включены: коммерческая, логистическая, маркетинговая, рекламная и товароведная деятельность.
Логистика как научное направление и практическая деятельность описана авторами в трёх учебниках: «Логистика снабжения», «Коммерческая логистика», «Экономическая логистика».[1]
Теоретическое и методологическое обоснование полной логистической системы авторами изложено в монографии «Логистика в системе совокупного знания».[2]
Оригинальность учебника определяется не только тем, что торговому делу возвращается его природное свойство, а материал подобран особым способом. При написании данного учебника применён принципиально новый методологический подход, который учитывает двойственную природу человека: как существа биологического, материального и существа социального, духовного. Поэтому ядром творимого им мира являются хозяйство и государство.
Национальное богатство – результат взаимодействия этих двух созидающих начал.
Политическая экономия как самостоятельная наука впервые сформировалась в виде учения о богатстве.
Представление о сущности богатства различно. В учебнике использовано понятие «богатство», выработанное в русской национальной культуре,[3] где богатство представлено в материальном, вещественном состоянии и в социальном, невещественном выражении. В хозяйстве воспроизводятся все виды материальных благ, а государство обеспечивает правопорядок, правосудие, безопасность, то есть участвует в создании невещественного богатства.
В такой связке функции государства обретают новое качественное состояние: Российское государство выражает общенародный интерес и является носителем общего блага. Роль государства в эволюции общества конкретизирована, и его функции представлены в принципиально ином виде.
В науке о торговом деле количество накопленного теоретического материала достигло такого уровня, когда необходим переход на качественно более сложный этап научного обобщения. Обилие информационного материала меняет форму мышления человека. Количество усваиваемой информации относительно уменьшается. Вместе с полезной накапливается и некачественная информация (информационный мусор).
Авторам пришлось конкретизировать ряд основных научных понятий и категорий теории торговли, усилить интеллектуальную плотность их содержания. Учебный материал не должен быть перенасыщен ненужной информацией. Избавиться от информационного сора можно, если заранее чётко определена цель исследования.
Перед авторами стояла задача определить роль торгового дела в эволюции российского общества – общества не просто многонационального, но объединяющего коренные народы, которые выработали свою экономическую культуру, формы организации труда и стиль образа жизни. Функцию всеобщего объединяющего начала здесь исторически выполняет хозяйственная деятельность. Торговля объединяет интересы всех хозяйствующих субъектов, способствует установлению всеобщей связи и проверяет её на прочность. В таком понимании торговля – область народного благосостояния.
В учебнике широко представлен и исторический аспект теории и практики торгового дела. Авторы, обращаясь к истории развития форм товародвижения и товарного обращения, учитывали следующее: а) в истории отброшены все частные, незначительные детали – сохранилась лишь информация, свободная от сора; б) история не вырывает отдельные события из общего эволюционного процесса и позволяет представить целостную картину событий. Например, история торгового дела IX–XII столетий позволяет установить суть торговой политики, которую осуществляли русские князья. Они стремились создать коммерческую империю, вели вооружённую борьбу за контроль над мировыми торговыми артериями. Кто властвовал над Великой степью, тот и контролировал мировые торговые пути. Как видим, в этой информации нет ничего лишнего.
Учение о торговле как области научной мысли претерпело определённые издержки из-за некоторого снижения к нему научного внимания в связи с отпочкованием от него маркетинга и логистики. Ныне оно набирает силы и по-прежнему сохраняет по отношению к ним свою фундаментальность. Именно подвижность пространства коммерческой деятельности открывает для логистики и маркетинга новые горизонты научной мысли.
Наметилась тенденция их сближения. Так, маркетологи, сгоряча заявившие, что переключают свой интерес на маркетинг взаимодействия, продуктом которого является «влияние», к своему удивлению обнаружили, что буйный спрос на маркетинговые услуги в системе управления не состоялся. Но маркетинг по-прежнему востребован в торговых сетях. И логисты, и маркетологи устремлены к общей цели – заключению коммерческой сделки.
Человек рождается только с задатками; мир он познаёт через систему образования.
В современных системах общественного образования, применяемых в разных странах, акцент, как правило, сделан на обучение; просвещение, если оно и присутствует, находится в лучшем случае на втором плане. Когда профессиональная выучка не сопровождается расширением сознания человека до соответствующего уровня, то фактически применяется урезанная система образования, ограничивающаяся обучением. Она, конечно, позволяет готовить профессионалов, однако подобным образом обученные специалисты сами могут представлять для общества социальную опасность. Такой пробел в системе образования невосполним. Его нельзя заменить продуктом законотворчества даже самого высокого качества: законодательная база ограничена юридическими законами, которые не действуют в зоне нравственных норм, понятий и принципов.
Нынешнее состояние мировой системы образования в целом характеризуется как глубочайший кризис. Причина кризиса – разрыв образования с системой нравственных ценностей. В результате система образования оказалась неспособной решать свою основную задачу – воспитание нравственного человека, носителя высокой духовности.
Ещё в древние времена было выработано правило, которое соблюдали многие народы: особо ценные знания доверяли людям, прошедшим специальные испытания, позволяющие судить об их духовности и уровне сознания. Понимали,[4] что иначе эти могущественные силы попадут в руки «неуправляемого человека» и будут обращены против человечества. Исследователи находят всё более свидетельств, подтверждающих, что именно несоблюдение данного завета стало причиной гибели прежних цивилизаций.
Ныне система проверки уровня сознания у претендента на обладание знаниями не существует – и не только потому, что способы получения знаний становятся всё более доступными. Сами нравственные ценности перестают быть показателями образованности.
Уже и в нашей стране обозначился разрыв образования с системой нравственных ценностей. Российское общество, лишившееся своих идеалов, не сможет передать подрастающему поколению нравственные установки, которые определяли бы стереотип его поведения. Отличительной чертой обучающейся молодежи становится прагматизм; молодые люди стремятся жить только сегодняшним днём.
Нельзя отказываться и от такого проверенного веками правила: каждая учебная дисциплина должна содержать в себе и функцию просвещения. Авторы учебника следовали этому правилу.
Примечание. Уважаемые читатели, сообщаем, что часть материала учебника в бумажной версии отсутствует. Она доступна в электронном виде по ссылке: http://goo.gl/7l7hre. Вот этот материал: «Эволюция научной мысли о торговом деле» (глава 1, раздел 1.3); «Инновации в торговом деле» (глава 8); «Словарь терминов».