Икона Святой Троицы Андрея Рублева на первый взгляд вызывает недоумение – почему об этой иконе говорят восторженно на протяжении столетий. Попробуем приблизиться к пониманию этого восторженного чувства.
Для начала ознакомимся с описанием этой иконы и её историей на сайте rublev.com. Допускаю, что моё мнение, которое я собираюсь предложить, может отличаться от истинного, того, что закладывал в неё иконописец. Кстати, читая, как данную икону покрывали всё новыми и новыми слоями олифы и краски, а затем скрыли ее в серебряном окладе – в очередной раз пришла в голову мысль, что революции 1917 года были не случайными.
Мне всегда интуитивно не нравились иконы скрытые серебряными и золотыми окладами, всегда хотелось заглянуть под оклад, так как за ними скрывается много откровенной информации, которую хотел передать иконописец. Икона это своего рода проповедь иконописца, особенно если это апостол Лука или Андрей Рублев.
Так чем же мне мешают оклады? Если внимательно посмотреть на три божественные Фигуры, изображённые на иконе, то мы увидим цвета Их одежды. Центральная фигура одета в тёмно-вишневый хитон с золотой вертикальной вставкой и голубой плащ. Фигура по левую руку от центральной одета в голубой хитон и зеленоватый плащ. Фигура по правую руку от центральной одета в голубой хитон и белый плащ. Я часто задавался вопросом Кто здесь Кто? Со временем я для себя нашел ответ.
На иконе выделяется центральная фигура и цветами одежды и выражением лица. Именно центральную фигуру, возьму на себя дерзость предположить, буду считать Отцом.
Цвета первой одежды Отца отсутствует в одеждах двух других Фигур и на самой иконе, за исключением цвета трапезы в чаше на столе. Вторая одежда центральной Фигуры – голубой плащ. Это цвет первой одежды двух других Фигур. Это как сказание, что Сын рожден Отцом, а Дух Святой исходит от Отца. Они как бы наследуют голубой цвет плаща Отца на своём хитоне. Голубой цвет больше нигде не используется на этой иконе. Цвет плаща левой Фигуры соответствует цвету передней грани стола, а цвет правой Фигуры соответствует цвету вод исходящего из-под стола источника, который стекает с постамента и покрывает собой всю землю. Возможна в символическом смысле это и есть источник материи нашего мира.
Забегая вперед, можно предположить, что Отец – источник всего. Он источник праматерии и жизни. Им рождён Сын и от него исходит Дух Святой. Святой Дух организует материю из праматерии, а Сын из материи строит наш мир.
С Отцом мы разобрались. Где Сын? Где Агнец Божий предназначенный на заклание, мучения, унижения, предательство и ужасную мучительную смерть?
Давайте посмотрим на лики божественных Фигур и положения их глав. Разве здесь могут быть сомнения?
Две Фигуры склонили свои главы в направлении Фигуры в белом плаще. Обратите внимание на их руки. На столе стоит подношение от праотца Авраама ради собственного спасения, а также ради спасения других, чтобы они имели шанс на спасение. Две вышеописанные Фигуры держат посохи в левой руке, а правая рука каждой из Фигур расположена на столе. Правая рука Отца замерла на столе с указующими двумя перстами. Фигура в зеленом плаще как бы готовится придвинуть чашу правой рукой к Фигуре в белом плаще.
Фигура в белом плаще держит голову практически без наклона, но ее лик несколько преклонен относительно Отца и глаза устремлены на Фигуру в зеленом плаще. Фигура в белом плаще руки на стол не опустила, в Её правой руке находится посох, а левой она собирается принять подношение.
Фигура в зеленом плаще. Она как бы уже скорбит о предстоящем ужасном событии, и ее глаза устремлены вниз на подношение.
В лице фигуры в белом плаще отображена безграничная любовь и преданность воле Отца.
Выражения лиц у каждой Фигуры индивидуальные. Это действительно божественные лики и выражения лиц каждой из Фигур преисполнены смысла, которым наделил Их иконописец-богослов. В выражениях лиц Святого Духа и Сына доминирует смирение воле Отца. Святой Дух также сострадает участи Сына. Сын взирает именно на Святого Духа с печалью и внутренним страданием от осмысления своей мученической миссии и неким вопросом или сомнением, о котором знает Святой Дух, но всем своим видом демонстрирует смирение с неизбежным, так как на то есть воля Отца.
Лик Отца – это поистине лик всемогущего Творца, в выражение лица которого мы ощущаем и любовь, и уверенность, и сострадание. В Его взгляде чувствуется сила, которой нет преград ни во времени, ни в пространстве.
Безбожники большевики освободили икону из оклада, который был прибит множеством гвоздей к иконе прямо в божественные образы, реставрировали ее и выставили в музее, где эта икона несёт Слово Божие всем, кто устремляет на нее свой ищущий взгляд. Поистине пути Господни неисповедимы.
На заднем плане иконы мы видим дерево, скалу и здание. Древо за Отцом. Здание за Сыном. Скала за Духом Святым. Древо – это жизнь. Скала – материя нашего мира. Здание – домостроительство этого мира.
Святая Троица находится на постаменте, возвышающемся над землей. Ноги Путников земли не касаются, этим как бы подчеркивая, что наш мир и мир божественный это ни одно и тоже. Двое крайних Путников восседают, на стульях, две ножки которых опираются на землю за постаментом. На чем восседает Центральный Путник – скрыто. Логично предположить, что Отец полностью находится на постаменте, а Сын и Дух Святой имеют возможность сходить на землю и творить волю Отца.